Достижения культуры народов ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Не перестает удивлять манера написания и грамотность изложения темы. Думаю Вам стоит взяться за переписывание учебников по истории. Так как сможете довести до каждого всю суть истории от крупных событий до самых незначительных.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

С первых лет становления Советского Союза в нем рождается влиятельная кинематографическая школа. Кино, как один из наиболее доступных видов искусства, получает государственную поддержку, продолжающуюся и в послевоенные годы. Театральная и балетная школы также получили широкую известность во всем мире. В СССР активно развивалась академическая музыка, в лучших европейских концертных залах играли советские музыканты, звучали произведения Шостаковича, Прокофьева, Дунаевского и их соотечественников.

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Вся духовная жизнь советского народа развивается под знаком борьбы за создание идеологических и культурных предпосылок коммунизма. В центре внимания культурно-воспитательной и идеологической работы партии находится формирование нового человека - всесторонне развитого, сознательного строителя коммунистического общества.

Повышение образовательного и культурно-технического уровня всего населения, формирование научного мировоззрения и утверждение коммунистической морали, преодоление пережитков эксплуататорского общества в области культуры и идеологии, дальнейшее развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу общества, развитие литературы и искусства и повышение их роли в идейном и художественном воспитании народа, постепенное преодоление культурного различия между городом и деревней, а также существенного различия между умственным и физическим трудом - таковы важнейшие конкретные направления развития культуры советского общества на современном этапе.

Первые годы развернутого коммунистического строительства отмечены крупными достижениями советской культуры во всех направлениях ее развития.

Народное образование

Успешно развивалось народное образование, неуклонно поднимался образовательный уровень населения.

В годы семилетки была проведена большая работа по осуществлению всеобщего восьмилетнего обучения детей. В стране было открыто более семи тысяч новых восьмилетних школ. Возросло число учащихся первых - восьмых классов. Некоторое отставание в этом деле наблюдалось в Туркмении, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Литве и Таджикистане. В отдельных местах этих республик часть детей не оканчивало восьмилетнюю школу.

Быстро росло число школ рабочей и сельской молодежи; сотни тысяч молодых людей учились без отрыва от производства.

Большое место в жизни средних школ заняла перестройка системы народного образования в соответствии с принятым в 1958 году Законом об укреплении связи школы с жизнью. Полная средняя школа была переведена с десятилетнего на одиннадцатилетний срок обучения, которое сочеталось с произ-водительным трудом. Но опыт показал, что удлинение срока обучения не было оправданным, и с 1964 года средняя школа вернулась к десятилетнему сроку. Производственное обучение в школе, как оно проводилось на практике, оказалось малоэффективным: оно не способствовало повышению уровня школьного образования. Жизнь требовала дальнейшего совершенствования системы школьного образования.

  • в Новосибирске,
  • Владивостоке,
  • Иркутске,
  • Якутске,
  • Махачкале,
  • Нальчике,
  • Уфе,
  • Саранске и в других городах.

Высшая школа стала готовить специалистов, не только хорошо подготовленных теоретически, но и знающих практику, жизнь. Этому способствует приток в вузы молодежи с производства. В 1962/63 учебном году большинство принятых в вузы имели стаж трудовой деятельности. Многие студенты стали получать стипендии от предприятий и колхозов, которые направляли их на учебу.

Широкое распространение получило заочное и вечернее образование. Миллионы юношей и девушек учились в вузах и специальных средних школах без отрыва от производства, совмещая работу на заводах, в колхозах и учреждениях с учебой.

За годы семилетки высшие и специальные средние школы подготовили для народного хозяйства большую армию специалистов. Только в 1963 году страна получила свыше 840 тыс. специалистов с высшим и специальным средним образованием.

Рост культурного уровня рабочих и крестьян

Рабочие и колхозники овладевают знаниями потому, что этого требуют жизнь, высокий уровень современной техники производства, это подсказывают им честь труженика, коммунистическая сознательность.

Партия и Советское правительство всеми мерами поощряют и стимулируют стремление масс к образованию и культуре.

Большую работу проводит советская общественность. Например, в 1959 году комсомол объявил всесоюзный поход за повышение общеобразовательного, технического и культурного уровня рабочей и сельской молодежи. Этот почин принес большой успех. Комсомол выступал инициатором многих других начинаний в области культуры. Огромное воздействие на культурный рост рабочих и служащих оказывают профсоюзы, в руках которых находится широко разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений - клубы, дворцы культуры, библиотеки и т. д. В 1959 году по инициативе ударников коммунистического труда в стране возникли первые народные университеты культуры. За шесть лет страна покрылась густой сетью этих новых очагов культуры и знания. В 1964 году работало около 10 тыс. народных университетов, в которых училось почти два миллиона человек. Около 120 тыс. представителей советской интеллигенции бескорыстно, на общественных началах работали в народных университетах, отдавая своим слушателям знания по истории и литературе, педагогике и технике, естествознанию и политической экономии, философии и праву.

В СССР больше половины работающего населения в 1964 году имели образование от неполного среднего до высшего. На основе быстрого роста образовательного и культурного уровня рабочих и крестьян происходит стирание различий между умственным и физическим трудом. Советские рабочие и колхозники живут разносторонней, богатой духовной жизнью.

За последние пять лет значительно расширилась сеть культурно-просветительных учреждений. Намного увеличилось число киноустановок, клубов, дворцов культуры, библиотек и других учреждений культуры.

Развитие художественной культуры

Новый этап коммунистического строительства выдвинул новые большие задачи в развитии художественной культуры народа. Литература и искусство призваны играть важную роль в идейно-эстетическом воспитании нового человека, человека коммунистического общества.

  1. Союз советских писателей в 1960 году объединял 4200 человек,
  2. Союз художников - до 10 тыс. человек.

В годы семилетки в литературу и искусство пришли свежие силы.

Советская художественная интеллигенция, сознавая свою высокую ответственность перед народом, много сделала, чтобы поднять идейный уровень и художественное мастерство своего творчества. Писатели и деятели искусства все решительнее стали обращаться к современной действительности, отображать в своих произведениях героические дела народа.

Советская литература и искусство обогатились многими значительными произведениями, которые с благодарностью принял народ и взял на свое духовное вооружение. Наиболее выдающиеся из них, отличающиеся высокими идейными и художественными качествами, отмечены Ленинскими премиями.

Однако наряду с лучшими создается еще немало слабых произведений, которые не удовлетворяют советских людей.

Развитие художественной культуры советского народа достигается усилиями не только профессиональных деятелей, но и самодеятельностью широких масс, на основе сочетания профессионального и самодеятельного творчества.

Духовная жизнь страны ныне переживает пору бурного роста художественной самодеятельности. Свыше 10 млн. участников самодеятельных коллективов - вот какой цифрой определялся размах художественного творчества масс к концу 1963 года. Но не только своим размахом, а и заметным ростом идейного уровня и исполнительского мастерства отличается художественная самодеятельность тружеников города и деревни.

На базе лучших самодеятельных коллективов в стране создано 350 народных театров. Действуют сотни тысяч других самодеятельных коллективов, в том числе тысячи творческих: литературных, композиторских, изобразительного искусства и т. д.

Наше искусство, как и вся советская культура, в своем развитии опирается на растущую творческую активность широких масс.

Утро космической эры


Достижения советской науки

В триумфе советской космонавтики как бы сконцентрировались могущество нашей индустрии, высшие завоевания нашей науки и техники.

Успехи в космосе органически связаны с выдающимися достижениями всей советской науки. Отличительную черту в развитии нашей науки на современном этапе составляет ее неразрывная связь с производством, с практикой. Наука все более становится непосредственной производительной силой общества. Возрастает и роль общественных наук, которые составляют теоретическую основу руководства развитием общества.

За годы семилетки значительно вырос объем научно-исследовательских работ, расширилась сеть исследовательских учреждений, численность научных работников в стране выросла до 580 тыс. Из года в год увеличивались затраты государства на нужды науки. Для координации научно-исследовательских работ в стране, рационального использования многочисленных научных кадров и материальных средств в 1961 году был создан общегосударственный орган - Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ. Ряд отраслевых научных учреждений был передан из системы Академии наук СССР в совнархозы и другие ведомства, что усилило связь науки с производством. На Академию наук СССР возложена задача осуществления общего руководства развитием естественных и общественных наук. С 1961 года Президентом АН СССР является крупнейший математик и механик дважды Герой Социалистического Труда М. В. Келдыш.


В минувшем пятилетии советские ученые обогатили науку рядом важных открытий. Выдающиеся успехи достигнуты в разных областях знаний, связанных с космонавтикой. Зародилась и быстро развивается физика космоса. Намного продвинулась вперед ядерная физика, увеличившая возможности использования атомной энергии в различных областях. Крупный вклад внесли советские ученые и в современную теоретическую физику. Наиболее выдающиеся достижения советских физиков были отмечены Ленинскими премиями. Труды ряда крупных советских ученых удостоены международной Нобелевской премии.

За годы семилетки ученые много сделали для внедрения достижений науки и техники в производство,

Новые химические методы обработки материалов, использование природного газа в доменном производстве, получение сверхтонких металлических нитей и проводов, автоматической дуговой сварки сталей и т. д.- все эти и много других достижений в техническом прогрессе связаны с именами крупных ученых.

Высокие требования жизнь предъявляет наукам, связанным с сельскохозяйственным производством. Наряду с видными учеными плодотворно работали и внесли свой вклад многие практики-селекционеры, создавшие новые сорта ячменя, озимой пшеницы, кукурузы. Но в целом сельскохозяйственные науки серьезно отставали от потребностей земледелия и животноводства. Это связано с тем. что ученые во многих случаях трудились в отрыве от сельскохозяйственной практики.

Сближение и взаимообогащение культур народов СССР

Современный этап в развитии советской культуры характеризуется громадным усилением процесса сближения национальных культур народов СССР. Развивая свою культуру, каждый народ опирается не только на свои национальные достижения и источники, но и на все богатства многонациональной советской культуры.

Вместе с тем все лучшее и передовое, что имеется у каждого народа и создается им, становится достоянием всех остальных народов, является вкладом в общую сокровищницу единой советской культуры. Ликвидация фактического культурного неравенства народов, расцвет науки и искусства у всех советских наций открыли широкий простор для взаимного обогащения народов в области культуры.

В сближении и взаимном обогащении культуры народов СССР большую роль играет повсеместное распространение русского языка, который все больше приобретает значение межнационального языка. При помощи русского языка, преодолевая языковые барьеры, эстонец разговаривает с казахом, грузин- с латышом, люди разных национальностей общаются и понимают друг друга.

Незыблемую основу культурного единства народов СССР составляет марксистско-ленинская идеология, определяющая общее социалистическое содержание для всех многообразных по форме культур народов СССР.


1. К Коммунистической партии и народам Советского Союза! К народам и правительствам всех стран! Ко всему прогрессивному человечеству!

Из Обращения Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза

Свершилось великое событие. Впервые в истории человек осуществил полет в космос.

Первый человек, проникший в космос,- советский человек, гражданин Союза Советских Социалистических Республик!

Это - беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Положено начало полетам человека в космическое пространство.

В этом подвиге, который войдет в века, воплощены гений советского народа, могучая сила социализма.

Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера. Один за другим советские корабли-спутники с живыми существами на борту совершали полеты в космос и возвращались на Землю.

Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли.

Победы в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества. Мы с радостью ставим их на службу всем народам, во имя прогресса, счастья и блага всех людей на земле. Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов.

В этот торжественный день мы вновь обращаемся к народам и правительствам всех стран с призывным словом о мире.

Пусть все - люди, независимо от рас и наций, цвета кожи, от вероисповедания и социальной принадлежности, приложат все силы, чтобы обеспечить прочный мир во всем мире. Положим конец гонке вооружений! Осуществим всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем! Это будет решающий вклад в священное дело защиты мира.

2. Из приветствия ЦК КПСС II съезду художников

Возглавляя великий всенародный поход за коммунизм, партия постоянно заботится о боевом порядке всех видов нашего идейного оружия, в том числе и такого важного средства коммунистического воспитания, как изобразительное искусство.

Центральный Комитет КПСС призывает деятелей советского изобразительного искусства к созданию произведений высокой идейности и большой художественной силы воздействия, правдиво отражающих реальный мир во всем многообразии его красок, привлекающих своей человечностью, воспитывающих уважение к человеку.

Советский художник, активно участвующий в созидательной деятельности народа, должен зорко видеть и хорошее и отрицательное в жизни, правильно понимать и верно оценивать эти явления, активно выступать за утверждение всего нового, передового, имеющего решающее значение в общественном развитии.

Тот, кто думает, что в советском искусстве могут мирно уживаться и социалистический реализм, и формалистические, абстракционистские течения, тот неизбежно сползает на чуждые позиции мирного сосуществования в области идеологии.

Наша партия открыто и непримиримо выступает и будет выступать против формализма, против абстракционистских извращений в изобразительном искусстве, против натурализма, серых, примитивных, слащавых, незрелых произведений, убогих по содержанию и немощных по форме. Советскому искусству чужды произведения, которые изображают людей нарочито уродливо, рисуют действительность в извращенном виде. Мы осуждаем и Ьудем осуждать подобные явления открыто и со всей непримиримостью,

Художники призваны содействовать неуклонному подъему массовой художественной самодеятельности, помня, что дальнейшее развитие и обогащение художественной сокровищницы советского общества достигается на основе сочетания самодеятельного и профессионального творчества. Назрела общественная необходимость решительного подъема наиболее массовых видов и отраслей художественного творчества. Художников ждет большая работа в области промышленной, бытовой эстетики, в оформлении наших городов, сел, жилищ. Подлинная красота должна повседневно входить в быт советских людей, одухотворять труд, делать еще радостнее нашу жизнь.

Читайте также: