Дополнительный протокол 1 к женевским конвенциям 1949 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Конвенции не охватывают ряд важных аспектов, к числу которых относятся ведение военных действий и защита мирных граждан от последствий боевых действий. Для того, чтобы восполнить эти пробелы в 1977 году были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Они дополняют, но не заменяют собой Женевские конвенции 1949 года.

- Дополнительный протокол касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

-Дополнительный протокол касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Каковы цели Протокола I?

Протокол I применяется к ситуациям международных вооруженных конфликтов и налагает ограничения на методы ведения военных действий.

Этот договор возник в связи с появлением новых методов ведения войны, в результате чего правила, применимые ранее к ведению военных действий, устарели. Сейчас мирным жителям обеспечена более надежная защита от последствий боевых действий.

Протокол I являет собой напоминание о том, что право сторон, участвующих в вооруженном конфликте, на выбор средств и методов ведения военных действий не является неограниченным, и что использование оружия, снарядов, веществ и методов военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания, запрещено (статья 35).

Какие новые положения содержит Протокол I?

Протокол I расширяет содержащееся в Женевских конвенциях определение понятия " международный вооруженный конфликт " , включая в него национально-освободительные войны (статья 1), и определяет то, какие цели являются законными для военного нападения.

В частности, Протокол I:

а) Запрещает неизбирательные нападения, а также нападения или репрессалии, объектами которых становятся:

гражданское население и отдельные гражданские лица (статьи 48 и 51);

гражданские объекты (статьи 48 и 52);

объекты, необходимые для вживания гражданского населения ( статья 54);

культурные ценностей и места отправления культа (статья 53);

установки и сооружения, содержащие опасные субстанции (статья 56);

природная среда (статья 55).

Большинство нападений с серьезными нарушениями гуманитарного права и классифицируются как военные преступления.

в) Вводит обязательство осуществлять розыск пропавших без вести (статья 33).

д) Обеспечивает защиту организаций гражданской обороны (статьи 61-67).

е) Определяет меры по имплементации гуманитарного права, которые должны быть приняты государствами (статьи 80-91).

Каковы цели Протокола II?

Целью Протокола II является обеспечение применения основных правил права войны к внутренним конфликтам. Тем не менее, он никоим образом не ограничивает права государств поддерживать или восстанавливать правопорядок на своей территории, как не ограничивает и имеющиеся у них для этого средства. Протокол II также не может быть использован для оправдания иностранного вмешательства в дела другого государства По этой причине соблюдение положений Протокола II не подразумевает признания какого бы то ни было определенного статуса вооруженных оппозиционных группировок.

Какие новые положения содержит Протокол II?

Протокол II подробно описывает те ситуации, к которым он применяется, и исключает конфликты малой интенсивности, такие как внутренняя напряженность и массовые беспорядки.

Ситуации, к которым применим Протокол II, - это вооруженные конфликты немеждународного характера, происходящие на территории государства между его вооруженными силами и вооруженными силами повстанцев, находящимися под организованным командованием и контролирующими часть национальной территории.

Общая для всех Женевских конвенций статья 3 содержит в себе ряд положений, учитывающих гуманитарные аспекты применительно к ситуации гражданской войны. Однако Протокол II развивает это начинание гораздо дальше.

В частности, Протокол II:

а) Укрепляет фундаментальные гарантии, предоставляемые всем лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (статья 4).

б) Устанавливает права лиц, лишенных свободы, и предоставляет юридические гарантии для тех, кто подвергается преследованиям в связи с вооруженным конфликтом (статьи 5 и 6).

в) Запрещает нападения на:

гражданское население и отдельных гражданских лиц (статья 13);

объекты, необходимые для выживания гражданского населения (статья 14);

установки и сооружения, содержащие опасные субстанции (статья 15);

культурные ценности и места отправления культа (статья 16).

г) Регулирует принудительное перемещение гражданских лиц (статья 17).

д) Обеспечивает защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение (статья 7).

е) Обеспечивает защиту медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств, вне зависимости от того, являются ли они гражданскими или военными (статьи 9-11).

ж) Ограничивает круг лиц и объектов, имеющих законное право использовать эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Почему необходимо соблюдать Дополнительные протоколы?

Дополнительные протоколы I и II 1977 года были приняты значительным числом государств, но не всеми странами. Важно добиться того, чтобы они получили всемирное признание, так как это будет значительным шагом на пути к выполнению всеми сторонами в конфликте обязательств, устанавливаемых Дополнительными протоколами.

Только когда все государства будут соблюдать все договоры, составляющие международное гуманитарное право, станет возможным обеспечить равную защиту всех жертв вооруженных конфликтов.

В статье характеризуются основы современного международного права вооруженных конфликтов на основе анализа Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. Представленные нормативно-правовые акты являются гарантией для всех лиц, которые принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, что существенно стабилизировало обстановку по защите прав и свобод человека в мире.

После Второй мировой войны и победы над фашизмом мировому сообществу необходима была новая, отвечающая современным общественным отношениям система правовых норм, направленных на регулирование вооруженных конфликтов. Эту задачу выполнили четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. События, происходящие в мире, международные и внутренние вооруженные конфликты подтверждают значимость рассматриваемых международно-правовых документов. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женевская конвенция I) закрепила и структурировала нормы, регулирующие правовое положение раненых и больных, санитарных формирований и учреждений: санитаров, обеспечивающих розыск и подбирание, транспортировку раненых и больных; санитарного транспорта, а также использование отличительной эмблемы.

Кальсховен Ф. Ограничение средств и методов ведения войны. М.: МККК, 1994. С. 58.

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция II) устанавливает правила обращения с указанными категориями лиц. Документ закрепляет термин "кораблекрушение", который применяется ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. При оказании помощи не существует различий между гражданскими лицами и военнослужащими, им обеспечивается гуманное обращение и уход. Любому военному судну разрешается передача раненых, больных и потерпевших кораблекрушение лиц, если это позволяет их состояние, стороне, которая способна обеспечить их безопасность.

Женевская конвенция II четко закрепляет различие между военными и госпитальными судами. К последним относятся суда, построенные или оборудованные с целью оказания помощи и переправки раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, использующие специальные опознавательные знаки. Такие суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату неприятелем при условии, что их названия и характеристики сообщены воюющими друг другу за 10 дней до их использования. Для обеспечения безопасности раненых и личного состава на судне может быть необходимое вооружение.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) подробно регламентирует правила обращения с военнопленными с момента попадания в плен до репатриации из плена. В ней закреплены правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи, медицинского и духовного персонала для военнопленных, правила об отправлении религиозных обрядов. Специальные статьи посвящены дисциплине в лагерях, сохранению воинских званий, привлечению военнопленных к работам и оплате этого труда, сношениям военнопленных с внешним миром.

Особая часть Конвенции посвящена взаимоотношениям военнопленных с оккупационными властями. Она содержит правила подачи жалоб по поводу режима плена, причем военнопленные (кроме лагерей для офицеров) каждые 6 месяцев избирают доверенных лиц, которые представляют их интересы. В офицерских лагерях таковым является старший по званию . Конвенция подробно регламентирует наложение уголовных и дисциплинарных взысканий. Статья 82 закрепляет: "Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы". Другие нормы устанавливают недопустимость коллективных наказаний за индивидуальные проступки, телесных наказаний, лишения дневного света. Более того, нормы Женевской конвенции III ориентируют воюющих в каждом конкретном случае рассматривать возможность замены судебного преследования и наложения уголовного наказания мерами дисциплинарного взыскания.

См.: Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997. С. 20.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция IV) подтверждает необходимость защиты медицинского и духовного персонала, раненых, больных, женщин и детей, а также любых гражданских лиц. Женевская конвенция IV устанавливает, что гражданскими лицами являются все лица, которые не входят в состав вооруженных сил. Нормы Конвенции закрепляют строжайшие запреты на использование гражданского населения в качестве прикрытия от нападения неприятеля. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц, меры запугивания и террора населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения. Специально подчеркивается недопустимость оказания физического и морального воздействия на гражданских лиц с целью получения от них или от третьих лиц различных сведений. Значительное место Конвенция отводит вопросам интернирования. Подробно урегулированы нормы, связанные с местами интернирования, питанием, одеждой, гигиеной, отправлением религиозных обрядов, интеллектуальной и физической деятельностью, перемещением интернированных, наказанием и т.д. В частности, закрепляется, что интернированные, пойманные после побега или при попытке к побегу, подлежат за этот проступок только дисциплинарному взысканию, даже в случае рецидива. Кроме того, побег или попытка побега не рассматривается как отягчающее вину обстоятельство. Конвенция ориентирует государства на создание справочных бюро с целью сбора сведений о лицах, находящихся в заключении более двух недель, принудительно поселенных в определенном месте или интернированных, а также сведений о перемещении, освобождении, репатриации, побеге, госпитализации, рождении и смерти.

Женевская конвенция IV определяет правила режима оккупированной территории. Конвенция исходит из того, что оккупация не означает аннексии . Иными словами, оккупация не дает оккупирующему государству права на суверенитет над этой территорией. Запрещаются угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих вооруженных силах. Специально отмечается, что население может быть использовано на принудительных работах, не связанных с военными операциями, только в пределах оккупированной территории. При подписании четырех Женевских конвенций 1949 г. Правительство СССР сделало определенные оговорки. Смысл этих оговорок заключается в том, что СССР (а с 1991 г. Российская Федерация) не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся лица, пользующиеся защитой, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции державы-покровительницы, если на это не имеется согласия государства, гражданами которого являются эти лица .

Пустогаров В.В. Указ. соч. С. 23.
Международное право в документах. Том 3 / Составители Л.А. Моджорян, В.К. Собакин. М.: ИМО, 1957. С. 111, 112, 185, 205, 206, 261.

В 1977 г. в результате большой нормотворческой работы были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Форма дополнительного протокола для этих документов была избрана не случайно. Они имеют силу только для тех государств, которые их подписали и ратифицировали. Дополнительные протоколы необязательны для стран, их не подписавших. Последние остаются связанными только положениями Женевских конвенций. Эти протоколы следует рассматривать как уточнение и дополнение Женевских конвенций, в них решаются новые вопросы, а также те вопросы, которые были недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях. С помощью протоколов устранен искусственный, не соответствующий современным условиям разрыв между нормами, гарантирующими защиту жертв войны, и нормами, которые касаются средств ведения войны . Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Подобно Женевским конвенциям, Протокол I обязывает воюющих соблюдать его и обеспечивать его соблюдение. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного характера. Эти ситуации включают также национально-освободительные войны. Рассматриваемым документом нормативно закреплены определения, имеющие важное значение для права вооруженных конфликтов, среди них: "раненые" и "больные", "лица, потерпевшие кораблекрушение", "медицинский персонал", "медицинские формирования", "санитарная перевозка", "санитарно-транспортные средства", "санитарные суда", а также определены функции державы-покровительницы. Протокол I, подтверждая принципы ранее принятых документов, устанавливает, что право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным. Исходя из этого, воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства.

См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. С. 67.

Под вероломством в протоколе понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника, заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Примерами вероломства могут являться обманные действия, направленные на ведение переговоров под видом перемирия или капитуляции с целью подготовки и проведения широкомасштабной войсковой операции, нанесения противнику существенного урона в живой силе и материальных средствах. Примером вероломства можно считать также использование знаков, эмблем, форменной одежды ООН, нейтральных или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте, с целью нанесения внезапного поражения противнику, который не готов к боевым действиям. По смыслу ст. 37 Протокола I приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен при дальнейшей разработке и детализации норм права вооруженных конфликтов на межгосударственном и национальном уровнях. Так, например, в качестве квалифицирующего признака вероломства целесообразно закрепить также противоправность использования в массовом порядке или отдельными войсковыми подразделениями военной формы противника при непосредственном ведении военных действий, а также в тылу. От вероломства следует отличать военные хитрости, которые применяются с целью введения противника в заблуждение и не нарушают норм международного права, поскольку не обманывают доверие другой воюющей стороны в отношении предоставляемой защиты. По нашему мнению, к военным хитростям следует отнести использование маскировки, дезинформацию, проведение военно-оперативных игр, тактических маневров и т.д.

Отличительной чертой является также более четкое определение характеризующих особенностей шпиона и наемника. Устанавливается, что они не имеют права на статус комбатанта или военнопленного. Значительное место в прогрессивном развитии права вооруженных конфликтов занимают нормы, устанавливающие меры по защите женщин и детей, а также требующие от разработчиков новых видов оружия и способов военных действий определить, не подпадает ли их применение под запрещения, содержащиеся в Протоколе I и других нормах международного права. Вместе с тем сфера действия Протокола I не распространялась на ситуации, связанные с внутренними вооруженными конфликтами. Поэтому другим документом в 1977 г. был принят Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II). Этот документ состоит из 28 статей и применяется в вооруженном конфликте, происходящем на территории какого-либо государства между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными подразделениями. В отношении них запрещаются любые противоправные действия, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, применение коллективных наказаний, рабство и работорговля, грабеж и т.п. Протокол II по сфере действия, разработанности и объему значительно отличается от Протокола I. Вместе с тем он устранил существовавший пробел в регулировании общественных отношений, связанных с военными действиями внутри территории какого-либо суверенного государства.

Принципиальное значение имеет тот факт, что участниками Женевских конвенций 1949 г. стали практически все члены мирового сообщества. В настоящее время их ратифицировали свыше 190 государств. Протокол I ратифицирован около 150, а Протокол II - 140 государствами.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны

Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года

Раздел I. Общие положения

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

Под защитой настоящей Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.

Граждане какого-либо государства, не связанного настоящей Конвенцией, не состоят под ее защитой. Граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, и граждане какого-либо совоюющего государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся.

Однако положения раздела II имеют более широкое поле применения, определенное в статье 13.

Статья 5

Если находящаяся в конфликте сторона имеет серьезные основания полагать, что на ее территории какое-либо отдельное лицо, находящееся под покровительством Конвенции, подозревается на законном основании в деятельности, враждебной для безопасности этого государства, или когда эта деятельность действительно установлена, такое лицо не будет иметь права претендовать на такие права и преимущества, предоставляемые настоящей Конвенцией, которые наносили бы ущерб безопасности этого государства, если бы они предоставлялись данному лицу.

Если на оккупированной территории отдельное лицо, находящееся под покровительством Конвенции, задержано в качестве шпиона или диверсанта или в качестве подозреваемого на законном основании в деятельности, угрожающей безопасности оккупирующей державы, в тех случаях, когда этого требуют настоятельные соображения военной безопасности, данное лицо может быть лишено прав на связь, предоставляемых данной Конвенцией.

В каждом из этих случаев лица, предусмотренные в предыдущих абзацах, будут, однако, пользоваться гуманным обращением и в случае судебного преследования не будут лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей Конвенцией. Им будут также полностью предоставлены в возможно кратчайший срок, совместимый с безопасностью государства или, в соответствующем случае, оккупирующей державы, права и преимущества, предоставляемые покровительствуемому лицу в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 6

Настоящая Конвенция будет применяться с начала всякого конфликта или оккупации, упомянутых в статье 2.

На территории сторон, находящихся в конфликте, применение конвенции прекращается после общего окончания военных действий.

На оккупированной территории применение настоящей Конвенции прекращается через год после общего окончания военных действий, однако оккупирующая держава в той степени, в которой она осуществляет функции правительства на этой территории, будет связана на период оккупации положениями следующих статей настоящей Конвенции: 1–12, 27, 29, 30–34, 47, 49, 51, 52, 53, 59, 61–77 и 143.

Покровительствуемые лица, освобождение, репатриация или устройство которых будут иметь место после этих сроков, будут тем временем оставаться под защитой настоящей Конвенции.

Статья 7

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 11, 14, 15, 17, 36, 108, 109, 132, 133 и 149, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению покровительствуемых лиц, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет.

Покровительствуемые лица продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения противоположных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев применения к ним той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных мероприятий.

Статья 8

Покровительствуемые лица ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 9

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем держав-покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого державы-покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие державы, при которой они будут выполнять свою миссию.

Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов держав-покровительниц.

Представители или делегаты держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 10

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты гражданских лиц и для оказания им помощи с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 11

Договаривающиеся Cтороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на державы-покровительницы.

Если на покровительствуемых лиц не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь державы-покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, должна обратиться с просьбой к нейтральному государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые, в соответствии с настоящей Конвенцией, державой-покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.

Если не удастся осуществить покровительство указанным образом, держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой как, например, Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией державами-покровительницами.

Любая нейтральная держава или любая организация, приглашенная заинтересованной державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.

Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между державами, когда одна из этих держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной державы оккупирована.

Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается держава-покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Положения настоящей статьи будут распространяться и применяться к гражданам нейтрального государства, находящимся на оккупированной территории или на территории воюющего государства, при котором государство, гражданами которого они являются, не имеет нормального дипломатического представительства.

Статья 12

Державы-покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности, в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия.

С этой целью каждая из держав-покровительниц сможет, по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе, предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей и, в частности, властей, на которых возложена забота об участи покровительствуемых лиц, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.

Источник: Права человека: Cборник международных договоров, том I (часть вторая) : Универсальные договоры/ Женева, 1994 г.

Женевская конвенция представляет собой фундаментальные международно-правовые договоры, касающиеся гуманитарного права и определяющие нормы защиты людей во время вооруженных столкновений – солдат, военнопленных, раненых и гражданских лиц.

Первый договор

Постановления, касающиеся миролюбивого отношения к раненым солдатам, стали встречаться уже с XVI века. Правда, это были краткосрочные договоры, и заключались они между конкретными государствами.

Первая Женевская конвенция касалась всех без исключения стран, которые были втянуты в военные конфликты. Этот документ приняли 22 августа 1864 года. Надо сказать, что важную роль в его подготовке сыграл Анри Дюнан, который стал свидетелем нечеловеческих страданий раненых и умирающих солдат австрийской и французской армий после сражения, состоявшегося в 1859 году при Сольферино (Италия). Именно он инициировал создание целого списка правил, касающихся отношения к больным и раненым, а также учреждение обществ, которые бы заботились об оказании медицинской поддержки во время военных действий.

Женевская конвенция

В 1863 году при содействии все того же Анри Дюнана состоялась международная конференция, определившая основы деятельности новой организации под названием Красный крест. Через год по приглашению правительства Швейцарии в Женеве состоялась встреча представителей ведущих европейских стран, продолжавшаяся с 8 по 22 августа. На ней обсуждалась возможность принятия договора о военнослужащих, получивших ранения в ходе военных конфликтов. Итогом этой встречи и стала 1 Женевская конвенция.

В ее основу легла идея оказания покровительства и помощи всем раненым независимо от того, воюют они на стороне союзников или неприятелей. При этом все нуждающиеся в поддержке, а также медицинский персонал должны считаться нейтральными лицами, на чьей бы стороне они ни находились. Это значит, что этих людей нельзя брать в плен или считать таковыми. Кроме того, неприкосновенными должны стать госпитали и их материальная часть, а также лица из числа местных жителей, которые будут помогать раненым.

1 Женевская конвенция

Первая конвенция к 1867 г. была ратифицирована в 12 странах. США сделали это только в 1882 г. Спустя некоторое время к ней стали присоединяться и другие государства, после чего она стала приобретать всеобщее признание.

Документы, подписанные в 1949 году

Необходимость принятия обновленных международно-правовых норм стала очевидной после Второй мировой войны, в ходе которой жертвами стало огромное количество гражданского населения. Именно по этому поводу Швейцарский Федеральный Совет в 1948 году принял решение пригласить представителей 70 стран на международную конференцию. Ее целью было изменение существовавших до этого правил, исходя из опыта прошедшей войны. Приглашение приняли 59 государств и целый ряд международных организаций, в числе которых была и ООН. В качестве наблюдателя здесь присутствовали представители Международного комитета Красного креста.

Женевская конвенция 1949 года

Конференция состоялась на следующий год. Она началась 21 апреля и завершилась 12 августа. В результате заседаний были выработаны четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите людей, пострадавших в ходе войны:

  • о больных и раненых солдатах в сухопутных армиях;
  • о гуманном обращении с военнопленными;
  • о больных и раненых лицах, потерпевших кораблекрушение, входящих в состав морских вооруженных сил;
  • о защите мирного населения во время военных действий.

Основные принципы

Женевская конвенция 1949 года закрепила основные положения международного права, которые заключаются в том, что войны должны вестись только против армии врага. Насилие же в отношении мирного населения, военнопленных, раненых и больных категорически запрещается. Как видим, данные соглашения требуют от враждующих сторон проводить четкую грань между непосредственными вооруженными участниками и гражданскими лицами.

женевская конвенция 1949

Также Женевская конвенция 1949 г. настаивает на том, что нападения во время вооруженных конфликтов могут направляться исключительно на объекты военного назначения. Кроме того, запрещено применять какое бы то ни было оружие, а также вести боевые действия, которые могут вызвать необоснованные потери и значительное разрушение имущества.

Права

Согласно принятым документам, интернированным и военнопленным гарантирована сохранность здоровья и жизни, а также защита от различных насильственных действий. При этом противоборствующая сторона должна уважать их достоинство, религиозные и политические убеждения, предоставлять основные судебные права, возможность переписываться с семьями и т.д. Запрещено принуждать пленных к службе в армии противника и брать заложников.

Женевская конвенция 1949 года закрепила право больных и раненых на медицинскую помощь независимо от того, на чьей стороне они воевали. Кроме того, должна быть гарантирована охрана как медицинского персонала, так и медучреждений, а также их оборудования и транспорта. Защитным знаком для них должна служить эмблема красного креста или полумесяца, изображенных на белом фоне. Объекты и люди, носящие такие знаки, не должны подвергаться нападениям.

Женевская конвенция 1977

Применение

Данные международные соглашения должны действовать в случае возникновения любых вооруженных столкновений даже тогда, когда одна из противоборствующих сторон не признает своего участия в войне, а также оккупации территорий. Страны, где действует Женевская конвенция, обязаны выявлять и наказывать тех лиц, которые приказывали осуществлять или сами совершали действия, нарушающие пункты этих документов. Таких людей должны судить те государства, на территории которых были совершены преступления. Также трибунал может состояться и в любой другой стране-участнице, ратифицировавшей эти конвенции, если она располагает неопровержимыми доказательствами их вины.

Документы, подписанные в Женеве в 1949 году, вступили в силу через год, 21 октября. Швейцария была первой страной, которая ратифицировала данные соглашения. СССР подписал конвенции только через два года после их вступления в силу.

женевские конвенции 1949 г

Документы, принятые в 1977 году

Вооруженные конфликты, которые стали возникать после Второй мировой войны, показали необходимость в некотором расширении принятых до этого правовых норм, относящихся к правилам ведения боевых действий. Женевская конвенция 1977 года вынуждена была принять два Дополнительных протокола. Они распространяли положения уже принятых документов и на лиц, участвующих во внутренних конфликтах.

В конце 2005 года приняли еще один Дополнительный протокол, который позволяет национальным обществам, занимающимся помощью раненым, вместо символа Красного креста или полумесяца, использовать иной знак – кристалл красного цвета, также изображенный на белом фоне.

Ратификация

Сегодня к конвенциям, принятым в Женеве в 1949 году, присоединились уже 194 страны. Первый Дополнительный протокол ратифицировали 170, второй – 165, а третий – 53 государства. Международный комитет Красного креста является контролирующим органом за соблюдением и исполнением данных соглашений.

Читайте также: