Духовные потребности человека кратко

Обновлено: 18.05.2024

Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.

Что это за понятие

Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.

Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.

К высшей ступени пирамиды относятся:

  • интерес к процессу познания;
  • тяга к развитию и саморазвитию;
  • намерение иметь любимую сферу деятельности;
  • осознание смысла своего существования;
  • определение жизненных целей;
  • жажда самореализации;
  • эстетические ценности.

Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.

духовные потребности это

Описание

Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.

Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес. Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов. Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.

Познавательная активность

Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований. Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами. На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.

Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания. Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности. В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).

При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.

духовные потребности человека

Самосовершенствование

Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.

Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:

  • Способность быстро и рационально принимать решения.
  • Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
  • Повышенный уровень запоминания полезной информации.
  • Развитость различных типов мышления.
  • Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
  • Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.

Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.

Дарья Милай




В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.

Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.

духовные потребности человека примеры

Реализация в трудовой деятельности

Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.

Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.

Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.

духовные потребности примеры

Удовлетворение эстетических чувств

В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.

Персональная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультация

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.

Поиск смысла жизни

Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.

что такое духовные потребности

Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия

На формирование влияет несколько факторов:

  • Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
  • Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
  • Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
  • Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
  • Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.

Базовые отличия от физических потребностей

ДуховныеМатериальные
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве.Воспринимаются как крайне необходимые.
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения.На первом месте – владение определенными благами.
Важнее всего – психическая гармония.Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью.
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием.Утилитарная направленность первична.
Распредмечивание результатов культурной деятельности.Опредмечивание творений культуры.
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память.Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена определенной форме, оболочке.

духовные потребности личности воплощаются в занятиях искусством

  • Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
  • Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
  • Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.

Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:

к духовным потребностям человека относится

Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры

О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:

а) развиваться профессионально;
б) раскрыть свой потенциал;
в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.

Без этих стремлений он вполне может прожить, но целеустремленность помогает ему чувствовать себя значимым.Человеку всегда не хватает чего-то, чтобы ощутить себя счастливым. Даже имея множество материальных благ, он не ощущает себя целостным, гармоничным.

Дело в том, что счастье – это в большинстве своем состояние ума, достичь которого можно лишь развиваясь внутренне.Определение духовных потребностей связано с высшими человеческими ценностям, однако зачастую они являются более доступными, чем материальные. Они помогают развивать мировоззрение, адаптироваться в обществе, найти свое место в мире.

  • Добро. Чаще всего воспринимается как оценка действий индивида в соответствии с законами морали. Противопоставляется злу.
  • Красота. Совокупность внешних качеств, приятных для восприятия органами чувств.
  • Истина. Стремление познать действительность без ее идеализации, объективно.

Формирование духовности происходит еще в детском возрасте. Тогда возникает чувство прекрасного. И чем больше любви к эстетике, желания развиваться родители постараются вложить в ребенка, тем плодотворнее и благоприятнее он будет взаимодействовать с миром в будущем. Сформированная, целостная личность сумеет без фатальных последствий преодолеть тяжелые жизненные испытания, связанные с потерей важных людей, разочарованиями, кризисами, смертью. Развивать свой духовный потенциал можно следующим образом:

  • Чаще общаясь с природой. Оказавшись на свежем воздухе, важно уметь расслабляться, любоваться окружающими прекрасными мелочами.
  • Обращайтесь к искусству. У каждого человека есть сфера, которая его вдохновляет: литература, музыка, танцы, кино, театр. Найдите свою и погружайтесь в изучение ее аспектов.
  • Налаживайте диалог с самим собой. Слушайте внутренний голос, который подскажет ваши истинные желания. Займитесь йогой, медитацией или отыщите иной способ оставаться наедине с подсознанием.
  • Общайтесь с животными. Это общение благоприятно влияет на людей даже на физическом уровне. Детям с различными психическими отклонениями я рекомендую проходить терапию с дельфинами для избавления от стрессов и облегчения процесса социализации.

Роль искусства

Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.

Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.

Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.

Заключение

Не стоит полагать, что развитие внутреннего мира — второстепенное занятие. Это не менее важно, как и освоение материальной стороны жизни, производство вещественных благ. А порой и более. Взрослея ментально, вы постигаете новые стороны существования, открываете для себя огромное количество источников счастья, гармонии, удовлетворения. В свою очередь, это помогает держаться на плаву, даже если земля постепенно уходит из-под ног: наступает кризисный период в отношениях, карьере, взаимодействии с другими людьми и самим собой, появляются проблемы со здоровьем. Все можно преодолеть на уровне ума, если вы целостны, осознаны. Узнав, что относится к духовным потребностям человека и в чем их особенность, а также, что значит быть развитой личностью, запишитесь на мою консультацию, где вы сможете найти ответы на другие глубинные вопросы.

духовные потребности человека это

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Медитация

Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.

В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.

Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Особенности духовных потребностей

Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.

В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:

  • Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
  • Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
  • Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
  • Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;

Разновидности духовных потребностей

В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление приобщиться к прекрасному, слушать и созерцать;
  • Саморазвитие и самореализация;

Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:

  • Стремление окружить себя разносторонними и интересными личностями;
  • Ведение трудовой деятельности;
  • Освоение моральных ориентиров.

Отличия духовных потребностей от материальных

Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.

К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.

Духовные потребности высшие потребности идеального (не материального) характера – эстетические, познавательные, религиозные. К духовным потребностям относятся: стремление к познанию себя и окружающего мира в их взаимосвязи, поиск и реализация смысла своей жизни, стремление к нравственному совершенству, потребность в вере и др. Они имеют ту особенность, что по мере удовлетворения интенсивнее возрастают, вызывают переживания. Эти потребности видоизменяют мировоззрение человека, его жизненный уклад, направляют его личностные качества к большему нравственному совершенству. Такие потребности удовлетворяются через любовь, поиск и веру.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Духовные потребности" в других словарях:

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга).… … Терминологический ювенологический словарь

удовлетворявший духовные потребности — прил., кол во синонимов: 1 • питавшийся (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия

потребности — нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь

Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедея­тельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает диском­форт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности.… … Экология человека

ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь

потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия

ПОТРЕБНОСТИ — нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… … Философская энциклопедия

Потребности — нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Биологические П. (в т. ч. и у человека)… … Большая советская энциклопедия

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Виды потребностей человека

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Социальные потребности - это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности - это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия - размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж - это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия - и есть престижные потребности.

Познавательные потребности - это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

Эстетические потребности - это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности - искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Читайте также: