Достоинство это кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Куракова Любовь Васильевна

Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2075 г. Москвы

формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении других людей.

сформирование общих представлений о понятии чести и достоинства личности и ответственности за их нарушение.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

развивать представления детей о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

развивать умение учащегося контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

создать условия для положительного учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

создать условия для совместного решения учебной задачи;

помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

Познавательные:

развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

способствовать высказыванию детьми своего мнения;

способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;

развивать умение работать с разными видами информации.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : беседа с элементами дискуссии

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.

Основные понятия : честь, достоинство, оскорбление, клевета, ответственность.

1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Мы знаем тысячи в истории примеров,

Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря,

Что Честь порой дороже даже Жизни,

Когда идёт речь о семье или Отчизне.

2. Тема, цель, задачи урока.

- Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и для чего? (предположения детей)

3. Работа по теме урока.

-Давайте попробуем найти определение в Интернете (дети выполняют поиск, зачитывают варианты).

- Когда-то честь занимала первое место в ряду нравственных символов. Ради сохранения чести люди вызывали друг друга на дуэль, шли на верную смерть и даже кончали жизнь самоубийством.

(работа с карточками. Приложение 1)

- Выскажите ваши предположения об офицерской чести. Что это такое?(ответы детей)

- Как вы понимаете это? (ответы детей)

- Какой-то умник сказал, что женская честь – величайшее мужское изобретение. В домостроевские времена под честью женщины понимали нравственное поведение перед замужеством, а после него – поддержание чести семьи и домашнего очага. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что такое представление о женской чести так же устарело, как представление о чести вообще и месте женщины в обществе. И все-таки понятие о чести женщины, чести дамы дошло и до наших дней, причем хранить эту честь не в последнюю очередь должен мужчина.

Честь и достоинство человека

- Кто такой человек чести? (ответы детей)

-Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля. (На экране).

-С каким понятием оно тесно связано? (достоинство)

- Что же такое достоинство? Как вы это понимаете?

- Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самих себе. Высшим проявление человеческого достоинства является благородство.

-Давайте попробуем привести примеры из жизни, кинофильмов, книг, где показан человек чести. (ответы детей)

- Понятие "честь" - комплексное, так как включает в себя как этический, так и социальный аспекты. Честь связана с оценкой качеств отдельного человека. Это такие качества, как верность, достоинство, справедливость, благородство и правдивость. Честь можно трактовать как чувство, вызванное социальными или культурными традициями, материальным положением или личными амбициями человека. Что такое честь? Честью является то чувство, которое присуще человеку первоначально, это неотъемлемая часть его личности.

Вывод: Честь – самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что он совершает хорошие поступки.

(Дети выполняют задание. Можно на карточках, можно коллективно у доски, можно на ПК. Исходя из возможностей)

4. Подведение итогов. Заключение

-Какое бы определение "чести" вы ни выбрали для себя, важно помнить: "Береги честь смолоду, а платье снову". Народная мудрость все-таки!

Изображение записи

В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.

Подготовительная беседа

Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.

После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.

  1. Хороший ли это поступок?
  2. Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
  3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?

После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело .

После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.

  1. Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
  2. Обещая что-то, дают честное слово.
  3. Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).

Дети играют

Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека . Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.

Честь – это доброе имя человека, уважение к нему со стороны окружающих за соблюдение норм морали, верность долгу, честность и справедливость. Если человек умеет держать слово, верен моральным принципам, помогает слабым в трудной ситуации, то его называют человеком чести. Потерять это качество несложно – достаточно совершить любой бесчестный проступок.

Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно . Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

Разговор с подростком

Поговорив с подростком о чести и достоинстве, необходимо побеседовать и о том, как нужно себя вести, чтобы не запятнать репутацию:

  1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
  2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
  3. Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.

Подростки

Нужно научиться уважать в первую очередь себя, и не поддаваться на провокации со стороны окружающих. Только так можно достичь внутренней гармонии и счастья.

Достойные люди в литературе

Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

Литература для подростков

Притча о Чести

Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:

Честь и достоинство: примеры из истории

Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

  1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
  2. Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
  3. Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
  4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
  5. Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

Чувство собственного достоинства присуще сильным личностям. Осознание своей значимости, уважения к себе, уверенности в своих поступках, здоровая самооценка - свойственна таким людям. И всё равно где и кем ты работаешь. Можно работать продавцом или техничкой, а обладать этим чувством.
Человек с чувством собственного достоинства реально оценивает свои силы и возможности и принимает их, не пасуют перед проблемами. Такому человеку сложно навязать чужое мнение, нельзя заставить что-либо делать против его воли.
Очень просто ребёнку привить комплекс неполноценности, а вот над формированием личности с чувством собственного достоинства нужно работать.

Начинать нужно с себя. Только в семье со здоровым психологическим климатом, может вырасти человек со здоровой самооценкой. Нельзя позволять себе кричать на ребёнка, так как человек с чувством собственного достоинства никогда не потерпит, чтобы с ним разговаривали на повышенных тонах. Уважайте своего ребёнка, если вы хотите, чтобы он уважал себя сам.

3. Позволять ребенку делать выбор, и нести ответственность за него.
Понятно, что родителем виднее, холодно на улице или нет. Но, дайте малышу определить это на собственном опыте, сделать свой выбор. Девочки иногда не хотят носить то, что их заставляют мамы. А почему бы не прислушаться к мнению девочки, пусть она выбирает, что ей носить, какую причёску ей делать. Нужно интересоваться мнением малыша. А то он, в ответственный момент, может растеряться, так как всё время за него решали родители.
4. Детям нужно доверять какие-нибудь важные дела. Пусть малыш почувствует свою значимость в семье. Собрать игрушки, накрыть на стол, помочь приготовить еду, это всё по силе малышу.
5. Помогать и поощрять ребёнка при достижении поставленной цели (самой незначительной). Верный способ установить близкий контакт с ребенком – это быть посвящённым в его интересы. И здесь важно убедиться, что намеченное выполняется до конца. Книги прочитаны, враг в видеоигре повержен, а картинка в раскраске разукрашена до конца. Начатые дела нужно завершать, так можно почувствовать вкус победы.

6. Дайте понять малышу, что ваша любовь безгранична.
Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его всегда. Даже когда он не прав, плохо ведёт себя. Плохой не ребёнок, плох его поступок. Покажите, что вы любите ребёнка просто так, а не за сделанные уроки, работу по дому или отличные отметки.

Нужно помочь ребёнку найти свой путь развития, раскрыть его потенциал. Помогите ребёнку: привить уважение к себе, осознать собственную ценность, приобрести уверенность в себе, в своих силах, не бояться жизненных препятствий, радоваться жизни.

Мареева Ольга Николаевна

Презентация подготовлена к уроку ОРКСЭ 4 класс "Школа 2100".

ВложениеРазмер
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс. 186.71 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЧТО ТАКОЕ ДОСТОИНСТВО Подготовил ученик 4 класса А МБОУ Видновской СОШ№2 Цатурян Арсен

ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСТОИНСТВА Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих. Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах. Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей. Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.

Достоинство – это совокупность моральных качеств, достойных уважения как со стороны обладателя ими, так и со стороны окружающих. Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения. Если же человек не ощущает собственного достоинства, то развить его можно лишь одним способом – поступая в каждой ситуации так, как поступал бы достойный человек. Выполнение долга – не только в широком смысле, но и в смысле взятых на себя в конкретной ситуации обязательств – позволит оценить человека, как имеющего достоинство. Занятия спортом . Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства. Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства. Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства. Полемика. Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства. Как развить в себе достоинство

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство.(Василий Ключевский ) Спесь губит достоинство.(Лакская пословица ) Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности трудно добываемым вещам и не слушать бесплодного учения.(Лао Цзы ) Свет свечи не падает на её основание; достоинство человека незаметно для его близких.(Казахская пословица ) Достоинство каждого человека зависит от того, как он показывает себя в своих поступках.(Адольф фон Книгге ) КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ О ДОСТОИНСТВЕ

Читайте также: