Первые три строфы стихотворения однородные придаточные предложения начинающиеся с союза когда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

[ ] 1 , (пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз 4 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

[ ] 1

(пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз) 4

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

[ гл.] 1 , (что – союз) 2 и (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). – Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) – союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен ( Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). – Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).

(когда – союз) 1 , [ ] 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 (Маяковский).

[ сущ.] 1 , (в которой – союз. сл.) 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 ). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3 ). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

[ гл.] 1 , (как – союз гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз . ), 3 . ) 2 .

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться. Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться. Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 то он останется здесь ещё на три дня / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что – союз 2 (если – союз . ), 3 то. ) 2 .

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что. то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что. то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если. то , которая находится в главном для условного придаточного предложении – придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня. Если же эту вторую часть ( то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

1) пари заключается в том ;
2) что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
4) что я вам скажу ;
5) если он не останется ;
6) то я исполню любое приказание ;
7) какое вы мне дадите .

Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

1→2: пари заключается в том , что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня;
2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 – придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

[гл. + ук. сл.] 1

(что – союз гл. + ук. сл.) 2 , а (– сущ. + ук. сл.) 6
↓ ↓ ↓ ↓
(если. то – союз) 3 (что – союз. сл.) 4 (если. то – союз) 5 (какое – союз. сл.) 7

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

[гл. + ук. сл.] 1 , (что – союз (если – союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз сл.) 4 , а (если – союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое – союз. сл.) 7 .

В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 ( что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если ( а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если. то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а. то я исполню любое приказание. Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

[сущ.] 1 , (который – союз. сл., (чтобы – союз) 3 , ) 2 .
опред. цели

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Вариант 1

Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме до ссылки, Лермонтов написал стихотворение, в котором говориться о природе. Причем стихотворение написано так, что в каждой строчке, в каждом слове чувствуется свобода. Интересный факт: в тюрьме у поэта не могло быть пера и бумаги-он писал обгоревшими спичками на обертке от еды.

Пусть в стихотворении и говорится о природе, но философская мысль тут присутствует, и достаточно глубокая. Поэт говорит о том, что природа способна принести умиротворение, она успокаивает. Находясь в природе, человек отходит от проблем, он познает что-то большее, чем то, что его окружает.

В природе человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Хотя некоторые могут отнести стихотворение к лирике пейзажа, важно знать, что стихотворение является и философской лирикой.

Стихотворение также несет в себе смысл о том, что природа толкает человека на размышления о чем-то великом. Она является тем самым поводом, который позволяет человеку выйти наконец за рамки сознания, обыденного.

Вариант 2

Данная поэтическая миниатюра по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трёх четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя.

Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

— Как вы поняли, о чем данное стихотворение М.Ю. Лермонтова? (о красоте и величии природы)

— Почему именно в последней строке произведения говорится о Боге? (Бога можно увидеть в небесах, если научишься постигать тайны и красоты природы.)

— Где, по мнению поэта, возможна гармония и красота? (в природе)

Вариант 3

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано лирикой и описанием природы, больше всего в жизни он любил бывать на Кавказе.

Не имея при себе письменных принадлежностей, Лермонтов создает свое последнее лирическое стихотворение на обрывке бумаги обгоревшими спичками и сажей, вкладывает всю душу в описание великолепия родного края. Именно воспоминания о природе и ее красоте помогают поэту выдержать трудности.

Стихотворение написано сложным предложением в 4 строфы, что не очень характерно для поэта, с указаниями времени, фактора и состояния души. Он писал свое произведение единым порывом, спеша высказать всю чувства и переживания, тоску по свободе и несправедливость ситуации. Поэт вступает в разговор с божественным началом, понимает суть существования, именно это творение гениального поэта-лирика считают совершенством его творчества.

Описание природы наполнено эпитетами: румяный вечер, мирный край, ландыш серебристый, таинственная сага, малиновая слива, эти и другие обороты показывают, как хорошо он чувствовал красоту родного края.

Вариант 1

История создания

Структура стихотворения

Стихотворение имеет особое строение. Четыре строфы написаны одним сложным предложением с тремя придаточными времени, причины и условия. Таким способом произведению придается особая целостность, напевность. Создается впечатление, что это стихотворение автором создавалось на одном дыхании.

Будто поэт так спешил поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями с окружающими, что уделять внимание знакам препинания просто не было времени. В конце произведения стоит многоточие, означающее безмерность стремлений души, бесконечность.

Анализ содержания

Особым способом изображается контакт человека с природой в каждой строфе.

1 строфа – человек видит природу.

2 строфа – устанавливается контакт с природой.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трех строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Анализ средств художественной выразительности

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Вариант 2

Литературное направление, жанр

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

Вариант 3

Здесь, без чернил и бумаги, было создано одно из последних лирических произведений поэта. Пером стали спички, печная сажа и вино. Бумагой стала обёртка, в которую его камердинер заворачивал еду.

Главная тема стихотворения

Как поэт обратился именно к этой теме? По воспоминаниям современников, Лермонтов был скептиком и смотрел на многие вещи вполне трезво и реально. Он прекрасно понимал, старые основы общественного строя уходят в прошлое, но общество к кардинальным изменениям не готово. Живой пример — восстание на Сенатской площади. Народ, за освобождение которого выступили декабристы, не поддержал их.

Поэт знал, что он сам не увидит перемен при своей жизни, а ситуация, между тем, только усугублялась. Осознавая своё бессилие, он всё чаще впадал в депрессивное состояние. Он понимал, что таких героев, как декабристы, уже не будет, стихами поднять кого-то на борьбу с самодержавием он не сможет, а мириться со сложившимся положением не хотел.

Структурный анализ стихотворения

Большая часть произведения является зарисовкой пейзажа и создаёт ощущение умиротворения, спокойствия и благополучия.Природа — повод поразмышлять о себе, о Боге. Как правило, главная мысль даётся в заключении. И смысл её в том, что созерцание природы делает человека счастливым и приближает к Богу. Стих написан катренами, то есть разностопным, но, в большей степени, шестистопным ямбом.

Используются длинные слова, которые нарушают ритмичность ямба. Всё произведение наполнено движением. Лишь заключительная, короткая строчка четырёхстопного ямба прекращает движение, так как мысль логически закончена. Красота и гармония природы успокаивают душевное смятение героя, удаляют тревожность в душе. Приводит в стройный порядок все мысли, чувства. И душа его устремляется к Богу.

Вариант 1

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.

Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам. Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия.

Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.

Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения. Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

Вариант 2

Кажется, что Лермонтов торопится передать свои переживания, волнения и пишет строки на одном дыхании без дальнейших поправок. Интересный момент заметили и филологи, что строки не заканчиваются знаками препинания, будто на них не было времени. Стихотворение заканчивается многоточием, кажется, что Лермонтов что-то недосказал и оставил пищу для размышлений грядущим поколениям.

Вариант 3

Первая, вторая и третья строфы — это всё придаточные предложения времени, причины и условия (когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части изображены картины природы — каждая строфа начинается со слова, когда.

Во второй части описаны чувства лирического героя — они возникают тогда. Изображая природу, поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин.

Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе — о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами.

Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зелёный листок).

Из художественных средств поэт использует также анафору (И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога … ). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад.

Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется — оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он …

Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина — кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя.

Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога …

Первая строфа стихотворения — шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа — шестистопный ямб, но последняя строка

укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

Однородное под­чи­не­ние при­да­точ­ных — это под­чи­не­ние при­да­точ­ных одно­го типа все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му и тому же сло­ву в нём.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии быва­ют два и более одно­род­ных при­да­точ­ных, кото­рые пояс­ня­ют всю глав­ную часть или одно сло­во в ней. Рассмотрим, что такое одно­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Что такое однородное подчинение придаточных ?

Уточним, что такое одно­род­ное под­чи­не­ние в слож­но­под­чи­нен­ном предложении.

Однородными могут быть чле­ны пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, опре­де­ле­ние и пр.), обо­ро­ты и предложения.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии две и более зави­си­мые части одно­го типа пояс­ня­ют одно сло­во в глав­ном или всё пред­ло­же­ние. Подчиненные пред­ло­же­ния име­ют одно и то же зна­че­ние и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Тогда опре­де­лим, что в таком слож­ном пред­ло­же­нии суще­ству­ет одно­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по отно­ше­нию к главному.

Однородное подчинение придаточных

Из конюш­ни каж­дый вечер зву­ча­ли мело­ди­че­ские при­зы­вы, и маль­чик стре­мил­ся туда , где запах конюш­ни сме­ши­вал­ся с аро­ма­том сухой тра­вы и где лилась плав­ная мело­дия (В. Короленко)

стре­мил­ся туда куда?

  • где запах конюш­ни сме­ши­вал­ся с аро­ма­том сухой травы;
  • где лилась плав­ная мелодия.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии при­да­точ­ные одно­го типа, име­ю­щие оди­на­ко­вое зна­че­ние, соеди­не­ны одно­род­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зью с глав­ным предложением.

Однородное подчинение придаточных предложений

На ноч­ном небе сия­ли яркие звёз­ды, кото­рые были недо­ступ­ны и кото­рые, каза­лось, под­ми­ги­ва­ли нам с высоты.

Пунктуация в предложении с однородным подчинением

Однородные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Запятая между однородными придаточными

Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет оди­ноч­ных сочи­ни­тель­ных сою­зов (соеди­ни­тель­ных или раз­де­ли­тель­ных), то они отде­ля­ют­ся друг от дру­га запя­ты­ми, например:

Оленин знал, что в лесу опас­но, что абре­ки скры­ва­ют­ся в этих лесах (Лев Толстой).

От одно­го глав­но­го пред­ло­же­ния (Оленин знал) зави­сят два одно­род­ных при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных пред­ло­же­ния, меж­ду кото­ры­ми нет сочи­ни­тель­но­го сою­за. Эти части слож­но­го пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей, и меж­ду ними ста­вит­ся запятая.

Запятая не ставится между однородными придаточными

Он [Жухрай] сто­ял при­слу­ши­ва­ясь, и, когда луна выскольз­ну­ла из-за туч_и ста­ла вид­на доро­га, он огля­дел её вни­ма­тель­но и обер­нул­ся к Павлу (Н. Островский).

Не ста­вит­ся запя­тая после глав­ной части, если при­да­точ­ные одно­род­ные пред­ло­же­ния наря­ду с нали­чи­ем в них под­чи­ни­тель­ных сою­зов при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части повто­ря­ю­щи­ми­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми. Запятая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рым сою­зом, как и при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния, например:

Все деле­га­ты обсуж­да­ли под­ня­тую про­бле­му _ и когда зашли в зал, и когда рас­са­жи­ва­лись по местам.

Важно не _ что она ска­за­ла, а как и каким тоном она это ска­за­ла нам.

Примеры предложений с однородным подчинением из художественной литературы

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли _ или слов­но над пле­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Первый зим­ний путь, если снег выпал ров­но, при тихой пого­де, если он доста­точ­но покры­ва­ет все неров­но­сти доро­ги, быва­ет у нас на Руси вели­ко­леп­но хорош (С. Аксаков).

Люблю тот край, где зимы дол­ги, но где вес­на так моло­да, где вниз по матуш­ке по Волге идут бес­счис­лен­ны суда (А. К. Толстой).

Ты пом­нишь, това­рищ, как вме­сте сра­жа­лись, как нас обни­ма­ла гро­за? (М. Светлов).

Подъезжая к мосту, я уви­дел, что пля­жи тянут­ся далеко-далеко, что они усе­я­ны наро­дом, откры­ты паля­щим лучам солн­ца (В. Солоухин).

Пришлось высто­ять самую длин­ную в Полиной жиз­ни мину­ту, пока не успо­ко­ит­ся нерв­ный сол­дат, пока не прой­дёт охва­тив­шая тело лип­кая сла­бость (Л. Леонов).

Я уви­дел, как звез­ды ста­ли тума­нить­ся и терять свою лучи­стость, как лёг­ким вздо­хом про­нес­лась по зем­ле про­хла­да (А. Чехов).

Видел Егорушка, как мало-помалу тем­не­ло небо _ и опус­ка­лась на зем­лю мгла, как засве­ти­лись одна за дру­гой звёз­ды (А. Чехов).

Мне нра­вят­ся наши сос­но­вые леса _ и когда они весе­ло кача­ют сво­и­ми макуш­ка­ми навстре­чу лет­не­му солн­цу, и когда они, засне­жен­ные, сто­ят, как солдаты.

Однородное подчинение придаточных представляет собой один из нескольких видов подчинительной связи сложноподчинённого предложения. В общей сложности подобных видов в русском языке существует три и их можно определить по нескольким правилам.

Необходимо уметь различать данные виды предложений для того, чтобы речь была развитой и разнообразной. Основные типы придаточных предложений с множественными примерами и схемами будут представлены в данной статье. Для продуктивного изучения данного материала понадобится усердие. Поверхностное же изучение не даст положительных результатов. Итак, начнём.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных

Сложноподчинённое предложение (или попросту сложное), которое содержит в себе однородные придаточные, достаточно просто отличить от других видов связи.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных

Для этого необходимо проанализировать имеющееся предложение на предмет наличия нижеследующих признаков:

Во-первых, все подчистую придаточные предложения должны отвечать на тот самый вопрос (общий), который задаётся к определяемому слову, либо только к главному предложению; то есть придаточные должны быть построены по аналогичному типу.

Второй пункт подразумевает, что абсолютно каждое придаточное должно относиться к одному главному предложению, либо к одному определяемому слову, находящемуся в составе главного. Подобная связь называется соподчинением.

В-третьих, придаточные между собой должны быть соединены с помощью сочинительных союзов (союзная связь) или бессоюзной связи (когда есть перечисление) так же, как связываются простые однородные члены предложения. Наглядными примерами сочинительных союзов являются: и; а; но; или; да; и др.

Виды подчинения придаточных

Помимо вышеизложенного вида подчинения, существует ещё подчинение последовательное и параллельное. Необходимо рассмотреть и такие виды подчинительной связи.

Виды подчинения придаточных

Параллельное подчинение также часто называют и неоднородным. Для его выявления необходимы следующие признаки:

Придаточные предложения должны относиться только лишь к одному главному предложению, исключая отношение к единственному конкретному члену предложения;

В данном виде придаточные предложения не являются выстроенными по одному типу, так как вопросы, поставленные к определяемой части, на которые они отвечают, существенно разнятся.

Необходимо знать, что неоднородными будут считаться также и предложения, имеющие сходную роль, но относящиеся к различным словам, находящимся в главном (определяемом) предложении. Потому что подобные придаточные сцеплены с разными предложениями.

Последовательное подчинение предложений являет собой третий тип придаточных предложений и обладает нижеперечисленными знаками отличия:

Главному предложению подчиняется (привязывается) обычно лишь одно придаточное (также его возможно обозначить как придаточное предложение, имеющее первую степень), а вот последующее за ним (второе) придаточное предложение будет отнесено именно к придаточному первой степени, а вовсе не к самому главному предложению, и так далее. Вот так и получается то самое последовательное подчинение, в результате которого каждое предшествующее предложение становится определяемым для последующего.

Иногда придаточные предложения принимают особое расположение. Например: одно придаточное может находиться внутри другого придаточного; на месте их состыковки может оказаться 2 подчинительных союза, либо подчинительный союз с союзным словом.

Схемы, примеры, запятые в сложноподчиненных предложениях

Разбор и анализ всякого предложения производится путем задавания вопроса от придаточных предложений к главному (определяемому), либо к определяемому слову. Начать необходимо именно со сложноподчинённых предложений, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия). Никак не следует сразу браться за придаточные изъяснительные, ведь для школьников они являются достаточно трудными.

Запятые в сложноподчиненных предложениях

Совет! Для упрощения задачи, можно составить таблицы, в которые следует занести союзы и союзные слова, связывающие предложения разных видов. Так информация усвоится гораздо быстрее.

Схема однородного подчинения выглядит так: [ ], (союз …), (союз …) и (союз …).

Он знал (что?), что она вернётся, что найдёт его и что не сможет отпустить.

Но тут он понял (что?), что ему не жить и что теперь придётся бежать.

Ты вспомнила (кто? что?), дева, как бегала резво, как мы кувыркались в траве?

Первый снег (что?), если холодно, при сниженной температуре, если уже наступила поздняя осень (что?), выпадет уже в октябре.

Мне казалось (что?), что она мне соврала, что это именно она украла мою подвеску.

Ни один человек не сможет упрекнуть тебя (в каком случае? почему?), если у него нет доказательств, если он не знает всей правды.

Важно! Следует учесть, что если между какими-либо однородными придаточными употреблён впервые встречающийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то ставить запятую не нужно.

Схема неоднородного (параллельного) подчинения: (Союз …), [ ], (союз …).

Когда я сплю, я чувствую (что? когда?), что кто-то стоит надо мной.

Если бы он ещё тогда сознался, стало бы ясно (что? когда?), что у него всё ещё есть совесть.

Я знаю (что?), что он примет верное решение, и думаю (что? о чём?), что смогу ему в этом помочь.

Невозможно понять сразу (что?), чем так приятно пахнет с утра, но чувствуется (что?), что это нечто прекрасное.

Если ты увидишь это своими глазами, то поймёшь (что? при каких обстоятельствах?), что всё было взаправду.

Важно! В случае с неоднородным (параллельным) подчинением, между несколькими придаточными предложениями знаки препинания ставятся по общему правилу русского языка.

Схема последовательного подчинения: [ ], (союз …), (союз …).

Если бы каждый человек делал то (что?), что ему вздумается (какой вывод?), как бы мы жили?

Анастасия всегда думала (что? о чём?), что цель оправдывает средства, если она великая.

Когда он пришёл к ней с цветами (зачем?), чтобы сделать сюрприз, она недовольно отвернулась, не вымолвив ни слова.

С той поры (какой?) как сестра моя уехала из дому и вышла замуж и детишек родила, много (что?), очень много лет прошло.

Ульяна была в том состоянии (каком?), когда чувствуешь (что?), что преодолела себя.

Гром грянул так сильно, что, когда гроза стихла, уже было разрушено много домов.

Важно! Если предложения находятся в последовательном подчинении, то знаки препинания так же ставятся по общим правилам русского языка.

Заключение

В художественной литературе можно отыскать огромное множество примеров с придаточными предложениями совершенно разных видов. Столь многочисленные примеры необходимо рассмотреть для закрепления изученного материала. В интернете также имеются различные упражнения, помогающие научиться определять и разбирать предложения по составным частям.

Хорошей практикой для учеников разных классов станет самостоятельное составление сложносочинённых предложений, а затем их последовательный разбор. Это научит детей самостоятельно мыслить, а выучить все правила им будет гораздо легче (можно придумывать шуточные предложения, а затем менять местами главные и второстепенные предложения). Успешной практики!


Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

спп с несколькими придаточными

Сложноподчиненное предложение: определение

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

спп с несколькими придаточными примеры

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

спп с несколькими придаточными схема

Параллельное (неоднородное) подчинение

спп с несколькими придаточными правила

Однородное подчинение

спп с несколькими придаточными таблица

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

предложения спп с несколькими придаточными

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными – примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 ". Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

спп с несколькими придаточными упражнения

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Читайте также: