Дуалистическая монархия в российской империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дуалистическая монархия — это первоначальный вид конституционной монархии, в которой власть государя ограничена конституцией, принятой парламентом, но при формальном и фактическом сохранении монархом обширных властных полномочий. В этой форме правления исполнительная власть принадлежит главе государства, тогда как законы принимает парламент, который избирается подданными.

Признаки дуалистической монархии

Установление дуалистической монархии стало переходным этапом от абсолютной к парламентарной монархии в конце XVIII века. Являясь первоначальной формой конституционной монархии, она обладает рядом характерных признаков.

Ограничение влияния на законодательную власть

Несмотря на то, что монарх юридически владеет исполнительной властью, принятые им решения часто зависят от деятельности парламента. Представительная власть в лице парламента выступает законосовещательным органом, с мнением которого монарху необходимо считаться.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Влияние населения на политику государства

Население государства может влиять на правление монарха через парламент или другие органы представительной власти. Народ является дополнительным источником власти, который участвует в формировании парламента. Как правило, монарх волен избирать только половину парламента, другая же часть формируется выходцами из народа. Через народных представителей граждане доносят до власти свои потребности и интересы, выражают свое мнение и оказывают воздействие на государственную политику. Также возможность формирования избираемого парламента подразумевает то, что власть монарха не безраздельна и ограничена.

Исполнительная власть монарха

Монарх в дуалистической форме правления наделен широкими полномочиями и всецело обладает исполнительной властью. Он может принимать участие в нормотворческой деятельности и воздействовать на парламент. Несмотря на конституциональное ограничение власти, государь вправе:

  • формировать и назначать правительство;
  • вместе с правительством принимать нормативные акты, законы и издавать чрезвычайные указы относительно вопросов, на которые не распространяется влияние парламента;
  • при несогласии с решением парламента, монарх вправе использовать право вето и предотвратить вступление закона в силу;
  • созывать парламент на сессию;
  • распускать парламент.

Акты и законы, разработанные монархом, становятся легитимными только после того, как их принятие подтверждается парламентом. Важной чертой монархии является то, что все действия и решения монарха должны подчиняться конституции.

Судебная власть также в большей степени принадлежит государю, но может быть относительно независимой. Монархом осуществляется и контроль внешнеполитической деятельности государства.

Ответственность правительства перед монархом

В дуалистической монархии правитель владеет полномочиями в сфере формирования правительства, назначаемого для управления страной. Министры и депутаты подчиняются только монарху, и не несут никакой ответственности перед парламентом. Государь может самостоятельно избирать членов правительства, либо делегировать это первому министру. Возможные противоречия с парламентом не могут повлиять на уход или отставку отдельных министров.

Однако при таком разделении государственной власти правительство хоть и подчиняется правителю, парламент также может на него воздействовать, используя свое право на распределение государственного бюджета раз в год. Например, будучи верховным главнокомандующим государства, монарх самостоятельно принимает решение об участии в военных действиях, но не он сможет это реализовать, пока парламент не выделит денежные средства для проведения военной кампании.

Отличие от парламентарной монархии

Парламентарная монархия — это разновидность конституционной формы правления, которая возникла после дуалистической. При такой форме, правление монарха также ограничено представительными органами, но в отличие от первого типа монархии, правитель не обладает исполнительной властью, осуществляя лишь представительную функцию.

К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания и др.

К основным отличиям парламентарной монархии от дуалистической относится:

  1. Отсутствие дуализма в парламентарной форме правления между законодательной и исполнительной властью, так как монарх уже не назначает правительство, отдавая эту прерогативу парламенту. Формируется правительство из представителей политический партий, которые получили большинство голосов в парламенте. Главой правительства становится премьер-министр.
  2. Правительство подчиняется парламенту и несет перед ним ответственность за свою деятельность.
  3. При потере доверия к правительству, парламент вправе его распустить.
  4. Законодательная власть целиком принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
  5. Правовое положение монарха также имеет значительные ограничения. Без одобрения парламента он не вправе решать частные вопросы государственной жизни.
  6. Парламент контролирует личную жизнь правителя.
  7. В парламентской форме правления монарх становится номинальным главой государства, которые не имеет реальных властных полномочий.

Отличие от абсолютной монархии

Главное различие абсолютной монархии от конституционной (дуалистической и парламентской) состоит в том, что все формы власти всецело принадлежат монарху, правление которого не ограничено ни конституцией, ни парламентом.

Примеры абсолютных монархий в современном мире сохранились на востоке — это Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенный Арабские Эмираты.

Признаки абсолютной власти, определяющие ее основные отличия от дуалистической монархии, заключены в следующих характеристиках:

  1. Абсолютная монополия монарха, который единолично обладает законодательной, судебной и исполнительной властью.
  2. Принятые монархом указы и законодательные акты имеют завершенный характер и обязательны для исполнения.
  3. Отсутствие каких-либо представительных органов, ограничивающих его власть.
  4. Полное бесправие населения, которое не принимает никакого участия в государственной политике.
  5. Внутренняя и внешняя политика осуществляется министрами, которые подчиняются монарху.
  6. Отсутствие ответственности монарха перед народом.

Страны с дуалистической монархией

Несмотря на то, что дуалистическая монархия в современном мире перестала существовать в своем первоначальном виде, в той или иной степени она реализуется в ряде нескольких стран:

  1. Княжество Лихтенштейн — это карликовое государство, управление которым сконцентрировано в руках князя. Он контролирует принимаемые парламентом законы, представляет княжество на мировой арене и во взаимоотношениях с другими государствами, а также формирует и распускает правительство.
  2. Княжество Монако — карликовое государство, граничащее с Францией. Форма правления определяется как конституционная монархия с элементами дуализма, главой государства является князь. Исполнительную власть осуществляет государственный министр и правительство в составе четырех человек. Законодательная власть поделена между князьями и парламентом из 24 человек. Парламент вправе вносить поправки в государственные проекты и определять систему налогообложения.
  3. Королевство Иордания — государство на Ближнем востоке. Исполнительная власть полноправно принадлежит королю и совету министров, сформированным королем. Также король распоряжается судебной властью, может самостоятельно назначать судей и вносить свои правки в Конституцию.

Помимо перечисленных государств, дуалистическая форма правления осуществляется в Кувейте, королевствах Марокко и Эсватини. Несмотря на присутствие элементов дуализма во всех обозначенных монархиях, существующая там форма правления скорее тяготеет к абсолютной монополии государя, который обладает всеми рычагами власти.

По завершении политической реформы устройство государствен­ной власти в Российской Империи было закреплено в Своде основ­ных государственных законов, утвержденных императором 23 апреля 1906 г. Основные государственные законы 1906 г. многие правоведы

называют первой российской конституцией. Так же как и современ­ные конституции, они включали положения, раскрывающие систе­му государственного устройства и определяющие правовой статус личности. Но в отличие от них — они не имели прямого действия и высшей юридической силы. По этим признакам Свод основных государственных законов можно определись скорее как конститу­ционный акт. В качестве прототипа Основных законов 1906 г. была взята Конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе их подготовки.

По форме правления Российская Империя может быть опреде­лена как дуалистическая монархия, по форме государственного устройства — унитарное государство. В Основных законах опреде­лены права императора, структура органов государственной власти, их компетенция и порядок взаимоотношений, права, свободы и обя­занности подданных.

Император имел полномочия по назначению всех важных государ­ственных чиновников и судей, от его имени действовали суды, ему принадлежало право помилования и амнистии.

К исключительной компетенции императора относилась внешняя политика, в том числе объявление войны и заключение мира, руко­водство вооруженными силами, а также право объявлять в стра­не в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение.

В Основных законах (как и в каждой конституции) содержалась особая глава, в которой закреплялись основные права и свободы подданных, порядок реализации которых определялся другими за­конодательными актами, существенно ограничивая возможность их осуществления.

В соответствии с этими законодательными актами впервые в истории России создавался законодательный орган государственной власти, состоящий из двух палат — Государственной думы и Государственного совета.

Согласно первому законодательному акту, нижняя палата российского парламента — Государственная дума, максимальный срок полномочий которой устанавливался в пять лет, формировалась исключительно на выборной основе. Выборы, в соответствии с новой редакцией избирательного закона, утвержденной 11 декабря 1905 г., были многоступенчатыми и проходили по сословно-куриальной системе. Это означало, что:

• в ходе избирательной кампании выбирались не сами 524 депутата нижней палаты, а их выборщики;

• в соответствии с имущественным цензом все избиратели делились на четыре курии — землевладельческую (31%), городскую (14%), рабочую (13%) и крестьянскую (42%), которые на основе установленных квот делегировали разное количество своих представителей в законодательный орган страны.

По этому закону только император определял продолжительность работы парламентских сессий и сроки перерыва в их работе, а также обладал исключительным правом роспуска Государственной думы и назначения новых выборов.

Второй нормативный акт реформировал прежний Государственный совет, который, как и Государственная дума, становился законодательным органом власти, но наделялся полномочиями верхней палаты российского парламента, т. е. обладал правом вотирования всех законов, принимаемых Государственной думой.

• количество членов Государственного совета увеличивалось с 60 до 190 членов;

• половина его членов по-прежнему назначалась лично царем, а половина — избиралась на основе высокого имущественного ценза губернскими земскими и дворянскими собраниями и купеческими управами;

• максимальный срок полномочий избранных членов Государственного совета составлял девять лет, причем каждые три года треть его членов проходила процедуру ротации;

• председатель Государственного совета, как и прежде, назначался на должность лично царем.

1) воспользоваться этим правом монарх мог только в период перерыва в работе Государственной думы;

2) императорский указ терял юридическую силу, если он вносился позднее двухмесячного срока со дня возобновления работы Государственной думы, или отклонялся одной из палат российского парламента.

Таким образом, новая форма государственного правления России представляла собой особый тип монархического конституционализма, который, по мнению ряда авторов (А. Медушевский), был мнимым конституционализмом, занимавшим промежуточное положение между развитыми формами монархического конституционализма европейских держав и традиционалистскими режимами азиатских государств.

б) Партийный состав и деятельность I―IV Государственных дум

• I Государственная дума (27 апреля ― 9 июля 1906)

В марте — апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу, в которых приняли участие практически все политические партии и движения страны, за исключением эсеров и большевиков, которые бойкотировали эти выборы. В ходе избирательной кампании в парламент было избрано 478 депутатов, представлявших в основном либерально-буржуазные и социалистические партии.

Партийно-фракционный состав I Государственной думы выглядел следующим образом: кадеты получили 176 мандатов, трудовики — 97 мандатов, социал-демократы (меньшевики) — 18 мандатов, октябристы (прогрессисты) — 16 мандатов и автономисты — 63 мандата. Остальные депутаты нижней палаты парламента не примыкали ни к одной из фракций, составляя так называемое политическое болото. На первом заседании Государственной думы, которое состоялось 27 апреля 1906 г., ее председателем был избран известный русский юрист и адвокат, профессор Московского университета кадет Сергей Андреевич Муромцев.

Весь период работы Государственной думы в центре ее внимания был аграрный вопрос. 8 мая 1906 г. кадетская фракция внесла на рассмотрение своих коллег собственный проект аграрной реформы за подписью 42-х депутатов. Согласно этому проекту, предлагалось из казенных, удельных, монастырских и части помещичьих земель создать государственный земельный фонд для наделения пахотной землей всех безземельных и малоземельных крестьян. С этой целью предлагалось начать процедуру возмездного отчуждения той части помещичьих земель, которая сдавалась в аренду. Однако 13 мая 1906 г. новый председатель Совета министров И.Л. Горемыкин выступил с правительственной декларацией, в которой заявил о недопустимости решения аграрного вопроса за счет принудительного отчуждения помещичьих земель.

Эта идея не пришлась по вкусу консервативно настроенным членам кабинета, прежде всего И.Л. Горемыкину и В.Б. Фредериксу, и после тяжких раздумий и колебаний император принял соломоново решение: 6 июля 1906 г. он отправил в отставку И.Л. Горемыкина и назначил новым главой правительства министра внутренних дел П.А. Столыпина, а 8 июля 1906 г. подписал манифест о роспуске I Государственной думы.

Подстрекательская деятельность левых радикалов (прежде всего, эсеров и большевиков) возымела свое действие: при их непосредственном участии 16―20 июля 1906 г. произошли вооруженные восстания матросов и солдат в Свеаборге, Ревеле и Кронштадте, которые, правда, были быстро подавлены правительственными войсками. В этой кризисной ситуации правительство П.А. Столыпина пошло на вполне адекватные меры и для пресечения новых беспорядков в армии и на флоте, 19 августа 1906 г. инициировало издание указа о введении военно-полевых судов с упрощенной системой судопроизводства. За восемь месяцев своего существования военно-полевые суды вынесли всего 1102 смертных приговора, однако реально было казнено и того меньше, всего лишь 683 человека, что на фоне эсеровского террора выглядело более чем гуманно.

• II Государственная дума (20 февраля ― 3 июня 1907)

После относительной стабилизации обстановки в стране в начале февраля 1907 г. были проведены выборы во II Государственную думу. 20 февраля она приступила к работе. В ходе избирательной кампании было избрано 518 депутатов. По своему партийно-фракционному составу II Государственная дума оказалась еще более левой, чем прежняя: кадеты получили 98 мандатов, октябристы — 32 мандата, трудовики — 104 мандата, социал-демократы (меньшевики и большевики) — 65 мандатов, эсеры — 37 мандатов, энесы — 16 мандатов и т. д. Председателем II Государственной думы вновь был избран представитель кадетской партии, профессор-юрист Федор Александрович Головин.

10 мая 1907 г. на пленарном заседании Государственной думы с правительственной программой аграрной реформы выступил премьер-министр П.А. Столыпин, который предложил депутатам утвердить императорский указ от 9 ноября 1906 г. Левое думское большинство (трудовики, эсеры, энесы, эсдеки), блокируя любые предложения правительства по этому вопросу, фактически парализовало работу всего законодательного органа страны. В этой ситуации 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин вновь выступил на пленарном заседании Думы и потребовал отстранения от участия в ее работе 55 депутатов социал-демократической фракции и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности для привлечения к суду за подготовку военного заговора. Левое большинство отвергло этот ультиматум премьера и постановило создать специальную следственную комиссию по данному вопросу.

• III Государственная дума (1 ноября 1907 ― 9 июня 1912).

Практически в самом начале работы III Государственной думы сложилось два думских большинства, которые принято называть правооктябристским (301 мандат) и октябристско-кадетским (262 мандата). Эти два партийно-политических блока и определяли характер работы всей Государственной думы и ее отношения с правительством: при обсуждении либеральных законопроектов правительство опиралось на октябристско-кадетское большинство, а при прохождении консервативных законопроектов — на правооктябристское большинство.

• IV Государственная дума (15 ноября 1912 ― 1 сентября 1917).

В IV Государственной думе, как и в предыдущем составе парламента, существовало два думских большинства — правооктябристское (284 мандата) и октябристско-кадетское (227 мандатов). По мнению целого ряда историков (В. Старцев, B. Брачев), этот состав Государственной думы был более либеральным, поскольку часть октябристов, кадетов и прогрессистов, ведомые двумя масонами — А.И. Гучковым и М.М. Ковалевским, уже весной 1915 г. перешли в жесткую оппозицию к правительству и ближайшему окружению царя. Более того, по мнению ряда советских ученых (А. Аврех), образование в недрах думского большинства Прогрессивного блока (июль ― август 1915 г.) не только лишило русский царизм прочной думской опоры, но и стало крахом той третьеиюньской политической системы, которая была создана П.А. Столыпиным в 1907 г.

IV Государственная дума проработала до 25 февраля 1917 г. и после Февральской революции фактически прекратила свое существование, хотя формально она была распущена только 6 октября 1917 г. в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание Российской республики. Окончательно Государственная дума была упразднена декретом СНК РСФСР 18 декабря 1917 г.

Чем дуалистическая монархия отличается от других форм правления такого рода? Власть короля (царя, князя и т. д.) при такой политической системе ограничена парламентом. Но при этом монарх сохраняет некоторые важные полномочия.

Признаки

В современной политологии дуалистическая монархия считается подвидом конституционной. Ее очертания довольно расплывчаты, поэтому под это определение попадают самые разные страны. В первую очередь при такой системе монарх имеет ограниченное влияние на законодательную власть. Она перенесена в парламент или другой представительный орган. Его члены избираются на всенародном голосовании, что дает населению возможность влиять на политику государства.

дуалистическая монархия

В то же время дуалистическая монархия сохраняет всю полноту исполнительной власти за монархом. Кроме того, он может наложить вето на любой закон, принятый парламентом. Также государь имеет право издавать чрезвычайные указы, которые могут в корне поменять жизнь в стране. Дуалистическая монархия построена таким образом, что правительство держит ответ только перед первым лицом государства. Парламент в эти отношения вмешиваться не может. Единственный рычаг влияния в руках представительного органа - это возможность утверждать бюджет. Если обобщить все эти обстоятельства, то можно сказать, что в дуалистической монархии власть верховного правителя все-таки преобладает над другими институтами, даже несмотря на наличие конституции.

Примеры

Сегодня дуалистическая монархия существует в некоторых странах Азии и Африки (например, в Марокко, Непале и Иордании). Система, при которой власть государя заметно значительнее парламентской, - довольно редкое явление. Сегодня монархии как таковые либо превратились в декорацию (как в Европе), либо вовсе исчезли с политической карты мира. В то же время дуалистический принцип государственного управления существовал во многих важных странах в XIX - начале XX века. Так, например, было в Италии, Австро-Венгрии и Пруссии. Эти системы были сметены мировыми войнами и революциями.

Даже такие дуалистические монархии, как Марокко и Иордания, скорее тяготеют к абсолютизму. Это объясняется большим значением традиций и обычаев в мусульманском мире. В Иордании правительство несет ответственность перед парламентом, однако если последний хочет утвердить вотум недоверия министрам, то этот документ должен получить одобрение короля. То есть монарх на самом деле имеет все рычаги, чтобы в сложной ситуации не обращать внимания на мнение законодательной власти.

дуалистическая монархия существует в

В России

Российская империя также недолгое время была дуалистической монархией. Этот период продолжался с 1905 по 1917 г. Это было десятилетие между двумя революциями. После поражения в войне против Японии популярность Николая II резко упала. Начались вооруженные восстания среди населения, которые привели к невиданному кровопролитию. Наконец, Николай II согласился уступить своим противникам. Он отказался от своей абсолютной власти и учредил парламент.

Первые созывы Государственной думы так и не смогли проработать положенный срок. В это время между исполнительной и законодательной властью регулярно вспыхивали конфликты. Николай воспользовался своим правом распустить парламент. Его политику поддерживал глава правительства – премьер-министр Петр Столыпин. Только Государственная дума третьего созыва (1907-1912 гг.) просуществовала весь отведенный законом период. С тех пор система работала без сбоев. Однако в 1917 году разразилась Февральская революция. Николаю II пришлось отречься от престола. В России ненадолго установился республиканский тип правления.

 дуалистическая монархия является

Значение дуализма

В историографии закрепилась точка зрения, что дуалистическая монархия является неким компромиссом между абсолютной властью монарха и желанием населения участвовать в политической жизни страны. Часто такие режимы становятся промежуточным звеном между королевской диктатурой и республикой.

дуалистическая монархия признаки

Правители редко добровольно делились своими полномочиями с другими институтами власти. Переход от одной системы к другой, как правило, происходил благодаря революциям и народным волнениям. В каждом государстве недовольство людей приобретало собственный оттенок. Например, в Австро-Венгрии дуалистическая монархия установилась после разделения власти между двумя основными национальными частями империи – Австрией и Венгрией.

Устойчивость системы

Чаще всего сравнивается парламентская и дуалистическая монархия. Признаки и той и другой похожи. Если в дуалистической монархии разделение властей урезано, то в парламентской оно является полноценным. Если государь вмешивается в работу парламента или блокирует его решения, то он таким образом лишает население своего представительства в политической жизни страны.

Размытость дуалистической монархии делает ее неустойчивой. Как правило, такие режимы в исторической перспективе существует совсем недолго. Это неудивительно, ведь при разделении властей происходит борьба между консервативным институтом монархии и свободолюбивой частью общества. Такое противостояние заканчивается только победой одной из сторон.

Читайте также: