Доступная среда это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мне хотелось бы обсудить с Вами тему доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

А поводом для публикации послужило мое непосредственное участие в рамках общественного контроля над обеспечением условий доступности в городе Ижевске Удмуртской Республики.

Прежде чем мы приступим к обсуждению, напомню, что у проекта появилась группа в Вконтакте, вступайте!

Указанное выше определение содержится в ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide71:2014 . Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды.

А теперь своими словами

Доступная среда, или универсальная среда, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание условий, которые позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья, маломобильным гражданам самостоятельно и безопасно ориентироваться и передвигаться на улице, в общественном транспорте, зданиях и т.д.

Для кого необходимо создавать доступную среду?

Заинтересованность в создании доступной среды должна идти не только от инвалидов и организаций, представляющих их интересы, но и от каждого члена общества. Дело в том, что мероприятия, проводимые в рамках доступной среды, облегчают жизнь не только для инвалидов, но и для других маломобильных групп населения.

Кто относится к маломобильным гражданам?

Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся, в частности: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками, чемоданами и тяжелыми сумками и т.п.

По факту, каждый человек в определенный этап своей жизни становится маломобильным, и для передвижения ему необходимо наличие доступной среды.

А что же у нас с доступной средой сегодня?

К сожалению, в г. Ижевске с доступной средой все не очень хорошо. Впрочем давайте поподробнее.

Начнем с центрального автовокзала г. Ижевска.

Мы еще не успели войти внутрь здания, как видим несколько грубейших нарушений, из-за которых инвалиды самостоятельно не смогут попасть в само здание:

- то, что мы видим, назвать пандусом язык не поворачивается. Более того, отсутствуют поручни, ограждающие пандус и помогающие инвалиду на него заехать;

- полностью отсутствуют тактильно-наземные указатели, позволяющие инвалидам по зрению самостоятельно ориентироваться и передвигаться.

Собственно на этом можно и закончить, так как дальнейшая экскурсия не имеет никакого смысла. Но. Я все же продолжу.

Внутри здания также отсутствуют тактильные указатели. Кроме того, в кассовом зале нет заниженной кассы для инвалидов-колясочников. Нет и туалета для инвалидов.

Посадочные платформы также не оборудованы тактильной плиткой. Хорошо, что есть контрастное обозначение края платформы.

Нами были подготовлены ряд предложений по обеспечению доступности центрального автовокзала и переданы руководству для изучения. Надеемся, что наша позиция будет услышана.

Предлагаю переместиться на железнодорожный вокзал города Ижевска.

По всем маршрутам движения внутри зданий смонтированы тактильные указатели. Причем не просто наклейки, а изготовленные из металла, что делает их прочнее и, что самое главное, ощутимей для инвалидов по зрению.

Имеется туалет для инвалидов - чистый, аккуратный и полностью приспособленный.

В здании пригородных касс имеется лифт для инвалидов для подъема на второй этаж в зал ожидания.

Но и тут не все так хорошо, как хотелось бы.

Полностью отсутствуют тактильные указатели на платформах. Что самое опасное - нет тактильных указателей, обозначающих край платформы.

Отсутствует лифт, позволяющий инвалидам-колясочникам, а также другим маломобильным гражданам самостоятельно перемещаться между платформами через надземный мост.

На сегодняшний день отсутствие доступной среды на платформах железнодорожного вокзала компенсируется слаженной работой службы сопровождения инвалидов и маломобильных граждан, действующей на железнодорожном вокзале.

В ходе встречи с представителями РЖД были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве по вопросам создания доступной среды. Кроме того, до конца 2021 г. должен быть реализован проект реконструкции привокзальной площади и посадочных платформ. При реконструкции будут соблюдены все нормы по доступности.

Пару слов о здании аэропорта

В здании есть специальная схема для инвалидов по зрению, имеется туалет для инвалидов. Также имеется специальное оборудование, позволяющее поднять инвалида-колясочника в салон самолета.

А теперь поговорим о проблемах

Все мероприятия по созданию доступной среды, которые в настоящее время реализуются, имеют смысл только в том случае, если они проводятся комплексно.

Предположим, что руководство центрального автовокзала завтра примет решение о создании доступной среды в здании и на посадочных платформах. Выделит необходимые денежные средства. И даже сделает все правильно. А город, в свою очередь, не обеспечит наличие доступной среды на путях следования от остановок общественного транспорта.

И получается, что на автовокзале доступная среда есть, а воспользоваться ей некому, потому что инвалид не может самостоятельно сесть в общественный транспорт, доехать до нужной остановки, дойти от остановки до автовокзала.

Еще раз подчеркну, что в вопросах создания доступной среды нужен комплексный подход. Нужно, чтобы все заинтересованные лица (бизнес, государство, органы местного самоуправления, общественные организации) совместными усилиями решали эти вопросы и в результате тесного взаимодействия и поддержки создавали действительно такую среду, в которой инвалиды и другие маломобильные граждане чувствовали себя комфортно и безопасно.

В заключении пару слов про тротуары

На прошлой неделе мне удалось принять участие в рабочей комиссии по контролю за ходом ремонта тротуаров в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги".

В целом радует, что в городе создается новая пешеходная инфраструктура. Но по каким-то причинам при создании тротуаров забывают про необходимость создания доступной среды. Если делать понижения для инвалидов-колясочников у нас уже научились, то с укладкой тактильной плитки возникают серьезные проблемы. Зачастую ее просто не укладывают. Бывает и такое, что тактильную плитку укладывают, но неправильно.

На фото ниже видно, как уложили тактильную плитку и с гордостью отчитались , что обеспечили нормы по доступной среде. Однако, те кто проектировали и укладывали плитку, видимо, не заглядывали в соответствующий ГОСТ. Иначе такого позора не выложили бы.

Знак ГОСТа

Национальный
стандарт
Российской
ФедерацииГОСТ Р

Доступная (безбарьерная) среда: Термины и определения

Предисловие

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области доступной (безбарьерной) среды. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера пункта в стандарте.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, в том числе представленные аббревиатурой, - светлым.

Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из законов Российской Федерации и иных нормативно-правовых документов.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые в области формирования доступной окружающей среды (в части ее физической доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения) и, в более широком смысле, безбарьерной среды (в части преодоления существующих барьеров для жизнедеятельности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и с сенсорными нарушениями, с учетом особенностей инвалидов других групп). Настоящий стандарт предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, государственными контрольно-надзорными органами, экспертами и специалистами систем добровольной сертификации, общественными и профессиональными объединениями, участвующими в формировании и обеспечении безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ 33190-2019 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля;

ГОСТ Р 52131-2019 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования;

ГОСТ Р 52872-2019 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования;

СП 59.13330.2016 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения.

3 Термины и определения

3.1 Базовые понятия в области формирования доступной (безбарьерной) среды

1 безбарьерная среда: Среда жизнедеятельности, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические, средовые, информационные и социально-психологические, в том числе отношенческие, барьеры для людей с инвалидностью, прошедших курс по программе абилитации или реабилитации, использующих индивидуальные технические средства реабилитации (ТСР).

2 доступная среда: Окружающая среда, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические барьеры для людей с инвалидностью или для других маломобильных групп населения.

3 инвалидность: Эволюционирующее понятие, являющееся результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. [[1], преамбула]

Примечание — Основными концептуальными моделями инвалидности являются медицинская, социальная и биопсихосоциальная модели.

5 социальная модель инвалидности: Модель, рассматривающая инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека; инвалидность по этой модели требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

6 биопсихосоциальная модель инвалидности: Модель, рассматривающая инвалидность как сложный феномен, являющийся проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне; инвалидность по этой модели представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними.

Примечание — Биопсихосоциальная модель представляет собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не допуская преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности [3].

7 инвалид: Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. [[2], статья 1]

Примечание — Признание гражданина инвалидом и определение его потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [[2], статья 7] осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы. Факт установления инвалидности подтверждается соответствующей справкой установленного образца с указанием присвоенной группы инвалидности и выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых бюро МСЭ.

8 ребенок-инвалид: Категория, устанавливаемая по результатам проведения медико-социальной экспертизы гражданам в возрасте до 18 лет на срок один или два года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

10 маломобильные группы населения; МГН: Обобщенное понятие, объединяющее людей, имеющих постоянные, временные или ситуационные ограничения, препятствующие им безопасно и комфортно передвигаться по городу пешком или на маршрутных транспортных средствах, а также получать услуги, предоставляемые на объектах открытого доступа населения.

Примечание — Требования и рекомендации действующих в Российской Федерации документов по стандартизации в области доступной среды в части МГН распространяются на всех инвалидов, а также на лиц с детьми дошкольного возраста, лиц с детскими колясками и других лиц, испытывающих трудности при передвижении.

11 функциональные группы инвалидов: Группы инвалидов с однородными нарушениями функций организма.

  • инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата (инвалиды ПОДА), использующие для передвижения кресла-коляски различных типов;
  • инвалиды ПОДА, использующие для передвижения опорные устройства различных типов;
  • инвалиды ПОДА с недействующими руками;
  • инвалиды по зрению – незрячие;
  • инвалиды по зрению – слабовидящие;
  • инвалиды по слуху – неслышащие;
  • инвалиды по слуху – слабослышащие;
  • инвалиды с одновременным нарушением зрения и слуха – слепоглухие;
  • инвалиды с нарушениями функций систем организма (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена и др.);
  • инвалиды с нарушением психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и т.д.).

12 федеральный реестр инвалидов; ФРИ: Федеральная государственная информационная система, которая ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в ней сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. [[2], статья 5.1]

13 медико-социальная экспертиза; МСЭ: Государственная услуга, оказываемая на основании заявления освидетельствуемого лица или его законного уполномоченного представителя, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы – бюро МСЭ, имеющая своей целью определение в установленном порядке потребностей данного лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. [[2], статья 7]

14 ограничение жизнедеятельности; ОЖД: Одна из основных характеристик инвалидности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма¸ которое характеризуется нарушением категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию; к самостоятельному передвижению; к ориентации; к общению, к контролю за своим поведением, к обучению и к трудовой деятельности.

15 ограниченные возможности здоровья; ОВЗ: Термин, используемый исключительно по отношению к детям и лицам, обучающимся в различных образовательных организациях, имеющим особенности в физическом и/или психическом развитии и/или отклонения в поведении.

16 ранняя помощь: Система и процесс выявления нарушений жизнедеятельности и рисков их развития у детей в возрасте от 0 до 3-х лет, содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия таких детей, включению их в среду сверстников, а также оказания содействия их родителям (законным представителям).

17 абилитация инвалидов: Система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. [[1], статья 9]

18 реабилитация инвалидов: Система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. [[1], статья 9]

19 технические средства реабилитации инвалидов: Устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. [[1], статья 11.1]

20 индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида; ИПРА: Документ, выдаваемый Бюро МСЭ гражданину при присвоении ему статуса инвалида, содержащий комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. [[1], статья 11.1]

21 дискриминация по признаку инвалидности: Любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. [[2], статья 3.1]

22 мониторинг соблюдения прав инвалидов: Изучение положения людей с инвалидностью и их прав для подготовки Доклада Российской Федерации об исполнении положений Конвенции о правах инвалидов, предоставляемого с определенной периодичностью в Организацию Объединенных Наций.

23 инклюзия (от inclusion – включение): Процесс реального включения людей с инвалидностью в жизнь общества, предполагающий разработку и применение конкретных решений, которые позволяют каждому человеку равноправно участвовать в жизни общества, предусматривающий для человека с инвалидностью не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов участия во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, при реализации различных социальных ролей и функций.

24 инклюзивные практики: Деятельность, направленная на выработку доступных, комфортных, информативных и безопасных условий пребывания в том или ином пространстве людей с инвалидностью, осуществляемая специалистами разного профиля.

25 инклюзивная культура общества: Уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех членов общества, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.

26 инклюзивный диалог: Продуктивная форма общения с собеседником с инвалидностью, предполагающая наличие двух равноправных участников общения, цель которого заключается в достижении взаимопонимания, взаимоуважения, паритетности и комфортности между включающимися в него партнерами по общению.

27 инклюзивное взаимодействие: Взаимодействие человека с человеком, один из которых имеет ограничения по здоровью, в ходе которого реализуется отношение одного человека к другому человеку.

28 этика инклюзивного взаимодействия: Соблюдение представителями социума в процессе общения с людьми с инвалидностью совокупности морально-этических и нравственных норм и правил поведения (этикоориентированная модель поведения), повышающих качество жизни данной категории граждан.

29 реконструкция качества жизни людей с инвалидностью: Процесс формирования инклюзивной культуры общества и создания безбарьерной окружающей среды, равноправными участниками которого выступают и сами граждане с инвалидностью, занимающие активную жизненную позицию, и государство, и общество в целом.

30 цифровая инклюзия: Процесс и результат обеспечения доступности Интернет-ресурсов и другой информации, представленной в электронно-цифровой форме; приложений для стационарных и мобильных устройств, а также иных пользовательских интерфейсов людям с инвалидностью и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.

31 активная жизненная позиция человека с инвалидностью: Успешная адаптация человека с инвалидностью как в макросоциуме, так и на всех его микроуровнях, достижение им определенного социального статуса, показателем которой является его участие в жизни общества, когда он осознает и берет на себя ответственность за свои поступки и деятельность в целом, результаты которых соответствуют требованиям и нормам общепринятой морали.

32 средства обеспечения доступности объектов и услуг; СОД: Средства обеспечения доступности объектов с открытым доступом населения для инвалидов, включающие в себя:

  • средства, относящиеся к строительно-конструктивным элементам здания, являющиеся его неотъемлемой частью (лестничные марши, пандусы, ограждения и поручни, двери);
  • инженерное оборудование здания (адаптированные лифты, подъемные устройства, противопожарное оборудование, адаптированные средства оповещения о чрезвычайной ситуации, оборудование туалетов, доступных для инвалидов, оборудование связи, диспетчеризации и информирования посетителей и т.д.);
  • технические и иные средства информирования, ориентирования и навигации, предназначенные для использования инвалидами различных функциональных групп.


Конвенция о правах инвалидов

Во всем мире люди стараются заботиться о людях, ограниченных в своих возможностях в силу возраста или здоровья. Это касается пожилых людей, детей и инвалидов. Именно поэтому в 2006 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, в которой были прописаны основные положения, которые обеспечивали бы приемлемый уровень жизни для людей. В этом постановлении есть несколько основных принципов:

  1. Запрещено дискриминировать людей с ограниченными возможностями: они имеют право получать услуги, работу и другие блага цивилизации наравне со здоровыми людьми.
  2. Полная интеграция в общество, которая включает принятие индивида в группу и установление межличностных связей внутри группы.
  3. Уважение человеческого достоинства, возможность реализовать себя как личность и обеспечение максимальной самостоятельности.
  4. Доступность социальных объектов, которые бы позволяли всем людям с ограниченными возможностями пользоваться теми же благами, что находятся в доступе остальных членов общества.
  5. Недопущение гендерной дискриминации или дискриминации по возрастному признаку.
  6. Равенство возможностей.
  7. Уважение человеческого многообразия и индивидуальных особенностей.

оступная среда государственная программа российской федерации

Доступная среда

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

постановление правительства доступная среда государственная программа

Цели и задачи программы

доступная среда государственная программа российской федерации год

  1. Создание законодательной базы, которая бы позволила повысить уровень и качество жизни инвалидов.
  2. Увеличение количества реабилитационных центров.
  3. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
  4. Выявление и решение проблем инвалидов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
  5. Обеспечение реабилитационных, медицинских и образовательных учреждений всеми необходимыми средствами реабилитации.

Законодательная база

  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Пенсионный фонд.
  • Министерство финансов.
  • Министерство культуры.
  • Министерство образования и другие.

портал жить вместе государственной программы доступная среда

Подпрограммы

Что делать, если вы столкнулись с халатностью?

государственная программа рф доступная среда

В старых зданиях инвалидам довольно часто приходится сталкиваться с отсутствием пандусов. Объясняется это просто: еще 10-15 лет назад никто не задумывался о нуждах инвалидов. Современные же постройки почти всегда оснащаются специальными подъемниками, а в торговых центрах, аэропортах и других общественно важных зданиях обязательно делают уборные для людей с ограниченными возможностями.

Нюансы реализации

  • Создание архитектурных построек с учетом особенностей инвалидов. В настоящее время большинство сооружений соответствуют Закону № 181. Если же застройщик выполняет задание, не соответствующим нормам, то ему грозит солидный штраф.
  • Обеспечение улицы баннерами и указателями, которые наглядно показывают, в какой стороне находится тот или иной объект.
  • Строение нового социального и иного жилья, которое бы учитывало потребности инвалидов.
  • Проведение социально-культурных мероприятий, которые бы стимулировали активность людей с ограниченными возможностями и способствовали их интеграции в общество.
  • Создание дополнительных рабочих мест, которые предназначены для людей с ограниченными возможностями.
  • Внедрение светофоров со звуковыми сигналами.
  • Звуковое оповещение об остановках на общественном транспорте.
  • На всех телеканалах есть скрытые субтитры.
  • Увеличилось количество реабилитационных центров.

реализация государственной программы доступная среда

Интернет-портал госпрограммы

  • Медико-социальная экспертиза.
  • Законодательная база.
  • Содействие трудоустройству.
  • Реабилитация и абилитация.
  • Обеспечение ТСР.

Финансирование

Особенности исполнения в регионах

государственная программа рф доступная среда

Итоги

Основная цель программы Доступная среда

Программа направлена на оказание помощи инвалидам, обеспечение их интеграции в общество. Мероприятия нацелены на то, чтобы они не чувствовали себя ущемленными, не ощущали преграды в доступе к объектам инфраструктуры – аптекам, общественному транспорту, учреждениям здравоохранения. Приспособления ориентированы не только на тех граждан, которые передвигаются в колясках, но и на тех, у кого есть проблемы со слухом, зрением.

Проект

  1. Внедрение достижений науки, техники в инфраструктуру для того, чтобы адаптировать ее под людей с инвалидностью.
  2. Обеспечение санаторных, образовательных и учреждений здравоохранения приспособлениями для реабилитации.
  3. Повышение количества льготных мест в школах, университетах и иных образовательных учреждениях.
  4. Разработка новых проектов объектов инфраструктуры, которые могли бы быть адаптированными под инвалидов.
  5. Формирование поощрений для организаций, работающих с данными лицами, оказывающих им помощь.
  6. Налаживание социальных связей между ослабленной категорией граждан и основным обществом.

Проведение федеральной программы Безбарьерная среда для инвалидов продолжается с 2011 по 2025, а это значит, что сейчас позади больше половины проведенных подпрограмм и достигнутых задач.

Приспособления для инвалидов в государственных учреждениях

Помещения государственных учреждений не отличаются от иных зданий, поэтому оснащаются как кинотеатры, музеи, аптеки, магазины, общественный транспорт. Постепенно меняется планировка строений и внутренних помещений, ведомства переезжают в новые, более совершенные сооружения. В зависимости от вида учреждения, используются следующие технологии:

  1. Организации здравоохранения уже оснащены специализированными лифтами, пандусами, обозначенными путями движения внутри здания (направляющая тактильная плитка с выступами, маркировка ступеней), подъемными установками, переоборудованными окнами регистратуры, умывальниками, тактильными табличками с указателями.
  2. Учреждения социальной защиты оборудуются пандусами, поручнями для подъема, кнопками вызова, табличками с тактильными обозначениями, помогающими ориентироваться в здании.
  3. Органы занятости населения должны быть оборудованы табличками и специализированными гигиеническими помещениями.
  4. Сооружения, помещения в сфере культуры обязательно оснащаются поручнями, пандусами, подъемными устройствами, кнопками вызова сотрудника, способного оказать помощь, оборудованным зрительным залом для детей с несовершенствами, санитарно-гигиеническими помещениями.

Проект

В рамках проекта Доступная среда для инвалидов формируются разнообразные приспособления, которые могли бы обеспечить их доступ к объектам. На региональном уровне установленные списки оборудования могут быть дополнены, это зависит от бюджета и возможностей субъекта РФ.

По Доступной среде для инвалидов действует карта доступности субъекта РФ. Ее Вы найдете на официальном сайте программы. Нужно только ввести название субъекта, тип учреждения и его название, чтобы узнать, какими приспособлениями оно оборудовано, для каких категорий предназначено. Это очень удобно, ведь информация обновляется постоянно и соответствует реальности.

Двери для инвалидов-колясочников

Наиболее важными требованиями, которые заложены программой Безбарьерная среда для инвалидов, являются:

  1. Наличие кнопки или речевого информатора, которые могли бы обеспечить связь посетителя инвалида с сотрудниками учреждения, организации.
  2. Материалом двери должен быть пластик или стекло, чтобы не заграждать обзор для человека. Кроме того, двери должны защищать от удара.
  3. Дверной проем часто монтируется с порогом, его нужно либо исключить, либо снизить до 2,5 см от пола.
  4. В торговых центрах, офисах рекомендуется вставлять двери с датчиками движения, которые могли бы открываться при приближении гражданина.
  5. На дверях запасного входа должны быть нажимные ручки.

В большинстве случаев оборудуются двери с автоматической системой, которые питаются от сети. Они не требуют замены, состоят на 90 % из пластика или стекла, облегчают проникновение в здание. Вариантом открывания может быть пульт, кнопка, сенсорный датчик.

Санузел для инвалидов

  1. Унитаз с обеих сторон должен быть оборудован металлическими поручнями, устанавливаемыми на уровне рук. Один из них должен откидываться и убираться, чтобы облегчить подъезд к унитазу на инвалидной коляске. Второй при этом может быть литым.
  2. Раковина должна оснащаться одним цельным поручнем, расположенным по ее периметру. Допускается использовать два приспособления в отдельности, однако это нежелательно. Цельная конструкция повысит уровень безопасности при использовании, ведь она более надежна и крепка.
  3. Вокруг писсуара устанавливаются поддерживающие конструкции, которые помогут людям держать равновесие в положении стоя. Опять же рекомендовано применять цельную конструкцию с прикреплением к полу или стене.
  4. У сушки для рук, приспособлений для бумаги также рекомендуется воздвигать поручни. Желательно оборудовать и кнопу вызова, которой можно воспользоваться в тяжелой ситуации.
  5. Зеркала бывают подвижными, они опускаются вниз для того, чтобы можно было смотреть в них, сидя в коляске.
  6. Ручка смесителя должна быть длиннее обычной, желательно использовать хирургическую.

Проект

Тамбур для инвалидов

С целью организации доступной среды для инвалидов оборудуются и тамбуры в движущихся составах поездов, электричек. Так, если направление движения транспорта идет по прямой, то глубина помещения должна быть 1,8, а ширина – 2,2 метра. Если в маршруте есть поворот, то тамбур должен быть в форме квадрата по 2,2 м каждая сторона. Когда двери открываются только в одну сторону, глубина должна быть около 2,3, а ширина – 1,5 метра. Это связано с тем, что колясочники в более узкие габариты просто не проедут.

Запрещено использовать зеркала, стены с зеркальным эффектом, который визуально расширяют площадь и создают обманчивую видимость габаритов помещения. В настоящее время не все поезда и электрички оборудованы такими помещениями, и проверить это по карте доступности для инвалидов нельзя, поэтому лучше спрашивать у сотрудника РЖД.

Пандусы

Для реализации мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к зданиям обязательным условием является возведение пандусов. Они строятся на входе в сооружение, рядом с лестницей, как правило, в обход ступенек по кругу. Предназначены пандусы для того, чтобы человек в инвалидной коляске смог заехать. Наклон не должен превышать допустимых пределов, установленных конкретными локальными актами.

Кроме того, важно соблюдать ширину и построить поручни необходимой высоты. На всем протяжении пандуса должны быть отдельные площадки, которые необходимы для проведения маневров (поворота или разворота).

Лестницы

Важнейшим требованием к помещениям по Доступной среде для инвалидов является наличие оборудованных лестниц. Без них не могут обойтись многие здания, а вот приспособить их к ограниченным людям смогли не все. Наиболее важными требованиями являются:

  1. Ступеньки должны быть ровными, поверхность немного шероховатая. Исключить любую возможность скольжения.
  2. Не допускается наличие впадин, пустот, ступени должны быть глухими. В противном случае повышается риск падений.
  3. Края не должны быть острыми, желательно округлыми. Радиус края не должен быть больше 5 см.
  4. Лестница должно отличаться по цвету от площадки рядом с ней.
  5. Ребра начальной низшей и заключительной высшей ступеней должны быть окрашены в яркий цвет, чтобы инвалиды видели, в каком направлении двигаться.

Поручни

Поручни должны быть оборудованы в санузле, о чем ранее уже говорилось, а также на входе и по максимуму внутри помещения для обеспечения безопасности и поддержания равновесия. Жилые дома оборудованы такими поручнями только с одной стороны. Наиболее важными условиями являются:

  1. Высота не менее 90 см, желательно даже больше, но не больше чем на 5 см. Около пандусов поручни должны быть 70 см в высоту с обеих сторон.
  2. По внутренней стороне лестницы должны идти беспрерывно.
  3. Важно, чтобы поручни по длине выходили за лестницу на 30 см внизу и вверху. Это делается для того, чтобы человек мог остановиться и передохнуть.

Лифты и подъемники

Если пандус установить невозможно, выстраивается подъемник по типу открытого лифта. Он является электрическим и работает от пульта. Лифты имеют ту же конструкцию, что подъемники, только крыты и являются своеобразной капсулой. Важное условие и для тех, и для других – должны помещаться человек в коляске и сопровождающий.

Если же архитектура здания не позволяет установить подъемник и лифт, обеспечивается наличие кнопки вызова. После того как человек нажал на нее, сотрудник выходит и оказывает помощь в подъеме.

Проект

Противоударная полоса на двери

Для того чтобы двери были защищены от ударов колясками, тростями или иными сопроводительными приспособлениями, используется полоса, которая крепится на уровне 30 см от пола. Лучше, чтобы она были изготовлена из ударопрочного и стойкого материала. Отсутствие окраски – это важный критерий. Она, как и дверь, должна быть прозрачной. Это устройство больше предназначено не для инвалидов, а для двери, ведь оно защищает установку от повреждений и необходимости замены.

Доступная среда для инвалидов в школе

Для того чтобы неполноценный ребенок чувствовал себя комфортно, необходимыми установками оборудуются школы и иные образовательные организации. Это связано с тем, чтобы обеспечить доступ инвалида к обществу с полноценными людьми. В процессе реализации программы проводятся такие мероприятия, как:

  1. Помещение оборудуется нужными приспособлениями, обозначенными выше.
  2. Сформированный свободный доступ и подъезд к строению для детей-колясочников.
  3. Классные кабинеты, холлы, актовые залы, столовые и гардероб адаптируются под неполноценных детей.
  4. Важно наличие тактильных табличек.
  5. Звуковые, световые сигналы.
  6. Налаженные индукционные программы для малышей с инвалидностью по слуху.
  7. Разработанные планы и карты эвакуаций, передвижения по учреждению.

Федеральная программа Доступная среда и созданные на ее основе региональные проекты имеют социальное значение, они направлены на адаптацию и интеграцию неполноценных граждан в общество. Кроме того, программа направлена на доступ каждого человека с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры путем установки пандусов, поручней, лифтов, подъемников.

Читайте также: