Дружба печорина и вернера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Печорин в своих дневниковых записях много раз признается в том, что он не способен чем-то жертвовать ради других людей, а дружба предполагает жертвы ради своего друга. Печорин, наблюдая за Вернером и сравнивая его с собой, отмечает, что они оба были равнодушными ко всему, кроме себя. Оба персонажа были эгоистами по своей природе. Они не хотели брать на себя ответственность за других людей, что предполагает дружба.

Эпизод дуэли между Печориным и Грушницким подчеркивает эгоизм Вернера, который стал одной из причин невозможности существования дружбы между Печориным и Вернером. Доктор фактически оставил Печорина перед судом совести в полном одиночестве, без какой-либо поддержки.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что одной из причин невозможности дружбы становится то, что оба персонажа не способны по-настоящему дружить. Ни для Печорина, ни для Вернера дружеские отношения не были жизненной необходимостью, они спокойно могли существовать и без них. Можно сказать, что герои сходятся только из-за присущей обоим скуки.

Эгоистичные и неравнодушные только к самим себе Печорин и Вернер так и не смогли стать друзьями, и М.Ю. Лермонтову было важно показать, что на основе эгоизма и равнодушия дружба возникнуть не может.


Дружба в жизни людей играет большую роль. Человек существо социальное. Кроме близких и дальних родственников у него обязательно появляются друзья, приятели. Кто-то сохраняет дружеские отношения с детства и до преклонных лет, кто-то относится к дружбе поверхностно.

Печорин утратил романтическое отношение к дружбе и любви, он не умел крепко привязываться к людям, был критичен к ним.

Печорин и Максим Максимыч

С Максимом Максимычем Печорин прослужил год. Сам Максим Максимыч сильно привязался к молодому сослуживцу. Узнав, что тот остановился в одной гостинице, буквально светился от радости. Он не поехал по служебным делам, ждал, чтобы провести с Григорием Александровичем вечер, как когда-то они коротали вечера в крепости. Слуге Печорина он сказал:


Максим Максимыч решил, что тот загордился и предпочитает его скромной персоне богатых и знаменитых. Но нет. Печорин также бы встретил Максима Максимыча даже в том случае, если бы он был владельцем парочки деревень в российской глубинке. У него такой характер. Он не впускал людей глубоко в душу, потому что когда привязываешься, и приходится расставаться, расставания проходят больнее. Тяжело бывает разочаровываться в предательстве тех, кому доверял.

Печорин и Грушницкий

Печорин именно держал людей на некотором расстоянии от себя, не впуская глубоко в сердце. Печорин хорошо знал Грушницкого, и не любил.


Тем не менее, к Грушницкому Печорин относился как приятелю. При встрече они обнялись, на протяжении всего развития событий до самой встречи у дома Лиговских продолжали встречаться. Втайне Печорин забавлялся Грушницким, старался разозлить его. Печорина раздражало то, что приятель считал княжну Мери почти своей. Он видел, что в избалованной барышне любви ни на грош. Она считала Грушницкого разжалованным, видя его хромоту, сочувствовала ему. Но не более. Печорин понимал, что как только Грушницкий наденет офицерский мундир, девушка потеряет к нему интерес. Так и случилось. Его забавляла и сама княжна. Он знал, что от любви до ненависти один шаг, и сначала возбудил в душе девушки ненависть к своей персоне.

Печорин и Вернер

Вернера Григорий Александрович искренне уважал. Они почти с полуслова понимали друг друга. Вернер был примечательной наружности, за что молодежь прозвала его Мефистофелем. Он был умен, образован, и у Печорина всегда находились темы для беседы с Вернером. С доктором Печорину не было скучно. Вернер стал секундантом Печорина во время дуэли его с Грушницким. Суть отношений между ними Печорин как-то высказал Вернеру:


Трудно не согласиться с Печориным в том, что дружба редко бывает равноправной, когда люди привязываются друг к другу по велению души. И счастливы те, кто имеют именно таких – бескорыстных и сердечных друзей. На жизненном пути Печорина такого друга, наверное, не было, либо он не разглядел в людях бескорыстия. Он считает, что


М. Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени" саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей. С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношению к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить. Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер, с ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году.

Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно. "Вернер человек замечательный по многим причинам", — пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой — поэт, хотя и двух стихов не написавший. Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. "Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями". Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный".

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить. Печорин — человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея — созерцание. Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет говорить о том, чтобы он сделал, если бы.. . Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: "Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете". Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его.. . — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности".

Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин — рабом Дельвига. Здесь другое. Во всякой любви (а дружба

среднего роста. Возраст около 25 лет. Крепкого телосложения. Блондин. Волосы слегка вьются. Черные усы и густые, темные брови. Высокий лоб. Руки маленькие. Пальцы худые, длинные. Глаза карие. Походка ленивая, небрежная. Выглядел всегда аккуратно и дорого.

невысокого роста. Среднего возраста. Ему было около 40 лет. Худой. Черные глазки, словно буравчики, сверлили собеседника при разговоре. В облике проскакивала нервозность и внутреннее беспокойство. Ходил, прихрамывая по причине того, что одна нога короче другой. Выглядел неопрятно. Неаккуратен. Производил неприятное впечатление.

Печорин о Вернере

Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, равнодушный и эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе Печорина и Вернера.

Характер и личность Печорина и Вернера

  • умен. Образован;
  • острый на язычок. Способен ранить человека словом;
  • материалист;
  • молчалив. Скрытен;
  • хороший манипулятор, играющий на чувствах людей;
  • знаток человеческих душ. Тонкий психолог;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • не боится ответственности за поступки;
  • любит женщин, но связывать себя узами брака не спешит
  • любит поразмышлять о смысле жизни.
  • образован. Умен;
  • любит острить. Язвителен;
  • добрый по натуре;
  • материалист;
  • разговорчив. Любит когда его слушают;
  • знаток человеческих душ;
  • обожает женщин. Хорошо разбирается в психологии женских душ;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • боится брать на себя ответственность;
  • категорически против женитьбы;
  • любитель пофилософствовать на досуге;
  • великодушен и непосредственен.

Схожесть персонажей

Отношение к смерти

каждый раз словно искушает судьбу, бросая ей вызов. Его поступки нелогичны, не поддаются никакому объяснению. Он постоянно рискует собой, словно испытывая себя на прочность. Водя смерть за нос, ведет свою игру, не боясь оступиться.

воспринимает смерть, как что-то само собой разумеющееся. Он спокоен насчет того, что когда-то придется умереть и просто ждет своего часа. Не переживая и не паникуя по этому поводу и уж ем более не испытывает судьбу лишний раз.

Они могли стать хорошими друзьями, но остались приятелями. Образ Вернера в романе способствует в раскрытии внутреннего облика Печорина. Рядом с доктором Вернером Григорий так же чувствует себя одиноким, как и с другими персонажами данного произведения.

Я считаю, что беда Печорина заключается в том, что он боится настоящей привязанности к кому-либо. Он не любит обнаруживать в себе настоящие чувства. Достаточно вспомнить его размышления по поводу слез, когда он загнал лошадь в погоне за Верой. Рассу­док в нем преобладает над чувствами. Возможно, он понимает, что несет лишь смерть и страдание близ­ким людям и поэтому ищет смерти.

Популярные сегодня темы

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества

Бунин поведал историю, почти лишенную сюжета. Встречаются на палубе речного парохода мужчина и женщина, между ними завязывается мимолетный роман

Несколько интересных сочинений

Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

Существует версия, что написать сказку по народным мотивам предложил Петру Ершову сам великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, возможно, написал поэтическое вступление к произведению.

Счастье – непостоянно, нельзя быть всегда счастливым, ведь всегда найдется кто-то или что-то, который смогут спустить вас на землю с небес. Именно поэтому говорят – счастье живет вечно, пока оно незаметно, но если оно на виду

Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс.

Еще ни одна вражда между друзьями не привела к хорошему исходу. Очень часто в русской литературе писатели затрагивают человеческие отношения, затрагивают тему вражды и дружбы.

Истинные отношения героев

Для Вернера тихая и привычная жизнь важнее необдуманных страстей друга.

Читайте также: