Древнееврейское царство религия кратко

Обновлено: 02.07.2024

§58. Священная письменность и вероучения древних евреев

Чтобы определить общий характер и сравнительную высоту той или другой религии, нужно принимать во внимание не те ходячие народные представления, не те грубые формы, в которые отливается известная религия в жизни народных масс, а ее основную тенденцию, ее высшие идеалы, выражаемые в памятниках ее священной письменности. Такой же критерий нужно применить и по отношению к еврейской религии, если оценивать ее по проявлениям в народной жизни или по тем первоначальным тенденциям, которые вызваны были некоторыми случайными историческими обстоятельствами, то нам придется признать, что религия древних евреев носит узко национальный характер и что основная ее идея сводится к следующему положению: Иегова сделал своим возлюбленным сыном один только еврейский народ, поэтому все другие народы, как отверженные Богом, не могут быть членами общества Господня. Но если принять во внимание высокий идейный смысл, проникающий весь Ветхий Завет, если вникнуть в содержание пророческих писаний, если иметь в виду ту конечную цель, к достижению которой была направлена еврейская теократия, то мы должны будем согласиться, что в основе древне-еврейской религии лежит высокая универсальная идея: Иегова для того и сделал Израиля своим избранным народом, чтобы сохранить через него религиозную истину и сделать ее достоянием всех народов; эта мысль, как мы увидим, получила особенно яркое выражение в проповеди великих иудейских пророков. Вот почему мы даем еврейской религии место в ряду религий всемирных. Видеть в древней религии евреев выражение только национальной исключительности тем более невозможно, что на почве ее выросла самая высшая и самая универсальная религия человечества – христианство и что ее содержанием воспользовалась в значительной мере другая всемирная религия – ислам.

Но в оценке еврейской религии нам приходится руководиться и иным масштабом, совершенно неприложимым к языческим религиям: последние относятся к разряду религий естественных, т. е. таких, которые выросли и развились в среде известного народа путем естественной эволюции; напротив, религия древних евреев, как она выражена в священной письменности, есть откровение самого Бога, слово вечной и непререкаемой истины. Мы устанавливаем это как факт, очевидный только для верующей души; доказательства здесь излишни и бесцельны: вера создается не доводами разума, а внутренним озарением.

Кроме этого имени в священной еврейской письменности к Богу прилагается обще семитское имя божества Эль (‏ אל ) или Эль-Шаддай ( יְ ‎ רש אל , Бог крепкий, всемогущий); но гораздо чаще встречается другая форма того же имени – Элогим ( םאֱלֹהִי ); оно составляет форму множественного числа от редко употребляющегося в священной письменности имени Божия Элоаг ( האלו ) и вероятно указывающая также на силу, владычество и господство.

Монотеистические верования древних евреев представляют собою такое исключительное явление во всей истории религий древнего мира, что многие из ученых никак не могут помириться с мыслью о том, что эти верования всегда были присущи евреям, даже и в самую раннюю пору патриархального периода; отсюда возникла теория о существовании у евреев до времен Моисея политеизма, более или менее тождественного с натуралистическим политеизмом других народов. Согласно этой теории, задолго до появления книги Бытия евреи покланялись многим местным или племенным богам, о чем свидетельствует будто бы множественная форма древнейшего наименования божества Элогим (боги); но потом, по мере национального объединения, среди них начинает утверждаться вера в единого Бога – Иегову, хотя сторонники древнего политеизма не легко расставались с традиционными верованиями. Таким образом, в религиозной жизни евреев образовалось два направления – элогистическое многобожное и иеговистическое единобожное. Составитель книги Бытия, пользовавшийся писаниями представителей того и другого направления, сохранил отчасти следы этих двойственных верований и удержал оба наименования божества, – и монотеистическое Иегова и политеистическое Элогим.

Как ни широко распространена эта теория в среде западных ученых, но нам кажется, что она в самой своей основе является результатом некоторого недоразумения. Если защитники ее думают свести еврейскую религию на первых ступенях ее развития к натуралистическому политеизму, то только потому, что считают невероятным изначальное существование у евреев монотеизма. Но при изложении религиозных верований культурных и некультурных народов мы имели случай отметить, что идея единого Бога присуща сознанию очень многих народов, особенно в самую древнейшую пору их существования; так, эта идея довольно ясно выражена в религии древних арийцев – индусов, и именно в представлении об Азура-Диаус Питаре; с этой идеей можно встретиться в религиях африканских народов, американских краснокожих и т. д. Разница только в том, что у других народов монотеизм в конце концов уступил место натуралистическому политеизму, а евреи так и остались при первоначальных монотеистических верованиях. Что имя Иегова существовало у евреев гораздо раньше Моисея, на это указывают собственные еврейские имена; так имя матери Моисея Иохаведа несомненно происходит от божественного имени Иегова. Насколько основное положение рассматриваемой теории не надежно, можно видеть из того, что некоторые из западных ученых считают политеизм совершенно не соответствующим самому духу и природным свойствам еврейского народа; по мнению, например, Ренана, характер самой страны – Палестины должен был приводить евреев к признанию единого Бога.

Главным аргументом, на который ссылаются защитники существования у евреев до времен Моисея многобожия, служит форма множественного числа имени Божия – Элогим.

Еврейское учение о единстве и безграничном могуществе Иеговы нисколько не стоит в противоречии с учением Ветхого Завета о добрых и злых духах. Духи – это не боги, не самостоятельные управители и владыки той или иной области мира, как это мы видим в персидской религии; они тварные существа, всецело подчиненные воле Иеговы. Добрые духи считались вестниками Бога, посредниками между Ним и миром, исполнителями божественных велений; поэтому они назывались воинством Иеговы, Его посланниками ( מַלְאָך , сравн. греческ. α᾿ γγελος ). Об олицетворении явлений природы в образе духов здесь не может быть и речи: духи ничем не связаны с видимой природой; это безусловно духовные существа, являющиеся только людям, чтобы открывать им волю Божию. Что еврейское учение об ангелах является совершенно своеобразным и не может быть поставлено в зависимость от верований других народов древности, это видно из того, что ангелам не давалось никакого места в религиозном культе евреев, который сосредоточивался исключительно в личности Иеговы. Поэтому предположение некоторых ученых, будто евреи заимствовали верование в духов от персов, является мало вероятным: персидские Амеша-Спенты, Язаты, Ферверы и Дэвы поставлялись рядом с Ормуздом и Ариманом, как самостоятельные управители различных стихий мира, и занимали видное место в религиозном культе.

§59. Обрядовые, нравственные и гражданские законы Моисея

В период патриархальный и во время пребывания евреев в Египте религиозная и общественная жизнь определялась у Израиля теми традициями, которые передавались из рода в род от древнейших времен. Но после выхода евреев из Египта на Синае пророку Моисею даны были прочные и неизменные законы, на основе которых строилась вся последующая жизнь еврейского народа до времен Христа; эти нормы не потеряли своего значения для иудеев отчасти и до настоящего времени.

Для служения при скинии было предназначено целое колено Левиино; наследственное звание священников было привилегией одного только рода Аарона, брата Моисея; старший в этом роде избирался на должность первосвященника, в руках которого была сосредоточена высшая церковная власть. Потомки других родов из колена Левиина исполняли обязанности низших служителей при храме или левитов. При теократическом строе еврейского государства, первосвященник, а отчасти и священники оказывали большое влияние на все стороны народной жизни; значение первосвященников особенно усилилось после того, как иудеи в эпоху Маккавеев освободились от сирийского владычества и восстановили самостоятельность иудейского государства; первосвященники тогда объединили в своих руках и жреческую, и царскую власть.

К числу годовых еврейских праздников относились; а) Пасха или праздник опресноков, установленный в воспоминание выхода евреев из Египта,: б) Пятидесятница или праздник жатвы, с которым соединялось воспоминание о синайском законодательстве; в) праздник кущей, падавший на окончание полевых работ; в этот праздник евреи выселялись из домов и жили в течение недели в палатках или шалашах, устроенных из ветвей и листьев, в воспоминание той страннической жизни, которую вели евреи в течение сорока лет после выхода из Египта; г) праздник очищения, совершавшийся в десятый день седьмого месяца за пять дней до праздника кущей; это был день покаяния и очищения; после принесения жертвы и окропления кровью крышки ковчега, первосвященник возлагал руки на голову козла и перечислял над ним все беззакония своего народа, а затем этот козел изгонялся в пустыню в знак того, что общество Господне освобождалось от своих грехов и опять становилось очищенным и оправданным.

Вообще очищениям у евреев придавалось большое значение; всякое осквернение, происходящее от собственных выделений, особенно при родах, или от соприкосновения с трупом или с прокаженным, требовало не только соответствующего очищения посредством воды и жертвенного пепла, но и принесения так называемой жертвы за грех. Особенную важность в глазах евреев имело обрезание, считавшееся видимым знаком союза с Иеговой; без этого акта, совершавшегося обыкновенно в восьмой день после рождения, никто не мог считаться принадлежащим к обществу Господню. В еще более тесный союз с Иеговой вступали все перворожденные мужеского пола в сороковой день после рождения они приносились в скинию для посвящения Богу и за них приносилась жертва, а также денежный выкуп, заменявший фактическое посвящение, которое практиковалось до построения скинии, но потом после избрания на служение при храме колена Левиина было заменено для других колен денежным взносом. Посвящение Богу перворожденного применялось также к скоту и первым плодам, которые предназначались для жертвы. Особый вид посвящения человека Богу составляло назорейство: давшие обет назорейства должны были воздерживаться от вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос в течение того времени, на какое дан был обет. По-видимому, это была своеобразная форма аскетизма, который у евреев не получил широкого развития.

Весь строй государственной жизни вытекал также из теократической идеи. Кто бы ни стоял во главе управления еврейским народом, высшая власть принадлежала одному только Иегове. Весь народ был разделен по числу своих родоначальников, сыновей Иакова, на двенадцать колен, из которых каждое в мирное время жило более или менее независимой и обособленной жизнью, особенно до установления царской власти. Общее собрание всех колен происходило только в особенно важных случаях и для решения общенародных дел, например, для обсуждения вопросов о войне, мире и т. д. Но такая обособленность колен нисколько не нарушала единства целой нации: объединяющим центром служила священная скиния, как место обитания Иеговы. Последовательное проведение в жизнь теократической идеи привело к тому, что может быть ни у одного народа, не было такого равенства всех членов теократического государства, не только в гражданских правах, но даже и в имущественном положении, как у евреев; здесь не было ни каст, ни общественных классов; первые еврейские цари Саул и Давид избираются на царство прямо от стад. Собственно, и колено Левиино, из которого избирались первосвященник, священники и левиты, не пользовалось никакими преимуществами: оно было выделено из других колен только для служения при скинии, но не приобрело чрез это никаких особенных прав.

§60. История еврейской теократии

Мы представили только общую схему древнееврейской религии, не касаясь оценки ее идейного содержания. В чем же заключается глубокий смысл этой религии, где та ее идейная высота, благодаря которой она послужила как бы фундаментом для создания христианства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить хотя бы в самых общих чертах историю еврейского народа, насколько она служила выражением религиозных принципов.

Вся история ветхого завета, начиная с древнейших патриархов, служит выражением той идеи, что жизнь избранного народа направлялась к определенной цели единым властителем и управителем Иеговой; история Израиля есть история теократии, боговластия, водительства Божия, или точнее – история осуществления высших божественных целей чрез посредство избранного народа. Основное направление этой истории определилось печальным фактом грехопадения первых людей; нарушение прародителями заповеди Божией внесло дисгармонию во взаимные отношения между Богом и людьми, потому что здесь человек в первый раз отверг власть Божию, чтобы дать место собственной воле, собственному хотению. Печальные последствия этого отвержения боговластия не замедлили обнаружиться в семействе самих прародителей: старший сын Адама Каин становится братоубийцей. Через десять поколений в человеческом роде обнаруживается такой нравственный упадок, такое моральное одичание, что прекратить его можно было только путем истребления всего развращенного человечества в водах всемирного потопа, от которого спасся один только патриарх Ной со своим семейством, сделавшийся родоначальником нового поколения людей.

Влияние пророков было чисто нравственное и оказывалось тем более неотразимым, что они выделялись из всей народной массы своей святостью и полным самоотвержением: полное бескорыстие, отречение от всяких мирских пристрастий, безупречная нравственная жизнь, готовность на все лишения, страдания и даже на самую смерть за славу Бога Израилева, – все это должно было внушать к ним особенное доверие со стороны соотечественников. Это были в полном смысле светочи народа, откровенно говорившие истину и царю, и священнику, и вельможе, и народной массе, проповедовавшие во дворе храма, при городских воротах, в царских чертогах, одним словом – везде и всем, желавшим и не желавшим слушать их проповедь. Библия сообщает о многих пророках, которые не боялись обличать даже царей и за это подвергались гонениям и даже смерти.

Блестящий период еврейского царства был очень кратковременным: он ограничился только временем царствования первых трех царей – Саула, Давида и Соломона. После смерти Соломона единая монархия распадается на два царства – иудейское и израильское (в 953 г.); в борьбе с внешними врагами и междуусобной вражде силы их постепенно слабели. Израильское царство просуществовало всего только около 230 лет и завоевано было ассириянами; отведенные в плен в Ассирию израильтяне, по-видимому, смешались с туземным населением и не оставили здесь никаких следов своего существования. Дольше сохраняло свою самостоятельность иудейское царство, но в 586 году и оно было завоевано вавилонским царем Навуходоносором; город Иерусалим и его храм были разрушены, а значительная часть жителей была отведена в плен в Вавилон. С переходом иудеи под власть персов, несколько десятков тысяч иудеев возвратилось по указу персидского царя Кира в отечество; и город Иерусалим и храм был восстановлены, но подчинение чужеземному владычеству продолжалось: господство вавилонян и персов сменилось македонским, затем египетским и наконец сирийским; после кратковременного периода независимого состояния иудеи (142–63 гг.) власть над Иудеей перешла к Римлянам, которые разрушением Иерусалима и храма в 70 году после Р. Х. прекратили навсегда существование иудейского царства.

Совершенно иное направление получило палестинское иудейство, оставшееся верным отеческим преданиям. Здесь довольно рано пробудилась особенная ревность к соблюдению всех требований Моисеева закона. Уже бедствия вавилонского плена внушили иудеям мысль, что наказание Божие постигло их за постоянные нарушения постановлений закона; поэтому верность закону им казалась единственным средством к тому, чтобы возвратить угнетенному народу милость Божию, а вместе с нею и те блага, который обещаны были пророками. Так возникло в иудействе то крайнее законническое направление, которое убило дух древне еврейской религии и превратило ее в одну только букву. Желая определить точными предписаниями все стороны жизни, иудейские книжники не удовлетворялись одними только постановлениями Моисеева закона, который при применении к действительной жизни казались им неполными и недостаточными; они обратились к преданиям отцов и выработавшимся житейской практикой обычаям, которые и возвели на степень законов, столь же обязательных, как и постановления Пятокнижия или Торы. Отсюда возникла обширная раввинская литература, которая в значительной мере стала заменять для позднейшего иудейства древнюю священную письменность. Сюда относятся Мишна, Тозефта (дополнение к Мишне), иерусалимский и вавилонский Талмуды, Мидраши, т. е. толкования на священные книги, и т. д. Благоговение к закону было доведено чуть не до идолопоклонства: он как бы заменил для иудея самого Иегову; в раввинских писаниях стала высказываться мысль, что закон существовал до творения мира, что он с престолом славы составляет первое творение Иеговы, что при создании мира Бог руководился Торой, как архитектор планом, и т. д.

Вместе с этим законническим направлением в иудействе росло горделивое чувство национального самомнения. Уже в иудейских сочинениях, написанных около времен Иисуса Христа, очень часто высказывается мысль, что еврейский народ составляет высшее и совершеннейшее творение Божие, что ради этого народа сотворен и самый мир, что только он один достоин праздновать субботу и носить печать завета с Богом – обрезание, что только он рожден от Бога, а не от земли, что Иегова потому и любит Свой народ, что последний представляет лучшую часть всего человечества. Понятно, что эта национальная гордость заставляла иудея смотреть на другие народы с полным презрением. Все языческие установления вызывали в правоверном иудее чувство глубочайшего отвращения, которое росло тем больше, чем сильнее пробуждалась в иудеях верность закону и чем невыносимее становилось над ними иго язычников. Таким образом позднейшее иудейство совершенно отказалось от заветов пророков, призывавших к свету откровенной истины все народы.

Древнееврейская мифология сформировалась в общении с ханаанской, которая в чем-то созвучна библейской. Основной мотив последней – борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом богом смерти Мотом, стремящимся отнять у него царскую власть. Она заканчивается победой последнего, хотя потом его убивает мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу (здесь параллель с мифом об Осирисе).

В книге Бытия есть потрясающий рассказ о том, как Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Хотя ветхозаветный Бог создает мир в отличие от многих других богов без использования жертвы, он затем для нормального функционирования мира принесет себя в жертву, искупая грехи людей. Здесь жертва перенесена во времени, но без нее не обходится.

«Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумиров и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я Господь, Бог твой…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – субботу Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Если 10 заповедей представляют собой обычные правила общежития монотеистических общин, то в притчах Соломона встречаем систему ценностей, резко контрастирующую с теми, которые встречаются в Древней Индии, в Древнем Китае и в античном мире. Эти ценности, среди которых преобладают милосердие и смирение, затем стали господствующими в христианстве. То же смирение на конкретном примере отношения человека к посланным ему Богом для испытания мучениям встречаем в книге Иова и в творениях ветхозаветных пророков Иеремии, Исайи, Иезекииля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Иудаизм как религия Книги

Иудаизм как религия Книги Иудаизм, из которого возникло христианство, был необычной, но отнюдь не уникальной религией в римском мире. Подобно приверженцам любой другой из сотен религий Средиземноморья, иудеи признавали существование Божественной сферы, населенной

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Глава 15 Иудаизм:религия праведности от закона

ИУДАИЗМ - ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ ЕВРЕЕВ

Акимъ Олесницкiй ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА И ПѢНІЕ

Акимъ Олесницкiй ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА И П?НІЕ По преданіямъ греко-римскаго міра музыка им?ла свое первое начало на берегахъ Нила въ Египт?. Многіе ми?ографы передаютъ обстоятельства открытія музыки въ такомъ вид?: «Нилъ вышелъ изъ береговъ своихъ и залилъ весь Египетъ.

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ Любящие Иегову, ненавидьте зло! Псалом 97 Основан: XIII век до н. э.Основатель: Моисей, сын Авраама, который освободил евреев из египетского рабства и заключил договор между своим народом и Иеговой на горе Синай. (Согласно

29 Часть четвертая. Зарождение колониального христианства

29 Часть четвертая. Зарождение колониального христианства Хронология Примечание: Этот период относится к эпохе, речь о которой пойдет во втором томе, где и будут приведены хронологические таблицы, кратко перечисляющие пап, монархов и исторические

1. Иудаизм как мировая религия

1. Иудаизм как мировая религия Иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамитическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму. Однако, в отличие от христианства и ислама, иудаизм в религиоведческой литературе, как правило,

Вводные замечания. Мир накануне появления христианства. Иудаизм и христианство

ПАЛЕСТИНСКИЙ ИУДАИЗМ И ИУДАИЗМ ДИАСПОРЫ

ПАЛЕСТИНСКИЙ ИУДАИЗМ И ИУДАИЗМ ДИАСПОРЫ В начале нашей эры евреи не были единственным народом, который жил в организованных общинах за пределами своих территориальных границ, в основных зонах иммиграции средиземноморского мира.У нас есть сведения о диаспоре сирийцев с

Раздел III ТЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИУДАИЗМ

Раздел III ТЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИУДАИЗМ 7. "МИРСКОЕ" И "ДУХОВНОЕ" Современная европейская цивилизация построена на разделении "религиозных" и "светских" сфер человеческой жизни. В европейской цивилизации содержание религии — это прежде всего вопросы веры человека в

(А). Иудаизм как универсальная религия

Часть I Иудаизм против христианства[15]

Часть I Иудаизм против христианства[15] (Иисус) выдумал свое рождение от девы. Он родился в иудейской деревне от местной женщины, нищей пряхи; уличенная в прелюбодеянии, она была выгнана своим мужем, плотником по ремеслу. (Она была уличена в прелюбодеянии и родила от

1. Зарождение американского христианства

1. Зарождение американского христианства Мотивы, стимулирующие англосаксонскую колонизацию Атлантического побережья Северной Америки, были различными. Многие колонисты надеялись найти через запад дорогу к богатствам Азии, ценное сырье и рынок для выгодной торговли.

Древнееврейская экзегетика

Древнееврейская экзегетика Изложение истории толкования Библии обычно начинается с работы Ездры. По возвращении из Вавилонского плена народ Израиля попросил Ездру прочитать им из Пятикнижия. В Неемии 8,8 написано: «И читали [Ездра и левиты] из книги, из закона Божия,

Религия Израиля была для древнего мира явлением уникальным. Совпав с возникновением израильского народа в XII веке, эта религия имела приблизительно тысячелетнюю историю до того, как она трансформировалась в иудаизм непосредственно перед христианской эрой.

Вера Израиля полностью сохранила свой основной и особенный характер, каким она отличалась с самого начала.

14.1 . .

Бог патриархов считался невидимым главой рода, поэтому телесный глава рода обязывался служить Богу, т.к. он получал благословение от Бога на все свои дела.

Существовал и вид Завета патриархов, несколько отличный от Синайского Завета, и многое в осуществлении этого Завета было близко к месопотамским религиозным представлениям, которые патриархи принесли с собой из Месопотамии.

Религия патриархов не была как-либо оформлена или закреплена в какие-то писания или священные тексты, было просто устное почитание Бога как главы рода.

Сама же религия Израиля, ягвизм, как и сам Израиль, возникли в событии Исхода из Египта. Хотя ягвизм усвоил обычаи, существовавшие до Моисея, заимствовал он и другие различные обычаи, но с самого начала она имела свой особый характер.

Центром ягвизма была не идея Бога (она принималась, как данность), а память об историческом событии, воспринятом и понимаемом в свете ягвизма. Это событие запечатлелось в сознании народа не просто как исторический факт, а в свете веры. Историческому факту было придано религиолзное значение. Этим событием был Исход из Египта, и в последующие времена всегда ссылались на Исход.

Ягвизм тесно связывается с Синаем получением заповедей и вступлением в Завет.

Т.о. в религиозные понятия евреев включается ещё понятие Завета и Избранничества, тот, кто состоит в Завете, тот избранный.




§58. Священная письменность и вероучения древних евреев

Чтобы определить общий характер и сравнительную высоту той или другой религии, нужно принимать во внимание не те ходячие народные представления, не те грубые формы, в которые отливается известная религия в жизни народных масс, а ее основную тенденцию, ее высшие идеалы, выражаемые в памятниках ее священной письменности. Такой же критерий нужно применить и по отношению к еврейской религии, если оценивать ее по проявлениям в народной жизни или по тем первоначальным тенденциям, которые вызваны были некоторыми случайными историческими обстоятельствами, то нам придется признать, что религия древних евреев носит узко национальный характер и что основная ее идея сводится к следующему положению: Иегова сделал своим возлюбленным сыном один только еврейский народ, поэтому все другие народы, как отверженные Богом, не могут быть членами общества Господня. Но если принять во внимание высокий идейный смысл, проникающий весь Ветхий Завет, если вникнуть в содержание пророческих писаний, если иметь в виду ту конечную цель, к достижению которой была направлена еврейская теократия, то мы должны будем согласиться, что в основе древне-еврейской религии лежит высокая универсальная идея: Иегова для того и сделал Израиля своим избранным народом, чтобы сохранить через него религиозную истину и сделать ее достоянием всех народов; эта мысль, как мы увидим, получила особенно яркое выражение в проповеди великих иудейских пророков. Вот почему мы даем еврейской религии место в ряду религий всемирных. Видеть в древней религии евреев выражение только национальной исключительности тем более невозможно, что на почве ее выросла самая высшая и самая универсальная религия человечества – христианство и что ее содержанием воспользовалась в значительной мере другая всемирная религия – ислам.

Но в оценке еврейской религии нам приходится руководиться и иным масштабом, совершенно неприложимым к языческим религиям: последние относятся к разряду религий естественных, т. е. таких, которые выросли и развились в среде известного народа путем естественной эволюции; напротив, религия древних евреев, как она выражена в священной письменности, есть откровение самого Бога, слово вечной и непререкаемой истины. Мы устанавливаем это как факт, очевидный только для верующей души; доказательства здесь излишни и бесцельны: вера создается не доводами разума, а внутренним озарением.

Кроме этого имени в священной еврейской письменности к Богу прилагается обще семитское имя божества Эль (‏ אל ) или Эль-Шаддай ( יְ ‎ רש אל , Бог крепкий, всемогущий); но гораздо чаще встречается другая форма того же имени – Элогим ( םאֱלֹהִי ); оно составляет форму множественного числа от редко употребляющегося в священной письменности имени Божия Элоаг ( האלו ) и вероятно указывающая также на силу, владычество и господство.

Монотеистические верования древних евреев представляют собою такое исключительное явление во всей истории религий древнего мира, что многие из ученых никак не могут помириться с мыслью о том, что эти верования всегда были присущи евреям, даже и в самую раннюю пору патриархального периода; отсюда возникла теория о существовании у евреев до времен Моисея политеизма, более или менее тождественного с натуралистическим политеизмом других народов. Согласно этой теории, задолго до появления книги Бытия евреи покланялись многим местным или племенным богам, о чем свидетельствует будто бы множественная форма древнейшего наименования божества Элогим (боги); но потом, по мере национального объединения, среди них начинает утверждаться вера в единого Бога – Иегову, хотя сторонники древнего политеизма не легко расставались с традиционными верованиями. Таким образом, в религиозной жизни евреев образовалось два направления – элогистическое многобожное и иеговистическое единобожное. Составитель книги Бытия, пользовавшийся писаниями представителей того и другого направления, сохранил отчасти следы этих двойственных верований и удержал оба наименования божества, – и монотеистическое Иегова и политеистическое Элогим.

Как ни широко распространена эта теория в среде западных ученых, но нам кажется, что она в самой своей основе является результатом некоторого недоразумения. Если защитники ее думают свести еврейскую религию на первых ступенях ее развития к натуралистическому политеизму, то только потому, что считают невероятным изначальное существование у евреев монотеизма. Но при изложении религиозных верований культурных и некультурных народов мы имели случай отметить, что идея единого Бога присуща сознанию очень многих народов, особенно в самую древнейшую пору их существования; так, эта идея довольно ясно выражена в религии древних арийцев – индусов, и именно в представлении об Азура-Диаус Питаре; с этой идеей можно встретиться в религиях африканских народов, американских краснокожих и т. д. Разница только в том, что у других народов монотеизм в конце концов уступил место натуралистическому политеизму, а евреи так и остались при первоначальных монотеистических верованиях. Что имя Иегова существовало у евреев гораздо раньше Моисея, на это указывают собственные еврейские имена; так имя матери Моисея Иохаведа несомненно происходит от божественного имени Иегова. Насколько основное положение рассматриваемой теории не надежно, можно видеть из того, что некоторые из западных ученых считают политеизм совершенно не соответствующим самому духу и природным свойствам еврейского народа; по мнению, например, Ренана, характер самой страны – Палестины должен был приводить евреев к признанию единого Бога.

Главным аргументом, на который ссылаются защитники существования у евреев до времен Моисея многобожия, служит форма множественного числа имени Божия – Элогим.

Еврейское учение о единстве и безграничном могуществе Иеговы нисколько не стоит в противоречии с учением Ветхого Завета о добрых и злых духах. Духи – это не боги, не самостоятельные управители и владыки той или иной области мира, как это мы видим в персидской религии; они тварные существа, всецело подчиненные воле Иеговы. Добрые духи считались вестниками Бога, посредниками между Ним и миром, исполнителями божественных велений; поэтому они назывались воинством Иеговы, Его посланниками ( מַלְאָך , сравн. греческ. α᾿ γγελος ). Об олицетворении явлений природы в образе духов здесь не может быть и речи: духи ничем не связаны с видимой природой; это безусловно духовные существа, являющиеся только людям, чтобы открывать им волю Божию. Что еврейское учение об ангелах является совершенно своеобразным и не может быть поставлено в зависимость от верований других народов древности, это видно из того, что ангелам не давалось никакого места в религиозном культе евреев, который сосредоточивался исключительно в личности Иеговы. Поэтому предположение некоторых ученых, будто евреи заимствовали верование в духов от персов, является мало вероятным: персидские Амеша-Спенты, Язаты, Ферверы и Дэвы поставлялись рядом с Ормуздом и Ариманом, как самостоятельные управители различных стихий мира, и занимали видное место в религиозном культе.

§59. Обрядовые, нравственные и гражданские законы Моисея

В период патриархальный и во время пребывания евреев в Египте религиозная и общественная жизнь определялась у Израиля теми традициями, которые передавались из рода в род от древнейших времен. Но после выхода евреев из Египта на Синае пророку Моисею даны были прочные и неизменные законы, на основе которых строилась вся последующая жизнь еврейского народа до времен Христа; эти нормы не потеряли своего значения для иудеев отчасти и до настоящего времени.

Для служения при скинии было предназначено целое колено Левиино; наследственное звание священников было привилегией одного только рода Аарона, брата Моисея; старший в этом роде избирался на должность первосвященника, в руках которого была сосредоточена высшая церковная власть. Потомки других родов из колена Левиина исполняли обязанности низших служителей при храме или левитов. При теократическом строе еврейского государства, первосвященник, а отчасти и священники оказывали большое влияние на все стороны народной жизни; значение первосвященников особенно усилилось после того, как иудеи в эпоху Маккавеев освободились от сирийского владычества и восстановили самостоятельность иудейского государства; первосвященники тогда объединили в своих руках и жреческую, и царскую власть.

К числу годовых еврейских праздников относились; а) Пасха или праздник опресноков, установленный в воспоминание выхода евреев из Египта,: б) Пятидесятница или праздник жатвы, с которым соединялось воспоминание о синайском законодательстве; в) праздник кущей, падавший на окончание полевых работ; в этот праздник евреи выселялись из домов и жили в течение недели в палатках или шалашах, устроенных из ветвей и листьев, в воспоминание той страннической жизни, которую вели евреи в течение сорока лет после выхода из Египта; г) праздник очищения, совершавшийся в десятый день седьмого месяца за пять дней до праздника кущей; это был день покаяния и очищения; после принесения жертвы и окропления кровью крышки ковчега, первосвященник возлагал руки на голову козла и перечислял над ним все беззакония своего народа, а затем этот козел изгонялся в пустыню в знак того, что общество Господне освобождалось от своих грехов и опять становилось очищенным и оправданным.

Вообще очищениям у евреев придавалось большое значение; всякое осквернение, происходящее от собственных выделений, особенно при родах, или от соприкосновения с трупом или с прокаженным, требовало не только соответствующего очищения посредством воды и жертвенного пепла, но и принесения так называемой жертвы за грех. Особенную важность в глазах евреев имело обрезание, считавшееся видимым знаком союза с Иеговой; без этого акта, совершавшегося обыкновенно в восьмой день после рождения, никто не мог считаться принадлежащим к обществу Господню. В еще более тесный союз с Иеговой вступали все перворожденные мужеского пола в сороковой день после рождения они приносились в скинию для посвящения Богу и за них приносилась жертва, а также денежный выкуп, заменявший фактическое посвящение, которое практиковалось до построения скинии, но потом после избрания на служение при храме колена Левиина было заменено для других колен денежным взносом. Посвящение Богу перворожденного применялось также к скоту и первым плодам, которые предназначались для жертвы. Особый вид посвящения человека Богу составляло назорейство: давшие обет назорейства должны были воздерживаться от вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос в течение того времени, на какое дан был обет. По-видимому, это была своеобразная форма аскетизма, который у евреев не получил широкого развития.

Весь строй государственной жизни вытекал также из теократической идеи. Кто бы ни стоял во главе управления еврейским народом, высшая власть принадлежала одному только Иегове. Весь народ был разделен по числу своих родоначальников, сыновей Иакова, на двенадцать колен, из которых каждое в мирное время жило более или менее независимой и обособленной жизнью, особенно до установления царской власти. Общее собрание всех колен происходило только в особенно важных случаях и для решения общенародных дел, например, для обсуждения вопросов о войне, мире и т. д. Но такая обособленность колен нисколько не нарушала единства целой нации: объединяющим центром служила священная скиния, как место обитания Иеговы. Последовательное проведение в жизнь теократической идеи привело к тому, что может быть ни у одного народа, не было такого равенства всех членов теократического государства, не только в гражданских правах, но даже и в имущественном положении, как у евреев; здесь не было ни каст, ни общественных классов; первые еврейские цари Саул и Давид избираются на царство прямо от стад. Собственно, и колено Левиино, из которого избирались первосвященник, священники и левиты, не пользовалось никакими преимуществами: оно было выделено из других колен только для служения при скинии, но не приобрело чрез это никаких особенных прав.

§60. История еврейской теократии

Мы представили только общую схему древнееврейской религии, не касаясь оценки ее идейного содержания. В чем же заключается глубокий смысл этой религии, где та ее идейная высота, благодаря которой она послужила как бы фундаментом для создания христианства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить хотя бы в самых общих чертах историю еврейского народа, насколько она служила выражением религиозных принципов.

Вся история ветхого завета, начиная с древнейших патриархов, служит выражением той идеи, что жизнь избранного народа направлялась к определенной цели единым властителем и управителем Иеговой; история Израиля есть история теократии, боговластия, водительства Божия, или точнее – история осуществления высших божественных целей чрез посредство избранного народа. Основное направление этой истории определилось печальным фактом грехопадения первых людей; нарушение прародителями заповеди Божией внесло дисгармонию во взаимные отношения между Богом и людьми, потому что здесь человек в первый раз отверг власть Божию, чтобы дать место собственной воле, собственному хотению. Печальные последствия этого отвержения боговластия не замедлили обнаружиться в семействе самих прародителей: старший сын Адама Каин становится братоубийцей. Через десять поколений в человеческом роде обнаруживается такой нравственный упадок, такое моральное одичание, что прекратить его можно было только путем истребления всего развращенного человечества в водах всемирного потопа, от которого спасся один только патриарх Ной со своим семейством, сделавшийся родоначальником нового поколения людей.

Влияние пророков было чисто нравственное и оказывалось тем более неотразимым, что они выделялись из всей народной массы своей святостью и полным самоотвержением: полное бескорыстие, отречение от всяких мирских пристрастий, безупречная нравственная жизнь, готовность на все лишения, страдания и даже на самую смерть за славу Бога Израилева, – все это должно было внушать к ним особенное доверие со стороны соотечественников. Это были в полном смысле светочи народа, откровенно говорившие истину и царю, и священнику, и вельможе, и народной массе, проповедовавшие во дворе храма, при городских воротах, в царских чертогах, одним словом – везде и всем, желавшим и не желавшим слушать их проповедь. Библия сообщает о многих пророках, которые не боялись обличать даже царей и за это подвергались гонениям и даже смерти.

Блестящий период еврейского царства был очень кратковременным: он ограничился только временем царствования первых трех царей – Саула, Давида и Соломона. После смерти Соломона единая монархия распадается на два царства – иудейское и израильское (в 953 г.); в борьбе с внешними врагами и междуусобной вражде силы их постепенно слабели. Израильское царство просуществовало всего только около 230 лет и завоевано было ассириянами; отведенные в плен в Ассирию израильтяне, по-видимому, смешались с туземным населением и не оставили здесь никаких следов своего существования. Дольше сохраняло свою самостоятельность иудейское царство, но в 586 году и оно было завоевано вавилонским царем Навуходоносором; город Иерусалим и его храм были разрушены, а значительная часть жителей была отведена в плен в Вавилон. С переходом иудеи под власть персов, несколько десятков тысяч иудеев возвратилось по указу персидского царя Кира в отечество; и город Иерусалим и храм был восстановлены, но подчинение чужеземному владычеству продолжалось: господство вавилонян и персов сменилось македонским, затем египетским и наконец сирийским; после кратковременного периода независимого состояния иудеи (142–63 гг.) власть над Иудеей перешла к Римлянам, которые разрушением Иерусалима и храма в 70 году после Р. Х. прекратили навсегда существование иудейского царства.

Совершенно иное направление получило палестинское иудейство, оставшееся верным отеческим преданиям. Здесь довольно рано пробудилась особенная ревность к соблюдению всех требований Моисеева закона. Уже бедствия вавилонского плена внушили иудеям мысль, что наказание Божие постигло их за постоянные нарушения постановлений закона; поэтому верность закону им казалась единственным средством к тому, чтобы возвратить угнетенному народу милость Божию, а вместе с нею и те блага, который обещаны были пророками. Так возникло в иудействе то крайнее законническое направление, которое убило дух древне еврейской религии и превратило ее в одну только букву. Желая определить точными предписаниями все стороны жизни, иудейские книжники не удовлетворялись одними только постановлениями Моисеева закона, который при применении к действительной жизни казались им неполными и недостаточными; они обратились к преданиям отцов и выработавшимся житейской практикой обычаям, которые и возвели на степень законов, столь же обязательных, как и постановления Пятокнижия или Торы. Отсюда возникла обширная раввинская литература, которая в значительной мере стала заменять для позднейшего иудейства древнюю священную письменность. Сюда относятся Мишна, Тозефта (дополнение к Мишне), иерусалимский и вавилонский Талмуды, Мидраши, т. е. толкования на священные книги, и т. д. Благоговение к закону было доведено чуть не до идолопоклонства: он как бы заменил для иудея самого Иегову; в раввинских писаниях стала высказываться мысль, что закон существовал до творения мира, что он с престолом славы составляет первое творение Иеговы, что при создании мира Бог руководился Торой, как архитектор планом, и т. д.

Вместе с этим законническим направлением в иудействе росло горделивое чувство национального самомнения. Уже в иудейских сочинениях, написанных около времен Иисуса Христа, очень часто высказывается мысль, что еврейский народ составляет высшее и совершеннейшее творение Божие, что ради этого народа сотворен и самый мир, что только он один достоин праздновать субботу и носить печать завета с Богом – обрезание, что только он рожден от Бога, а не от земли, что Иегова потому и любит Свой народ, что последний представляет лучшую часть всего человечества. Понятно, что эта национальная гордость заставляла иудея смотреть на другие народы с полным презрением. Все языческие установления вызывали в правоверном иудее чувство глубочайшего отвращения, которое росло тем больше, чем сильнее пробуждалась в иудеях верность закону и чем невыносимее становилось над ними иго язычников. Таким образом позднейшее иудейство совершенно отказалось от заветов пророков, призывавших к свету откровенной истины все народы.

Читайте также: