Драматургия островского 1860 1870 годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Островский оказался в центре драматического искусства того времени. Он задавал тон, намечал основные пути, по которым пошло развитие русской драмы.

Сквозь пошлый быт пробиваются в финале комедии трагические мотивы. Поруганный детьми, обманутый и изгнанный, купец Большов напоминает короля Лира из одноимённой шекспировской трагедии.

Великому английскому драматургу эпохи Позднего Возрождения Островский поклонялся на протяжении всего творческого пути. Об этом свидетельствуют письма, театральные заметки, переводы Шекспира, а также отголоски шекспировских приёмов и мотивов в пьесах русского национального драматурга.

За социальными переменами в жизни купечества, теряющего связь с коренными устоями народной нравственности, встают здесь у Островского национальные силы и стихии жизни. Речь идёт о широте русского характера, о двух крайних полюсах его натуры — кротком и уравновешенном, представленном в былинах Ильёю Муромцем, и хищном, своевольном, олицетворяемом Василием Буслаевым. В борьбе между этими полюсами правда в конечном счёте остаётся за первым: русский человек так устроен, что в нём рано или поздно пробуждается спасительное, светлое, умиротворяющее начало.

Островский убеждён, что такая композиция соответствует национальным особенностям русского человека. Примером этому являются народные спектакли, в которых постоянно присутствует дидактический, морализирующий элемент. Островский сознательно ориентируется в своих пьесах на вкусы демократического зрителя.

Саму возможность внезапного просветления души русского человека, замутнённой порочными страстями, Островский объясняет широтою русской натуры. Поэтике внезапных переломов в человеческих характерах он находит подтверждение в народных сказках и народных драмах.

Они могут поступать неожиданно. Здесь Островский уловил новые отношения между личностью и средой, которые принесла в русскую литературу эпоха середины XIX века.

Произведения Островского захватывают эпохальный конфликт трагического накала: распад традиционных социальных и духовных связей в уездном городе и русской деревне, рождение в процессе этого грозового распада сильного народного характера.

Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Временное торжество старого лишь усиливает напряжённость. Она зреет и сгущается к концу первого действия. Даже при рода, как в народной песне, откликается на это: зной, духота сменяются надвигающейся на Калинов грозой.

Полного тождества между древним язычеством и христианством быть не могло, а потому отталкивание от несовершенных проявлений христианства исторического порождало всегда опасность выхода народного сознания из круга догматических православно христианских представлений.

Свои люди – сочтемся

Произведение имело огромный успех среди театралов. Известный писатель Гончаров тепло отреагировал на отлично выписанные русские характеры и замечательный русский язык, на интересное сочетание комедии и трагедии в одном произведении.

Бедность не – порок

Эта комедия была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому.

Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика. Таковы были нравы того общества.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Драматургия Александра Николаевича Островского.

Обладая незаурядным общественным темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистической игры.

Пороки и недостатки, изобличаемые О., не нуждаются в особо подробном анализе после того освещения, к-рое дал им Добролюбов. О. бичевал прежде всего хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа. «Городничему, — рассказывает в «Грозе

Особняком стоит в творчестве Островского весенняя сказка «Снегурочка

Для полноты характеристики стиля О. необходимо хотя бы вкратце остановиться на исключительном богатстве и яркости его языка

Русский театр и драматургия II половины XIX ст. А.Островский и театр

Александр Николаевич Островский

(31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А. Н. Островского

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

В 50 — 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом.

Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Передовые, демократические стремления талантливейших актеров Малого театра постоянно вызывали ожесточенное сопротивление со стороны театрального начальства и цензуры. Многие пьесы Островского, несмотря на их успех у зрителей, часто снимались с представления. И все же пьесы Островского все прочнее входят в репертуар театра, оказывая влияние и на других драматургов. В сценическом искусстве продолжают совершенствоваться творческие принципы Щепкина. Основой труппы Малого театра 50 — 70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.

В 80 — 90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. На его сцене в это Время играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов, А. П. Ленский —

крупнейшие художники, творчество которых составляет целую эпоху в истории сценического искусства. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Прова Садовского.

Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов

(1813 — 1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова

Политическая реакция 80 — 90-х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70 — 80-х годах. Мария Гавриловна Савина

(1854 — 1915) — великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа.

Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

✓ первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

• использование гоголевских традиций;

• овладение передовой эстетикой своего времени;

✓ второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

• обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

• убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

• раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

• использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

• разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

✓ третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

• продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

• углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

, учитель русского языка и литературы,

школа-гимназия №32, город Астана.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством ; особенностями драматургии Островского.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет , словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников.

— Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

— Итак, о чем это произведение?

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

— Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

— Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

— Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

— Какими они предстают?

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

— Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод: Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Своеобразие творчества Островского А.Н.

Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

✓ новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

✓ историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

✓ бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

✓ органическая связь драматизма и эпического начала;

✓ индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

1860-е годы – в этот период творчества Островский обращается к исторической тематике.

На всякого мудреца довольно простоты – краткое содержание

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаем квартиру Глумовых.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Пришел Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.


Биография


Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творчество



Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути
  • рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Оборудование:

учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

І. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2. Лекция учителя

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

V. Подведение итогов урока

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

VI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • проблематика в литературе театре островского
  • островский начало творческого пути
  • начало творчества островского
  • описание творческого пути островского
  • свои люди — сочтёмся анализ

Личная жизнь


Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи — Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.

Читайте также: