Литература живопись архитектура кратко
Обновлено: 07.07.2024
В 16 веке появляются первые настоящие публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенных не одному адресату, а широкой аудитории.
Одним из своеобразных и талантливейших авторов первой половины 16 века был Федор Иванович Карпов, государственный деятель и дипломат.
В конце 15 – начале 16 века наступает новый этап в развитии русской архитектуры. Новшеством этого временем стало распространение кирпича и терракоты (обоженные цветной глины). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Москва окончательно приобретает статус общерусского художественного центра. Достраивается архитектурный комплекс Кремля.
К началу 16 века русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий – крестчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Такие небольшие храмы строились в посадах (церковь Благовещения на Ваганкове, церковь Николы в Мясниках).
Еще одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры 16 века стало строительство шатровых храмов, восходящих к русскому деревянному зодчеству.
Для живописи 16 века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной, и особенно русской истории. На живопись оказывала большое влияние официальная идеология.
Вообще аллегоричность сюжетов – отличительная черта изобразительного искусства 16 века.
Серебряный век русской культуры пришелся на начало ХХ века, он совпал с эпохой модерна. Название свое получил уже после своего окончания. На авторство претендовали многие писатели и философы, но кому оно принадлежит, неизвестно. Точно лишь то, что понятие зародилось среди русских эмигрантов. Применяется термин исключительно к русской культуре, в основном к литературе (но не только).
Культурный расцвет
Серебряный век продолжался недолго, менее четверти века — с 1900 по 1922 год. Начало периода совпадает со смертью В. Соловьева, известного религиозного мыслителя и поэта. В конце этой поры из Советской России были высланы мыслители и философы, неугодные новой власти.
Небольшая продолжительность вовсе не означает, что эти годы были незначительными — наоборот, со временем их ценность даже выросла. Представители русской культуры первыми поняли, насколько вреден рационализм, бездуховность, отсутствие религиозных идеалов. Запад осознал это намного поздней.
Эпоха индустриализации совпала с небывалым расцветом всех видов творчества, она породила новые направления, вызывала бурные споры, дала толчок к рассвету философской мысли. Искусство серебряного века отличается своей элитарностью, утонченностью. Поэтому нельзя отождествлять всю литературу, что появилась в конце XIX — начале XX века, с Серебряным веком, ведь в этих хронологических границах существовало много направлений:
-
.
- Классический реализм.
- Сатира.
- Крестьянская поэзия.
- Пролетарская поэзия.
Но это не просто вопрос хронологии. Скорей, образ мышления, присущий художникам, жившим в ту эпоху. И хотя они часто конфликтовали между собой, в итоге сознание потомков объединило их в особую плеяду.
Гении литературы
Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:
-
.
- Игорь Северянин.
- Саша Черный.
- Марина Цветаева.
- Сергей Есенин.
- Владислав Ходасевич.
- Всеволод Рождественский.
- Николай Гумилев.
- Александр Блок.
Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.
Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.
После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.
Время перемен
Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех. В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:
- Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
- Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
- Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
- Введено совместное обучение девушек и юношей.
- Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).
Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.
Известнейший мастер той эпохи — портретист Валентин Серов, оказавший влияние на многих видных художников. В каждой мелочи он видел нечто большое, значительное. Портрет девушки становился под его кистью гимном красоты, любви и счастья. Он писал не только представителей интеллигенции, но также чиновников, членов царской семьи, банкиров. При этом всегда оставался смелым в характеристике своих героев. Серову удавалось сочетать классические традиции с новаторскими идеями, примером тому служат портреты М. А. Врубеля, И. Рубинштейн, Т. Н. Карсавиной.
Поиск новых направлений
Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.
Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.
Модерн и не только
Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.
Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).
Достижения научного мира
Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.
Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.
В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.
Новое религиозное сознание
Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.
Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.
Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.
Непродолжительная эпоха повлияла на всю мировую культуру. Лучшие умы поколения обратили внимание общества на то, что необходим не только технический прогресс, но и возрождение духовных ценностей.
Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.
Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.
Основные периоды искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.
Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.
После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.
Особенности искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:
Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).
Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.
В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:
- Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
- Софийский собор в Великом Новгороде;
- Успенский собор во Владимире;
- Рождественский собор в Суздале;
- Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.
Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.
В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.
Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.
Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.
С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:
- священных христианских текстов;
- былинных сюжетов;
- фольклорных народных произведений.
Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.
Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.
История
На Руси в XVI столетии культура развивалась стремительными темпами. Это объясняется масштабным строительством на объединенных территориях. При этом от архитектуры не отставали и другие виды искусства. На культурную жизнь населения серьезное влияние оказывало религиозное мировоззрение. Одновременно закладывались и принципы эпохи Просвещения. Кратко культуру России в 16 веке изучают на уроках истории в 7 классе.
Общая информация
Наиболее значительное влияние на культурную жизнь народов, проживавших на территории России, оказывала религия. Для людей того времени православие составляло основу их жизни. Появлявшиеся в XVI столетии произведения искусства отражали происходящие события и нравы тех лет.
В архитектуре наблюдался период активного возведения крепостей, храмов и соборов. Однако главной особенностью русской культуры 16 века является многонациональность страны. Все обычаи и традиции различных народов, проживающих на территории государства, не могли не повлиять на процесс развития литературы, живописи и т. д.
В те времена границы России существенно изменились. В первую очередь речь идет об освобождении от монголо-татарского ига. Кроме того, в XVI столетии на политической карте мира появилось новое государство — Российское царство. К этому времени многочисленные самостоятельные княжества были объединены. Территория страны расширилась благодаря присоединению новых регионов.
В те времена население Российского царства составляло около 9 миллионов человек. Наиболее заселенными землями были центральные и северо-западные регионы. В Москве проживало порядка 100 000 человек. Столица была самым крупным городом. Численность населения остальных населенных пунктов не превышала 8 тыс. человек.
Кроме столицы наиболее развитыми были следующие города:
- Великий Устюг;
- Ярославль;
- Вологда;
- Новгород.
Благодаря присоединению новых регионов население страны стало еще более многонациональным. Этот факт оказал влияние на развитие культуры 15—16 веков в России.
Архитектура и живопись
В XVI столетии архитектура переживала сильный подъем. В эти времена активно проходило возведение шатровых храмов, соборов и монастырей. Этот особый вид строительства сформировался и нашел широкое распространение в зодчестве.
Храмы строились таким образом, что в их конструкции отсутствовали внутренние опоры. Все сооружение удерживалось на мощном фундаменте. Вместо купола на вершине здания устанавливался шатер. Строение возводилось из камня и древесины. Одним из ярчайших примеров зодчества этого типа является храм Василия Блаженного, также называемый Собором Покрова на рву. Он был возведен в честь присоединения Казани к Российскому царству.
Архитектурные памятники культуры 16 века являются уникальными, у них нет аналогов в мире. Для этого периода свойственно возведение не только храмов в различных регионах страны, но и укреплений вокруг городов для защиты от захватчиков.
Убеждения народа нашли отражение в изобразительном искусстве 16 века в России. Фрески и роспись церквей тех лет поражают своей красотой. Многие из этих произведений искусства дошли до нашего времени.
Основным направлением в художественной культуре XVI столетия была иконография, а также изображение библейских сюжетов. За соблюдением канона при их создании пристально наблюдала церковь. Однако не только религиозная тематика присутствовала в живописи того времени. Художники нередко обращали внимание на исторические события, тему быта крестьян и знатных людей.
Наука и литература
Особенностью развития культуры России в 16 веке стал рост грамотности населения. Самыми образованными сословиями были священнослужители, купцы, бояре. Высокого уровня развития достигли науки, связанные с военным делом, торговлей и строительством. Во время обучения много внимания уделялось письму, чтению, арифметике, пению и изучению религиозной литературы.
Россия выстраивала отношения с соседними государствами, что привело к необходимости изучения иностранных языков. Благодаря этому появилась возможность не только общаться с иностранцами, но и переводить зарубежные книги. Активно развивалась картография, поскольку Российское царство владело обширными территориями, многие из которых все еще оставались неизученными.
Серьезное внимание уделялось арифметике. Эта наука позволяла быстрее развиваться не только военному делу, но и строительству. Возведенные соборы и оборонительные сооружения были рассчитаны с высокой точностью. Также стоит отметить создание ряда медицинских трактатов, описывающих лекарственные растения и некоторые заболевания.
Музыка и театр
На музыкальную культуру XVI столетия серьезное влияние оказала религия. В те времена было создано большое количество песнопений. Над некоторыми из них работал сам Иван Грозный. Так как по всей стране активно возводились новые храмы, то серьезное внимание следовало уделить развитию певческих церковных школ. Хоры для богослужений формировались из лучших учеников.
В Российском царстве театральное искусство было представлено скоморохами. Чаще всего люди этой профессии не имели постоянного места жительства и дохода. Они путешествовали по стране и выступали в балаганах, устанавливаемых на городских площадях.
Характер представлений в основном ориентировался на предпочтения простых жителей. Свое мастерство демонстрировали:
- дрессировщики;
- музыканты;
- певцы;
- танцоры.
Большой популярностью среди зрителей пользовались выступления дрессировщиков с прирученными медведями. Многие номера скоморохов были шуточными и высмеивали людские пороки. За это артисты нередко подвергались гонениям со стороны власти и церкви. Чаще всего балаганы проводились на праздники либо во время ярмарок. Развитие театрального искусства в привычном понимании для современного человека в России начало зарождаться только в XVII столетии.
Для получения хорошей оценки по предмету учащимся предстоит кратко рассказать о русской культуре XVI столетия. Чтобы упростить изучение темы, дети чертят таблицы, в которые вписывают названия наиболее ярких памятников искусства тех лет.
Читайте также: