Духовные искания пьера безухова кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы:

Основная литература по теме

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

  • Аустерлицкое
  • Бородинское
  • Шенграбенское
  1. Восстановление последовательности элементов.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

  1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
  2. Смерть отца.
  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
  6. Увлечение масонством.
  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
  10. Женитьба на Наташе.

2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Герой попадает на войну, но осознает главное только после возвращения с фронта домой. Жена погибает, подарив ему маленького сына. Персонаж впадает в уныние, хандру. Взбодрить князя смог Пьер. Андрей снова отправляется на защиту родины, осваивает государственные дела. Нравственные предпочтения героя меняются – в нем исчезают тщеславие, эгоизм, самовлюбленность.

Пьер женился на красавице Элен, но брак оказался несчастным. Элен умирает, освобождая Безухова от уз брака. Герой ставит перед собой задание – найти свой путь в жизни. Он вступает в масонское общество с благими намерениями, но сталкивается с ложью и лицемерием. Очередное разочарование толкает Безухова на войну.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

В духовных исканиях Пьер всегда прислушивается к своему сердцу. Основные черты характера: доброта, легкомыслие, наивность. Персонаж имеет слабый характер, доверяет людям, уязвимый, поэтому часто действует необдуманно. Основные аспекты духовных исканий:

  • В начале произведения Наполеон вызывает восхищение у Безухова;
  • Герой стремится найти свой путь в жизни, не боится ошибаться, пробовать;
  • На войне Пьер осознает, что оказался не на своем месте;
  • В плену духовные терзания заставили многое переосмыслить;
  • Общение с Каратаевым стало ключевым моментом в смене приоритетов Безухова;
  • Его духовные искания завершаются стремлением к простому человеческому счастью.

Понадобилось много времени, чтобы Пьер окончательно понял себя. Ему удалось разобраться в окружающих людях, сделать выводы, принять правильное решение.

Духовные искания князя начались с желания попасть на войну. Ему не хочется тихого семейного уюта, он жаждет подвигов, славы, героизма. Жизнь преподнесла ему урок, когда Болконский получил ранение. Это заставило его о многом задуматься. Перед важным сражением герой осознает, что нет ничего важнее близких людей; гнаться за любовью чужих, незнакомых личностей бессмысленно.

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Жизненные поиски Пьера заканчиваются свадьбой с Наташей Ростовой. Он обретает спокойствие, домашний уют и любовь. Безухов чувствует, что нашел свое место в жизни, он счастлив.

Портрет Пьера Безухова

Приезд в Россию

Знакомство читателя с Пьером Безуховым происходит в салоне Шерер. Отмечается то, что герой совсем не похож на типичных представителей светского общества. Он очень наивен и простодушен. Богатства, которые Пьер получил в наследство от своего известного отца, а также его неспособность оценивать людей позволяют Василию Курагину устроить свадьбу Пьера с его дочерью Элен. Брак с ней становится для Пьера Безухова первым серьезным испытанием, заставившем по-другому посмотреть на свое существование. Целых шесть лет Пьер находился с Элен Курагиной в официальных отношениях, и все это время он был абсолютно несчастлив с ней. Смерть жены дала ему глоток свободы, он понял ценность жизни.

Идеалы и разочарования Пьера

Война и плен

Чтобы почувствовать свою причастность к народным идеям и действиям, Пьер отправляется на войну. Но герой является скорее наблюдателем, чем участником всех событий. Пьер не рожден для военных действий. Он просто наблюдает за ходом действий и материально поддерживает русскую армию.

Когда Пьер находится на поле боя в своем белоснежном фраке, он чувствует к себе злость воюющих солдат. Герой понимает, что и здесь он чужой, что он лишний для всех. Пьер хочет быть похожим на солдат, и вскоре они проникаются к нему уважением.

Желая убить самого Наполеона, Безухов оказывается в плену, где знакомится с Платоном Каратаевым. Этот человек глубоко повлиял на мировоззрение Пьера. Разговоры с новым другом и своеобразным жизненным учителем помогают Пьеру встать на истинный жизненный путь.

Пьер и Платон Каратаев

Пьер Безухов — один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.

Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер. Уже тогда этот “опасный молодой человек” не вписывался в жизнь светской черни, где главное — мелкие эгоистические интересы, где вместо людей — маски, а настоящие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого. В начале своего жизненного пути он, как и князь Андрей, увлеченный успехами Наполеона, представляет себе свои будущие подвиги и достижения, но все это так и остается у него умозрительными мечтаниями.

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни.

С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека он превратился в обыкновенного помещика-трутня: “Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным”. Пьер знает, что светские правила и нормы поведения ничего не стоят по сравнению с “чем-то необъятным и таинственным”, однако он слишком слаб, чтобы владеть собой, и совершает ошибку, чуть не ставшую роковой: вызывает на дуэль Долохова.

К этому времени он не умом, а сильно развитой интуицией понял настоящую сущность Элен: “Пустая, глупая и развратная женщина”, однако ложный страх, что пострадала его честь, приводит его в бешенство.

Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то, что многое из окружавшей их сложной символики было ему непонятно. Позднее он переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность. Этому этапу жизни Безухова предшествует его наивная влюбленность в Наполеона. Он, как и Андрей Болконский, увлекается образом великого императора и полководца, видя в нем центр вселенной. Культ личности Наполеона был типичен для многих молодых представителей светского общества того времени, и Толстой сознательно позволяет своим героям пережить это увлечение, давая возможность им самим сделать выбор.

Пьер очень болезненно переживает разочарование в своем кумире: от восхищения и обожания он приходит к непреодолимому желанию убить его. Уверенность в правильности такого поступка и твердая решимость осуществить его заставляют Безухова идти по горящей Москве, забыв обо всем. В тот момент он был буквально одержим своей идеей.

Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он “богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время”, и идет на войну.

Смысл жизни он начинает видеть лишь после сближения с народом, с его самыми простыми представителями. Впервые герой соприкасается с ними на Бородинском поле, видит их подлинный, а не показной, как в высшем обществе, патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, горячую и страстную любовь к ней. Он и сам ощутил эту “скрытую теплоту патриотизма”, когда оказался в плену. Выжить ему удалось, лишь выдав себя за простого крестьянина, скрыв свое настоящее социальное положение. Именно в этот период жизни Пьера и начинается его сближение с народом.

Здесь, на войне, видя смерть, кровь и страх, Пьер входит в народную жизнь, здесь начинается его духовное перерождение. Он получает простые и ясные ответы на вопросы “кто прав, кто виноват и какая сила управляет всем”, так долго мучившие его. “Главный винт” в голове героя, ранее “вертевшийся, ничего не захватывая”, теперь “попадает в резьбу”.

Пьер начинает жить общей жизнью, не умозрительно, а всем сердцем. В разоренной и сожженной Москве герой получает “те спокойствие и довольство собой, к которым стремился прежде”. Встреча с Платоном Каратаевым пробуждает в его душе гармоничное народное начало, основанное на счастье в этой жизни, на этой земле, а не там, “призванное не отрицать земную жизнь, а высветить и одухотворить ее”: “То, что ранее он искал и не нашел в масонстве заново открылось ему здесь, в тесном бараке”. Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, ибо понял, что жить на свете — огромное счастье, не отраженным интеллектуальным существованием, а непосредственным ощущением радости этой земной жизни. Только сблизившись с ним, Пьер начал понимать истинную логику жизни и ее законы. Через ужас смерти, страдания, лишения, через непосредственное ощущение жизни он пришел к “миру” с самим собой, нашел то, к чему всегда стремился. Позднее, в 1820 году, он назовет дни, проведенные в общении с Платоном Каратаевым, одними из самых счастливых дней в своей жизни. Ведь именно тогда он наконец осознал, что “человек создан для счастья”, а “жизнь есть Бог”.

Правда, в эпилоге Пьер все же отходит от Каратаева, хотя кое в чем, по его мнению, тот одобрил бы его. Это кое-что — семейная жизнь Наташи и Безухова. Последний говорит о Платоне следующие слова: “Что он одобрил бы — нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”. Но на вопрос Наташи: “А одобрил бы он тебя сейчас?” — отвечает отрицательно. Герой возвращается к своим духовным исканиям “путем мысли”. Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни. В отличие от мертвой сущности первой жены Безухова, Элен, Наташа Ростова — духовно богатая натура; в ней было сосредоточено главное достоинство женщины — способность любить, понимать, чувствовать. Она “растворилась” в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная Толстым, — как маленькая модель мира, без которой невозможно существование общества. Для Пьера она награда, благословение. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых, Безухова, автор поет гимн семье, являющейся, по его мнению, высшей формой духовного единения людей.

В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который получил Пьер во время Отечественной войны.

В эпилоге Пьер выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, круг размыкается: ничего еще не решено окончательно, итоги не подведены. В сущности это было бы невозможно: жизнь не стоит на месте, в ней что-то постоянно меняется. Так и Пьер не останавливается на достигнутом, продолжает искать что-то новое. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.

Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходна с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей новой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. В образе Пьера Толстой хотел показать, как оформляется в человеке высшее понимание земной жизни, как тяжело приходит оно и какое счастье приносят одухотворенные человеческие радости.

Пьер Наташа Ростова

Тест по произведению

Возвращение

Вернувшись из плена, Пьер Безухов находит свое счастье в семейных отношениях: он женился на Наташе Ростовой, и у них родилось четверо детей. Помимо семейной жизни, Пьер занимается и общественными делами. Л. Н. Толстой не говорит напрямую, в какой организации находится Пьер, намекая, что она является тайной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели: - выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского.

Цели: - выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, - определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого,; -выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки; -проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиска смысла жизни.

Дайте общую характеристику Пьеру Безухову. Каким мы видим его в салоне А. П.

Дайте общую характеристику Пьеру Безухову. Каким мы видим его в салоне А. П. Шерер?

В начале романа перед нами предстает молодой человек с умным, робким и наблюд.

В начале романа перед нами предстает молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью. Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. *

Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова.

*

Расскажите о дуэли П. Безухова и Долохова: причина, поведение героев, их чувс.

Расскажите о дуэли П. Безухова и Долохова: причина, поведение героев, их чувства.

* Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думае.

Пьер «имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающим.

* Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанн.

Что означает семья для Пьера и Элен? Счастливы ли герои? К какому решению при.

Что означает семья для Пьера и Элен? Счастливы ли герои? К какому решению приходит Пьер?

Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивост.

Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки: одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни. *

Развод с женой- жизненный кризис героя. О чем он заставляет задуматься Пьера.

Развод с женой- жизненный кризис героя. О чем он заставляет задуматься Пьера? Кто помогает герою выйти из жизненного тупика? Куда приводит Пьера поиск смысла жизни? Какие идеи привлекают героя в масонстве?

Истина для Пьера – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, сост.

Истина для Пьера – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я. " Поиски правды и смысла жизни приводят его к масону Баздееву, который, зная о его несчастьях, предлагает ему помощь. В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви", оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело. *

* Это союз людей свободных и добрых нравов, всех рас, всех национальностей и.

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и забот.

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни: «И только теперь, когда я. стараюсь. жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют лицемерие и карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. *

Читайте также: