Древняя русь глазами современников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Связи между Русью и Турцией, по-видимому, существенно глубже, чем это считается сегодня. Татарские имена на Руси, о которых мы говорили выше, вполне возможно, были попросту османско-атаманскими именами. По этому поводу еще раз обратим внимание читателя на рис. 22, 23, изображающие Степана Тимофеевича Разина в царском обличье. На его голове — османская чалма, именно такая, какую носили османско-атаманские султаны!

Итак, оказывается, в середине XV века Константинополь брали люди ХРИСТИАНСКОГО происхождения! Кстати, султан имел в самом осажденном Константинополе сильную христианскую партию, его поддерживавшую [455], с. 191.

Скорее всего, ни там, ни там НИКАКОГО ИГА НЕ БЫЛО. А была нормальная жизнь многонационального государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4 Древняя Русь глазами её современников

1. Средневековая Европа глазами русских современников

1. Средневековая Европа глазами русских современников 1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы

Глава 4. Древняя Русь глазами ее современников

8. Древняя Русь глазами ее современников

Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.)

Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.) § 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Закат Египта глазами современников

ПРИЛОЖЕНИЕ Закат Египта глазами современников Многие историки, говоря о тех или иных событиях, оставляют за рамками своего повествования некоторые ключевые факты, будучи абсолютно убеждены, что их собеседники хорошо осведомлены о том, о чем они умалчивают из скромности,

Глава 26. Глазами современников

Глава 26. Глазами современников Дмитрий Дмитриевич Ахшарумов (1823–1910)Сын выдающегося военного историка Д.И. Ахшарумова, участник кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Был в числе приговоренных к смерти, расстрел ему заменили арестантскими ротами. После освобождения

Глава 11 Распутин глазами современников

Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Курсовая работа

Существует мнение, что праотцами славян были два племени – Анты и Венеды. Данилевский в своей книге опровергает эту точку зрения, хотя мне его доказательства на этот счет кажутся несколько неубедительными.

Чтобы понять сущность древнерусской власти, мало разобрать ее происхождение. Кто участвовал в управлении страной? Какие рычаги они использовали? Следующая лекция призвана дать ответ на подобные вопросы. Основными государственными институтами на Древней Руси были князь, дружина и вече, хотя последнее имелось далеко не во всех княжествах.

По мнению автора, и не только его одного, в знаменитом Новгородском вече принимали участие 300-500 человек, бояр и богатейших купцов. Вечевые собрания проводились на площади, участники его сидели на скамьях.

Компетенция вече, особенно в Новгороде была весьма обширной: вопросы войны и мира, судьбы княжеского престола и администрации, сбор налогов, распоряжение городской казной и землями и многое другое. Вместе с тем, эти же вопросы мог решать и князь с дружиной – а подобное, пишет автор, способно привести к конфликту.

Еще более важную роль, чем вече, на Древней Руси играл князь со своей дружиной. О том, когда они появились и откуда, можно только догадываться. Автор книги приводит цитаты из древнеримских историков, свидетельствующие о существовании дружины во главе с вождем у древних германцев. Судя по этим источникам, русские князья и дружинники не сильно отличались от германских, тем более, что вслед за древнеримскими летописями, автор цитирует и древнерусские.

Общая численность дружины составляла несколько сот человек. В ее состав входила старшая дружина – бояре, участвовавшие в управлении, средняя – воины и младшая – слуги. Первоначально князь был в своей дружине первым среди равных, и все важные вопросы решал вместе с дружиной, прислушивался к ее мнению. Отечественная история насчитывает немало случаев, когда именно дружина решала вопрос – пойти на кого-либо войной или взять дань и уйти. Бывало и не такое – например, князь Святослав не пошел по стопам матери и не крестился, потому что дружина бы это осудила.

За верную службу князю дружинники получали богатство, а позже и земли. Причем, по словам автора, главным в даре была не его ценность, а то, что он получен от князя – таким образом, отношение древних руссов к богатству и вообще к личной собственности коренным образом отличалось от современного. Отрицательным было и отношение к накопительству.

Дань и полюдье. Что это такое и какова разница между этими понятиями? На эти вопросы призвана ответить следующая глава.

Так как на этом заканчивается лекция, посвященная власти на Древней Руси, далее автор делает ряд выводов. Но, поскольку они представляют собой просто краткий пересказ всей лекции, я не буду их приводить.

Единая точка зрения на этот счет отсутствует. Определение советской эпохи – марксистское, (государство – механизм угнетения одного класса другим) сейчас постепенно уходит в прошлое, уступая место другим точкам зрения. Автор в этой главе приводит мнения Р. П. Вольфа, Ю. В. Бромеля и Ю. И. Семенова.

Далее Данилевский переходит к более конкретным темам, и первая из них – язычество. О дохристианской религии на Руси сохранилось немало источников, но все они – иностранные. Известно, что до крещения богов на Руси было много. Верховным был Перун – бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. Бог Велес, был покровителем скота, Стрибог – ветра, Даждьбог – солнца, Мокошь – плодородия. Были и другие боги. Значения некоторых из них, например Хорса и Симаргла, неизвестно. В ходе первой религиозной реформы, в 980 году, Владимир сократил пантеон до шести богов.

В 988 году этот же князь крестил Русь. Языческие боги постепенно были забыты, либо переименованы. Среди последних одни стали ассоциироваться у русских людей с христианскими святыми, другие – с разной нечистью.

Приход христианства на Русь способствовал высокому культурному подъему – появилась славянская азбука, началось каменное строительство, иконопись, стали приглашаться иностранные мастера.

Выводы из этой главы автор делает следующие: во-первых – христианство, придя на Русь, не полностью уничтожило язычество, но вобрало в себя некоторые языческие представления (это, кстати, общеизвестный факт). Во-вторых – существовала народная и княжеско-дружинная культура, но между ними не было четкой границы. И, в-третьих – религия проникала во все сферы русской жизни.

В конце книги следует заключение – короткий рассказ о трех сильнейших русских княжествах (Киевском, Галицко-Волынском и Новгородском) и выводы по итогам всей книги, подкрепленные несколькими цитатами из древнерусских и современных авторов.

Конец книги, конец XII века. Древняя Русь процветает и идет вперед. Но рок уже близко – до страшного татаро-монгольского нашествия осталось всего сорок лет…

Как уже было сказано в начале рецензии, в этой книге нет последовательного изложения исторических событий – только рассуждения и теория, пестрящая множеством малопонятных терминов. Количество цитат из древних и современных, русских и зарубежных авторов просто запредельное – они занимают около половины всего текста, а некоторые главы почти целиком состоят из них. Видно, что Данилевский проделал большую работу, выискивая материл из самых разных источников, находя порой абсолютно противоположные мнения. Однако, при этом он часто недостаточно аргументирует свою собственную точку зрения.

Итак – перед нами абсолютно новый и весьма объемный труд по истории домонгольской Руси. Для узкого круга ученых эта книга может представлять определенный интерес, но основополагающей она вряд ли станет. Да и историю по ней будут изучать лишь немногие – учебником, или популярным историческим трудом ей, скорее всего, не быть. Но автор, как он сам признавался в начале и не преследовал подобных целей.

В этой книге мне понравился открытый финал – автор говорит, что впереди Русь ждут тяжелые времена.

И это действительно так – в 1237 году с востока придут татаро-монголы. Они разорят русские земли и принесут в наши края много горя и страданий. Но наши предки не сдадутся – они вступят в долгую и упорную борьбу с врагом, потерпят немало неудач и поражений, но, в конце концов, своими руками добудут победу. Но это уже совсем другая история.

Mukaffa

Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.

А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?

Mukaffa

В этой фразе - "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").

hoplit

hoplit

hoplit

Просмотреть файл Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
Автор hoplit Добавлен 30.04.2020 Категория Корея

Игорь Данилевский - Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций

Игорь Данилевский - Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций краткое содержание

Р е ц е н з е н т ы :

докт. истор. наук, гл. научн. сотр. Института славяноведения

и балканистики РАН Б. Н. Флоря,

докт. истор. наук, вед. научн. сотр. ИНИОН РАН

A. Л. Ястребицкая

Пособие дает представление о современном состоянии отечественной и зарубежной науки и изучении раннего периода истории России (до XII в.). Базируется на критическом переосмыслении источниковой базы, используемой для исторических построений. Включает развернутый анализ потенциальных возможностей и накопленного к настоящему времени опыта изучения русской истории разными школами гуманитарного знаний.

Для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов вузов.

Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций - читать книгу онлайн бесплатно, автор Игорь Данилевский

Без специального изучения семантики лексем (даже, на первый взгляд, знакомых исследователю), принятой в момент создания источника, толкование его текста затруднено. Дело в том, что со временем слова претерпевают в лоне языка сложные специфические изменения. Ситуация осложняется тем, что филологи-русисты традиционно обращали недостаточное внимание на анализ подобных изменений.

— такова основная цель, которую ставит перед собой автор.

Очевидно, в подавляющем большинстве случаев историк или литературовед исходит в своей работе из неявной предпосылки, будто психологические механизмы остаются неизменными на протяжении веков. Иногда презумпция тождества мышления летописца и исследователя высказывается открыто. Так, говоря о стимулах возникновения новых жанров древнерусской литературы, Д. С. Лихачев прямо отмечает, что их не следует связывать с особенностями мышления создателей этих жанров.

С современной точки зрения такое мышление не имеет логики, но ощущается вполне логичным для своего времени. К.Г. Юнг писал:

При этом, по мнению Юнга, человек прежних эпох

Важнейшее средство, при помощи которого человек мыслит и, главное, излагает свои мысли, — язык. Наверное, поэтому психологи напрямую связывают развитие мышления с развитием языка. Сначала слова предельно конкретны, употребляются преимущественно в качестве имен собственных. На втором этапе развития языка осуществляется переход к обозначению словами целых классов явлений. В дальнейшем же слово превращается в орудие или средство выработки понятий и тем самым терминологизируется.

Читайте также: