Древнейшие культуры северной евразии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В неолитическую эпоху помимо традиционных техник изготовления и обработки каменных, костяных и деревянных орудий широкое распространение получает керамика. Появление керамики является зачастую главным признаком неолита.

В неолитическую эпоху произошло выделение и развитие такого феномена, как производящее хозяйство. К нему относится скотоводство и земледелие. Наряду с освоением огня это одни из важнейших достижений человека. Зачатки производящего хозяйства появились еще в мезолите на территории Ближнего Востока, но распространение на территории Евразии оно получило в эпоху неолита, вызвав изменения во всей жизни человека, поэтому еще этот феномен носит название неолитической революции.

Завершение каменного века пришлось на эпоху энеолита. Иногда энеолит относят уже к бронзовому веку, но сам смысл названия эпохи наиболее точно объясняет характер периода. Энеолит – означает медно-каменный. Итак, в начале использования металлов еще долгое время в ходу был и камень. В связи с этим сложно выявить, когда именно можно говорить о наступлении медно-каменного века, а следом за ним бронзового? Самые древние металлические изделия относятся к неолиту, от $VII$ до $V$ тысячелетий до н.э. в зависимости от региона. По характеру обработки первые металлические изделия выполнены из самородков. С $IV$ тысячелетия медные и бронзовые изделия распространяются на территории современной России, начиная с юга, и уже повсеместно вытесняют каменные.

Готовые работы на аналогичную тему

Неолит на территории России

Как уже было сказано, новый каменный век характеризуется появлением и развитием производящего хозяйства.

$4,5$ тыс. лет назад на территории современной европейской России климат вновь изменился – наступило похолодание, вследствие которого увеличилось количество хвойных лесов. Широколиственные леса уменьшились, это означало уменьшение количества прокорма для травоядных животных, питавшихся травой и кустарниками.

Люди постепенно начали прикармливать животных, с течением времени смогли приручить некоторые виды. Одомашнивание стало первым шагом к развитию скотоводства. С изменением флоры и фауны, а также количества населения увеличились потребности в пище растительного происхождения. Это привело к появлению земледелия.

Проживание человека становится более оседлым.

Усложнение и разнообразие деятельности человека привело к росту потребности в сырье для изготовления орудий. Зачастую заселенность региона определялась доступностью сырья. Появились разработки месторождений. Известны обширные разработки горной породы в верховьях Волги и в Новгородской области. Качественное сырье становилось предметом обмена.

Значительно возрастает важность рыболовства в неолитическую эпоху. Это доказано многочисленными находками – гарпунами, крючками, в Приангарье использовались грузила виде двухголовых рыб.

В неолите получило массовое распространение ткачество, существовали примитивные ткацкие станки.

Выше уже упоминалось о развитии керамики. Следует отметить, что для территории Европы в целом и России в частности в неолите распространена керамика ленточного типа или техники выбивания, а обжиг проводился на костре. Отличительной особенностью керамики являлось орнаментирование. По виду орнаментов разделяют археологические культуры неолитической эпохи.

Большое влияние на людей, населявших территории современной России оказали племена, относившиеся к культурам буго-днестровской и линейно-ленточной керамики. Они освоили земледелие и животноводство, являясь периферией культур более благоприятного для присваивающего хозяйства региона Южной и Центральной Европы.

Территория между Днепром и Волгой имела зоны степи и лесостепи. Население этого региона в эпоху неолита занималось охотой и рыболовством, земледелие развито было слабо. В этом регионе существуют две группы археологических культур. Первая представлена горнокрымской и сурской культурой. Для нее характерно охота, рыболовство, но также и скотоводство. Керамика обладает характерным видом – остроконечные сосуды, при этом они слабо орнаментированы или совсем не имеют декора. Вторая группа археологических культур включает в себя днепро-донецкую культурную общность, ракушечноярскую культуру, а также сероглазовскую, среднедонскую, самарскую и волго-уральскую культуры. Для второй группы характерно большее развитие скотоводства при сохранении охоты и рыболовства. Значительно выше разнообразие керамики – гребенчатые или накольчатые орнаменты.


Лесная зона Восточной Европы до развитого неолита характеризуется охотой, рыболовством и собирательством. Производящее хозяйство постепенно появляется к развитому неолиту. Известно достоверно об одомашнивании в лесной зоне эпохи неолита только собаки. Археологически трудно разделить неолитические находки от раннеметаллических на северных территориях.

Культуры раннего неолита на европейской территории России представлены ранней валдайской, нарвской, верхневолжсокй, среднедонской, ранним этапом деснинской и др. Значительное влияние на поздний лесной неолит сыграли племена ямочно-гребенчатой керамики. Располагались они на Верхнем Поволжье, а также между Волгой и Окой. Важной культурой позднего неолита на рассматриваемой территории является волосовская, ее материалы свидетельствуют о переходе к энеолиту. Поселения были долговременными, что означает оседлость, очень высока была организация присваивающего хозяйства, усложненный погребальный обряд означает изменения в обществе и мировоззрении.

Слабее изучен неолит Сибири. Главной особенностью можно назвать долгое сохранение техник мезолита в обработке орудий. В позднем неолите из общего этнокультурного массива Западной Сибири выделились несколько видов археологических культур: гребенчатая, гребенчато-ямочная, ташбулатовская, прибельская, кошкинская и боборыкинская. Неолитическая эпоха Восточной Сибири изучена еще более слабо. Основная информация касается Приморья, Приамурья и Прибайкалья. Поздний этап прибайкальского неолита сливается с энеолитом, для этого периода уже характерно имущественное расслоение, развитие керамики, но нет свидетельств оседлости.

На Дальнем Востоке выделение земледелия произошло в конце неолита.

Развитие религиозных представлений шло по пути, намеченному в мезолите и ранее. Важен культ природы и предков, поклонение матери. В южных регионах более распространены солярные и культы плодородия. Для лесной зоны характерен также культ покровителей охоты, животных и духов. Все эти представления выражались в изобразительном искусстве, живописи и мелкой пластике.

Энеолит и бронзовый век на территории России

Переход к использованию металлов стал закономерным следствием развития производящего хозяйства. Для этого необходимо было иметь запасы продуктов питания на определенное время, чтобы заниматься изготовлением трудоемких изделий из металла без риска умереть от голода. Следовательно, закономерно начало использования металла в южных регионах с наиболее благоприятными климатическими условиями для земледелия.

Первый металл, освоенный человеком – медь. Она легко поддается и холодной обработке, но при этом из-за мягкости изделия из меди не могли полностью заменить каменные. Кроме того, медь была значительно реже распространена по сравнению с традиционными каменными породами.

Использование меди усилило обмен между человеческими общностями. К центрам металлургии на территории современной России можно отнести Кавказ, оттуда медь распространялась севернее, способствуя обогащению тех, кто жил рядом с месторождениями.

Лесостепная зона Украины и Молдавии в $III$ тыс. до н.э. представлена трипольской культурой. Земледелие в этом регионе быстро выдохлось за счет обеднения почвы, и на рубеже $II$ тыс. до н.э. представители трипольской культуры перешли к пастушескому скотоводству. Медь они получали из прикарпатского металлургического центра.

Зона степей представлена древнеямной культурой. Свое название она получила от особенностей погребений. Племена этой культуры занимались пастушеством, это объясняет смены места жительства. Характерной чертой племен этой культуры является воинственность, позже они вытеснили своих противников – трипольцев.

Бронзовый век пришел на смену энеолиту. Бронза – это сплав меди с оловом или иными добавками. Она обладает более выгодными качествами по сравнению с медью. Изделия из бронзы более твердые и острые. В Европе в связи с тяжелыми климатическими условиями бронзовый век не привел к существенным переменам в человеческом обществе. Только на юге бронзовые изделия возможно поспособствовали разложению первобытного строя.

Для России бронзовый век оказал влияние на Кавказ. Это хорошо иллюстрирует известная майкопская культура $II$ тысячелетия до н.э. Племена Кавказа тесно контактировали с наиболее развитыми регионами Передней Азии, в особенности с цивилизациями Междуречья. От них они переняли имущественное разделение и выделение родоплеменной знати, пример тому – курган под Майкопом, в котором был захоронен племенной вождь. Это захоронение очень богатое, его украшения из серебра, золота, драгоценных камней выполнены мастерами явно из других регионов (Средняя и Малая Азия, Иран).

Степная зона бронзового века представлена земледельческо-скотоводческими племенами. Археологические культуры этого региона – катакомбная и срубная. Лесная зона представлена традиционными охотниками и рыболовами, хотя в междуречье Волги и Оки развилось оседлое скотоводство, а в Поволжье еще и земледелие.

Для бронзового века характерно постепенное разделение хозяйственных специализаций. Скотоводческие племена были кочевниками, быстро увеличивались за счет частого объединения в племенные союзы. Таким образом, земледельцы часто оттеснялись скотоводами, и были вынуждены развивать формы обработки земель в условиях леса или лесостепи. Так появилось подсечно-огневое земледелие. Постепенно получило преобладание использование лесного перелога.

В 1865 году Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 миллиона лет – 12–10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тыся­челе­тия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5–2 тыс. до н. э.).

История в терминах – неолитическая революция. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное из­мене­ние в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства при­сваиваю­щего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяй­ству про­изводящему, свя­занному с появлением земледелия и животноводства. В резуль­тате неолитической ре­волю­ции человек сумел окончательно подняться над приро­дой (не отрываясь от нее), вы­де­литься из природного мира и стать са­мо­стоя­тель­ным органи­затором своей жизни. Че­ловек потребляющий трансформи­ровался в че­ловека сози­дающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому поня­тию.

Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древ­нейших государств в районах, благоприятствовавших развитию земледелия. Эта ве­ликая ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ предопределила возникновение древ­нейших ло­кальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало исто­рии мировой ци­вилизации.

Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, Че­ло­века, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Ти­хого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом се­вер­ной ши­роты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с се­вера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, приле­гающие к Сре­ди­зем­ному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгаль­скому зали­вам. Это Пире­нейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравий­ский и Индо­стан­ский по­луост­рова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это терри­тория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.

Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ.

Страна ариев.

Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.

Страной или прародиной ариев в III-IIтысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).

Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.


Gravettians являются предками всего населения Западной Евразии. ANE имеют большую часть своих предков от Палеолит европейский население, тесно связанное с останками Сунгирь, например, человек из этой реконструкции. [1]

В археогенетика, период, термин Древний Север Евразии (ANE) - это имя, данное наследственному компоненту, который представляет происхождение от людей, похожих на Мальта-буретская культура или население тесно связанный им. [2]

Содержание

Генетические исследования

Геномные исследования также показывают, что ANE был завезен в Западную Европу через Ямная культура, задолго до палеолита. [4] [2] Генетический компонент ANE виден в тестах Ямная людей, и, кажется, косвенно составляют 50% их предков. [4] [2] Об этом также сообщается у современных европейцев (7–25% примеси АНЭ непосредственно из Ямной), но не у европейцев, предшествовавших бронзовому веку. [4] [2] Дополнительные предки ANE обнаруживаются в европейских популяциях в результате палеолитических взаимодействий с восточными охотниками-собирателями, что привело к появлению таких популяций, как скандинавские охотники-собиратели. [9]

Группы, происходящие от древних северных евразийцев

Восточноевропейский охотник-собиратель (EHG) - это линия, происходящая преимущественно (75%) от ANE. [3] Он представлен двумя людьми из Карелия, одна из Y-гаплогруппы R1a-M417, датированная ок. 8,4 кя, другой из Y-гаплогруппы J, датируемый ок. 7,2 тыс. Лет назад; и один человек из Самара, Y-гаплогруппы R1b-P297, датируемой ок. 7,6 тыс. Эта линия тесно связана с образцом ANE из Афонтова гора, датированный c. 18 тыс. Лет назад. По окончании последнего ледникового максимума Западные охотники-собиратели (WHG) и линии EHG слились в Восточной Европе, что объясняет раннее присутствие ANE-производных предков в мезолитической Европе. Факты свидетельствуют о том, что когда древние северные евразийцы мигрировали на запад из Восточной Сибири, они поглотили западных охотников-собирателей и другие западно-евразийские популяции. [10]

Кавказский охотник-собиратель (CHG) представлена ​​особью Сацурблия, датируемой ~ 13 тыс. Лет назад (от г. Пещера Сацурблия в Грузия) и содержал 36% примеси, производной от ANE. [11] В то время как остальная часть их предков происходит от пещерного человека Дзудзуана, датированного ~ 26 тыс. Лет назад, в котором отсутствовала примесь ANE, [11] Сродство дзудзуаны на Кавказе снизилось с появлением ANE около 13 тыс. Лет назад в Сацурблии. [11]

Скандинавский охотник-собиратель (ГВГ) представлена ​​несколькими особями, захороненными на Мотала, Швеция ок. 6000 г. до н.э. Они произошли от Западные охотники-собиратели кто изначально поселился Скандинавия с юга, а позже популяции EHG, которые проникли в Скандинавию с севера через побережье Норвегия. [12] [4] [13] [14] [15]

Иран неолит (Iran_N) особи возрастом ~ 8,5 тыс. Лет назад несли 50% примеси, производной от ANE, и 50% примеси, связанной с дзудзуаной, [11] отмечая их как отличные от других ближневосточных и анатолийских неолитов, в которых не было примеси ANE. [11] Позже на смену неолиту Ирана пришла иранская энеолита, которая представляла собой смесь неолита Ирана и неолита Ближнего Востока Леванта. [3]

Древние берингийцы / коренные американцы представляют собой специфические археогенетические линии, основанные на геноме младенца, обнаруженного на участке Upward Sun River (названном USR1), датируемом 11500 лет назад. [16] Линия AB расходилась с линией предков коренных американцев (ANA) около 20 000 лет назад.

Западно-Сибирский Охотник-Собиратель (WSG) представляют собой особую археогенетическую линию, о которой впервые сообщили в генетическом исследовании, опубликованном в Наука в сентябре 2019 года. Было обнаружено, что WSG имеют примерно 30% -ное происхождение EHG, 50% -ное происхождение - ANE и 20% - восточноазиатское происхождение. [17]

Эволюция светлых волос

Производный аллель KITLG SNP rs12821256 связан со светлыми волосами у европейцев и, вероятно, является их причиной. [18] Самая ранняя из известных особей с этим аллелем - сибирская особь ANE Афонтова гора 3, которая датируется 16130–15749 гг. До н. Э. [10] Этот аллель также присутствует у одного охотника-собирателя от каждого Самара, Мотала и Украина (I0124, I0014 и I1763), а также несколько более поздних людей с Степное происхождение. Поскольку аллель встречается в популяциях с EHG, но не Западный охотник-собиратель происхождение, это предполагает, что его происхождение происходит от населения Древнего Севера Евразии.

Генетик Дэвид Райх сказал, что KITLG Ген светлых волос проник в континентальную Европу в результате массовой миграции населения из евразийских степей людьми, имеющими древние североевразийские корни. [19]

Сравнительная мифология

Например, mytheme собаки, охраняющей Другой мир возможно, происходит от более древних верований в Северной Евразии, о чем свидетельствуют похожие мотивы, найденные в Индоевропейский, Коренной американец и Сибирская мифология. В Сиуан, Алгонкинский, Ирокез, и в верованиях Центральной и Южной Америки свирепая сторожевая собака находилась в Млечный Путь, воспринималось как путь душ в загробный мир, и пройти его было испытанием. Сибирский Чукча и Тунгус верили в собаку-хранителя загробной жизни и собаку-духа, которая поглотит душу мертвеца и будет действовать как проводник в загробной жизни. В индоевропейских мифах фигура собаки воплощена в Цербер, Сарвара, и Гармр. [20] Энтони и Браун отмечают, что это может быть одна из старейших мифов, которую можно восстановить с помощью сравнительная мифология. [20]

В соответствии с сравнительный мифолог Бернар Сержент, литовский миф о Эгле, королева змей имеет сходные мотивы с историями коренных народов Америки (Ваямпи, Яхган и Coos), что может быть объяснено унаследованным древним североевразийским мотивом, в котором женщина выходит замуж за водного животного, нарушая человеческие законы экзогамия и соединяя земной и водный миры. Серджент, однако, напоминает, что точное время и место возникновения мифа невозможно установить с уверенностью. [23]


Оглавление

  • ГЛУБИНЫ И ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЕВРАЗИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРИ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ
  • САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ЕВРАЗИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сакральный ландшафт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ГЛУБИНЫ И ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЕВРАЗИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРИ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ

Люди активно взаимодействуют с ландшафтом. Веками они приспосабливали его к своим нуждам, где это было возможно, а где это не удавалось сделать — вписывались в условия существования в нём. Таким путем формировались различные типы исторических (культурных) ландшафтов, одной из разновидностей которых является сакральный ландшафт. Процесс изучения исторических и сакральных ландшафтов Евразии осуществлялся археологами, историками и этнографами. Он имеет длительную историю, а результатами таких исследований становились не только компендиумы разнообразных исторических материалов, но и создание археологических карт конкретных регионов континента. Ведь географическая карта — это не только научный феномен, но и мировоззренческое понятие. Археологическая карта — это парадигма, один из вариантов картины мира. Кроме того, археологическая карта — это показатель глубины исторической памяти, а знание таких карт — это показатель уровня культурной компетентности личности, её ментальной и, наконец, гражданской зрелости. Археологические карты Евразии, например, её северной части, содержат информацию о самых разнообразных видах ландшафтов, созданных нашими предками: ископаемом, историческом, культурном, и даже сакральном. Информацию для археологических карт Евразии, например, только для одного, но труднодоступного региона Евразии, а именно, археологической карты Северной Азии и Якутии, десятилетиями добывали участники крупных научно-исследовательских экспедиций 1 .

Археологическое изучение территории Якутии было положено раскопками капитана Г.А. Сарычева более 300 лет назад в бухте Баранов Камень (правый берег Колымы) 2 . Начальный период накопления сведений о древней культуре этого сурового в природном отношении края, ознаменован трудами энтузиастов, в том числе ссыльных народовольцев, путешественников, исследователей недр, биологов, среди которых были И.Д. Черский, Н.М. Козьмин, М.П. Овчинников, Е.Д. Стрелов, Н.И. Попов, Н.М. Ядринцев, Г.В. Ксенофонтов, А.Л. Саввин, Н.А. Виташевский, А.Я. Стефанович, Н.Л. Геккер, М.М. Ермолаев, Н.Б. Кякшто, Г.У. Свердруп и др. Они публиковали археологические материалы, представленные единичными находками каменных и металлических изделий, писаниц, а также теоретические соображения, которые обогатили представления современников о древней культуре региона.

Сибиряковская экспедиция. В 1894-1896 гг. в Якутии Восточносибирским отделом Русского географического общества на средства мецената и промышленника И.М. Сибирякова была организована ныне знаменитая Сибиряковская экспедиция. Руководителем экспедиции был назначен революционер-народоволец, известный этнограф и археолог Д.А. Клеменц. Программа экспедиции была весьма обширна, охватывала все стороны хозяйственной, культурной жизни якутов и их демографического состояния.

Наиболее важными результатами работы экспедиции стали следующие: 1) монументальный якутско-русский словарь Э.К. Пекарского, равного которому по полноте освещения якутского языка нет до сих пор. Этнографические материалы поступали в распоряжение Э.К. Пекарского от всех членов экспедиции. Кроме того, Э.К. Пекарский с помощью друзей-единомышленников собрал вокруг себя знатоков родного языка и талантливых олонхосутов.

Итак, судя по исследовательским принципам, которых придерживался Э.К. Пекарский, а именно: 1) принципу неограниченной регистрации слов для словника, 2) принципу максимально полной их семантической характеристики слов; 3) принципу подачи обширного иллюстративного материала.

В лице Н.А. Виташевского мы видим первого профессионального этнографа, который с энциклопедической точностью предпринял попытку систематизировать обычно-правовую культуру якутов.

Ленская экспедиция. Ленская историко-археологическая экспедиция, которую возглавил А.П. Окладников, была организована совместными усилиями Института истории материальной культуры АН СССР и Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР.

В 1940-1941 гг. экспедиция обследовала долину Лены от верховьев до Якутска. Работа участников экспедиции пришлась на тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны. Научно-исследовательский институт языка и культуры при СНК ЯАССР в октябре 1941 г. был закрыт в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, но археологическое исследование Ленской долины не прекращалось в течение всех тяжёлых военных лет (1941 — 1945 гг.). Финансирование исследований Ленской экспедиции продолжалось в 1942 г. по решению СНК ЯАССР, деньги поступали из своего бюджета Наркомата просвещения Якутской АССР.

Летом 1942 г. участники экспедиции 6 прошли по Лене на лодке от Якутска до Тикси. В отчете об археологических исследованиях Ленской экспедиции 1942 г. сказано, что обследование берегов Лены легло в основу археологической карты Ленской долины. А.П. Окладников писал, что экспедиция шаг за шагом проследила распространение здесь разнообразных памятников, раскрывающих динамику исторического процесса, т.е. описывающих картину перехода от каменного века к бронзовому, а от него — к железному.

В предварительном отчете о работе экспедиции в низовьях р. Лены, за три месяца (с 25 июня по 28 сентября), указано, что археологический отряд прошёл 1200 км по воде на лодке и 600 км — на пароходе), и сверх того около 250 км по тайге (из них около 200 верхом на оленях). За это время экспедиция обнаружила ряд новых поселений неолитического времени и бронзового века, а в ряде пунктов были прослежены остатки культуры раннего железного века. В 1941 г.

Шишкинские скалы были подвергнуты детальному изучению Ленской экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР и Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР.

Последующая экспедиция 1947 г., продолжившая изучение Шишкинских писаниц, состоялась при поддержке Института языка, литературы и истории ЯФ АН СССР. По результатам исследования наскальных рисунков, в Институт языка, литературы и истории ЯФ АН СССР А.П. Окладниковым была представлена рукопись, обобщившая полученные материалы, опубликованная позднее на якутском языке.

Приленская экспедиция. После окончания работ Ленской историко-археологической экспедиции А.П. Окладникова и 13-летнего перерыва в Якутии функционировала Вилюйская археологическая экспедиция Института языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР под руководством С.А. Федосеевой (1959–1963 гг.). Экспедиция проходила в зоне затопления Вилюйской ГЭС на Верхнем Вилюе и его притоках — Чиркуо, Чоне, Ахтаранде. Там было обнаружено и исследовано 20 разновременных памятников неолита и эпохи ранних металлов. Получен яркий и уникальный археологический материал.

На первых порах С.А. Федосеева для интерпретации вилюйских находок вынуждена была использовать материалы и находки из Прибайкальского региона, в то время наиболее полно и всесторонне изученного и изданного А.П. Окладниковым.

В июне 2009 г. исполнилось 45 лет с начала работы Приленской археологической экспедиции Института языка, литературы и истории Сибирского отделения Академии наук СССР (ныне Центр арктической археологии и палеоэкологии человека Академии наук Республики Саха (Якутия), бессменным руководителем которой является доктор исторических наук, академик Российской Академии естественных наук и Академии наук Республики Саха (Якутия) Юрий Алексеевич Мо-чанов (с 1964 г. по н.в.).

Задачей экспедиции, охватившей исследованиями 5 млн. кв. км, было: 1) сплошное археологическое обследование территории, 2) выявление четко стратифицированных многослойных памятников, 3) поиски следов плейстоценового палеолита, 4) комплексное изучение археологических памятников в содружестве с геологами, мерзлотоведами, почвоведами, палеонтологами, палинологами, геохронологами, 5) разработка методики раскопок археологических памятников в криолитозоне, 6) определение абсолютной и относительной хронологии археологических памятников Якутии.

Результатами работ Приленской экспедиции стало:

1) Тотальное археологическое обследование Якутии практически во всех ее ландшафтных зонах (континентальные и приморские, таежные и тундровые, низменности плоскогорья и высокогорья, долины крупных и мелких рек, таежные тундровые озера). В результате было открыто и исследовано более 1000 археологических памятников. Доказано, что ареалы древних культур, особенно в эпоху камня не ограничивались только Якутией, а охватывали огромную территорию Северо-Восточной Азии, главным образом Таймыр, Чукотку, Камчатку и Северное Приохотье. Для дюктайской культуры доказано, что ее локальные варианты распространялись в Азии до Монголии, Северного Китая, Кореи и Японии, а в Америке — по всей Аляске и прилегающим к ним территориям Канады.

3) Открытие серий стоянок охотников на мамонтов в бассейне р. Алдан (Дюктайская пещера, Усть-Миль II, Эжанцы, Верхнетроицкая, Тумулур, Юбилейная и др.) позволили выделить дюктайскую культуру позднего палеолита (35–10,5 тыс. лет назад).

Памятники этой культуры впоследствии были обнаружены и исследованы не только в бассейне р. Алдан, но и в бассейнах рек Олекма, Вилюй, Витим, Колыма и т.д. Кроме того, они были открыты и в других районах Северо-Восточной Азии, включая самую северную в мире стоянку — Берелех (71° с.ш.) в бассейне р. Индигирка и самую восточную — Кухтуй III на северо-западном побережье Охотского моря. Было доказано, что носители дюктайской культуры заселили в позднем плейстоцене все доступные для обитания человека районы Северо-Восточной Азии, и по Берингийскому сухопутному мосту перешли на Американский континент.

4) Открытие в 1982 г. стоянки древнейшего палеолита Диринг-Юрях и ей подобных возраста 2,5–1,8 млн. лет позволило выделить на территории Якутии дирингскую культуру древнейшего палеолита и выдвинуть гипотезу о внетропической прародине человечества. Было доказано, что древнейшие человеческие коллективы с орудиями, близкими по типу самым ранним орудиям африканской олдованской культуры, осваивали территорию Якутии не в благоприятных условиях тропиков, а в экстремально холодных областях высоких широт, где достаточно резко ощущалось похолодание, но не было покровного оледенения.

Географическое распространение археологических памятников, их геоморфологическое и стратиграфическое положение, а также серийные радиоуглеродные даты свидетельствуют, что древние культуры Якутии в хронологических рамках своего бытования почти одновременно занимали весь ареал — и на юге (в зоне тайги), и на севере (в зоне тундры). Это свидетельствует о высокой адаптационной способности человеческих популяций, оставивших после себя все зафиксированные сейчас в Якутии археологические культуры, к экстремальным природным условиям криолитозоны, включая район полюса холода Северного полушария.

Для опорных стратотипических памятников отдельных культур, все из которых расположены в современной криолитозоне, разработана новая специальная методика их изучения. Она проста, но трудоемка. В основе ее лежит вскрытие памятника на большой площади. Это позволяет оставлять отдельные участки раскопов для естественного постепенного протаивания и осушения мерзлых пород без нарушения структуры культуросодержащих слоев. Эта методика позволяет вскрывать археологические памятники криолитозоны на всю необходимую глубину и получать при их изучении всю необходимую информацию.

Результатом многолетних археологических работ Приленской археологической экспедиции явилось создание Археологического музея Северо-Восточной Азии, где собраны коллекции из 826 археологических памятников с территории бассейнов рек Лена, Алдан, Амга, Мая, Вилюй, Чиркуо, Тюнг, Пеледуй, Витим, Синяя, Марха, Буотама, Суола, Восточная Хандыга, Томпо, Оленек, Анабар, Яна, Адыча, Индигирка, Берелех, Колымы и ее притоков, территорий Приамурья, Приохотья и Камчатки. Коллекции состоят из 350000 экспонатов: изделий из различных пород камня, а также предметы из кости, керамики, металлических сплавов.

Объем, качество и значение исследовательских работ в области изучения древней и древнейшей истории северо-востока Азии, в частности, Якутии, охватывающее ныне период в более, чем три сотни лет, что впечатляет. Не стоит забывать, что эти работы осуществили люди, которым ничто человеческое не чуждо. Многие страницы истории исследования этой грандиозной и суровой в ландшафтно-климатическом отношении территории были по-настоящему трагичными. Верность идеалам исторической науки стоила её подвижникам не только здоровья, но и жизни, как это было с выдающимся якутским этнографом, фольклористом и археологом Г.В. Ксенофонтовым.

Работы участников всех экспедиций, особенно Сибиряковской, велись в условиях постоянного дефицита финансов, а также всех видов материальных ресурсов, включая письменные принадлежности. Э.К. Пекарский писал, что ему не хватало бумаги, перьев и чернил для составления словаря, поэтому приходилось варить чернила из ветвей вербы, а писать на обрывках газет картонках и дощечках, при тусклом свете якутского камина, рискуя испортить зрение. А.П. Окладников с В.Д. Запорожской прошили почти всю Лену от Якутска до Тикси на веслах: пока Алексей Павлович шёл по берегу, осматривая прибрежные террасы и скалы ленских берегов, Вера Дмитриевна по 14-18 часов шла под парусом или на вёслах: надо было так много успеть за длинный полярный день. С.А. Федосеева преодолевала в одиночных пеших разведочных маршрутах десятки километров ленских берегов, в том числе и под беспощадными лучами летнего якутского солнца, под шквалом укусов беспощадной таёжной мошки, по непроходимым топям и лесным завалам в поисках следов древнейшего человека.

Не все было гармонично в личных отношениях между исследователями. Конфликт научных интересов, профессиональная конкуренция, человеческое непонимание — неотъемлемая часть научной жизни. Часто это непонимание обретало драматический, и даже детективный характер. Но, как, ни странно, причиной всему этому была исследовательская страсть, одержимость научным поиском, особенности профессии археолога: не стоит забывать, что главное для археолога — погоня за тем, что спрятано от глаз наших современников в глубинах и затеряно временем в пространствах истории. В этой погоне выигрывает тот, кто охватил большую территорию своими изысканиями, и достиг самых потаённых глубин истории. Высока же была цена полученным знаниям, ибо ценой была вся их жизнь.

Так в чем же значение исторической карты северо-востока Азии? Это значение определяется тем, что:

1) в корне изменились представления мирового научного сообщества о палеолите Северной Азии и мира в целом. Сам факт, сначала предсказания существования нижнего палеолита в Северной Азии А.П. Окладниковым, датированного им 20. 000 лет, а затем и его открытия столь древнего палеолита Ю.А. Мочановым в 1967 г. в Дюктайской пещере, изменил саму парадигму мирового исторического процесса;

2) открытие другого эпохального памятника каменного века — Диринг-Юрях не только отодвинуло границы появления человека в Северной Азии до 1,8–3,8 млн. лет, но и поставило на повестку дня обсуждение двух фундаментальных проблем: а) внетропической прародине человечества и б) двух традиций палеолитической индустрии Северной Азии;

3) начиная с работ участников Сибиряковской экспедиции и их предшественников, а также включая труды Ленской и Приленской экспедиций, проблемы дописьменной истории человечества, т.е. периода человеческой истории, занимающей, примерно, 99,8 % всего этапа антропо-культуро-социогенеза, получили фундированное эмпирическое обоснование;

4) целые народы Северной Азии (юкагиры, якуты, эвены и др.) получили историю, т.е. будучи до XIX в. внеисторическими народами, они стали не только историческим, но и народами с богатой, своеобразной, а главное необыкновенно древней историей;

5) ввод в научный оборот корпуса уникальных памятников наскального искусства, в том числе эпохи неолита, бронзового века и курыканского периода наглядно показала, что древний человек подошёл к вратам искусства высоко духовным, т.е. способным создавать языком художественных образов вторую реальность, владеющим умом, приспособленным для ведения сложных календарных счислений.

В чём же заключается историческое значение выдающихся открытий археологов, этнографов, историков, фольклористов, которых волновали глубины и пространства истории Евразии, таких её отделённых частей как Приарктические просторы и Северная Азия? Вглядываясь в наше историческое прошлое, далёкую историю человечества, особенно в историю такого сурового и почти беспредельного края как Северо-Восток Азии, мы яснее может увидеть будущее. История как фундаментальная научная дисциплина в качестве одного из важных разделов включает футурологию. И кому как не археологам, которые, как никто другой в мире, способны почувствовать единство Природы и Истории у крохотного костра на вечной мерзлоте, задумываться о будущем, раскапывая далёкое прошлое!

Первое, заставляет задуматься, насколько же резко контрастируют результаты нашего социологического наблюдения с представлениями авторов настоящей статьи об историческом значении достижений культуры древнего и современного населения этого региона, и о том вкладе, который внесли в его исследование труды организаторов и участников, только трёх, но эпохальных научно-исследовательских проектов: Сибиряковской, Ленской и Приленской экспедиций.

Второе, это то, что Евразия, Сибири и Северная Азия для россиян всё ещё лишена археологической карты, той карты, на которой отмечены не только сами археологические объекты, но и тесно связанные с ними области сакрального ландшафта. Поэтому нам стоит внимательно задуматься над данными археологической карты не только Сибири и её самого труднодоступного региона: Приарктических регионов и Северо-востока, станет ясно, что многие археологическими памятники, отмеченные на этой карте, являются одновременно и маркёрами сакральных ландшафтов.

Читайте также: