Досуг дворян при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Император Петр I успевал многое: и новую столицу в России отстроить с нуля, и промышленность среформировать, и погулять на совесть. Именно в его правление страна познакомилась и переняла несколько новых привычек — европейские образцы развлечений пришлись по вкусу и стали традиционными. Дворцовая жизнь значительно разнообразилась в годы царствования Петра Великого.

Отдохнуть с огоньком: Петр I обожал фейерверки

Для новой столицы России фейерверки были не просто выстрелами в небо, а потешными огнями. Петру нравилось заказывать огненные фигуры, аллегорические картины, к созданию которых подходили с умом и соблюдением техники безопасности.

Прогулки по Неве

Петр I был знатным мореходом, поэтому любые водные развлечения приносили ему искреннюю радость. И поскольку в его распоряжении была река Нева, царь ввел моду на водные прогулки. Более того, он повелел ввести их в обиход: 12 апреля 1718 года по указу Петра жителям Петербурга бесплатно вручили маленькие парусные и гребные суда для водных прогулок. Всего за счёт казны построили 141 судно для сановников, флотских офицеров, иностранных врачей и даже монахов и архиереев.

Променады в Летнем саду

Не все придворные Петра Первого любили водные прогулки, многим от них было дурно. В качестве альтернативы царь устроил и пешие прогулки по любимому Летнему саду. Это была гордость царя — первый парк с регулярной планировкой, фонтанами и скульптурами. Для тогдашней России это было настоящее чудо — в городе было место, создано специально для прогулок, общения и эстетического удовольствия. Амбициозный Петр решил, что Летний будет стократ лучше версальского сада.

Кстати, попасть на прогулку в Летний сад порой было проще, чем его покинуть — на время вечерних посиделок в галереях, где выставляли холодные закуски и вино, ворота запирались, часовые никого не выпускали. Увеселения проходили по привычному протоколу — в галерее проходили туры танцев, на огромном лугу зажигали фейерверки.

Осенне-зимний период — время ассамблей

Петр Первый был самым требовательным монархом России, если говорить о протоколе и упорядочивании жизни при дворе. Идею ассамблеи (собрания) он привёз из самой куртуазной страны — Франции, чей двор был образцом утонченности и вкуса. Так, с 1718 года по образу и подобию собраний парижской знати в Санкт-Петербурге стали организовываться светские вечера. Ассамблея отличалась от раута или бала, поскольку собирались не обязательно во дворце.

Петр поощрял организацию ассамблей, которые отличались непринужденностью обстановки в отличие от древних чинных пиршеств. Высшая знать собирались в гостях в богатом доме, где они без фанатизма танцевали, выпивали, вели светские беседы за партией в шахматы. Нечто вроде салона — излишеств Петр не одобрял, несмотря на россказни, которые сегодня широко стали распространяться в сети.

Французский консул Анри Лави свидетельствует, что собрания проходили регулярно, привычка вошла в быт знати:

XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства и культурной деятельности. Изменилась их жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. В архитектуре, скульптуре, живописи, русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

Прикрепленные файлы: 1 файл

с к д петровская эпоха.docx

Петр I вывел Россию из кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей в области культуры.

Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.

Его поведение, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял новыми порядками.

XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства и культурной деятельности. Изменилась их жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. В архитектуре, скульптуре, живописи, русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий.

В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное дворянское собрание. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения использует дворянской, но по прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи).

Петровская эпоха, вызвавшая плодотворное оживление во всех областях культурной жизни, характеризуется таким важнейшим событием в истории русской художественной культуры, как создание первого в России публичного общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи. Первый публичный театр возник в Москве по инициативе Петра. Организация этого театра - одна из интереснейших страниц в истории европеизации Московской Руси, в истории того культурного преобразования, над которым немало потрудились и сам Петр, и передовые люди его эпохи.

Театральные зрелища к этому времени не были диковинкой в России. В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича существовал театр, в котором под руководством пастора Грегори ставились пьесы преимущественно религиозного содержания. Театр был придворным; на представлениях бывал ограниченный круг людей. Вскоре, за смертью Грегори, театр был упразднен. Петру, верно оценившему театр как превосходное средство пропаганды и воспитания зрителей, в чем он мог убедиться за границей, требовалось не устройство вновь закрытых придворных спектаклей, а создание публичного театра, доступного широким слоям населения, с репертуаром, в котором бы нашли свое отражение его любимые идеи.

В 1714 году Ф.С. Салтыков представил Петру I записку - проект учреждения в восьми губерниях публичных библиотек, которым предписывалось собирать рукописные и печатные книги, изданные на русском языке, произведения разных наук и творцов на иностранных языках. Другой проект Салтыкова предполагал учреждение в России 16 академий – гимназий со своими специализированными библиотеками. Таким образом, в проектах Салтыкова ставился вопрос об организации сети публичных и научных библиотек в губернских городах и других крупных населенных пунктах России. Оба проекта на тот период остались не реализованными.

В 1724 году при Академии наук открывается научная библиотека, отвечавшая назревшим потребностям российской культурной и общественной жизни, которая оказала большое влияние на последующее развитие библиотечного дела в России. В конце первой половины XVIII века в фонды библиотеки насчитывали более 22 тысяч экземпляров, преимущественно на иностранном языке, к концу века эта цифра возросла до 52 тысяч, 4,6 из них на русском языке. Библиотека работала ежедневно и обслуживала не только академиков и ученых, но и государственных деятелей и представителей знати.

Появление музеев связано с эпохой Петра I. Царствование было временем непрерывных реформ, осуществляемых во всех сферах государственной и общественной жизни.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей - Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно": — кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.

В 1709 г. – был создан музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии.

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одним из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.

Встречать Новый год Петр I повелел по европейскому обычаю с фейерверками, салютами из пушек и ружей и поздравлениями друг друга. Оттуда и пошел широко распространенный ныне обычай запускать под Новый год ракеты. Чтобы людям было откуда брать пример, Петр I повелел украсить здание Гостиного двора еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями. Государственным людям и боярам на праздник велено было надеть европейское платье.

Первую елку в Москве поставили также в канун Нового 1700 года. Гуляли праздник до 6 января, когда крестный ход пошел на Москву реку в день св. Богоявления. Там, в окружении Преображенского и Семеновского полков, Петр I встретил духовенство.

Идея ассамблей была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы.

Дворянские балы были понятиями многоплановыми, с одной стороны они представляли собой отражение светской жизни общества, наполненной переживаниями, радостями, страстями и горестями. С другой стороны балы представляли собой развлекательное мероприятие, которое служило отражением новой европейской культуры, в том числе этикетных ценностей, стиля общения, музыкальных тенденций и направления моды.

Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 году в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например, Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 году в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии.

Конец XVIII – начало XIX веков явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных. В рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, и разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки, их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляется первые музеи (Кунсткамера, Эрмитаж и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Центрами досуга для Тульской знати XVIII в. были усадьбы Демидова и Баташова. Здесь устраивались пышные балы для дворянства. Любимым местом досуга зажиточных Туляков был также драматический театр. Он оказывал заметное влияние на формирование общественных взглядов и эстетических вкусов зрителей. В театральной библиотеке насчитывалось до 120-ти различных печатных и рукописных изданий. В театре проходили не только спектакли, балы, но и выставки картин отечественных и зарубежных художников.

В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Типичные для дворянства Досуговые объединения – дворянское Благородное собрание, Английские клубы – стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен в них доступ представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах, аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX – начале XXвв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета, которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвятивших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.


Были введены правила ношения одежды. Мужчины (дворяне и богатые горожане) носили короткие штаны, кафтан или камзол с галстуком, башмаки, шляпу, парик, треуголка; женщины – корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки, жабо.

Дворяне не имела права носить бороду.


Необходимо было участвовать в маскарадах, учиться светским манерам - политесу.

Обязанностью было и присутствие дворян на ассамблеях вместе с жёнами и детьми, где обязательными были танцы- менуэт, полонез, гросфатер.

Модным стало возведение особняков, многие из которых и сегодня являются произведениями искусства.

В обстановке домов появились зеркала, гравюры, новая мебель, посуда.

Появились новые привычки и развлечения: курение табака, игра в шахматы. Богатые могли позволить себе купить тростниковый импортный сахар, кофе.

Вывод: реформы Петра I в области культуры привели к отчуждению верхов общества от народа, к существенному изменению образа жизни дворян. Одновременно начала формироваться светская культура, что способствовало повышению авторитета России.


Быт крестьянства

Главной для крестьян была работа, которая занимала основное время. И здесь Пётр вводил новшества: указами пытался приучать косить рожь косами, ткать широкие холсты. Но в основном крестьяне применяли традиционные способы ведения хозяйства

Крестьяне должны были строить дома с учетом противопожарной безопасности, техники сооружения печей

  • Горожане жили в небольших усадьбах, окружённых забором.
  • Они держали лошадей, кров, свиней, птицу; имели свой огород.

Простой народ много работал, но любил и отдохнуть в праздники: на Пасху, в Рождество, на Масленицу. Люди надевали свою праздничную одежу, обирались вместе, пели, водили хороводы, проводили кулачные бои.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

Указ о брадобритии об (обязательном бритье бород). За ношение бород – пошлины: с дворян – 60 руб., купцов – 100 руб., прочих горожан – 30 руб. в год. Крестьян- по 1 коп. за каждый въезд в город.

Указ об обязательном ношении иноземного платья (немецкого, французского и венгерского).

Читайте также: