Древние охотники и собиратели предкавказья кратко

Обновлено: 30.06.2024

Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.

Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.

Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.

Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Марков А. В. Эволюция человека. В 2 томах. – М.: Астрель, 2011.
  3. Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. – М.: Эксмо, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.

Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.

Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.

В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.

Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.

Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.

Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.

Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.

Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.

Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.


Ответ: Африка

Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.

Задание 2. Решите кроссворд.


1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.

2. Одно из древнейших орудий человека, представляет собой палку с утолщением на боевой стороне.

3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.

4. Колющее оружие, состоящее из длинного древка с острым каменным или костяным наконечником.


Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.

Охотники-собиратели Кавказа и южный генетический полюс ямников.

К счастью, над палеогеномами работает целый ряд команд ученых и одна из них решила обратить внимание не только на северные палеообразцы, но и на остававшиеся долгое время в пренебрежении южные. Первой ласточкой стали два охотника-собирателя, жившие (согласно радиоуглеродной оценке) 9 и 13 тысяч лет назад на территории нынешней Грузии. В запаснике у этой команды еще немало могущих представлять интерес образцов древней ДНК, поэтому ждем дальнейших работ.

CHGF3Stat

Это и неудивительно — ведь доминирующим аутосомным компонентом в предпочитаемом мной калькуляторе MDLP K27 у Kotias является Gedrosia-Caucasian, о котором я уже писал:

Как выяснилось, девять тысячелетий назад этот компонент преобладал и в более западных районах. Что ж, это делает его только еще более подходящим.

Результаты Kotias в K27:

0.42% Nilotic-Omotic
2.22% Ancestral-South-Ind.
3.66% North-European-Balt.
0.00% Uralic
0.01% Australo-Melanesian
1.79% East-Siberian
0.00% Ancestral-Yayoi
30.28% Caucasian-Near-East.
0.00% Tibeto-Burman
0.00% Austronesian
0.00% Central-African-Pygm
1.05% Central-African-HG
3.66% Nilo-Saharian
0.00% North-African
52.04% Gedrosia-Caucasian
0.00% Cushitic
0.00% Congo-Pygmean
1.73% Bushmen
0.00% South-Meso-Amerind.
0.00% South-West-European
0.00% North-Amerindian
0.00% Arabic
0.01% North-Circumpolar
3.13% Kalash
0.00% Papuan-Australian
0.00% Baltic-Finnic
0.00% Bantu

Карта сумм IBD-сегментов Kotias с образцами из современных выборок:

KotiasSnpc-100IBDext

Лидерами по сумме сегментов оказались грузины (приведен список первых 25 результатов):

Georgian 71,79
Abkhazian 70,75
Lezgin 68,27
Greek_Azov 67,15
Balkarian 65,02
Kurd 64,38
Ossetian 62,66
Armenian 61,98
Nogay 60,38
Bosnian 60,23
Slovenian 60,02
Chechen 59,07
Adygei 58,39
Cypriot 58,28
Turkish 55,86
Kosovar 54,64
Ukrainian-West-and-Center 54,17
Bulgarian 53,21
Slovak 53,01
Cornish 52,46
Croatian 52,21
Kumyk 51,96
Makrani 51,91
Syrian 51,78
Greek 51,68

Что ж, можно их поздравить с генетической преемственностью на протяжении десятка тысячелетий. Однако по пропорциям компонентов Admixture грузины и абхазы довольно заметно отличаются от Kotias:

Abkhasian_S3 Georgian_Kaheti_R2 Georgian_West_R4 Svan_R3
Nilotic-Omotic 0,24 0,00 0,52 0,06
Ancestral-South-Indian 0,75 0,92 0,44 0,31
North-European-Baltic 8,58 5,60 6,87 6,93
Uralic 2,17 1,69 0,72 2,34
Australo-Melanesian 0,27 0,07 0,59 0,42
East-Siberean 1,20 0,00 0,20 0,42
Ancestral-Yayoi 0,72 0,00 0,00 0,44
Caucasian-Near-Eastern 40,79 41,08 45,61 42,85
Tibeto-Burman 0,00 1,09 0,12 0,38
Austronesian 0,72 0,20 0,00 0,23
Central-African-Pygmean 0,05 0,06 0,20 0,00
Central-African-Hunter-Gatherers 0,22 0,15 0,29 0,18
Nilo-Saharian 0,55 0,01 0,02 0,15
North-African 0,50 1,17 0,90 0,31
Gedrosia-Caucasian 32,01 31,65 33,18 35,31
Cushitic 1,17 1,56 0,31 0,42
Congo-Pygmean 0,00 0,25 0,18 0,35
Bushmen 0,04 0,00 0,00 0,00
South-Meso-Amerindian 0,27 0,04 0,14 0,12
South-West-European 2,68 5,06 2,73 1,91
North-Amerindian 0,13 0,04 0,13 0,23
Arabic 2,42 6,83 3,56 3,72
North-Circumpolar 0,47 0,09 0,99 0,41
Kalash 2,38 2,33 1,66 1,77
Papuan-Australian 0,42 0,11 0,33 0,32
Baltic-Finnic 1,25 0,00 0,20 0,14
Bantu 0,00 0,00 0,11 0,28

Кроме Кавказа, вызывает интерес явная связь CHG с рядом балканских популяций (и примыкающей к ним правобережной украинской выборке) — вероятно, это неспроста. Причем направление миграций здесь, очевидно, именно от CHG либо их родственников к балканцам.

31.10% ANE
5.36% ASE
0.01% WHG-UHG
0.00% East_Eurasian
2.47% West_African
1.50% East_African
59.56% ENF

CHGMinusEEFIBDext

Теперь сравним Kotias с самими ямными геномами:

CHGMinusYamnayaIBDext

Некоторый интерес представляет и сравнение охотников-собирателей Кавказа с уже не раз упоминавшимися в этой заметке западноевразийскими охотниками-собирателями (WHG):

CHGMinusWHGIBDext

В заключение можно подытожить, что расшифровка геномов охотников-собирателей Кавказа является очередным, и достаточно заметным, шагом в деле восстановления доисторических миграций и формирования современной генетической картины в Евразии.

Ранний палеолит - самый древний этап каменного века. Его ещё называют нижним палеолитом, потому что в ходе раскопок предметы, относящиеся к этому периоду, находят в нижнем культурном слое.

Ранний полеолит на Кубани

Древние охотники и собиратели

В тёплом климате раннего палеолита происходило становление человека типа питекантропа (обезьяночеловека). Уже в этот период предки людей объединялись в примитивные коллективы - праобщины, и начинали применять первые орудия труда - ручные рубила и режущие осколки.


Кроме находок отдельных орудий труда на современной территории Краснодарского края и Республики Адыгея археологи открыли стоянки первобытных людей. К числу ранних стоянок относятся Богатыри, Абадзехская (в районе современной станицы Абадзехской), Хаджох и Шаханская.
В эпоху раннего палеолита люди уже научились делать искусственные жилища. Но местами их обитания были естественные гроты и пещеры, которые обеспечивали защиту от холода и от нападения зверей. Занимались они в основном охотой (мужчины) и собирательством (женщины и дети). Древнейшие люди не умели добывать огонь. Они только использовали его в готовом виде (от пожаров, ударов молний, извержений вулканов) и поддерживали костры.
Производительность труда в то время была очень низкой. Поэтому люди вынужденно жили и работали сообща. Их хозяйство было присваивающим. Его основу составляла охота на крупных животных. Вероятно, на зверя устраивали облаву, что требовало коллективных усилий всех членов первобытного стада. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Растительную пищу добывали, собирая съедобные растения и выкапывая из земли корешки. Каменные орудия использовали для разделки туш и для собирательства. Добытую во время охоты на крупных животных пищу делили поровну.

первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

первобытные собиратели и охотники 5 класс

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

история первобытные собиратели и охотники

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

  • лошади;
  • олени;
  • дикие козы; ; ;
  • мамонты.

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

история 5 класс первобытные собиратели и охотники

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

урок первобытные собиратели и охотники

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

первобытные люди охотники и собиратели

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

первобытные собиратели и охотники древнейшие люди

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

история 5 класс

Проверочная работа

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

первобытный человек

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Читайте также: