Духовно нравственный кризис общества в 90 е гг xx в события октября 1993 года кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вечером 21 сентября 1993 г. президент принял указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. По этому указу прекращались функции Верховного совета и съезда, а на 12 декабря назначался референдум по новой конституции, одобренной Конституционным совещанием, и выборы в новый парламент. По действовавшей конституции роспуск съезда автоматически вел к отстранению президента от власти.

У Дома Советов (резиденция Верховного совета) стали собираться массы защитников конституции. Одновременно здесь появились внутренние войска. В то же время охрана Белого дома получила автоматы. Противостояние приобретало вооруженный характер. В ночь на 22 сентября Верховный совет во главе с Р. Хасбулатовым квалифицировал действия Ельцина как попытку государственного переворота, принял решение об отстранении его от власти в соответствии с конституцией и назначил временным президентом вице-президента А. Руцкого. Как и во время ГКЧП 1991 г., вокруг Дома советов были воздвигнуты баррикады. Действия парламентариев были поддержаны Советами народных депутатов большинства субъектов федерации, в том числе Моссоветом. Конституционный суд подтвердил неконституционность указа президента. 23 сентября в Белом доме начал работу X внеочередной Съезд народных депутатов, который подтвердил решения Верховного совета.

В ночь на 24 октября группа экстремистов из Союза офицеров попыталась захватить штаб объединенных вооруженных сил СНГ, чтобы воспользоваться его инфраструктурой для борьбы с Ельциным. В перестрелке погибли капитан милиции и жительница ближайшего дома.

На улицах Москвы усиливалось противостояние между сторонниками парламента и силовыми структурами, верными президенту, включая ОМОН. Попытки препятствовать доступу граждан к Дому советов приводила к столкновениям. Вокруг резиденции парламента собрались люди разных взглядов —коммунисты, демократы, националисты, включая бойцов Российского национального единства, и др. 28 сентября под предлогом присутствия в Доме советов вооруженных людей здание было блокировано и окружено колючей проволокой, в нем было отключено электричество, связь и вода. Но депутаты не собирались сдаваться. Тысячи сторонников парламента и противников Ельцина митинговали вокруг кольца оцепления и жестоко разгонялись. 2 октября на Смоленской площади развернулась рукопашная схватка между оппозиционными демонстрантами и ОМОН.

Росла поддержка региональными лидерами компромиссных предложений председателя Конституционного суда В. Зорькина о досрочных одновременных выборах президента и парламента. Однако этот компромисс не был поддержан президентской стороной. Под эгидой Русской православной церкви велись переговоры об урегулировании кризиса. Армия фактически занимала нейтральную позицию.

3 октября десятки тысяч сторонников парламента прорвали заслоны милиции и подошли к Дому советов. Началась стрельба. Вооруженные противники Ельцина освободили Дом советов от блокады и захватили здание мэрии Москвы, из которого осуществлялось руководство блокадой Белого дома. Окрыленные этим успехом, Руцкой и Хасбулатов призвали своих сторонников занять Кремль и телевизионный центр в Останкино, чтобы можно было разъяснить всей стране позицию защитников конституции. На автомобилях вооруженные противники Ельцина выехал в Останкино. В этих условиях Е. Гайдар и другие сторонники радикальных реформ призвали своих сторонников выйти на защиту президента. Вечером 3 октября противники Ельцина попытались захватить телевизионный центр в Останкино, но туда уже были переброшены силы специального назначения, верные Ельцину. Произошел взрыв, от которого погиб солдат спецназа. Тогда защитники телецентра открыли огонь по находившимся на улице людям. Были убиты десятки людей, большинство из которых не было вооружено. После этих событий в Москву были введены войска для поддержки Ельцина. 4 октября здание Белого дома было расстреляно из танковых орудий. Вышедшие из горящего здания лидеры оппозиции были арестованы. В октябрьских столкновениях погибло более ста сорока человек.

9 октября был принят указ президента РФ “О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”. 30 октября был опубликован указ президента от 27 октября 1993 г. “Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного края”, который ликвидировал систему Советов и назначали новые выборы и референдум по проекту конституции. Победа президента 12 декабря была закреплена принятием Конституции 1993.

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.




В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Создание сильного госу­дарства, действенность власти, проведение жизнеспособной полити­ки, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 90-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Со­циологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, со­циальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального по­ложения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен­ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.




Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. За годы реформ кар­динально изменились их функции. Стали иными структура периоди­ческих изданий, их объем, содержание, политическая и информаци­онная направленность. В 1990—1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн. экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большин­ства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Анало­гичные изменения претерпело производство журнальной продукции.

Одновременно заметно выросла роль телевидения, в информаци­онное пространство которого включено практически все население России. В 90-е годы появились новые общероссийские каналы; сложи­лась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким ди­апазон информационных и развлекательных передач.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безболезненно. Право на свободу слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой информации.

Художественное творчество в России

Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве и в сфере художе­ственного творчества. К числу наиболее зримых черт 90-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой — 90-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культу­ры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом са­мой широкой аудитории.

Источники и литература

1. Апокин И.А. Реформы в России. М., 2003.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.

3. Вертикаль никуда. Очерки политической истории России 1991-2008: Ю. А. Нисневич — Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 160 с.

4. Всемирная история в 24 томах. – Мн.: Литература, 1996–1997. (И другие издания).

5. Глазьев С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.. Эксмо, 2008.

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XX в. / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова– М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).

7. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

8. Ельцин- Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1994.

9. История внешней политики России. XX век / Под ред. Г.А. Санина. – М.: Международные отношения, 1999.

10. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. История России с начала XIX века до начала XXI века: Учебник для вузов /Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

13. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

14. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005.-816 с.

15. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

16. История России. XX век/Отв. ред. В. П. Дмитренко. М, 1996.

18. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

20. История современной России. 1985-1994 /Под ред. в.В. Журавлева. М., 1995

21. Калашников М. Гнев арка. М, 2009.

22. Калашников М. Оседлай молнию. М., Эксмо, 2009

23. Калашников М. Третий проект. Спецназ всевышнего. М., Эксмо, 2010.

24. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2001.

25. Карр Э. История советской России. Кн. 2. М.: Политиздат, 1990

26. Лсичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии. М., Эксмо.

27. Мухин Ю.И. Афганский фронт СССР. Массово-политическое издание. - М.: Алгоритм, 2009. - Советский проект

28. Мухин Ю.И. Власть над властью. М.: Алгоритм, 2007. - Против всех

29. Мухин Ю.И. Главная антироссийская подлость. -М.: Яуза-пресс, 2010. - Исторические расследования

30. Мухин Ю.И. Диагноз власти. Массово-политическое издание. -М.: Алгоритм, 2009. - Политический бестселлер

31. Мухин Ю.И. Дуэль с нечистой силой. -М.: Алгоритм, 2007. - В борьбе с расовой ненавистью и ксенофобией

32. Мухин Ю.И. За державу обидно! -М.: Яуза, 2004

33. Мухин Ю.И. Катынский детектив. -М.: Светотон, 1995

34. Мухин Ю.И. Клон Ельцина, или Как разводят народы. Роман. -М.: Алгоритм, 2009. - Исторический триллер

35. Мухин Ю.И. Крестовый поход на Восток. -М.: Яуза, Эксмо, 2004. - Война и мы

36. Мухин Ю.И. Кто убивал американцев 11 сентября 2001 года. М.: Эксмо, Яуза, 2005

37. Мухин Ю.И. Россия - всадник без головы. -СПб.: Питер, 2011

38. Мухин Ю.И. Убийство Сталина и Берия: Научно историческое расследование. Научное издание. Издано в авторской редакции. Художник Рауль Еркимбаев. -М.: Крымский мост-9Д, 2002. - Реконструкция эпохи

39. Мухин Ю.И. Почему врут учебники истории. Авторы: Ю.И.Мухин, А.А.Шабалов. -М.: Алгоритм, 2008. - Загадка 1937 года

40. Мухин Ю.И. Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер? -Авторы: Ю.И.Мухин, М.Брюн. -М.: Алгоритм, 2008. - Исторический триллер

41. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2002.

42. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

43. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова.М., 2004.

44. Новейшая история России. 1914-2002/ Под ред. М. В. Ходякова. М., 2004.

46. Отечественная история (1917-2001) /Отв. ред. И. М. Узнародов. М., 2002.

47. Отечественная история новейшего времени. 1985-2008: — Санкт-Петербург, РГГУ, 2009 г.- 880 с.

48. Паршев А. Почему Америка наступает. М., Пилигрим, 2005.

49. Перестройка: Двадцать лет спустя: — Санкт-Петербург, Русский путь, 2005 г.- 232 с.

50. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй поло­вины XX века. М.: Международные отношения, 2000.

51. Терещенко Ю. Я. История России XX - XXI вв. М., 2004.

52. Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2006.

53. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 2006.

54. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995): Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996. Глава Ш. Док. 1-9, 11-16; Глава III. Док. 2-5, 7; Глава V. Док. 1-8.

56. Черемисина Т.П. Становление рыночных предприятий в экономике России// ЭКО. 2001. № 4. С. 164-181.

57. Шейнис В. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1. - М., 2005.

58. Щешинов Ю. А. История России. XX век. М., 1999.

Создание сильного госу­дарства, действенность власти, проведение жизнеспособной полити­ки, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 90-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Со­циологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, со­циальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального по­ложения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен­ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. За годы реформ кар­динально изменились их функции. Стали иными структура периоди­ческих изданий, их объем, содержание, политическая и информаци­онная направленность. В 1990—1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн. экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большин­ства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Анало­гичные изменения претерпело производство журнальной продукции.

Одновременно заметно выросла роль телевидения, в информаци­онное пространство которого включено практически все население России. В 90-е годы появились новые общероссийские каналы; сложи­лась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким ди­апазон информационных и развлекательных передач.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безболезненно. Право на свободу слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой информации.

Художественное творчество в России

Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве и в сфере художе­ственного творчества. К числу наиболее зримых черт 90-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой — 90-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культу­ры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом са­мой широкой аудитории.

Источники и литература

1. Апокин И.А. Реформы в России. М., 2003.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.

3. Вертикаль никуда. Очерки политической истории России 1991-2008: Ю. А. Нисневич — Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 160 с.

4. Всемирная история в 24 томах. – Мн.: Литература, 1996–1997. (И другие издания).

5. Глазьев С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.. Эксмо, 2008.

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XX в. / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова– М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).

7. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

8. Ельцин- Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1994.

9. История внешней политики России. XX век / Под ред. Г.А. Санина. – М.: Международные отношения, 1999.

10. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. История России с начала XIX века до начала XXI века: Учебник для вузов /Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

13. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

14. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005.-816 с.

15. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

16. История России. XX век/Отв. ред. В. П. Дмитренко. М, 1996.

18. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

20. История современной России. 1985-1994 /Под ред. в.В. Журавлева. М., 1995

21. Калашников М. Гнев арка. М, 2009.

22. Калашников М. Оседлай молнию. М., Эксмо, 2009

23. Калашников М. Третий проект. Спецназ всевышнего. М., Эксмо, 2010.

24. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2001.

25. Карр Э. История советской России. Кн. 2. М.: Политиздат, 1990

26. Лсичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии. М., Эксмо.

27. Мухин Ю.И. Афганский фронт СССР. Массово-политическое издание. - М.: Алгоритм, 2009. - Советский проект

28. Мухин Ю.И. Власть над властью. М.: Алгоритм, 2007. - Против всех

29. Мухин Ю.И. Главная антироссийская подлость. -М.: Яуза-пресс, 2010. - Исторические расследования

30. Мухин Ю.И. Диагноз власти. Массово-политическое издание. -М.: Алгоритм, 2009. - Политический бестселлер

31. Мухин Ю.И. Дуэль с нечистой силой. -М.: Алгоритм, 2007. - В борьбе с расовой ненавистью и ксенофобией

32. Мухин Ю.И. За державу обидно! -М.: Яуза, 2004

33. Мухин Ю.И. Катынский детектив. -М.: Светотон, 1995

34. Мухин Ю.И. Клон Ельцина, или Как разводят народы. Роман. -М.: Алгоритм, 2009. - Исторический триллер

35. Мухин Ю.И. Крестовый поход на Восток. -М.: Яуза, Эксмо, 2004. - Война и мы

36. Мухин Ю.И. Кто убивал американцев 11 сентября 2001 года. М.: Эксмо, Яуза, 2005

37. Мухин Ю.И. Россия - всадник без головы. -СПб.: Питер, 2011

38. Мухин Ю.И. Убийство Сталина и Берия: Научно историческое расследование. Научное издание. Издано в авторской редакции. Художник Рауль Еркимбаев. -М.: Крымский мост-9Д, 2002. - Реконструкция эпохи

39. Мухин Ю.И. Почему врут учебники истории. Авторы: Ю.И.Мухин, А.А.Шабалов. -М.: Алгоритм, 2008. - Загадка 1937 года

40. Мухин Ю.И. Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер? -Авторы: Ю.И.Мухин, М.Брюн. -М.: Алгоритм, 2008. - Исторический триллер

41. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2002.

42. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

43. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова.М., 2004.

44. Новейшая история России. 1914-2002/ Под ред. М. В. Ходякова. М., 2004.

46. Отечественная история (1917-2001) /Отв. ред. И. М. Узнародов. М., 2002.

47. Отечественная история новейшего времени. 1985-2008: — Санкт-Петербург, РГГУ, 2009 г.- 880 с.

48. Паршев А. Почему Америка наступает. М., Пилигрим, 2005.

49. Перестройка: Двадцать лет спустя: — Санкт-Петербург, Русский путь, 2005 г.- 232 с.

50. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй поло­вины XX века. М.: Международные отношения, 2000.

51. Терещенко Ю. Я. История России XX - XXI вв. М., 2004.

52. Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2006.

53. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 2006.

54. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995): Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996. Глава Ш. Док. 1-9, 11-16; Глава III. Док. 2-5, 7; Глава V. Док. 1-8.

56. Черемисина Т.П. Становление рыночных предприятий в экономике России// ЭКО. 2001. № 4. С. 164-181.

57. Шейнис В. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1. - М., 2005.

Содержание конституционного кризиса России 1992-1993 годов

Конституционный кризис России 1992-1993 годов выражался в противостоянии двух политических лагерей: Президента России Б. Н. Ельцина с его сторонниками и находящейся под контролем исполнительной ветвью власти, и с другой стороны — руководства и большей части депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, вице-президентом России А. В. Руцкой и некоторыми другими представителями исполнительной власти.

Предпосылки противостояния

Предпосылки противостояния заключались в различных представлениях сторон о реформировании конституционного устройства, новой Конституции, а также о направлениях социально-экономического развития России.

Сторона Президента России настаивала на скорейшем принятии новой Конституции, усилении президентской власти и проведении либеральных экономических реформ.

Таким образом, причиной противостояния двух точек зрения была конституционная двусмысленность, при которой Ельцин настаивал на ограничении ею своих прав, а сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию.

Отставка Правительства Гайдара и выступление Ельцина

1 декабря 1992 года в Москве проходил VI Съезд народных депутатов, на котором руководство Верховного Совета критиковало Е. Т. Гайдара, которого отказались утверждать на пост Председателя Правительства.

В ответ на это, Ельцин резко высказался о работе Съезда народных депутатов и даже попытался сорвать его работу.

Проведенные переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова не принесли результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Попытка импичмента

В ответ на это Конституционный суд РФ, пока еще не обладая текстом официального указа Президента, усмотрел основания для его отрешения от должности в связи с неконституционностью его действий.

26 марта на чрезвычайном Съезде народных депутатов была произведена попытка объявления импичмента Президенту Ельцину, однако она провалилась в связи с появлением настоящего текста указа, который не содержал грубых нарушений Конституции.

Апрельский референдум

Тем не менее, после несостоявшегося импичмента, Съезд народных депутатов назначил всероссийский референдум, состоящий из 4 вопросов о доверии к Президенту.

В нем приняло участие свыше 64 % избирателей, и, несмотря на фактическую неоднозначность результатов по двум последним вопросам, победа Ельцина в этой политической борьбе была очевидна.

Конституционное совещание

Когда в конце апреля 1993 года в официальной печати был опубликован проект Конституции, предложенный президентом, что опять вылилось в демонстрацию его противников и столкновение с ОМОНом.

Через три недели после этого, 20 мая Ельцин созвал Конституционное совещание в Москве, которое начало свою работу 5 июня.

1 сентября того же года Президентом был подписан указ об отстранении от исполнения обязанностей в последнее время жестко критиковавшего его вице-президента А.В. Руцкого в связи с обвинениями его в коррупции, которые не подтвердились.

Однако на тот момент в Конституции не существовали нормы об отстранении вице-президента Президентом, и 3 сентября Верховный Совет направил соответствующее ходатайство в Конституционный суд, так как, издавая свой указ, Ельцин взял на себя полномочия органов судебной системы.

Разгон Верховного Совета

21 сентября 1993 года Ельцин подписал еще один указ, о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов с введением временной системы органов власти, и назначением выборов в Государственную Думу на 11—12 декабря.

Однако в то же время, Конституционный суд вынес свое заключение по поданному ранее ходатайству Верховного Совета по вопросу отстранения вице-президента от должности, признав действия Президента противоречащими Конституции.

Верховный Совет настаивает на прекращении полномочий Президента и их передаче вице-президенту А. В. Руцкому. Чрезвычайно созванный Х Съезд народных депутатов утверждает решение Верховного Совета, и квалифицирует действия Ельцина как попытку госпереворота.

Конституционная реформа

Еще через два дня прекращаются полномочия Советов всех уровней, а Президент отказывается от самостоятельного формирования Совета Федераций, назначая его выборы.

12 декабря большинством граждан принимается новая Конституция России. В этот же день проходят выборы в Государственную Думу и Совет Федерации первого созыва, начавшие свою работу после новогодних праздников в 1994 году.

Что касается членов Верховного Совета, то, несмотря на их непризнание себя виновными, 23 февраля Госдума их амнистировала, а следствие в отношении них было прекращено.

Читайте также: