Духовные стихи это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращенный как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты.

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определенных обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различные моменты. И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать, знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии. Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII–XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвященные какому-либо празднику или событию, отраженному в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.


Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты.

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определённых обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различных ситуациях. И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы, женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии. Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII-XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.

Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н. Заволоко:

Деды и прадеды наши, презрев блага земные, все искали: как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали Град-Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей докрай Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали. (…) И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился. (…) Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Су­ще­ст­ву­ют раз­ные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни соз­да­ния духовных стихов. Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что жанр духовных стихов сло­жил­ся по­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва на Ру­си, в X-XI веках, а воз­мож­но, да­же в язы­че­ские вре­ме­на (лишь позд­нее впи­тав хри­сти­ан­ские эле­мен­ты); со­глас­но другой точ­ке зре­ния, духовные стихи на­ча­ли соз­да­вать­ся не ра­нее XVII века. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но мне­ние, что фор­ми­ро­ва­ние жан­ра от­но­сит­ся к XV-XVII векам.

Струк­ту­ра духовных стихов обыч­но диа­ло­гич­на: че­ре­дую­щие­ся во­про­сы и от­ве­ты пер­со­на­жей при­зва­ны дра­ма­ти­зи­ро­вать дей­ст­вие, пе­ре­дать чув­ст­ва уча­ст­ни­ков, сло­вес­но обо­зна­чить кон­фликт и рас­крыть глу­бин­ный, ре­лигиозный смысл со­бы­тий. Духовные стихи от­ра­жа­ют народную ве­ру, не сов­па­даю­щую с ор­то­док­саль­ным хри­сти­ан­ст­вом; многие мо­ти­вы духовных стихов вос­хо­дят к апок­ри­фам. Ре­ми­нис­цен­ции из духовных стихов встре­ча­ют­ся у русских пи­са­те­лей XIX-XX веков. (Н. А. Не­кра­сов, Н. С. Лес­ков, П. И. Мель­ни­ков-Пе­чер­ский, Н. А. Клю­ев и др.).

Издания:

Ва­рен­цов В. Г. Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов. М., 1860;

Бес­со­нов П. А. Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие. Сб. сти­хов и ис­сле­до­ва­ние. М., 1861–1863. Ч. 1–2;

Го­лу­би­ная кни­га. Рус­ские на­род­ные ду­хов­ные сти­хи XI–XIX вв. М., 1991;

Ду­хов­ные сти­хи. Кан­ты: (Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов Ни­же­го­род­ской об­лас­ти). М., 1999.

Определение духовных стихов как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений, объединяющим началом которых является понятие "духовное", религиозно-христианское, противопоставленное мирскому, светскому. Народные наименования жанра: "стихи", "старины", "псальмы", "канты".

Происхождение духовных стихов и источники: книги Священного писания (Ветхий и Новый завет), христианская каноническая и апокрифическая литература, проникавшая на Русь после Крещения с конца Х в. (жития, библейские сказания, нравоучительные повести и др.), церковные проповеди и литургия. Старшие духовные стихи (эпические) и младшие (лирические). Создатели и исполнители духовных стихов - калики (калеки) перехожие, паломники по святым местам.

"Духовные стихи - это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения". Основная идея духовных стихов: утверждение превосходства духовного над материальным, телесным, прославление подвижничества, мученичества за веру, обличение греховности, несоблюдения Божьих заповедей.

Отражение в старших духовных стихах космогонических представлений. Основные темы и сюжеты: стихи о мироздании; на библейские ветхозаветные сюжеты; евангельские ("Рождество Христово"), о героях-змееборцах ("Егорий и змей"), мучениках, подвижниках (Алексей Божий человек); чудотворцах ("Микола"); праведниках и грешниках ("Два Лазаря"); о кончине мира и Страшном суде ("Михайло архангел - грозный судья")

Отголоски языческих верований в стихах о матери сырой земле ("Плач земли", "Непрощаемый грех", "Обряд прощания с землей перед исповедью"). Назидательные стихи о мирских соблазнах и спасении в пустыне, необходимости покаяния (" Пятница и Пустынник", "Стих о лени", "Василий Кеса-рийский"). Стихи на сюжеты из древнерусской истории ("Борис и Глеб", "Александр Невский", "Дмитрий Донской").

Младшие духовные стихи (псальмы, канты) на темы из старообрядческой истории (ХVII-Х1Х вв.): "О Никоне", "Стих об антихристе", "Гора Афон" и песни сектантов-мистиков (скопцов, хлыстов).

Общефольклорные свойства духовных стихов, позволяющие соотносить их с былинами, балладами, историческими и лирическими песнями. Влияние литературно-христианской стилистики, широкое использование церковнославянизмов. Пространственно-временная характеристика художественного мира духовных стихов. Специфика чудесного, связанного в них с Христом и святыми (исцеление больных, неуязвимость при пытках, воскресение из мертвых и др.). Композиция (цепь эпизодов того или иного события или жития персонажа). Монологические стихи ("Плач Иосифа Прекрасного"), роль диалогов ("Сон Богородицы"). Поэтический язык (эпитеты, параллелизмы, сравнения). Образ земли после Страшного суда. Описание расставания души с телом, переправы через огненную реку.

Лирические песни, их отличия от исторических. Собирание народной лирики, основные сборники, изучение народных лирических песен в 20 веке.

Лирическая песня — стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка.

Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненна являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в.

Работа по собиранию народных песен значительно активизировалась в 30-е годы XIX в. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие писатели. Интерес к народной песне усилился в связи со стремлением русских писателей к национальной самобытности.
Выдающиеся заслуги в собирании русских народных песен принадлежат П. В. Киреевскому, который этому благородному делу посвятил всю свою жизнь. В 30—50 годы XIX в. П. В. Киреевский с помощью своих многочисленных корреспондентов, в числе которых были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль, П. И. Якушкин и другие писатели, собрал несколько тысяч народных песен.

В первой половине XIX в. были изданы сборники народных лирических песен: Кашин Д. Н. Русские народные песни (три книги, 1833—1834); Сахаров И. П. Песни русского народа (пять частей, 1838—1839); Студщкий Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847) и др.

В связи с повышенным интересом к крестьянскому вопросу работа по собиранию народных песен еще более расширилась во второй половине XIX в. Немалую роль в этом деле сыграло организованное в 1846 г. Русское Географическое Общество, которое привлекло к. участию в собирании фольклора широкие круги любителей народной поэзии.
Наиболее крупными песенными изданиями второй половины XIX в. являются следующие: Якушкин П. И. Народные русские песни (1865); Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных 202 лирических песен (1889); Ивтомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. (1894); Истомин Ф.М., Ляпунов СМ. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. (1899); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д.

Качественно новый этап представляет собой собирание народных песен в советское время. Во-первых, эта работа получает невиданный ранее размах: в ней принимают участие Институты Академии наук СССР, высшие и средние специальные учебные заведения, редакции газет и журналов, историки, писатели, самые широкие круги интеллигенции. Во-вторых, повысился научный уровень, усовершенствовалась методика записи народных песен, как и других жанров фольклора. В комплексных экспедициях по записи песен нередко принимают участие этнографы, фольклористы и музыковеды, широко используются всевозможные технические средства (магнитофоны, киноаппараты и пр.). В итоге за годы Советской власти был собран огромный песенный материал, который хранится во многих академических, вузовских, музейных, государственных и областных архивах и широко используется в научной и культурно-массовой деятельности.
Значительное количество песен, записанных в советское время, было опубликовано. Песни занимают видное место почти во всех общих сборниках, посвященных фольклору той или иной области. Выходят сборники, специально посвященные песням. Особенно большую ценность представляют сборники, подготовленные сотрудниками Академии наук СССР (Песни Пинежья)

Прежде всего следует отметить, что советскими учеными была проделана большая работа по выработке основных принципов классификации народных лирических песен.
Значительно расширился сам объект исследования. Если дореволюционная фольклористика изучала преимущественно бытовые лирические песни, то советские ученые большое внимание уделяют всестороннему рассмотрению народной лирики, ее социального содержания. Детальному исследованию в советской фольклористике подвергалась художественная форма традиционных лирических песен как явление поэзии.
Песни не только словесное, но и музыкальное искусство. Продолжая традиции прошлого, советские ученые, изучают народные песни и с музыкальной стороны.
В советском литературоведении и фольклористике сложилась прочная традиция в изучении проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. Во многих работах рассматривается использование писателями русских народных лирических песен.
В последние годы в советской фольклористике поставлены вопросы о происхождении необрядовой лирической песни, ее историческом развитии, всевозможных изменениях, которые она претерпевает в процессе бытования.

И наконец, следует отметить, что история изучения и публикаций русских народных лирических песен становится предметом специальных историографических исследований, библиографических разысканий и учебно-методических разработок.

Читайте также: