Другое искусство в ссср 1970 е начало 1980 х гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русский авангард — одно из направлений модернизма в России (1900—1930-е годы), расцвет которого пришёлся на 1914—1922 годы.

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Второй русский авангард (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х. Его рождение связывается с Хрущевской оттепелью (1955 год) или с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году в Москве. Считается, что понятие введено в оборот Михаилом Гробманом.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Акциони́зм — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или.

Митьки́ — советская и российская группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).

Лиано́зовская шко́ла, Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда, собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Севводстрой, располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово Савёловской железной дороги. По названию железнодорожной станции эта неформальная творческая группа надзорными органами была названа как лианозовская (одна из работ О. Рабина так и называется: «Ст. Лианозово.

Второй одесский авангард — общность художников-нонконформистов, сложившаяся в Одессе второй половины XX века.

Концептуа́льное иску́сство, концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в Америке и Европе.

Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.

Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным.

Суро́вый стиль — направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-х и 1960-х годов.

Концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

Кубофутуризм — авангардное направление в искусстве начала XX века, соединившее в себе принципы французских кубистов (таких, как Брак) и итальянских футуристов (например, Боччони).

Южнорусская волна — российское художественное явление, представляющее собой выход в 1990-х годах на московскую арт-сцену ряда молодых художников Юга России и Украины.

Книга художника — произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги.

Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации.

Формали́зм — концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нём самом.

Галере́я Мара́та Ге́льмана — художественная галерея современного искусства в Москве, одна из первых частных галерей России, основана Маратом Гельманом в ноябре 1990 года. В 2002—2004 гг. существовал также филиал галереи в Киеве.

Художественная группа (также арт-группа) — объединение художников, совместно создающих свои произведения. Обычно группу отличает совместный творческий процесс, коллективный характер деятельности и коллективное авторство. Этим группа отличается от художественной группировки, художественного движения или художественного направления.

Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.

Хе́ппенинг (или хэ́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хеппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Станко́вое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации). Упрощенный. В живописи — это картины; в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике — эстампы, станковые рисунки.

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Дадаи́зм, или дада, — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1923 годы.

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны.

Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и тому подобное. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Неоэкспрессионизм (Neo-expressionism) — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернули в искусство образность, фигуративность, живую и эмоциональную манеру, яркие, насыщенные цвета.

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.

Всесоюзные выставки — ряд художественных и промышленных выставок общегосударственного значения, проходивших, как правило, в Москве или в Ленинграде.

Галерея в Трёхпрудном переулке — знаменитая московская арт-галерея (сквот), существовавшая в 1991—1993 годах.

Наи́вное иску́сство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Геометри́ческая абстра́кция (другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный или геометрический абстракционизм) — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Видеоа́рт — направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники.

1. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х годов.

4. Андеграунд в театре, музыке, кино.

Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели в 1970–1980-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов.

Многие литераторы, ученые, художники, скульпторы, объявленные властью диссидентами, объединялись лишь в одном – в праве на инакомыслие, на свободу творческого самовыражения. Они не считали себя политическими борцами и нередко пополняли ряды новой интеллектуальной эмиграции. Главная причина, вынуждавшая многих уехать за границу, состояла в том внутреннем расхождении с советским мировоззрением, которое делало несовместимым жизнь и творчество.

Магия впервые услышанных и прочитанных неподцензурных текстов действовала безотказно: держать в руках, видеть напечатанными, пусть под стертую копирку, запретные сочинения казалось вызовом могущественной власти, и это обеспечивало успех у читателей. Размножались на машинке, переписывались от руки стихи М. Волошина, Н. Гумилева, М. Цветаевой, те сочинения здравствующих поэтов, которые не могли попасть в печать, – О. Берггольц, Б. Слуцкого, А. Твардовского. Запретные строки звучали в институтских аудиториях, в коммунальных квартирах и даже на городских площадях.

Имена участников были известны, каждый шаг их встречал уничтожающую оценку в прессе, ярлыки были самые разные, заглавия статей звучали анафемой. На художников оказывали экономическое давление, их унижали и зачеркивали как профессионалов. Но не только. Пожар в мастерской и гибель талантливого Евгения Рухина в Ленинграде, принудительное лечение в психиатрической клинике Михаила Шемякина и Леонида Лама, допросы в КГБ Ивана Чуйкова не только запугивали, но и создавали в среде молодых художников ощущение бесправия и безысходности. Власти, правда, сами предлагали выход – вон из страны!

С темой невыносимости жизни в организованном по принципам тоталитаризма людском сообществе вошли в состав известного в Европе и США концептуализма Илья Кабаков, Владимир Янкилевский и многие другие художники. Это был оригинальный извод идущего на убыль направления. Соединяя словесные клише лозунгов и привычных бытовых обращений с изобразительными клише плакатов и витрин фотоателье, свою линию в живописи создали Эрик Булатов и Олег Васильев. Их картины отличались новым отношением к пространству и новой концепцией места отдельного человека в мире, охваченных рамками всяческих идейных и бытовых запретов.

Неофициальная культура освоила непобедимое оружие смеха и иронии, создав на их основе целые направления творчества: соц-арт, концептуальную поэзию и прозу, авторскую песню. Ситуация распада советской культуры продолжалась, но глубина этого процесса еще не могла быть в достаточной степени осознана.

Рекомендуемые источники и литература

2. Баткин, Л. М. Неуютность культуры / Л. М. Баткин // МетрОполь: Литературный альманах. – М., 1991. – С. 590–598.

3. Безбородов, Б. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР в 50–80 гг. / Б. Безбородов, М. Мейер. – М.: НОРМА, 2001. – 776 с.

4. Бригадина, О. В. Инакомыслие и власть: диссидентское движение в СССР в середине 1960-х — начале 1980 х гг. / О.В. Бригадина // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Вып. 1 / Редкол.: О. А. Яновский (отв. ред.) и др. — Мн.: БГУ, 2004. — С. 242–250.

5. Глазычев, В. Л. Агония культуры / В. Л. Глазычев // Погружение в трясину (анатомия застоя): сборник статей. – М.: Прогресс, 1991. – С.264–278.

7. Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953–1982) / В. А. Козлов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С.93–111.

8. Мигранян, А. Россия в поисках идентичности (1985–1995) / А. Мигранян. – М. Международные отношения, 1997. – 414 с.

9. Миронов, Б. Н. Пришел ли постмодернизм в Россию? / Б. Н. Миронов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С.136–146.

10. Синявский, А. Д. Диссидентство как личный опыт / А. Д. Синявский // Юность. – 1989. – №5. – С. 88–89.

11. Солженицын, А. Россия в обвале / А. Солженицын. – М.: Рус. путь, 1998. – 206 с.

12. Степанян, Н. Искусство России XX века / Н. Степанян. – М.: , ЭКСМО-Пресс, 1999. – 316 с.

13. Холмогорова, О. В. Соц-арт. Альбом Новое искусство. XX век / О. В. Холмогорова. – М.: Галарт, 1994. – 160 с.

Творческие задания-презентации (по выбору)

Контрольные вопросы и задания

3. Проанализируйте взаимоотношения власти и интеллигенции в советском обществе. Какие причины обусловили противостояние власти и интеллигенции в 1970–1980-е годы? Почему диссидентское движение не получило широкой общественной поддержки?

4. Как проявилось диссидентство в литературе и искусстве?

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

В 70–80-е гг. отчетливо выделились два пласта в художественной культуре — официальный, поддерживаемый государством, и неофициальный, не признанный им. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры — андеграунда в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе.

Много картин уходило за рубеж, а в 1980 г. под Нью-Йорком был открыт музей неофициального русского искусства.

Многие художники скрывались от гонений, уезжая за границу. В 1978 г. в Париж уехал художник и искусствовед Оскар Рабин.В своей живописной манере он использовал приемы разных школ, создал свой стиль бытовых символов: общипанная курица на фоне лозунгов партии, церковь на фоне безликих строений, Евангелие и рядом банка из-под тушенки с изображением свиной морды. Через символы, сочетание несочетаемого на первый взгляд, он передает человеческие качества. В начале 90-х гг. перебрался в Америку.За границу уехал и Анатолий Зверев. Его стиль причисляют к ташизму.

Только в годы перестройки советские зрители смогли увидеть подлинную историю советского изобразительного искусства — в середине 80-х гг. прошли художественные выставки П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова и др., определявших искусство 20–30-х годов.

Конец 1970-х гг. в истории направления отмечен, формированием новых тенденций, обусловленных появлением нового поколения художников.

Заметным явлением в 70-е гг. стало кинетическое искусство (кинетизм), которое в процессе развития менялось, но продолжаем существовать и сейчас. Тогда элементы кинетической формы проникали в область декоративно-прикладного искусства, световой архитектуры, в оформительской искусство, дизайн.

Во 2-й половине 80-х гг. были легализованы и многие модернистские направления в искусстве. Среди них концептуализм и соц-арт. Отцами соц-арта считают художников Виталия Комара и Александра Меламида, которые работают в творческом тендеме Комар-Меламид. Идея использовать надоевшие штампы советской агитации пришла к художникам, когда они делали оформительские работы для пионерлагеря. Используя характерные особенности агитационных плакатов и панно — упрощенные цветовые решения, жирные контуры, советскую символику, они разработали стилистику близкую к американскому поп-арту.

Концептуализм утверждает себя в текстах. Сами художественные произведения как будто остаются только поводами к текстам или заранее созданными иллюстрациями к ним. Художник-концептуалист нередко оказывается одновременно и критиком, и теоретиком того искусства, автором которого он является. Эти качества концептуального искусства, в сущности, и есть его эстетические признаки.

В 1970-е и в начале 1980-х гг. московский концептуализм практически был лишен возможности выявить свою специфическую экспозиционную стратегию. Социальные условия существования исключали возможность реализации концептуального направления. Только со второй половины 1980-х гг. можно говорить о формировании собственной выставочной стратегии. Первые выставки, разрабатывавшие специфику экспозиционного пространства концептуализма, связаны с деятельностью Клуба авангардистов, образовавшегося в 1987 г.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Собрание живописи второй половины ХХ века в Государственном музее изобразительных искусств РТ вобрало в себя обширную коллекцию произведений художников бывшего Советского Союза, включая ТАССР, из фондов РОСИЗО, благодаря чему образовалась очень разнообразная в стилистическом отношении коллекция. В 2016 году собрание музея усилилось даром Фонда Тимченко, которым передано около ста произведений, где представлены наиболее яркие имена художественной среды послевоенного времени.

Юрий Королев Портрет Л.И.Брежнева

Юрий Королев Портрет Л.И.Брежнева

Создавать атмосферу времени будут пластинки, журналы, книги того времени из частных коллекций и видеохроника советского Татарстана.

Читайте также: