Доминик гусман история 6 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

ДОМИНИК (Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга) - католический святой (память 8 августа), основатель католического монашеского ордена братьев-проповедников (латинский Ordo Fratrum Praedicatorum, OP), называемого по его имени орденом доминиканцев.

Родился в знатной дворянской семье, хотя родители, Феликс Гусман и Иоанна из Асы, несмотря на утверждения некоторых биографов Доминика, скорее всего не были связаны с правящим кастильским домом. Сведения об отце Доминика немногочисленны. Мать Доминика позднее стала почитаться как блаженная (беатифицирована 1 октября 1828 года папой Львом XII). Старший брат Доминика, священник Антонио, раздав свое имущество нищим, вступил в приют, в котором пребывал до смерти; 2-й брат, Манес, стал членом основанного младшим братом ордена, впоследствии также почитался как блаженный (беатифицирован 2 июня 1834 года папой Григорием XVI). По преданию, мать Доминика, будучи беременной, во сне увидела будущего ребенка в виде собаки с факелом в зубах; для успокоения она отправилась к могиле католического святого Доминика Силосcкого. В благодарность за дарованное успокоение сын получил имя Доминик, а образ собаки с факелом впоследствии стал символом ордена доминиканцев.

В 1196 или 1197 году Доминик по просьбе епископа Осмы Мартина де Басана стал членом (а с 1201 года заместителем настоятеля) капитула регулярных каноников в Осме, там же начал проповедническую деятельность. Около 1196 года Доминик был рукоположен во пресвитера. После смерти Мартина де Басана (1201 год) епископом стал приор капитула Диего де Асеведо, которого в 1203-1205 годах Доминик сопровождал в поездках в Северную Германию (на епископа было возложено проведение переговоров о женитьбе сына кастильского короля Альфонса VIII Фернандо). Во время поездок они стали свидетелями широкого распространения ереси альбигойцев в Лангедоке. После завершения дипломатической миссии Диего де Асеведо вместе с Домиником направился в Рим, где епископ обратился к папе Иннокентия III с просьбой об организации христианской миссии для проповеди католической веры среди язычников, в частности среди куманов (половцев), племени на границах Венгрии. Папа, отказав Диего, направил его вместе с Домиником в Лангедок в помощь цистерцианцам, проповедовавшим католическое учение среди сторонников альбигойской ереси (миссионерская деятельность в этом регионе тогда полностью находилась в руках цистерцианского ордена, которому тем не менее не удавалось добиться серьезных успехов). Встретившись в Монпелье с папскими легатами, епископ и Доминик вместе с ними, а также еще несколькими священниками отправились с проповедями в Нарбон, Тулузу и их окрестности, считая, что примером добровольно принятой нищеты и христианской проповедью смогут обратить еретиков в католическую веру.

В конце 1206 - начале 1207 года с согласия и при поддержке со стороны нового Тулузского епископа Фулька Доминик основал женский монастырь Пресвятой Богородицы в Пруй, близ Фанжо: благочестивые женщины под руководством Доминика занимались воспитанием детей, стремясь оградить их от альбигойского влияния. Диего де Асеведо, согласно папскому указанию, в 1207 году вернулся в свое епископство, где 30 декабря скончался.

После Пасхи 1217 года Доминик отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испанской земли и в Париж. Доминик отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Доминика храм во имя святого Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся несколько чудес, которые орденская традиция приписывает Доминику: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря святого Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря монастыря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный монастырь святого Сикста было решено собрать разбросанных по римским монастырям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен монастыря святого Сикста папа предоставил церковь и монастырь святой Сабины на Авентинском холме.

Иконография

Исторические источники:

Thomas de Cantimpré. Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605;

Rechac J., de. La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.;

Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum / Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.;

Jordanus de Saxonia. Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant / Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891;

idem. Oratio ad beatum Dominicum / Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991;

Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1);

Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d'Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle / Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877;

Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16);

Cecile. Miracula beati Dominici / Ed. A. Waltz // Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326;

Etienne de Salagnac. De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit / Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22);

Vicaire M.-H. St. Dominique de Caleruega d'après les documents du XIIIe siècle. P., 1955;

St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle / Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967;

The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978.

Иллюстрация:

  • Bedouelle G. Dominique, ou La grâce de la Parole. P., 1982;.
  • idem. À l'image de St. Dominique. P., 1995.
  • Lawrence C. H. Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in the Western Europe in the Middle Ages. L.; N. Y., 19852.
  • Tourault Ph. St. Dominique face aux Cathares. P., 1999.
  • Bustos T., de. St. Domingo de Guzmán: Predicador del Evangelio. Salamanca, 2000.
  • Roquebert M. St. Dominique: La légende noire. P., 2003.

Звание / Род занятий Католический святой, основатель католического монашеского ордена братьев-проповедников

Святой Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (1170, Калеруэга, Испания — 6 августа 1221, Болонья, Италия) — (лат. Sanctus Dominicus , исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés ), Св. Доминик де Гусман — монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Содержание

Биография

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.


В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209—1213 гг.. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.


В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218—1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть [1] [2]

День памяти в Католической Церкви — 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго — столица Доминиканской респбулики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиции

Иконография


Самые ранние интерпретации образа святого — изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки — символ молитвы Розария.


Враги Ватикана

Следует сказать, что проповедь крестовых походов, направленных против еретиков, у наиболее здравомыслящих людей вызывала неприятие уже и в XIII веке. Так, Матфей Парижский, например, писал, что англичане:

Некоторые вспоминали слова Иоанна Златоуста о том, что паству надо пасти не огненным мечом, а отеческим терпением и братской лаской, и что христианам надлежит быть не гонителями, а гонимыми: ведь Христос был распят, но не распинал, был бит, но не бил.

Но где и в какие времена голоса адекватных людей были услышаны и поняты фанатиками?

Святые тех лет



Однако в это же время, ходил по миру совсем другой человек, также объявленный святым.


(Данте, мирянин-терциарий францисканского Ордена, был положен в гроб, одетым, как монах – в грубой рясе и опоясанным простой веревкой с тремя узлами.)

Трудно поверить, что Франциск и Доминик были современниками: Франциск родился в 1181 (либо – в 1182) г., умер в 1226, годы жизни Доминика – 1170-1221. И почти невозможно поверить в то, что оба сумели добиться официального признания Рима, следуя по жизни столь разными путями. Более того, Франциск был канонизирован на 6 лет раньше, чем Доминик (1228 и 1234 гг.).



По преданию францисканцев, Доминик и Франциск встречались также у кардинала Уголина Остийского, который хотел рукоположить их в епископы, но оба отказались. Кардинал Уголин – это будущий папа Григорий IX, который при жизни Франциска благоговел перед кротким нищим праведником, но он же в 1234 году канонизировал Доминика, ряса и плащ которого были запятнаны кровью.

Начало Альбигойских войн


Первые костры, на которых сжигались катары, загорелись в 1163 году. В марте 1179 года Третий Латеранский собор официально осудил ересь катаров и вальденсов. Но борьба с ними шла пока ещё непоследовательно и вяло. Лишь в 1198 году, после восшествия на Римский престол папы Иннокентия III, католической церковью были предприняты решительные шаги по искоренению еретиков.





Собравшуюся в Лионе армию (её численность составляла около 20 тысяч человек), возглавил Симон де Монфор – бывалый крестоносец, который сражался в Палестине в 1190-1200 годах.




Она вполне могла опередить Италию, став родиной Ренессанса. Это была страна куртуазных рыцарей, трубадуров и миннезанга. Присутствие катаров нисколько не мешало ей быть землёй материального изобилия и высокой культуры, говоривших на малопонятном языке соседей-франков (которые скоро придут грабить Тулузу и окрестные города) здесь считали ленивыми варварами и дикарями. Удивления это не вызывает, поскольку подавляющее большинство людей готово признать пользу и необходимость разумных ограничений и умеренного аскетизма, готово уважать и даже признавать святыми единичных подвижников, проповедующих самоистязание, добровольную нищету и отречение от всех мирских благ, но категорически не согласны следовать их примеру. В противном случае запустела бы и пришла в упадок не только Окситания, но также Италия, где как раз в это время проповедовал возлюбивший нищету Франциск. Представим на минуту, что землям катаров была предоставлена возможность мирного развития, или они в кровопролитной войне отстояли свои взгляды. В этом случае на территории нынешней южной Франции, вероятно, появилось бы государство с самобытной культурой, превосходной литературой, очень привлекательное для туристов. И какое нам в XXI веке дело до сюзеренных прав французских королей или финансовых потерь католического Рима? Но именно богатство, по большому счёту, и погубило это несостоявшееся государство.




Орден братьев-проповедников



В 1220 году Орден братьев-проповедников был объявлен нищенским, но уже после смерти Доминика эта его заповедь часто не соблюдалась, либо соблюдалась не слишком строго, а в 1425 году и вовсе была отменена папой Мартином V. Во главе Ордена стоит генеральный магистр, в каждой стране имеются отделения Ордена, которые возглавляются провинциальными приорами. В период наивысшего могущества число провинций Ордена достигало 45 (11 из них – за пределами Европы), а число доминиканцев – 150 тысяч человек.

Когда читаешь о неимоверных жестокостях тех лет, в голову приходят не слова молитв, а такие строки (написанные Т.Гнедич в другое время и по другому поводу):

В других городах Франции и Испании население было настолько враждебно к доминиканцам, что первое время они предпочитали селиться за городской чертой.

Альбигойские войны и их итоги

Альбигойские войны начались с осады города Безье в 1209 году.


На самом же деле, в письме к Иннокентию III Амальрик писал:


Папа Иннокентий III и Арнольд Амальрик, аббат Сито в 1200-1212, архиепископ Нарбонны в 1212-1225, папский легат, участник Альбигойского Крестового похода


Местом сбора этих несчастных стал Каркассон. 1 августа 1209 года крестоносцы осадили его, отрезав от источников питьевой воды.


Через 12 дней наивный 24-хлетний рыцарь снова попытался вступить в переговоры, но был вероломно схвачен и через три месяца умер в подземелье другого своего замка – Комталь.


Раймунд-Рожер Тренкавель, виконт Безьерский и Каркассонский. Памятник в городе Бурлац (департамент Тарн), Франция





Но у обманутого Раймунда VI был сильный союзник – Педро II Католик, брат его жены, король Арагона, граф Барселоны, Жироны и Руссильона, сеньор Монпелье, который в 1212 году взял Тулузу под свое покровительство.


Арагонец, который добровольно признал себя вассалом папы Иннокентия III, длительное время избегал войны с крестоносцами. Он вёл переговоры и тянул время, сколько мог, но всё же пришел на помощь – несмотря на то, что его сын Хайме был женихом дочери Симона де Монфора, с 1211 года находился при завоевателе, и теперь оказался в роли заложника.


Вместе со своим арагонским союзником граф Раймунд выступил против крестоносцев, но был разбит в сентябре 1213 года в битве при Мюре. В этом сражении Педро II погиб, его сын и наследник – Хайме, будущий герой Реконкисты, оказался пленником Монфора. Лишь в мае 1214 года, по настоянию папы Иннокентия III, он был отпущен на родину.

Тулуза пала в 1215 году, и на соборе в Монпелье владельцем всех завоеванных территорий был объявлен Симон де Монфор. Не прогадал и король Франции Филипп II Август, вассалом которого стал этот вождь крестоносцев.



В январе 1216 года уже упоминавшийся нами Арнольд Амальрик, назначенный архиепископом Нарбонны, решил, что духовная власть – это хорошо, но светская – ещё лучше, и потребовал вассальной присяги от жителей этого города. Не желающего делиться Симона де Монфора предприимчивый папский легат отлучил от церкви. На крестоносца это отлучение никакого впечатления не произвело, и он взял Нарбонну штурмом.

Пока разбойники делили украденные друг у друга дубинки, в Марселе высадился законный хозяин этих мест – Раймунд VI, разоренная Монфором Тулуза восстала, и к 1217 г. граф вернул себе почти все свои владения, но отрекся от власти в пользу своего сына.



А Симон де Монфор погиб при осаде непокорной Тулузы от прямого попадания снаряда камнемётной машины – в 1218 году.


Ж.-Ж. Лабатю. Раймунд VI сообщает городу Тулузе в 1218 году о смерти Симона де Монфора и подтверждает свободы, дарованные городу его предками. Тулуза, скульптура в зале Капитолия

Войну продолжили дети старых врагов. В 1224 г. Раймунд VII (сын Раймунда VI) изгнал из Каркасонна Амори де Монфора, потом, по старой доброй традиции, его отлучили от церкви (в 1225 году), но выиграл, в итоге, лишь французский король Людовик VIII по прозвищу Лев, который присоединил Тулузское графство к своим владениям. Однако счастья ему это не принесло: не успев дойти до Тулузы, он тяжело заболел и умер по пути в Париж – в Оверни.


Амори де Монфор, передав уже потерянные владения королю Людовику VIII, получил взамен лишь титул коннетабля Франции. В 1239 году он отправился воевать с сарацинами, в сражении при Газе попал в плен, в котором провел два года, был выкуплен родственниками – только для того, чтобы погибнуть по дороге домой (в 1241 году).



Доминиканцы-инквизиторы

Первым великим инквизитором Испании также стал доминиканец – Томас Торквемада.




Такие разные доминиканцы

Генеральная курия доминиканцев сейчас находится в римском монастыре святой Сабины.


За время своего существования, этот Орден дал миру огромное количество известных людей, достигших успеха в самых разных сферах.
Пять доминиканцев стали римскими папами (Иннокентий V, Бенедикт XI, Николай V, Пий V, Бенедикт XIII).

Альберт Великий заново открыл для Европы труды Аристотеля, и написал 5 трактатов по алхимии.

Доминиканцами были знаменитый флорентийский проповедник Савонарола, фактически правивший этим городом в 1494-1498 г.г., художники эпохи Раннего Возрождения фра Анджелико и фра Бартоломео, философ и писатель-утопист Томазо Кампанелла.

Живший в XVI веке миссионер Гашпар да Круш написал первую книгу о Китае, изданную в Европе.

Епископ Бартоломе де Лас Касас стал первым историком Нового Света, и прославился борьбой за права местных индейцев.

Доминиканский монах Жак Клеман вошел в историю, как убийца французского короля Генриха III Валуа.

Доминиканцем был и Джордано Бруно, но он ушёл из ордена.

Бельгийский монах-доминиканец Жорж Пир за работу по оказанию помощи беженцам в 1958 году стал лауреатом Нобелевской премии мира.

В 2017 г. в Ордене состояли 5742 монаха (более 4 000 из них являются священниками) и 3724 монахини. Кроме того, его членами могут являться светские лица – так называемые терциарии.



В следующей статье мы поговорим о втором, более человечном лице католической церкви, и расскажем о деятельности Франциска из Ассизи.

Святой Доминик

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Апостольская бедность еретиков катаров и вальденсов внушала части народа уважение к ним. Доминик Гусман счёл нужным учредить монашеский орден, который имел бы такое же достоинство, и поставил нищету обязанностью монашеского общества доминиканцев, которое стал формировать около себя. Назначением ордена доминиканцев было проповедовать учение римской церкви. Доминик прибыл на Четвертый Латеранский собор с просьбой, чтобы папа дал утверждение уставу его ордена. Иннокентий III одобрил намерения Доминика, но не захотел нарушить церковного постановления, воспрещавшего основание новых орденов, и решил, что конгрегация, которую желает учредить Доминик, должна принять устав августинского ордена. Вскоре после того Иннокентий умер. Новый папа Гонорий III (1216-1227) без затруднений согласился утвердить устав ордена проповедников, дал им право говорить проповеди во всех церквах и повсюду исповедовать всех желающих. Вскоре при ордене доминиканцев возник, как и при францисканском, женский отдел, а через некоторое время и отдел терциаров. Первыми доминиканскими монахинями стали женщины, обратившиеся из альбигойской ереси в католичество.

Святой Доминик на аутодафе

Святой Доминик, руководящий аутодафе. Художник П. Берругете, ок. 1495

На собрании представителей ордена в Болонье Доминик Гусман провозгласил совершенную нищету первым законом ордена и проклял всякого, кто захочет ввести в орден владение движимым богатством или недвижимым имуществом. В это время орден доминиканцев имел уже восемьдесят монастырей. Доминик умер в Болонье 6 августа 1221 и был похоронен в этом городе. Через 12 лет друг его Уголино, бывший тогда папой и носивший в этом качестве имя Григория IX, причислил его к лику святых.

Святой Доминик – выдающийся средневековый проповедник, борец с ересью альбигойцев, основатель Ордена Проповедников (Доминиканцев, OP). С его именем предание связывает почитание Девы Марии в молитве Розария.

Молитва святого Доминика

Проведя в общей сложности в университете 10 лет и закончив наконец курс богословия, Доминик получил священническое рукоположение и вступил в Общину регулярных каноников (по уставу св. Августина) при кафедральном соборе города Осма, в которой вскоре стал заместителем настоятеля. Его аскетические практики, включая самобичевания, были столь суровыми, что настоятель просил его смягчить их.
В 1203 г. настоятель Общины каноников Диего де Асеведа стал епископом Осмы. Король Кастилии Альфонс IX отправил его с миссией в Данию, дабы добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Епископ взял с собою в путь Доминика. Проезжая через южную Францию, Доминик обратил внимание на ужасающую религиозную ситуацию в этом регионе. Вся эта местность была заражена ересью альбигойцев (они же – катары). Еретики держались манихейского дуализма, признавая материю как таковую исключительно злым началом. Они отрицали Таинства, вообще весь церковный культ и иерархию, но притом отличались повышенной миссионерской ревностью. По этой причине католичества в Лангедоке (так называлась эта провинция) уже практически не было, храмы и монастыри лежали в развалинах. Но тогда же Доминик одержал свою первую духовную победу. Хозяин постоялого двора в Тулузе, где остановилось посольство, тоже был еретиком, но после продолжавшейся всю ночь беседы с Домиником он вернулся в лоно католичества.

Общежитие первых последователей Доминика располагалось в центре епархии, в Тулузе. У братьев была своя библиотека,основу которой составляли книги, подаренные епископом. Вновь присоединявшиеся к братству лица проходили обучение в основанной Фульком епархиальной школе, которую возглавлял будущий архиепископ Кентерберийский, Александр Ставенсби. Доминик настаивал, чтобы все братья получали степень доктора богословия. Духовная жизнь сообщества зиждилась на трех столпах: созерцании, глубоком теологическом образовании и апостолической деятельности.

Тициан. Святой Доминик

Следующие несколько лет Доминик провел в странствиях по Испании, Франции и Италии, основывая новые монастыри и посещая имеющиеся. Современники отмечали, что Доминик любил всех людей – богатых и бедных, простых и благородных, и его любили все, кроме еретиков, которых он обличал в проповедях. Но и к ним он был милосерден, увещевая их, склоняя к покаянию и истинной вере. Святой проповедовал и исповедовал в любом месте, через которое проходил.
Во всех трудах и заботах, невзирая на голод, жажду, усталость, длительные путешествия и многочисленные препятствия, сердце Доминика было всегда свободно и открыто Богу, как если бы не существовало ничего кроме Него. Однажды в Болонье, в частном разговоре со святым цистерцианским отцом, Доминик признался: чего бы он ни попросил у Господа, всё это всегда исполнялось.
Ночи святой всегда проводил в молитве. Он никогда не позволял себе нежиться в кровати, а если иногда ему нужно было немного отдохнуть, то ложился на голый пол у подножия алтаря. Он носил на поясе железную цепь и трижды за ночь до крови бичевал себя, сначала за свои собственные грехи, потом за обращение грешников и, наконец, за души в чистилище.
Все знавшие его люди говорили, что никогда не видели такого смиренного человека. Его милосердие и сокрушенное сердце проявлялись и в молитвах, в которые он включал отрывки из псалмов, отражавших его душевное состояние, и в его заботах о ближнем, и в благодарности жертвователям.

Смерть святого Доминика

С течением времени борьба с ересью, ради которой первоначально был создан Доминиканский Орден, отошла на второй план, однако братья-доминиканцы, одним из главных харизматов которых стала богословская образованность, внесли свой немалый и очень разнообразный вклад в развитие различных церковных наук, в укрепление интеллектуального фундамента веры.

Читайте также: