Драматический дар лопе де веги кратко

Обновлено: 13.06.2024

В творчестве Сервантеса и Лопе де Вега испанское Возрождение нашло наиболее полное и совершенное выражение.

Его беспокойная натура сказывалась во всем, искания характерны для всех сторон его крайне разносторонней деятельности. Если в разные годы Лопе был солдатом и духовным лицом, участником иезуитского братства, то это не мешало ему всегда оставаться поэтом, не знавшим ограничения в своих творческих возможностях. Сонеты и романсы, эпические поэмы, новелла и сатира, литературная теория и драматургия различных жанров были (не в одинаковой, конечно, мере) использованы Лопе. Нельзя не удивляться титанической деятельности испанского драматурга, если даже оставить в стороне число написанных им, но не дошедших до нас пьес. Около пятисот драм и комедий Лопе де Вега, известных в наше время, не все равноценны, но десятки из них с полным основанием составляют часть основного фонда театрального репертуара в нашей стране и за рубежом.

Испанская комедия привлекает и оригинальным персонажем грасьозо — слуги, вершителя судеб молодых влюбленных, зачастую главного двигателя событий пьесы. […] Лопе наделил их не только житейской сметкой, но и большим сердцем, добродушием, сочетающимся с умением страстно ненавидеть несправедливость и беззаконие, которые так нам знакомы, как черты типические для испанского крестьянина в образе Санчо Пансо. Слуги — наиболее завершенные и выразительные персонажи комедии Лопе; в них нет той эскизности и сходства (по амплуа), которые свойственны второстепенным, а иногда и главным действующим лицам.

Слуга выражает авторскую насмешку и суждения, а поэтому нередко гуманистическое начало творческого замысла реализуется в его речах и поступках. Грасьозо умеет любить не хуже, чем его хозяин, но он свободен от многих предрассудков дворянской знати, и ему поэтому многое легче дается, он не боится трудностей, так как ему неоткуда ждать помощи.

[…] Гуманизм Лопе, великое жизнелюбие в сочетании с радостным восприятием действительности, веселая шутка и раздумье не могут не прийтись по душе нашему современнику.

Комедия – это драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, в котором обычно осмеиваются бытовые или общественные пороки, а также представление этого произведения на сцене.

Биография Лопе де Веги

В Валенсии писателю удалось наладить отношения с местным театром, для которого он начинает сочинять пьесы. Начиная с 1859 года по произведениям Лопе де Веги ставятся спектакли, которые принесли ему славу драматурга.

В 1595 году писатель возвращается в родной Мадрид, где снова попадает под судебный процесс. На этот раз его обвиняют в нарушении общественной морали за сожительство с вдовой.

В 1605 году драматург поступает на службу к герцогу де Сессе, который сыграл важную роль в дальнейшей жизни писателя и был его другом и покровителем. Этот период стал чрезвычайно плодотворным в твочреском плане,став временем настоящего расцвета драматургии Лопе де Веги. Всего драматург написал около 2000 пьес. Некоторые пьесы писатель сочинил в течение одного дня. Из всех пьес опубликованы были только 500. Сам писатель не слишком беспокоился о сохранении, и тем более об увековечении, своих произведений.

В 1609 году Лопе де Вега был провозглашен добровольным слугой инквизиции. А спустя пять лет драматург принял сан священника. Биографы считают, что на такой серьезный шаг драматурга подтолкнул серьезный душевный кризис, связанный со смертью его сына, а через год и супруги. Но герцог Сесс, который не хотел терять отличного секретаря, сумел с помощью хитрой интриги вернуть драматурга к обычной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Творчество Лопе де Веги оказало значительное влияние на развитие драматургии во всей Западной Европе.

В последние годы жизни драматургу пришлось пройти через тяжелые испытания. Его последняя возлюбленная лишилась рассудка, была похищена и изнасилована дочь, утонул сын. Незадолго до смерти Лопе де Вега вел чрезвычайно скромный образ жизни, практически морил себя голодом и постоянно каялся в совершенных грехах. В августе 1635 года драматург скончался.

Особенности творчества Лопе де Веги

Благодаря творчеству Лопе де Веги испанский театр достиг своего совершенства, а драматургия заняла ведущее место в мировой литературе.

Творчество Лопе де Веги основывается на идеях ренессансного гуманизма и патриархальных традициях Испании.

Поэтическое мастерство писателя проявилось в его поэмах, в которых отражался патриотический дух и стремление поэта заявить о себе в литературном мире. Поэмы Лопе де Веги написаны на различные сюжеты, в том числе и античные:

В своем полушутливом трактате драматург излагает важные эстетические принципы, а также собственные взгляды на драматургию, которые, с одной стороны, направлены против классицизма, с другой – против барокко.

Лопе де Вега, основываясь на этом положении, отрицает требование классицистов изображать в трагедии исключительно аристократов и королей, а в комедии – только плебеев. Также он выступает против вычурной манеры гонгористов, подчеркивая, что речь должна индивидуализировать героя. В своих произведениях драматург особое место отводил интриге.

В своем трактате драматург советует писать пьесы на те темы, которые волнуют зрителя – это темы чести, доблести, любви. Сам Лопе де Вега написал немало замечательных комедий на эти темы. Кроме них, драматург интересовался историей и написал несколько исторических пьес, среди которых:

Главным достоинством комедий испанского драматурга является их жизнеутверждающее начало. Лопе де Вега до конца своей жизни отстаивал взгляд на человека как на доброе существо, наделенное величием разума и природным благородством. В историю мировой драматургии Лопе де Вега вошел как талантливый комедиограф.

Лопе Фелис де Вега Карпьо (Lope Felix de Vega Carpio, 25 ноября 1562–1635) жил и творил в суровую и мрачную пору истории своей родины.

Не прошло и ста лет с того дня, когда корабли Христофора Колумба пристали к неведомым землям за океаном. Огромные заокеанские территории покорились испанцам: в Европе Испания подчинила себе Фландрию, захватила богатые области Италии и Германии, наконец, уже при жизни Лопе де Вега присоединила к себе Португалию. Испанские короли горделиво заявляли, что в их империи никогда не заходит солнце.

Однако могущество испанской империи оказалось недолговечным. Реакционная политика испанской монархии и высшего дворянства, стоявшего у власти, ввергла страну в пучину затяжного экономического и политического кризиса. Молодая промышленность и торговля, только начавшие развиваться в первой половине XVI столетия, быстро приходили в упадок, не выдержав конкуренции с другими, более развитыми западноевропейскими государствами. Разруха царила и в сельском хозяйстве, которое велось хищническими методами и полностью было подчинено своекорыстным интересам высшей знати. К тому же огромный приток золота из-за океана вызвал в Европе революцию цен, довершившую крах испанской экономики. Сотни тысяч ремесленников и крестьян, разоренных, согнанных с насиженных мест, превращались в обездоленных бродяг; нищала и разорялась и идальгия — мелкое испанское дворянство.

Как же случилось, что в такую мрачную эпоху культура испанского Возрождения достигает наивысшего расцвета? Объяснение этому следует искать в тех традициях свободолюбия, которые сложились в испанском народе в пору его героической борьбы за освобождение родины от многовекового владычества мавров, в период реконкисты, и которые сохранялись, несмотря на гнет реакции, и в XVI–XVII веках. Пронесенные испанским народом через века гордое сознание своей силы и чувство национального единства окрепли благодаря тому особому положению, какое занимала Испания в эту эпоху как одна из ведущих держав мира; они оплодотворили и обогатили гуманизм деятелей культуры испанского Возрождения.

Возникнув и развиваясь позднее, чем в Италии, Германии и Франции, ренессансная культура Испании осваивала и перерабатывала опыт гуманистов других стран, выражая в то же время положительные идеалы, чувства и мысли испанского народа. Это нашло свое воплощение и в преимущественном внимании писателей испанского Возрождения к прошлому и настоящему своего народа, и в постановке ими в своем творчестве коренных проблем, волновавших демократические массы Испании, и в поисках национальной формы своего искусства, тесно связанного с фольклорными традициями.

Лопе де Вега прожил семьдесят три года. За свою долгую жизнь он познал счастье всенародного признания, уважение и восхищение близких и друзей. И все же судьба его была далеко не столь безоблачно ясной, как могло бы казаться.

В отличие от большинства своих современников и собратьев по перу, Лопе де Вега по рождению не был дворянином: отец его, расставшись в молодости с землепашеством, занялся более прибыльным золотошвейным ремеслом в испанской столице. Это плебейское происхождение позднее стало поводом для язвительных насмешек со стороны многочисленных противников популярного драматурга и создало немало трудностей в его жизни. Лишь благодаря счастливой случайности Лопе де Вега, обнаруживший еще в детстве необычайную одаренность, после окончания школы ордена театинцев смог поступить в университет города Алькала де Энарес. Но не только в свои юношеские годы, но и много позднее, вплоть до самой смерти, уже известный всей Европе драматург вынужден был прибегать к покровительству знати, довольствуясь скромной должностью секретаря то одного, то другого гранда. И хотя это избавило его от нищенской судьбы, какая выпала на долю его современника Сервантеса, зато заставило безропотно терпеть унизительные для его достоинства капризы и прихоти титулованных меценатов.

Драматургическая деятельность Лопе де Вега знаменовала собой окончательное оформление и расцвет испанской национальной драмы эпохи Возрождения, то есть драмы, в которой нашло свое совершенное воплощение национальное самосознание народа, его сокровенные чувства, мысли и чаяния.

Ориентация Лопе на вкусы и запросы демократического зрителя продиктовала ему не только важнейшие, исходные эстетические критерии, но и принципы построения пьес, язык драматических произведений и их сюжеты. Пьеса, заявляет Лопе, должна делиться на три акта, из которых первый должен быть занят экспозицией, второй — заключаться в развитии и усложнении интриги, третий — давать ее разрешение. При этом почти до самого конца пьесы зрителя следует держать в напряжении, не позволяя ему догадываться о возможной развязке. Что касается языка пьес, то необходимо стремиться к простоте выражения чувств и мыслей, следовать примеру житейского, обыденного разговора и избегать напыщенности и риторичности.

Нет, подданных своих не станет

Король бесчестием грязнить,

Он их доверья не обманет!

И эти слова звучат как урок королю, ибо они говорят о том, каким должен быть монарх, а не каков он на деле. Моральная победа остается на стороне оскорбленных подданных, и это вынужден в конце концов признать и сам король, публично сознающийся в своей вине. Следует, однако, заметить, что эта концовка, психологически и драматургически плохо подготовленная и мотивированная, свидетельствует о непоследовательности драматурга.

Да, не всегда последовательно, но Лопе и здесь и в других своих пьесах утверждает одну и ту же мысль: не может быть безупречным государем тот, кто свершает насилие над личностью своих подданных, над их чувствами и устремлениями!

Эти пьесы могут быть с полным основанием названы народно-героическими драмами. В них одной из центральных идей становится тема чести простого человека, трактуемая драматургом с гуманистических позиций. Эта идея особенно ярко выступает в тех народно-героических драмах, где присущее человеку из народа сознание своего достоинства и чести сталкивается с формальным пониманием чести как природного дара, которым наделен дворянин и только он.

В основу сюжета пьесы положен рассказ о восстании жителей эстремадурской деревушки Фуэнте Овехуны против их владетельного сеньора, командора рыцарского ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусмана. Это восстание действительно имело место в 1476 году, и народ сохранил о нем память в своих романсах и песнях. С детальным описанием этого народного движения Лопе де Вега познакомился, по-видимому, по одной из хроник того времени. Нужна была смелость художника-демократа, чтобы не только рассказать об этом крестьянском восстании в момент, когда в стране поднималась новая волна народного, антифеодального движения, но и прямо заявить о своих симпатиях к обездоленному крестьянству, взявшемуся за оружие для защиты своих человеческих прав.

Лопе Феликс де Ваге Карпио – гений испанской и мировой драматургии, родился в семье ремесленника. Не сумел завершить образование в университете. Существовал миф, что Вега был очень рано одарен талантом. Сам Лопе считал себя поэтом, а не драматургом. В его коллекции - религиозные, житийные, исторические, любовные сюжеты.

У Лопе было много последователей и учеников. Для его школы было характерно: нет ощущения трагизма существования, большая свобода личности, независимость, свобода принять судьбу, смириться с тем, что тебе суждено.

Много лет Сехизмундо уже томится в цепях в своей башне. Басилио решает проверить справедливость предсказания: по его приказу сына во сне переносят во дворец и, когда тот просыпается, объявляют ему, что он наследник престола. Очень скоро, однако, обнаруживается дикий и необузданный нрав принца и подтверждается пророчество. Сехизмундо во сне вновь переносят в башню и убеждают затем, что все происшедшее было лишь сновидением. Но народ, узнав о законном наследнике престола, восстает, требуя передать власть в руки Сехизмундо, а не московского принца Астольфо, избранного Басилио себе в преемники. После недолгих колебаний Сехизмундо становится во главе восставших и одерживает победу, но лишь для того, чтобы над самим собой победу одержать, и добро творить.

Нигде, быть Может, барочное мироощущение Кальдерона не получило более полного выражения, чем в этой пьесе. Горькие размышления принца о зыбкости границ между явью и сном, реальностью и фантазией, конечно, созвучны настроениям самого драматурга, как и неостоический идеал человека, к которому приходит. Сехизмундо. Однако содержание пьесы этим отнюдь не ограничивается.

Сехизмундо вырастает, не зная, кто его родители и кто он такой. Самая пылкая, всепоглощающая его страсть - жажда правды и свободы. Первый его монолог ("О, я несчастен, горе мне!") - яростный протест против неволи; и Кальдерон не оставляет сомнения, что свобода - неотъемлемое и важнейшее право человека. В переполненном болью и негодованием монологе герой проклинает судьбу, дающую человеку меньше свободы, чем зверю, ручью, рыбе и птице. Но, узнав, что он не жалкий узник, а всесильный государь, Сехизмундо возмущен учиненной над ним несправедливостью. Он становится убийцей и насильником. Его свобода - свобода зверя, и сам Сехизмундо знает, что он - получеловек-полузверь. Сехисмундо, запутанный предыдущими экспериментами отца, не уверен, "правда ли сон" то, что он возглавил восстание, но произносит ответственное суждение о том, что важно оставаться добрым. Если мы на яву - то для того, что бы просто быть им, а если во сне, чтобы проснуться в кругу друзей. " "Obrar bien" ("творить добро"), независимо от того, сон жизнь или не сон, - тезис этот, повторяемый Сехисмундо несколько раз и осуществляемый им на деле, еще глубже, чем о нем пишут". Поверил Сехисмундо в то, что жизнь есть сон, однако не поверил он в то, что сном была и его любовь к Росауре. Основная победа принца Сехизмундо - это побед над самим собой. Если бы Кальдерон задался целью показать просто торжество человека над своими страстями, его умение обуздать себя, то навряд ли ему понадобилось бы делать своего героя принцем, переносить действие в экзотическую абстрактную обстановку. Интересна одна незамеченная подробность. Разрешение линии Росаура - Астольфо. Сехизмундо соединяет молодых людей. Он отказывается от своего счастья ради восстановления ее доброго имени. Идея справедливого монарха - это итог воспитания идеального государя, достойно увенчанный торжеством принца над самим собой. Есть еще один существенный момент в пьесе, подкрепляющий эту точку зрения: история с солдатом, которого велено наказать (заточить в башню), хотя именно он поднял восстание в пользу Сехизмундо. Каким бы благим ни было намерение солдата, он нарушил закон верности своему сюзерену. Благое намерение не избавляет его от наказания. Солдат поднял бунт против установленного порядка. Справедливый монарх не может не покарать бунтаря, потому что любой бунт есть произвол, нарушение незыблемого закона. Именно так, по мнению Кальдерона, должен поступать идеальный монарх. Любовь и добро - мосты к людям и к вечности. Поверив в это, Сехизмундо. преодолевает рабское подчинение инстинктам, бездумным и бездушным вожделениям. Однако, как подчеркивает Кальдерон, борьба противоположных начал - интеллекта и чувства, ненависти и любви - длится вечно.

Процесс становления человека рассматривается через категорию судьбы, власти, свободы, истины и т.д. В основе фабулы – концепция судьбы. Сначала для Сегизсундо свобода – разрушить, сломать, добиться свободы. В замке он проявляет себя как зверь, оскорбляет отца, выкидывает слугу с балкона, видит Росауру, хочет добиться её прямо там. К финалу из полузверя он становится мудрым, справедливым правителем, свободным. Система персонажей: Росаура – лабиринт чести, Клотальдо – честь, но выбор между личной и долгом, Астольфо – обещал руку и сердце, исчез - лабиринт власти, оставляет её ради власти, Басилио – лабиринт судьбы и власти.

Тем не менее главными героями эпопеи являются Адам и Ева, однако они появляются лишь ближе к середине произведения. Нехарактерное для искусства Возрождения или классицизма, подобное смешение перспективы вполне соответствовало критериям барочной эстетики и было оправдано с художественной точки зрения. Согласно авторскому замыслу, Адам и Ева должны были стать объектом космической борьбы Добра и Зла. Изобразив сначала преисподнюю, а затем небо, Мильтон наглядно показал расстановку сил перед началом этой борьбы.

Намек на то, что грехопадение возможно, хотя и не неизбежно, проскальзывает уже при первом знакомстве с Адамом и Евой. Едва появившись на свет, Ева сразу же поддается чувствам и, подобно Нарциссу, влюбляется в свое отражение в воде, а Адам уже в своем первом монологе, обращаясь к жене, говорит, что она ему дороже всего на свете, и тем самым неосознанно ставит ее выше Бога. Позже Адам жалуется архангелу Рафаилу, что красота Евы внушает ему страсть, готовую подчинить разум. Впоследствии уже ночью Ева видит посланный Сатаной сон, где она, вкусив запретный плод, возносится на небо. А наутро по настоянию Евы и вопреки желанию Адама герои расходятся в разные стороны райского сада, чтобы заняться работой поодиночке. В аллегорическом плане такая разлука чревата опасностями- разум расстался с чувством, и это значительно облегчает задачу Сатаны. Конечно у Евы есть собственный разум и своя свободная воля, но ее разум не может устоять перед хитросплетенной риторикой Сатаны, обернувшегося змеем. Вкусив запретный плод, Ева становится хитрой и расчетливой. Поразмыслив она все же решает открыться Адаму, но не из настоящей любви к нему, а скорее из эгоизма, из боязни потерять его, если Бог на самом деле прав и смерть настигнет ее. В отличие от Евы перед Адамом встает осознанный выбор- расстаться с падшей Евой, которую ждет смерть, или последовать ее примеру и тоже вкусить запретный плод. Выбор этот отчасти напоминает коллизию классицистической трагедии, где чувство противопоставлено разуму. Но определяющим в свободном выборе Адама стало не духовное, а плотское чувство, и страсть победила суверенный разум.

Борьба направлений во французской литературе ХVII века. Роль литературных салонов. Прециозная литература и литература либертенов. Классицизм как литературное направление. Художественная концепция мира и личности.

С первых шагов становления классицизма мы сталкиваемся с постоянным обращением к античным сюжетам и героям – мифологическим и историческим. Композиционные и жанровые формы античной литературы служили ориентиром для выработки правил классицизма.

Наряду с классицизмом во французской литературе 17 столетия, в особенности в первой половине, существовала художественная система барокко. Оно не играло роль существенной роли как в Испании, но имело многочисленных сторонников в среде писателей и оказало воздействие на весь литературный процесс как в 17 столетии, так и несколько позднее.

ТРАГЕДИЯ

Объектом изображения трагедии объявлялись героические деяния царей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории;

Центральным конфликтом становится противоборство чувств, страстей и долга;

Речь героев трагедии была подчеркнуто эмоциональной, возвышенной;

Число персонажей сводилось к минимуму;

Внешнее действие (убийства, поединки и пр.) выносилось за сцену, зритель узнавал о нем лишь из рассказов вестников.

КОМЕДИЯ

Объект изображенияповседневная жизнь горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки, либо сатирического осмеяния. Вместе с тем и здесь постепенно утверждался жанр «высокой комедии (чаще всего стихотворной), в которой фарсовый комизм - непристойные шутки, потасовки, примитивная клоунада – либо оттесняется на задний план, либо вовсе исключается.

Для трагедии и для комедии вырабатывается знаменитое Правило трех единств: времени, места и действия. Единство времени сторонники классицизма истолковали как ограничение сценического времени, т.е. времени событий развертывавшихся в пьесе, - сутками; единство места - единство сценической площадки (все события должны были происходить в одном месте – в доме или на площади); единство действия– концентрация сценических событий вокруг немногих персонажей, связанных между собой общим конфликтом, как отказ от каких-либо побочных эпизодов.

Классицизм противостоял барокко. Классицизм как бы воскрешает стиль Высокого Ренессанса. Самое мерзкое чудовище должно быть написано так, чтобы радовало взгляд, о чем и пишет Буало. Во всем должна соблюдаться мера и хороший вкус. Особенность классицизма в том, что правила четко сформулированы и закреплены и в основном относятся к форме произведения.

Разум – это ясность, гармония мира, важнейший признак красоты. Что неясно - неразумно – некрасиво (средневековые мифы, например). В драматургии – движение от средневековой драмы к античной (а они называли это современным искусством). Б. вообще отвергал все средневековое искусство. А еще он отрицал барокко, а именно прециозность и бурлеск (это были разновидности французского барокко). Прециозность была реакцией на трезвость, рационализм, бездуховность. Вот этому всему она противопоставляла утонченность нравов, высоту чувств и страстей. Не самая лучшая разновидность барокко, но в ее рамках развивался роман с его психологизмом и сюжетной интригой. Прециозные произведения отличались усложненным сюжетом, большим количеством описаний, буйной метафоричностью и игрой словами, что бесило Буало.

Бурлеск противостоял прециозности. Это была низовая форма барокко со стремлением к грубой правде, торжеству вульгарного над возвышенным. Основан был на шутливой перелицовке античных пр-й и средневековой героической сказки. Язык был, соответственно, площадной, что не нравилось Б. Еще одно расхождение с барокко, на сей раз мнимое. Это вопрос о подражании и воображении. Художники барокко отвергали античный принцип подражания природе, вместо этого – ничем не стесненное воображение. А Б. вроде бы верен подражанию. Но он считает, что в искусстве воспроизводится не первозданная, а преображенная человеческим разумом природа. Принцип подражания сочетается с принципом воображения а истинный способ подражания природе – по правилам, созданным разумом. Именно они привносят в произведение красоту, которая невозможна в действительности.

Живой журнал

Феликс Лопе де Вега и Карпио (25.11.1562 — 27.08.1635) — испанский драматург, поэт, прозаик, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании, современник Уильяма Шекспира.

Одно из изобретений Лопе — мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве).

Памятник Лопе де Вега в Мадриде

Памятник Лопе де Вега в Мадриде

Читайте также: