Достоинства теории маслоу кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Физиологические (являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.)) Рис.31.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – это потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности в будущем будут удовлетворены (проявлениями этих потребностей могут быть покупка страхового полиса, поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).

Социальные потребности – это потребности в причастности группе, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки

3. Потребность в уважении – это потребности в самоуважении и признании со стороны окружающих.

4. Потребность в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь.

Достоинства теории Маслоу:

1. Руководители стали понимать, что действия людей определяются целым спектром их потребностей.

2. Чтобы мотивировать конкретного человека, ему надо дать возможность сначала удовлетворить свои важнейшие потребности.

3. Поскольку потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет работать все время.

Недостатки теории Маслоу:

1. Эта пирамида достаточно условна, т.к. удовлетворение одной потребности не приводит к возникновению и удовлетворению следующей.

2. В этой теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Эта модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней: власть, успех и причастность.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Это не обязательно, рвущиеся к власти карьеристы в негативном смысле слова. Люди с потребностью к власти – это откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.

Потребность успеха, как и власти находится между потребностью в уважении и самовыражении. Это потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы.

Мотивация на основе причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Это люди, заинтересованные в социальном общении, в межличностных контактах. (Рис. 32).

Иерархия потребностей Маслоу

Содержательные теории мотивации.

Цель этих теорий - определить потребности, которые побуждают людей к действию. Представителями этой концепции являются Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак-Клелланд.

Все потребности можно разделить на 5 категорий:

1. Физиологические (являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.)) Рис.31.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – это потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности в будущем будут удовлетворены (проявлениями этих потребностей могут быть покупка страхового полиса, поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).

Социальные потребности – это потребности в причастности группе, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки

3. Потребность в уважении – это потребности в самоуважении и признании со стороны окружающих.

4. Потребность в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь.

Достоинства теории Маслоу:




1. Руководители стали понимать, что действия людей определяются целым спектром их потребностей.

2. Чтобы мотивировать конкретного человека, ему надо дать возможность сначала удовлетворить свои важнейшие потребности.

3. Поскольку потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет работать все время.

Недостатки теории Маслоу:

1. Эта пирамида достаточно условна, т.к. удовлетворение одной потребности не приводит к возникновению и удовлетворению следующей.

2. В этой теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Эта модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней: власть, успех и причастность.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Это не обязательно, рвущиеся к власти карьеристы в негативном смысле слова. Люди с потребностью к власти – это откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.

Потребность успеха, как и власти находится между потребностью в уважении и самовыражении. Это потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы.

Мотивация на основе причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Это люди, заинтересованные в социальном общении, в межличностных контактах. (Рис. 32).

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

Теория мотивации и знаменитая пирамида Маслоу

  1. Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

Диаграмма иерархии потребностей человека по Маслоу

  1. Физиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

Абрахам Маслоу - теория мотивации и пирамида потребностей

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Гибкость теории Маслоу

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Пирамида маслоу - что это такое

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Недостатки теории Маслоу

Концепция Маслоу и ее

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

7 уровней пирамиды потребностей Маслоу

7 уровней, раскрывающих пирамиду Маслоу. Достоинства и недостатки психологической структуры. Практические примеры.

Пирамида Маслоу – это своеобразная диаграмма, где в иерархическом порядке выставляются все потребности человека.

По словам американского психолога Абрахама Маслоу точного изображения данной диаграммы существовать не может, так как это порядок динамического характера и зависит он от особенностей каждого конкретного человека.

7 уровней пирамиды потребностей Маслоу

7 уровней пирамиды потребностей Маслоу

После периода счастья, радостного волнения и ощущения полноты жизни неизбежно придет восприятие достигнутого как само собой разумеющегося и возникнет беспокойство, неудовлетворенность и желание чего-то бОльшего.

Абрахам Маслоу

Теория и практика

Современные психологи говорят: несмотря на четкую структурированность модели Маслоу, использовать ее на практике затруднительно. Кроме того, она может привести к совершенно неверным обобщениям.

Рассматривая пирамиду Маслоу, можно заметить, что она является не просто классификацией потребностей человека, а скорее отображает инстинктивные, базовые и возвышенные потребности. Все эти желания может испытывать каждый человек, но в любом случае имеется некая закономерность – доминирующими потребностями считаются базовые, и только тогда, когда они удовлетворены, активизируются желания более высокого характера.

Также следует понимать, что у всех людей потребности выражаются по-разному, и происходит это на любой ступени пирамиды. То есть человек должен правильно понимать свои потребности и желания, адекватно их интерпретировать и уметь ими управлять. В противном случае он будет все время находиться в состоянии разочарованности и неудовлетворенности.

Справка!
По мнению Маслоу, пятой и последующих позиций пирамиды достигает только небольшое количество людей — около 2%.

Автор пирамиды не пытался подстроить модель под бизнес, он лишь делал попытку ответить на определенные вопросы, которые не разъяснил фрейдизм или бихевиоризм. Он пытался дать представление о мотивах тех или иных человеческих поступков. Таким образом, его работа вряд ли может носить методологический характер. Это скорее философский труд.

7 Уровней пирамиды Маслоу

7 Уровней пирамиды потребностей Маслоу

7 Уровней пирамиды потребностей Маслоу

В 40-х годах прошлого века психологи пришли к выводу, что все люди нуждаются не только в удовлетворении своих физиологических нужд, им также важно развиваться духовно и быть признанными.

Маслоу выделил следующую структуру – врожденные потребности (1 и 2 ступень), приобретенные потребности (начиная со 2 ступени). После этого он разделил потребности на виды – низшие (их нужно удовлетворять для того, чтобы выжить) и высшие, которые удовлетворить гораздо сложнее.

Физиологические потребности

Любому живому организму для жизни необходима еда, вода и воздух. Он должен спать, восстанавливать силы и ходить в туалет. То есть до тех пор, пока желудок "урчит" от голода, глаза слипаются от недосыпа, человек не в состоянии сосредоточиться на работе, образовании, творчестве и т. д.

Таким образом, первая степень в пирамиде – это еда, питье, сон и прочие врожденные потребности.

Безопасность

  • физическая защита;
  • социальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
  • охрана и страхование собственности;
  • закон, порядок;
  • свобода от неразберихи и страхов.

Любовь и принадлежность

Это новая ступень пирамиды, которая возможна только при удовлетворении первых двух ступеней. Здесь актуальными становятся дружба и любовь. Их нехватка очень остро ощущается человеком. Каждый стремится найти единомышленников, друзей, любовь, семью.

Маслоу выделил здесь две грани. Первая, так называемая дефицитарная любовь или способ получить что-то взамен. Это может быть уважение, секс и прочее. Вторая грань бытийная любовь – направлена на жизнь и интересы других объектов, то есть принятие всего таким, каким оно является.

Чтобы было понятнее, необходим пример. Скажем, человек, который вырастил красивые цветы, срезает их для букета – это дефицитарная любовь, а если он оставляет их на клумбе – это бытийная любовь.

Уважение и Признание

Признание — это авторитетное положение в обществе, рост самооценки. Стремление быть признанным дает толчок на самосовершенствование, улучшение навыков, нахождение новых занятий. При одобрении обществом человек получает уверенность и раскрывается, раскрывая все свои таланты.

Познание и Самореализация

В некоторых вариантах эта ступень последняя, но все-таки пирамида Маслоу на ней не заканчивается. Одним из сильнейших стимулов развития является поиск новых возможностей, исследование мира. Побороть свою тревогу о будущем можно только научившись управлять своей судьбой. Если это получается, страхи трансформируются в новые возможности, а эфемерная тревога — в реальные приключения.

Эстетические

Красоту можно не только лицезреть, но и создавать. Человек способен украшать мир вокруг себя, делать его индивидуальнее, ярче, насыщеннее. Всем дана возможность видеть красоту, но далеко не к каждому приходит желание изменить собственную среду обитания.

Самоактулизация

Если говорить об этой ступени как можно проще – это счастье быть тем, кем человек является. Маслоу четко понимал, что у каждого имеется свой путь, с которого нельзя сворачивать. Только при таком условии люди будут заниматься тем, к чему у них призвание, возникнет гармония с собой и с окружающими.

Дело всей жизни, по словам психолога — раскрытие собственного потенциала. Путей к этому много, и именно на самой вершине пирамиды можно наблюдать уникальные мотивы, двигающие человеком. До седьмой ступени добираются единицы, но несмотря на это, в каждом имеются способности к самореализации.

  1. Многие люди сомневаются в собственных силах, не осознают своих возможностей, не видят пользы в саморазвитии.
  2. Общество мешает реализовывать собственные таланты — душит стереотипами.
  3. Страх, боязнь совершить поступок, который не увенчается успехом.

Преимущества и недостатки

  1. Возможность разработки нескольких теорий мотивации, применимых на практике.
  2. Упорядочение потребностей человека с понятным переходом от одного желания к другому.
  3. Возможность применения в маркетинге. Позволяет понять какие потребности необходимо реализовывать в данной время.
  4. Помощь в составлении долгосрочных прогнозов и планировании.
  1. Отсутствие эмпирических исследований.
  2. Субъективный отбор личностей, которые принимали участие в исследованиях.
  3. Отсутствие количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности.
  4. Отсутствие объяснения причины, когда удовлетворив некоторые потребности, у человека не появляется мотивация для дальнейших действий.
  5. Отсутствие объяснения неординарных поступков.
  6. Противоречия в самой иерархии — например, многие творческие личности могут так погружаться в процесс, что забывают про сон и еду.

Примеры из жизни

Чтобы суть пирамиды Маслоу была понятнее, нужно рассмотреть примеры из жизни:

Пример №1.
Некая женщина очень любит совершать покупки, и почти каждый день ходит на шоппинг. Если бы она познакомилась с пирамидой Маслоу, то поняла бы по какой причине она так любит приобретать нужные и ненужные ей вещи.

Ей бы стало понятно, что покупка брендовых туфель — это всего лишь потребность в удовлетворении такой потребности как признание. Занявшись самоанализом, ей стало бы проще понять свои желания и научиться ими управлять, сэкономив при этом существенную сумму денег.

Пример №2.
Супруги давно мечтали отдохнуть в Таиланде, и вот подруга жены сообщает, что у нее имеются две горящие путевки. Женщина просит подругу придержать путевки несколько часов, чтобы она могла переговорить с мужем. Муж приходит с работы очень уставший и голодный, и когда жена ему рассказывает о путевках, он злится от того, что перед ним вместо ужина стоит вопрос, требующий финансовых вложений.

Недослушав жену, он сразу же ей отказывает. Если бы женщина имела представление о пирамиде Маслоу, она бы сначала удовлетворила физиологические потребности мужа (еда и отдых), и только потом задала важный вопрос.

Пример №3.
Парень, который с отличием окончил экономический университет, и хорошо знаком с пирамидой Маслоу, влюбился в девушку. На первом свидании, он спросил о том, чем его пассия любит заниматься в свободное время. Девушка отвечает, что любит ходить по магазинам, общаться с подругами и смотреть сериалы. Парень же собирается записаться на курсы повышения квалификации, любит ходить на выставки художников и планирует продвигаться вверх по служебной лестнице.

Применив на практике принцип пирамиды Маслоу, он понимает, что у него и у сидящей напротив девушки разные потребности и их отношения бесперспективны. Он принимает решение больше не приглашать эту девушку на свидания. Через некоторое время он встречает целеустремленную девушку и их потребности оказываются идентичными. Отношения очень быстро закончиваются счастливым браком.

Как пирамида Маслоу работает в реальной жизни

Пирамиду потребностей Маслоу многие изучали в школе и в институте. На любом факультете, в любом учебном учреждении преподают хотя бы несколько лекций по психологии. И обязательно на одной изучают пирамиду потребностей Маслоу. Но большинству учащихся даже не приходит в голову применить её в реальной жизни. Это приходит уже с возрастом, или не приходит вообще.

Однако, эта пирамида может помочь разобраться в собственном сознании.

Суть пирамиды проста: есть определённая иерархия потребностей человека, и не удовлетворив одну, нельзя удовлетворить выше стоящую. Если применять данную пирамиду каждый раз, когда возникает внутренне сопротивление при принятии решения, можно избежать многих ошибок, а вероятность принятия верного решения повышается в разы.

Самая первая ступень в этой иерархии, это физиологические потребности. То есть еда, вода, тепло. Когда человек, приезжает в чужую страну или город, он старается увидеть как можно больше интересного, посетить музеи, экскурсии. Если спросить, что он увидел, и что запомнил, он может ответить, что ничего. А причиной тому может быть банальный голод, в котором он прибывал, пока гулял. Так работает иерархия.

Каждый, кто хотя бы по одному разу ходил в магазин за продуктами в сытом и голодом состояниях, может сказать, что покупки внушительно больше, если идти в магазин с чувством голода.

На второй ступени находится потребность в безопасности. Это не только чувство защищённости физического тела. Это и финансовая безопасность, стабильность в работе и заработной плате. Очень многие люди сначала ищут работу, которая будет приносить им стабильный заработок, а только потом задумываются о своём предназначении. Начинают проходить марафоны, которые сейчас особенно популярны в интернете, связанные с поиском призвания.

Третья ступень - это социальные потребности. Сюда относится общение с людьми, отношения с друзьями, родственниками. Именно поэтому многие женщины сейчас стараются сначала построить карьеру, а только потом создавать семью. Сначала купить себе квартиру, обеспечить комфортное существование, прежде, чем брать на себя ответственность за жизнь ребёнка.

На четвёртой ступени находится желание самоутвердиться в обществе. Это успех на работе, в учёбе, признание своего авторитета как специалиста в профессиональной деятельности.

На пятой ступени находится творчество, потребность создавать что-либо полезное для себя и общества. Только перейдя на эту ступень, человек может совершать открытия, создавать шедевры искусства.

Шестая ступень - потребность в любви. И это совсем не эгоистичное желание быть кому-то нужным. Это высокое чувство, желание получать именно ту любовь, которую готов отдавать. И отдавать именно ту любовь, что готов получать. Это потребность в гармонизации, равноценном обмене.

Седьмая ступень - познание всего окружающего, познание мира, его устройства, законов вселенной. Когда человек не голоден, ему тепло, он уверен в завтрашнем дне, уверен в людях которые его окружает, его сердце наполнено доверием к миру, тогда возникают вопросы о душе. Вот почему многие люди приходят к религии уже в довольно сознательном возрасте. Это желание познать своё истинное предназначение для того, чтобы служить миру, осознать свою принадлежность к нему.

Потребности человека постоянно меняются в зависимости от обстоятельств. Важно понимать, что достигнув одной ступени, можно вернуться обратно. В каждом моменте важно понимать, на какой ступени находишься. Эти знания можно применять к трате денег. И первоочередно тратить их на базовые потребности, а только потом на остальные.

Итог: Каков смысл пирамиды Маслоу?

Пирамида Маслоу объясняет, что потребности более высокого уровня у человека появляются только тогда, когда удовлетворены его нужды на более низких ступенях. И это закономерность.

Хотя сам автор пирамиды отмечал, что такая тенденция может иметь исключения — некоторым людям более важно признание, нежели самореализация, а для других будут актуальными только потребности первых уровней, даже, если они будут полностью удовлетворены.

Обновлена: 28.10.2020, 14:06 Количество слов: 1674 Время на чтение: 8 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 4 029 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 1 раз!

Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

  • Что такое пирамида Маслоу
  • Теория иерархии потребностей Маслоу
  • Суть теории
  • Преимущества и недостатки
  • Преимущества
  • Недостатки
  • Применение в маркетинге
  • Применение в жизни
  • Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
  • Альтернативные теории
  • Теория Альдерфера
  • Теория МакКлелланда
  • Теория Герцберга
  • Теория Портера — Лоулера
  • Заключение

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностейОпределенияПояснения
ФизиологияУдовлетворение жизнедеятельности организмаСон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
БезопасностьЧувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страховКрепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежностьОбщение, привязанность, семья, дружба — социализацияПоиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признаниеЖелание быть важным и получить признание в обществеЗаработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познаниеСтремление к новым знаниямПутешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
ЭстетикаПоиск гармонии и радости через искусство и красотуИзучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
СамоактуализацияПоиск смысла жизни, переосмысление ценностейРеализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов

Классическая пирамида выглядит так:


Пирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:


Пирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

  • Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.
  • Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.
  • Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхии специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Автоматизация email рассылок

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

  • Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
  • Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
  • Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.


Теория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во властиПотребность в успехеПотребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников командыЧеловек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делалСледование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный духЛюди принимают похвалу и отзывы о своей работеГотов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людейСтараются удерживать и прогнозировать рискиИзбегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессыЖелание демонстрировать свою компетентность и мастерствоЧеловек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.


ССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

  • Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
  • Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

  • Затраченные усилия.
  • Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
  • Полученный результат.
  • Вознаграждение.
  • Степень удовлетворения.

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.


Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

  • Теории не являются готовым инструментом для внедрения в бизнес — это материал, который полезно изучить, чтобы понимать ценности людей.
  • Все концепции требуют доказательства и пересмотра идей с учетом современных реалий.
  • В каждой теории есть свои недостатки и исключения.
  • Выбирайте комплексный подход и проводите исследования своей аудитории и персонала.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!

Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем

Читайте также: