Древнейшие цивилизации в бассейне эгейского моря кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова конспекта: древнейшая Греция, крито-микенский период, эгейский период, Эгейская цивилизация, Крито-микенская цивилизация, Минойская цивилизация, Элладская цивилизация.

Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин крито-микенская цивилизация (культура) не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.

Раннюю историю этого региона принято делить на три больших периода: ранний, средний и поздний. Хронологические рамки трех периодов, несмотря на различие этих местных культур, примерно одни и те же для всей Эгеиды. Есть и другие варианты периодизации.

Минойская цивилизация (Крит)

На Крите сложилась форма монархии, при которой царю принадлежит высшая светская и религиозная власть — теократия. В результате извержения вулкана на о. Фера большинство поселений на Крите погибло (около 1450 г. до н.э.). Данная цивилизация окончательно погибла в результате вторжения племен ахейцев (микенцев).

Элладская цивилизация (Балканская Греция)

  • Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.): господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения, появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
  • Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.): расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции; начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
  • Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация): возникновение раннеклассового общества у ахейцев; формирование производящей экономики в сельском хозяйстве; появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др.; формирование оригинальной письменности; расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, что влечёт гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Эгейская цивилизация

Процесс формирования Эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела культура Трои (п-ов Малая Азия). Развитие Эгейской культуры прождало неравномерно, ее центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время. Около 2300 г. до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000-1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.

В III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы. Вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-П тыс. до н. э.

Крито-микенская цивилизация погибла под натиском дорийцев, пришедших с севера Балкан (XII в. до н.э.)

Тойнби относит её к расцветшим независимым необособленным цивилизациям.. У раннего Тойнби Эгейская цивилизация названа Минойской.. Бэгби относит её к периферийным, вторичным цивилизациям.. Приводит Эгейскую цивилизацию в своём каталоге Уилкинсон.

Цивилизация существовала в период времени 3000--560 гг. до н.э..

Гибель большинства эгейских культур после обычно непродолжительного периода расцвета и при отсутствии ясно выраженной фазы вырождения и упадка воспринимается как внезапный трагический финал, вызванный действием каких-то чисто внешних, случайных причин.

Эгейская цивилизация оказала большое влияние на соседние, в частности, на Ближний Восток. Она включала в себя общества, сформировавшие элладскую, микенскую, критскую (минойскую) и кикладскую культуры. Эгейский мир простирался по территориям от Западной Анатолии до материковой Греции и захватывал Крит и Кикладские острова.

Гибель большинства эгейских культур после обычно непродолжительного периода расцвета и при отсутствии ясно выраженной фазы вырождения и упадка воспринимается как внезапный трагический финал, вызванный действием каких-то чисто внешних, случайных причин.

Однако сегодня это больше не термин, а, скорее, географическое название. Микенская цивилизация считается преемницей Минойской, которая процветала на греческом острове Крит, наиболее красочно отражает ее Кноссос. Кноссос считается самым ценным и разнообразным свидетельством культуры эпохи неолита, как последняя ступень перед классической цивилизацией. Человеческие поселения образовались тут еще в 7 000 году до н.э.

Самые известные археологические культуры этого периода — минойская (критская) и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных, в частности кикладская и эллинская.

Остатки греческих обществ, производящих пищу, были обнаружены в пещере Франчти, и Сессалии, и датируются периодом карбона, то есть около 6 500 года до н.э.

Среди самых значительных археологических раскопок был Акротири на острове Санторини. Здесь древнейшие человеческие поселения датируются поздним неолитом (около четвертого тысячелетия до нашей эры), но около 2 000 – 1650 гг. до н.э.

Акротири превратился в один из главных портов бронзового века, из-за чего здесь можно найти предметы не только родом с Крита, но и Анатолии, Кипра, Сирии, Египта, островов Додеканес и материковой Греции.

Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Процесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным:
1. цивилизации западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита,
2. на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела цивилизация Трои;
3. западно-анатолийское влияние было сильным и на других островах.

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000—1800 гг. до н.э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.

Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.).

Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ.

В середине Минойского периода появились огромные дворцы в Кноссосе и Фесте. Работы по керамике, слоновой кости и металлообработке достигли своего расцвета. В конце минойского периода произошло землетрясение (по другой версии – вторжение), которое разрушило Кноссос, но позднее дворец был отстроен заново.

Кноссос вновь был разрушен около 1500 года до н.э., как результат вторжения с материковой, микенской части. Окончательное разрушение дворца в 1400 г. До н.э. знаменует падение и обнищание минойской культуры, после чего культурный центр перемещается из Эгеи в Грецию.

Элладская цивилизация (Балканская Греция):
1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3000 до 1000 гг. до н. э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III—II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря — на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены, Пилос, Тиринф).


Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.


Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале, что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт,




Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид


Микены открыты Генрихом Шлиманом после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия (подтип государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого так или иначе связанной с морем), которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.



Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре, ей служила верховная жрица — дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэтки Богиня со змеями.


Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворение Посейдона — бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком — Таврокатапсия.


Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира, и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населенные греками-ахейцами.


Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц.


Генрих Шлиман нашёл также золотую усыпальницу микенских царей — гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами.





Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых всё ещё господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).



Цивилизация - исторический виток общества с культурой развития как материальной, так и духовной. В основе многих греческих мифов и легенд, сказаний Гомера описаны именно события эгейской цивилизации.

Генрих Шлиман и Артур Эванс независимо друг от друга и в разные годы открыли первые центры этой культуры. Раскопки происходили в Микенах и на острове Крит. Сейчас учёные-историки объединив критскую, микенскую археологические культуры в одну называют её эгейской. Эту эпоху можно условно поделить на три периода:

  1. Ранняя эгейская цивилизация. Царь Минос.
  2. Средний бронзовый век. Взлёты и падения.
  3. Катастрофа бронзового века.

Ранняя эгейская цивилизация. Царь Минос

Жители острова Крит были прекрасными мореходами, их корабли часто можно было видеть не только возле берегов Египта, с которым они торговали, но даже и возле Индостанского полуострова.

Воины хорошо владели луком, двусторонним топором, пращой.

В это время при дворце работал мастер Дедал, придумавший крылья для того, чтобы с сыном бежать с острова. Но легенда гласит, что Икар, сын Дедала, очень высоко взлетел и солнце растопило воск, которым крепились перья на крыльях. Икар упал в море и утонул.

Современные учёные пишут о том, что это были не крылья, а косой парус, разработка которого принадлежала Дедалу. Такой парус делал корабль более быстрым и в несколько раз маневреннее. Именно на судне с такой оснасткой и сбежал мастер с острова.

Взлёты и падения эгейской цивилизации в средний бронзовый век

После взлёта в развитии при царствовании Миноса, эгейская цивилизация переживала эпохи процветания и падений. В минойско-критской культуре к местному стилю в архитектуре постепенно внедряются элементы стилей Египта, Сирии, Финикии. Но если сравнивать художественную культуру востока и эллинов, то у последних она отличалась более светским характером

Но в середине третьего тысячелетия до нашей эры остров Пелопоннес перенёс вражеское иноземное вторжение. По предположению историков, это были захватчики индоевропейского происхождения. Но беда не коснулась острова Крит и разрушений на нём не было. Поэтому минойская цивилизация не тратила большие ресурсы, как материковая Греция или другие островные государства на восстановление страны, а вкладывала деньги в развитие культуры, образования. Там появилась иероглифическая письменность, а через двести лет и линейное письмо. В городах разительно отличались между собой два вида поселений: дворцы богатых людей и строения ремесленников и землепашцев.

В 15-20 столетиях до нашей эры (средний бронзовый век) продолжалось бурное развитие эгейской цивилизации. Распри между материковой Грецией и островными государствами понемногу утихали, а отношения стабилизировались.

Около 16 столетия на материковую Грецию произошло вторжение ахейцев, использовавших боевые колесницы.

Катастрофа бронзового века

Греция, как и Италия находятся в альпийском поясе горообразования. Поэтому здесь часто случаются землетрясения и извержения вулканов. Жители особенно не обращали внимание на эти природные катаклизмы. После небольших разрушений они отстраивались и продолжали повседневную жизнь. Но коло 3, 6 тыс. лет тому назад произошло извержение супервулкана Санторин, расположенном на острове Тира, которое и погубило Минойскую цивилизацию. Вулканический пепел на длительное время завис в воздухе, засыпал вместе с пемзой поселения, а мощное цунами, вызванное землетрясением, смыло в море постройки и население соседнего Крита. Это случилось, скорее всего летом до сбора урожая. Так в откопанных археологами кувшинах, в которых жители обычно хранили зерно, ничего не было.

Последствия извержения вулкана нанесло ощутимый урон экономике не только Греции, Египту, но и другим странам Средиземноморья. Эгейская цивилизация после разрушительних последствий действия супервулкана переживала глубокий внутренний кризис, чем и воспользовались дорийцы, два племени которых вторглись на территорию средней Греции. Они расселились по всей материковой Греции, а также ближайших южных островах, основав свои полисы. Наиболее известным из которых стала Спарта.

Наступили Тёмные времена.

И только спустя несколько столетий на этом месте возникла новая цивилизация — великолепная Греция.

Читайте также: