Домовой в зоопарке вера чаплина главная мысль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Когда служитель Правиков пришёл утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протёр глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили всё в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики. В это время пришёл дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решётку и так бил лапами, что она тряслась.

Правиков Раджи не боялся. Он знал, что широкая лапа тигра не пройдёт через прутья и что гораздо больше нужно опасаться узкой лапы леопарда Васьки. Васька любил поохотиться даже в клетке. Идёт, бывало, Правиков, а он притаится в углу и караулит служителя. Ну совсем как кошка за мышкой! А чуть только служитель зазевается — схватит. Лапа у него сильная, когти острые, ни за что не вырвешься.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решётку? Подошёл Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решётке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошёл в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решётке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевшая в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на неё.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поенки воды, служители ушли.

На следующее утро дядя Павел и Правиков пришли вместе. Вместе открыли помещение и… остолбенели. Что за штука! Можно было подумать, что они вчера не убирали. Везде валялись черепки разбитых горшков, поломанные цветы, а у любимицы Правикова — Маруськи текла из лапы кровь. Это уж было чересчур!

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался ещё у пантеры.

Вечером, когда Правиков с дядей Павлом сдали ключи и ушли домой, к сторожу подошли несколько дежурных ребят из КЮБЗа. Они попросили у него ключи от львятника и показали записку от директора. В записке было сказано, чтобы ребятам выдать ключи. Сторож удивился, но ключи всё-таки дал. Ребята давно убежали, а он ещё долго смотрел им вслед.

Позднее, когда закрылся Зоопарк, к львятнику подошли знакомые нам ребята. Быстро открыли дверь помещения и спрятались под длинными рядами клеток. Некоторое время там слышалась возня, потом всё затихло. Встревоженные звери успокоились, и только скучавший по воле Раджи, хрипло мяукая, долго ещё ходил по клетке. Наконец лёг и он. Стало совсем тихо, и было слышно, как тикают часы. Было одиннадцать часов.

Вдруг в самом дальнем углу львятника что-то завозилось. Ребята вздрогнули, но тут же успокоились — в своей клетке проснулся барсук. Он подошёл к решетке, потянул носом воздух и осторожно полез наверх. Встревоженный леопард насторожился. А барсук, держась лапами за перекладины, просунул сквозь прутья голову и, ловко извернувшись, очутился на свободе.

Леопард Васька подбежал к решётке и замер, ожидая барсука. Ничего не подозревая, барсук слез вниз и медленно пошёл вдоль клеток по длинному, Узкому карнизу. Когда он поравнялся с клеткой леопарда, подстерегавший его хищник прыгнул. Далеко за решётку просунул он лапу, чтобы схватить барсука, но тут же её с рёвом отдернул. Из лапы текла кровь, а барсук спокойно продолжал свой путь. Дойдя до конца, он спустился по скамейке на пол и, цокая длинными когтями, побежал к стоявшим в помещении цветам.

Ребятам очень хотелось поймать беглеца, но, вспомнив, что пришли не за этим, они остались на месте.

Барсук опасности не замечал. Он спокойно залез на подставки и стал сбрасывать оттуда цветы. Ломались хрупкие хризантемы, астры… Их красивые белые шапки откатывались в стороны, а падающие горшки наполнили помещение шумом. Проснулись звери. Они метались по клеткам, рычали. Горевшие злобой глаза жадно следили за погромщиком, а барсук продолжал своё дело. От одной подставки перешёл к другой, третьей, пока все цветы львятника не очутились на полу. Тогда он стал разбрасывать землю. Выгребал её из разбитых горшков, что-то усердно искал и, находя, с аппетитом чавкал.

Покончив с этим, барсук перевернул все урны, подставки, слазил даже в печку и выбросил оттуда всю золу. Потом стал играть. До чего же смешны были его движения! Сидевшие в засаде ребята едва сдерживали смех. Мягко, словно тело его было без костей, барсук кувыркался через голову, подняв дыбом шерсть, отчего становился вдруг похожим на шар; он подпрыгивал, как заводная игрушка, или валялся на спине, держа в передних лапах осколок черепка, камешек.

Время шло. Сквозь окна львятника уже пробивалась узкая полоска света наступавшего дня. Но никто из ребят не уснул. С барсуком не уснёшь!

Зазвенел в дверях ключ. Уловив этот звук, барсук насторожился. Потом, вдруг засопев, торопливо побежал к табуретке, влез на карниз и знакомой дорогой, через раздвинутые под потолком прутья, проник к себе в клетку. Клетка заменяла ему нору, и барсук искал в ней спасения. Едва он скрылся, как в помещение вошли дядя Павел и Правиков. Увидев беспорядок и выползавших из-под клеток ребят, они только развели руками. Тут, перебивая друг друга, рассказали им ребята о ночных похождениях барсука.

— А домового мы так и не видели, — сказал в заключение один из мальчиков.

Правиков засмеялся. Он подошел к клетке с барсуком, внимательно осмотрел изогнутые прутья и аккуратно переплёл их проволокой. С этого дня в помещении был полный порядок, а дядя Павел перестал верить в домовых.

Когда служитель Правиков пришёл утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протёр глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили всё в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики. В это время пришёл дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решётку и так бил лапами, что она тряслась.

Правиков Раджи не боялся. Он знал, что широкая лапа тигра не пройдёт через прутья и что гораздо больше нужно опасаться узкой лапы леопарда Васьки. Васька любил поохотиться даже в клетке. Идёт, бывало, Правиков, а он притаится в углу и караулит служителя. Ну совсем как кошка за мышкой! А чуть только служитель зазевается — схватит. Лапа у него сильная, когти острые, ни за что не вырвешься.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решётку? Подошёл Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решётке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошёл в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решётке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевшая в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на неё.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поенки воды, служители ушли.

На следующее утро дядя Павел и Правиков пришли вместе. Вместе открыли помещение и… остолбенели. Что за штука! Можно было подумать, что они вчера не убирали. Везде валялись черепки разбитых горшков, поломанные цветы, а у любимицы Правикова — Маруськи текла из лапы кровь. Это уж было чересчур!

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался ещё у пантеры.

Вечером, когда Правиков с дядей Павлом сдали ключи и ушли домой, к сторожу подошли несколько дежурных ребят из КЮБЗа. Они попросили у него ключи от львятника и показали записку от директора. В записке было сказано, чтобы ребятам выдать ключи. Сторож удивился, но ключи всё-таки дал. Ребята давно убежали, а он ещё долго смотрел им вслед.

Позднее, когда закрылся Зоопарк, к львятнику подошли знакомые нам ребята. Быстро открыли дверь помещения и спрятались под длинными рядами клеток. Некоторое время там слышалась возня, потом всё затихло. Встревоженные звери успокоились, и только скучавший по воле Раджи, хрипло мяукая, долго ещё ходил по клетке. Наконец лёг и он. Стало совсем тихо, и было слышно, как тикают часы. Было одиннадцать часов.

Вдруг в самом дальнем углу львятника что-то завозилось. Ребята вздрогнули, но тут же успокоились — в своей клетке проснулся барсук. Он подошёл к решетке, потянул носом воздух и осторожно полез наверх. Встревоженный леопард насторожился. А барсук, держась лапами за перекладины, просунул сквозь прутья голову и, ловко извернувшись, очутился на свободе.

Леопард Васька подбежал к решётке и замер, ожидая барсука. Ничего не подозревая, барсук слез вниз и медленно пошёл вдоль клеток по длинному, Узкому карнизу. Когда он поравнялся с клеткой леопарда, подстерегавший его хищник прыгнул. Далеко за решётку просунул он лапу, чтобы схватить барсука, но тут же её с рёвом отдернул. Из лапы текла кровь, а барсук спокойно продолжал свой путь. Дойдя до конца, он спустился по скамейке на пол и, цокая длинными когтями, побежал к стоявшим в помещении цветам.

Ребятам очень хотелось поймать беглеца, но, вспомнив, что пришли не за этим, они остались на месте.

Барсук опасности не замечал. Он спокойно залез на подставки и стал сбрасывать оттуда цветы. Ломались хрупкие хризантемы, астры… Их красивые белые шапки откатывались в стороны, а падающие горшки наполнили помещение шумом. Проснулись звери. Они метались по клеткам, рычали. Горевшие злобой глаза жадно следили за погромщиком, а барсук продолжал своё дело. От одной подставки перешёл к другой, третьей, пока все цветы львятника не очутились на полу. Тогда он стал разбрасывать землю. Выгребал её из разбитых горшков, что-то усердно искал и, находя, с аппетитом чавкал.

Покончив с этим, барсук перевернул все урны, подставки, слазил даже в печку и выбросил оттуда всю золу. Потом стал играть. До чего же смешны были его движения! Сидевшие в засаде ребята едва сдерживали смех. Мягко, словно тело его было без костей, барсук кувыркался через голову, подняв дыбом шерсть, отчего становился вдруг похожим на шар; он подпрыгивал, как заводная игрушка, или валялся на спине, держа в передних лапах осколок черепка, камешек.

Время шло. Сквозь окна львятника уже пробивалась узкая полоска света наступавшего дня. Но никто из ребят не уснул. С барсуком не уснёшь!

Зазвенел в дверях ключ. Уловив этот звук, барсук насторожился. Потом, вдруг засопев, торопливо побежал к табуретке, влез на карниз и знакомой дорогой, через раздвинутые под потолком прутья, проник к себе в клетку. Клетка заменяла ему нору, и барсук искал в ней спасения. Едва он скрылся, как в помещение вошли дядя Павел и Правиков. Увидев беспорядок и выползавших из-под клеток ребят, они только развели руками. Тут, перебивая друг друга, рассказали им ребята о ночных похождениях барсука.

— А домового мы так и не видели, — сказал в заключение один из мальчиков.

Правиков засмеялся. Он подошел к клетке с барсуком, внимательно осмотрел изогнутые прутья и аккуратно переплёл их проволокой. С этого дня в помещении был полный порядок, а дядя Павел перестал верить в домовых.


Наверно нужно пояснить, что Вера Чаплина проработала в зоопарке г. Москвы и собственно свои наблюдения о находившихся там животных отразила в своих произведениях, которые составили целый цикл рассказов о разных животных.

Сцены, которые описывает автор, повествуют о повадках животных, об правильном с ними отношении и воспитании.

Этот рассказ учит тому, что животных нужно любить. Только лаской и добротой можно добиться хороших результатов в воспитании животных, в том числе и диких. Животные идут на контакт с человеком, только тогда, когда не видят угрозы и чувствуют душевное к им отношение.


Под понятием гуманитарного, подразумевается образование, которое способствует человеку формировать свое мировоззрение и имеет большую значение в развитии человека в его умственном воспитании, а также в идейно-политическом и нравственном .

К гуманитарным дисциплинам относится философия, история, экономика, право, искусствоведение, иностранный язык, литература и др.

Гуманитарное образование различается на общее, которое дается в школах и более высокое - профессиональное, где подразумевается более углубленное изучение этих же дисциплин, которые изучаются в средней школе, а также несколько других, узконаправленных.

В профессиональном гуманитарном образовании, обучающиеся получают уже профессию в той или иной гуманитарной области, как то журналистика, искусствоведение, театральное, философическое, музыкальное и мн.др.


Что же, на однозначный вопрос можно дать и однозначный ответ: "СтОит быть, а не казаться". Даже аттестат о среднем образовании в советское время назывался аттестатом зрелости. Следовательно, не имевший оного считался незрелым. Быть незрелым мало кто хотел. Образование дает образ - представление о человеке, овладевшем синергией научных дисциплин. Если человек прослушал курс наук - он всего лишь слушатель. Образованный человек обязательно должен зарекомендовать себя в течение ряда лет получения образования множеством результатов своего труда: контрольными, лабораторными, практическими, курсовыми, дипломными работами. Если все это было, то образование получено. Получено и другое мироощущение. Если же, как часто бывает сейчас, купить "корочки", то получаешься фокусником-иллюзиони­ стом. Фокусник, в отличие от профессионального волшебника, всегда будет банальным обманщиком.

Лень двигает технический прогресс. Одним из ярких подтверждений этому является изобретение гаджетов для лодырей, которые посещали школу, но не учились в ней.

Самый популярный гаджет - это беспроводные наушники.

Есть "умные" авторучки, часы и даже очки с видеокамерой. Даже придумана шпионская плата с видеокаиерой, встроенная в пуговицу.

Но беда в том, что все эти технические приспособления требуют привязки к мобильному телефону, кроме часов.

Организаторы ЕГЭ всячески противодействуют списываниям: выпускники проходят через металлоискатель, сдают телефоны до конца экзамена и находятся под наблюдением видеокамер.

Тем, кто всё-таки решится обойти запреты, стоит помнить, что в лучшем случае вам грозит удаление с экзамена без права пересдачи в этом году.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 100-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.

Родилась она в Москве в интеллигентной семье. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни /на доске/. У вас на парте лежит книга В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка”. Мы ее почти всю прочитали. Откройте, еще раз посмотрите на ее портрет. (Рисунок 1)


О ком она писала?

Дети. О животных зоопарка и о людях, которые за ними ухаживают.

Учитель. На четырех из пяти портретов она сфотографирована с животными, так они дороги ей были, Это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска.

Какие рассказы Чаплиной вы читали?

Дети. “Мусик”, “Медвежонок”, “Живой подарок”, “Уголек”, “Шанго”, “Росомаха”, “Необычная клетка”, “Варежка”, “Кинули”, “Тайна маленького геккона”, и другие.

Учитель. Почему Вере Васильевне удалось написать так много интересных рассказов о животных?

Ученик 1. С шестнадцати лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.

Ей нравилось, когда ее дома встречали открытые рты галчат, сорок, когла серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ей на колени.

Ученик 2. Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает.

Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.

Ученик 3. Сколько интересного материала для изучения дал эксперимент зоологам! Скольк радости и веселых минут доставила эта площадка посетителям зоопарка! А Вера Васильевна была заведующей в этом необычном детском саду для звериных малышей, организовывала правильное питание и воспитание, не давала сильным обижать слабых.

Учитель. Посмотрите на доску. Примерно так выглядела эта площадка. (Рисунок 2)


Кого вы узнали на этой площадке?

Дети. Копушу из рассказа “Медвежонок”, белого медвежонка из рассказа “Варежка”, лисенка из рассказа “Живой подарок” .

3. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной.

Учитель. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка, так появились ее книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.

Кто хочет рассказать о понравившемся вам рассказе, кратко пересказать, можно зачитать понравившийся вам эпизод, объяснить, почему этот рассказ вам понравился.

Ученик 1. Рассказ “Уголек” - краткий пересказ.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 1. В этом рассказе говорится о дружбе разных животных. Кошка стала приемной мамой лисенку.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?

Дети. “Сиротка”, “Пальма”.

Учитель. Помнят ли малыши своих приемных родителей?

Дети. Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени.

Ученик 2. Рассказ “Медвежонок” - краткий пересказ.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 2. Копуша веселая, сообразительная и забавная.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о медвежатах?

Дети. “Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”, “Марьям и Джек”.

4. Физкультминутка.

Под музыку В.Шаинского, слова Г.Остера “Ужасно интересно”

/потягивание, наклоны туловища, приседания/

5. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной / продолжение /.

Ученик 3. Рассказ “Мусик” - краткий пересказ.

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Ученик 3. Главное - надо иметь большое терпение, обращаться с животными спокойно, иначе от уроков не будет никакой пользы. Животные помнят добро и стараются платить добром.

Ученик 4. Рассказ “Росомаха” - краткий пересказ.

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Ученик 4. Мы восхищаемся материнской преданностью. Росомаха готова пожертвовать собой, защищая малышей. Служителям надо внимательно следить и укреплять сетки.

Ученик 5. “Варежка” - зачитывание понравившегося эпизода.

Учитель. Что узнали нового из этого рассказа?

Дети. Белые медведи сильные, хорошо умеют плавать. Главная мысль – на площадке молодняка уживаются хищные и травоядные звери, они могут жить мирно, они маленькие и добродушные.

Ученик 6. Рассказ “Шанго” - зачитывание понравившегося эпизода.

Учитель. Что интересного узнали из этого рассказа?

Ученик 6. Слон Шанго – самый большой слон зоопарка, он - хороший отец, правильно воспитывает своего маленького шалуна-слоненка. А с людьми он играет по-своему: может съесть шляпу, он хитрец и трюкач.

Учитель. В 5-сятые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.

6. Коллективное чтение.

Учитель. Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом В.В.Чаплиной “Случай с оленем”.

Откройте книги на стр. 142. Мы прочитаем о невидимой, тайной неизвестной посетителям зоопарка жизни, о трудностях, с которыми встречаются служители при уходе за животными.

Щеколда – дверной запор, металлическая пластинка с рычажком.

Загон /вольер/ - площадка для содержания животных, огороженная металлической сеткой.

Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.

Чтение по цепочке.

Учитель. Почему олень оказался на свободе?

Дети. Служитель был малоопытным.

Учитель. Благодаря каким качествам служителя все закончилось хорошо?

Дети. Ловкость, сообразительность, терпение, доброта, ответственность.

7. Разгадывание кроссворда.

Кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной.

(Кроссворд составила ученица нашего класса – Авсеенко Надя)

  1. Красный волк.
  2. Кличка медвежонка.
  3. Самый большой житель зоопарка.
  4. Как звали обезьяну.
  5. Рыжий красавец.
  6. Кого привезли в посылке.
  7. Подруга Шанго.
  8. Царь зверей.
  9. Кличка личенка.
  10. Как прозвали барсука.
  11. Маленькая обезьянка.
  12. Кто защищал своих детенышей от волков.
  1. Вайгач.
  2. Копуша.
  3. Шанго.
  4. Белла.
  5. Лисок.
  6. Крокодил.
  7. Молли.
  8. Лев.
  9. Уголек.
  10. Домовой.
  11. Мусик.
  12. Росомаха.


8. Подведение итога.

Учитель. Какой вам представляется В.В.Чаплина по ее книгам? Какой она человек?

Дети. Она человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, бескорыстный.

Учитель. По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше.

Встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, - это большая радость.

В конце урока дети получают в подарок еще один большой кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной, составленный учителем.

Читайте также: