Духовенство при екатерине 2 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Церковная политика в России кардинально изменилась при Петре I, и те монархи, что правили позже, в целом, эту политику секуляризации, умаления Церкви в правах и имуществе только продолжали и усугубляли. Не являлась исключением из этого правила и императрица Екатерина II.

Упорядочить религиозную жизнь

Именно при этой российской императрице появилось исламское духовное управление, которое выстроило всех российских мусульман в подобие некоей общей иерархии. Тоже самое получилось и с польскими католиками, которые после раздела Речи Посполитой стали подданными Российской Империи.

Все эти преобразования с политической точки зрения преследовали одну цель: упорядочить религиозную жизнь империи и дать необходимые рычаги управления этой жизнью главе государства.

Секуляризация церковных земель

Суть секуляризации церковных земель носила не только экономический, но и политический характер. Перестав быть землевладельцем, Церковь ставилась на государственное жалование. Священство и епископат становились ещё более связаны с государственной властью, превращаясь, по сути, в компонент вертикали власти.

Что же касается непосредственно секуляризации церковных земель, то внутри церковной среды не было единомыслия по данному вопросу. Часть иерархов приветствовала эту идею, видя сближение с государством – несомненным благом.

Однако, были у этой реформы и противники. И одним из самых яростных и непримиримых стал митрополит Арсений (Мацеевич), который в 2000 году был канонизирован, как священномученик Русской Православной Церковью.

Личность это была, прямо скажем, незаурядная и темпераментная. Периодически характер Мацеевича и обрекал его на ссылки и гонения. А усугубляло всё то, что он был действительно талантливейшим и убедительнейшим проповедником.

Потом, конечно, необходимость денег на глобальные проекты екатерининской эпохи, да и на многочисленных фаворитов, весь этот либерализм нивелировали, и сделали императрицу одним из апологетов крепостничества.

Но поначалу, крестьяне поверили в то, что скоро они станут свободными, что периодически приводило к открытым столкновениям с монастырями ещё до манифеста 1764 года. Подавлять которые пришлось в том числе и царской армии.

Критика из ссылки

Личный допрос доставленного ко двору Мацеевича только подтвердил опасения императрицы. Более того, Арсений сказал ей нечто такое, что она заткнула уши и повелела заткнуть ему кляпом рот.

Дальнейшая судьба митрополита была печальна, в ходе первого процесса над ним, его сделали простым монахом, лишив епископского достоинства и сослав в монастырь. Но Мацеевич при всей своей темпераментности был по свидетельству современников ещё и очень простым и прямолинейным человеком.

В итоге на Мацеевича донесли, и в ходе второго процесса он был уже расстрижен и из монахов, и под именем Андрея Врала посажен в Ревельскую крепость, в режиме жесточайшей изоляции.

Смерть в крепости

Секуляризация в 1764 году в итоге состоялась. Она нанесла удар по монастырям, количество которых сократилось в России больше, чем на две трети, с 1201 до 387. Мацеевич, как непримиримый политический оппонент был устранен, но и крестьянским надеждам на раскрепощение не суждено было сбыться. Церковь же получила сильнейший финансовый, да и в целом материальный урон со времён Петра I.

Церковная реформа Екатерины II – это реформа, проведенная с целью передачи церковных владений государству, упразднения некоторых монастырей и определения содержания для епархий и обителей.

Предыстория и причины реформы

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Главные принципы реформы

Основными положениями Манифеста, выпущенного Екатериной в 1762 г. стали:

Действие реформы по стране было неравномерным: некоторые области вообще не были ею затронуты до определенного периода. Так, только к 1780-м гг. эта реформа распространила свое действие по Черниговской, Киевской, Новгород-Северской, а еще позже по Курской, Воронежской, Екатеринославской. После ликвидации Коллегии экономии бывшие земли монастырей окончательно были закреплены за казной.

Итоги реформы

В это время значительно изменилась жизнь духовенства. Содержание реформы вынудило поменять монастырские уставы. Нравственный авторитет духовенства начал снижаться, а из-за обеднения некоторые монастыри и вовсе опустели.

Таким образом, С 1764 г. устанавливались новые материально-правовые взаимоотношения между государственной властью и Русской православной церковью, который сохраняли свой статус фактически до 1917 г. Екатерина II в результате своей реформы произвела радикальный переворот церковной системы, одновременно значительно увеличив доход в государственную казну. В концу ее правления этот доход составлял почти 4 млн руб., из которых церкви доставалась лишь восьмая часть. На этих цифрах можно примерно проследить, как сильно это изменило жизнь духовенства и церковные доходы. Несмотря на обещание правительства заниматься благотворительностью к духовенству, происходило в реальности это редко.

Екатерина II, как можно ошибочно подумать, не выступала против православия как религии, но полагала, что духовенство не должно иметь абсолютную экономическую независимость. В этом случае оно имело бы право вмешиваться в государственные дела и диктовать свои условия в вопросах проводимой политики. При Александре I контроль за Церковью был ослаблен, и духовенство получило право покупать пустующие земли для монастырей.

В истории церкви при Екатерине II произошло два знаменательных события – секуляризация владений духовенства и провозглашение веротерпимости, то есть прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.

Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы пресечь нависшую опасность?

Сорвать секуляризационные планы Императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция имела, скорее всего, личную подоплеку – нескрываемую враждебность. Невоздержанный на язык Арсений (которым он и поплатился) позволил себе однажды резко и нелестно отозваться об Императрице и этот отзыв оказался ей известен.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере ограничивало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец они освободились от вотчинной юрисдикции – суда монастырских властей, истязаний и пр.

Веротерпимость Императрицы проявлялась и в прекращении ущемления прав мусульман. Так, тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности. Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию своего существования – в эпоху позднего феодализма. Классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя – монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.

Для становления абсолютизма важную рольсыграли реформы Петра I. В первую очередь необходимо выделить сословные реформы только потому, что они имели глобальный масштаб и определили статус сословий.

Духовенство становится частью государственного аппарата, подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод.

Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и другие органы местного самоуправления.

Произошли изменения в структуре и деятельности государственных органов управления. Россия стала Империей с 1721 года, а Петр I – Императором. Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что Император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.

При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена Консилией министров, а в последствии в 1711 году – Сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению, но царь их мог очень легко отменить.

В 1717–1719 гг. в отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная. Коллегии обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших – военная, военно-морская и иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в Сенате даже когда представители всех остальных были выведены из его состава.

При Петре I в 1708 году организуются губернии, что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.

Рождаются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде. Кроме того, в некоторых городах был и судья, а где их не было, судебные полномочия выполняли магистраты. Петр создал и систему военных и военно-морских судов. Организуются прокуратуры, которые создавались сверху. Сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом. Появляются адвокатуры.

Идеи умеренных просветителей разделяла не только Императрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основные предпосылки становления абсолютной монархии в России. Основные черты и особенности российского абсолютизма.

2. Развитие государственной системы в первой половине XVIII в.

3. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

4. Сословные реформы Петра I. Правовой статус дворянства.Табель о рангах.

5. Дайте краткую характеристику социально-политического строя России 2-й половины XVIII в.

8. В чем выражались основные принципы Губернская реформы 1775 г.

9. Значение церковной политики Екатерины II на дальнейшее развитие российского общества.

Литература

  1. Артикул Воинский // Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.
  2. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.
  3. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирование абсолютизма. М., 1987.
  4. Ефимов С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века // История России: народ и власть. СПБ., 1997.

5. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскогодворянства //

7. Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.

8. Моисеев В.В. История государственного управления России. М., 2010.

[1] ТАЛИОНА ЗАКОН (от лат. tаlio, род. п. tаliоnis - возмездие, равное по силе преступлению) – принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им ("око за око, зуб за зуб").

В истории церкви при Екатерине II произошло два знаменательных события – секуляризация владений духовенства и провозглашение веротерпимости, то есть прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.

Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы пресечь нависшую опасность?

Сорвать секуляризационные планы Императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция имела, скорее всего, личную подоплеку – нескрываемую враждебность. Невоздержанный на язык Арсений (которым он и поплатился) позволил себе однажды резко и нелестно отозваться об Императрице и этот отзыв оказался ей известен.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере ограничивало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец они освободились от вотчинной юрисдикции – суда монастырских властей, истязаний и пр.

Веротерпимость Императрицы проявлялась и в прекращении ущемления прав мусульман. Так, тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности. Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию своего существования – в эпоху позднего феодализма. Классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя – монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.

Для становления абсолютизма важную рольсыграли реформы Петра I. В первую очередь необходимо выделить сословные реформы только потому, что они имели глобальный масштаб и определили статус сословий.

Духовенство становится частью государственного аппарата, подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод.

Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и другие органы местного самоуправления.

Произошли изменения в структуре и деятельности государственных органов управления. Россия стала Империей с 1721 года, а Петр I – Императором. Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что Император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.

При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена Консилией министров, а в последствии в 1711 году – Сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению, но царь их мог очень легко отменить.

В 1717–1719 гг. в отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная. Коллегии обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших – военная, военно-морская и иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в Сенате даже когда представители всех остальных были выведены из его состава.

При Петре I в 1708 году организуются губернии, что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.

Рождаются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде. Кроме того, в некоторых городах был и судья, а где их не было, судебные полномочия выполняли магистраты. Петр создал и систему военных и военно-морских судов. Организуются прокуратуры, которые создавались сверху. Сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом. Появляются адвокатуры.

Идеи умеренных просветителей разделяла не только Императрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основные предпосылки становления абсолютной монархии в России. Основные черты и особенности российского абсолютизма.

2. Развитие государственной системы в первой половине XVIII в.

3. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

4. Сословные реформы Петра I. Правовой статус дворянства.Табель о рангах.

5. Дайте краткую характеристику социально-политического строя России 2-й половины XVIII в.

8. В чем выражались основные принципы Губернская реформы 1775 г.

9. Значение церковной политики Екатерины II на дальнейшее развитие российского общества.

Литература

  1. Артикул Воинский // Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.
  2. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.
  3. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирование абсолютизма. М., 1987.
  4. Ефимов С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века // История России: народ и власть. СПБ., 1997.

5. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскогодворянства //

7. Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.

8. Моисеев В.В. История государственного управления России. М., 2010.

[1] ТАЛИОНА ЗАКОН (от лат. tаlio, род. п. tаliоnis - возмездие, равное по силе преступлению) – принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им ("око за око, зуб за зуб").

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Данная статья является продолжением цикла статей о Екатерине II. Предыдущую статью, посвященную ужасам крестьянской политики Екатерины II можно прочитать здесь . Ну а в этой статье мы рассмотрим не личную религиозность императрицы, а её взаимоотношения с представителями разных церквей, её религиозные реформы, религиозную политику в целом.

Привилегированное положение высшего духовенства при Екатерине II пошатнулось, так как в 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель . То есть церковь перестала быть полноправным собственником земли, а превратилась в некоего арендатора земель у государства, что, естественно, серьезно подрывало экономическое могущество, а значит и влияние церкви в целом. Если раньше церковь и духовенство как сословие могли существовать практически автономно, мало завися от государства, то теперь это было уже невозможно – и церковь и духовенство перешли в зависимое от государства положение, ведь именно в руках государства сосредоточилось финансирование церкви.

Интересно отметить, что указ о секуляризации церковных земель был подготовлен еще Петром III , но император не успел его реализовать. Как только Екатерина II вступила на престол, она сразу же отменила данный указ. Вероятно, это было сделано для того, чтобы укрепить свое шаткое положение у власти, заручиться поддержкой церкви. Но спустя два года, в 1764 г., когда власть императрицы уже вполне окрепла, Екатерина II всё-таки принимает и реализовывает во всей полноте указ о секуляризации церковных земель.

Что касается религиозной политики Екатерины II в целом, то надо отметить, что период её правления – это время религиозной терпимости в России. В 1773 г. был даже издан закон о религиозной терпимости , запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других религий. Согласно закону, именно государство выступало теперь последней инстанцией в любых религиозных спорах. Религиозные меньшинства вновь присоединенных территорий были уравнены в правах с остальными конфессиями.

В начале царствования императрицы прекратились даже, в общем-то, уже традиционные для российских властей, гонения на старообрядцев . Более того, права старообрядцев даже немного расширились. Это было прямое продолжение политики религиозной терпимости Петра III .

Иным было положение протестантов , количество которых в России при Екатерине II значительно увеличилось. Им разрешалось иметь свои поселения, церкви, школы, жить в столице империи.

Положение евреев-иудеев в целом при Екатерине II мало изменилось. Тут действовал простой принцип: чем больше у человека капитал, тем больше прав.

Вполне благожелательной была политика Екатерины II по отношению к мусульманам , которых императрица стремилась интегрировать в российское общество. Мусульмане в данный период стали более свободно строить свои храмы, осуществлять богослужения. Более того, императрица распорядилась в 1787 г. в типографии Академии наук Санкт-Петербурга напечатать Коран для бесплатной раздачи в Киргизии.

Аналогичную поддержку и благожелательное отношение получил со стороны императрицы и буддизм , за что бурятские буддисты даже признали Екатерину II воплощением бодхисатвы Белой Тары.

Своего рода кульминацией политики религиозной терпимости Екатерины II можно считать разрешение императрицы Ордену Иезуитов перенести свою штаб-квартиру в России. К слову, к тому моменту Орден Иезуитов был запрещен уже во всей Европе. Екатерина II не только дала разрешение иезуитам жить и осуществлять свою деятельность в России, но и сама лично покровительствовала ордену.

Таким образом, религиозная политика Екатерины II, в отличие от других направлений деятельности императрицы, действительно более менее соответствовала духу Просвещения, которому Екатерина Алексеевна так хотела следовать. Религиозную политику Екатерины II пожалуй можно считать элементом прогресса периода правления данной императрицы. Однако, в других областях и сферах жизни общества всё было далеко не так радужно. В следующей статье рассмотрим развитие образования и здравоохранения при Екатерине II.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Читайте также: