Доменико трезини биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Имперская столица России своим внешним видом обязана итальянцам — именно они со своими ордерными системами, барокко и любовью к камню спроектировали большую часть парадного Петербурга. Начал эту “итальянскую традицию” еще тогда никому неизвестный итальянский архитектор при датском дворе Доменико Андреа Трезини.

Биография

В 1670 г. в семье обнищавших итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико. Семья жила в маленьком городе Астано в Швейцарии, жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень. Еще в детстве Доменико познакомился с этим ремеслом. Но сидеть всю жизнь в горах он не собирался. Мальчика устроили учеником в мастерскую родственника — проектировщика и архитектора. Такая практика была широко распространена: ребенка отправляли учиться к родне, где он постепенно осваивал профессию, продвигался от ученика к мастеру, а затем открывал собственную мастерскую и принимал в ученики своих кузенов.

Судя по сохранившимся письменным источникам, Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции, которая на тот момент являлась одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе. Но в Италии он не остался, и после женитьбы в родном Астано на Джованне ди Вейтис уехал в Данию в поисках лучшей жизни. Там он получил работу фортификатора — инженера оборонительных сооружений — и в конце концов дослужился до архитектора крепостей. Но ни денег, ни славы эта работа ему не принесла. Пока в 1703 г. судьба не свела его с Андреем Измайловым. Измайлов был русским послом при датском дворе и знал о планах Петра по созданию новой столицы Российского государства. И эта столица нуждалась в неприступной крепости.

Ознакомившись с работами Трезини, 1 апреля 1703 г. Измайлов заключил с ним договор, согласно которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тыс. рублей в пересчете на современные деньги) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя. Конечно честолюбивый архитектор согласился не раздумывая, оставил жену на попечение родителям и отправился в Россию. Ему предстояло заложить архитектурные основы города на Неве.

Величайшие работы первого архитектора Петербурга

Петропавловский собор

По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Еще продолжалась Северная война и шведы могли попытаться вернуть свои территории, поэтому на Заячьем острове была устроена крепость, а на Васильевском установили артиллерию, которая должна была остановить врага еще на подступах к городу. Крепость соответствовала последним достижениям военно-инженерной науки, хорошо оборонялась и была почти неприступна.

Однако детище Петра так и не поучаствовало ни в одном сражении. Через 2 месяца после начала строительства крепости на ее территории возвели небольшую церковь из дерева в честь покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. В 1712 г. хрупкое бревенчатое сооружение снесли и на его месте построили большой собор по проекту Доменико Трезини. Петр I так и не увидел Петропавловский собор во всем его великолепии, так как умер за 10 лет до окончания строительства, которое завершилось при императрице Анне Иоанновне в 1735 г. Первый российский император был похоронен под сенью своих небесных покровителей и заложил традицию для всех своих потомков. Вся династия Романовых, начиная от Петра I, была похоронена в Петропавловском соборе, кроме Петра II и Иоанна VI.

Петропавловский собор кардинально отличается от всего, что было до него. Итальянец, выросший в окружении лучших образцов Ренессанса, не стал возводить русский православный храм с крестово-купольной системой сводов и центральным круглым куполом. Собор стал первым базиликальным не центричным сооружением православной России. Вместо купола он имеет высокую вытянутую башню, прямоугольную в сечении, которая расположена на центральной оси здания, но не в его композиционном центре. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. Кажущийся простым фасад здания, начинает мерцать тем сильней, чем ближе вы к нему подходите. Такой эффект достигается благодаря тонким валикам и филенкам, которые обрамляют стены собора.

Летний дворец Петра I

В 1711 г. началась постройка Летнего дворца Петра I. Зная вкусы своего заказчика, Трезини спроектировал здание, которое вовсе не похоже на дворец в привычном понимании. Это небольшое двухэтажное здание с 14 комнатами и 2 кухнями некоторые воспринимают павильоном Летнего сада. Высокое предназначение выдают в нем только барельефы между первым и вторым этажами, окаймляющие собой все здание. На них аллегорически изображены победы России в Северной войне — главной победе Петра.

Зная любовь Петра I к воде, Трезини располагает дворец на небольшом полуострове так, что вода подступает прямо к стенам дворца. Нева и Фонтанка создают природные водные границы, с третьей же стороны выкапывается гаванец, предназначенный для хозяина дома и его гостей. В последующие годы, когда берега рек подсыпали, дворец оказался отодвинут от воды. Вскоре и гаванец оказался засыпан.

Александро-Невская Лавра

Строительство святыни, посвященной Александру Невскому, задумывалось Петром еще на стадии осмотра болотистых шведских территорий, вскоре ставших столицей России. В 1710-ых гг. архимандрит Феодосий начинает обустройство монастыря по правую сторону Черной речки.

Изначально Монастырка была частью Чёрной речки, пока в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой, а направление течения реки изменилось: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал.

Архитектурный проект будущего духовного центра страны берет на себя Доменико Трезини, который создает симметричный ансамбль в духе классицизма. Монастырь работал с первого же дня его основания, поэтому все строительные работы проводились также и его настоятелями и монахами, обрастая все новыми и новыми постройками, в том числе бытового и утилитарного характера. Работы были закончены в 1723 г.

Кронштадт

Первой работой итальянского архитектора в России было создание знакомых ему оборонительных сооружений. Царь не желал отдавать новоприобретенные территории Швеции, а потому было необходимо остановить врага до подхода к строящемуся Петербургу. Доменико Трезини было поручено разработать проект форта на острове Котлин. Уже через пару месяцев новый форт Кроншлот успешно отразил атаку врага, а иностранный архитектор заслужил почет и уважение. К сожалению, до наших дней форт Кроншлот не сохранился.

Здание Двенадцати коллегий

Васильевский остров, по задумке Петра I должен был стать центром Санкт-Петербурга. На нынешней стрелке Васильевского острова причаливали иностранные корабли, это были, по сути, морские ворота города. К концу первой четверти 18 в. вся панорама острова состояла из здания Кунсткамеры и различного предназначения временных бараков порта. Было решено возвести здание, которое бы служило фоном для причала и символизировало реформу государственной власти.

Трезини разработал проект здания Двенадцати коллегий по образцу Дома для именитых. Оно состоит из двенадцати отдельных зданий, соединенных галереями. У каждого ведомства был собственных вход, сейчас эти двери заложили. На фасаде разделение зданий можно увидеть по крышам — каждая коллегия имеет собственную завершенную крышу. Это государственное учреждение, но его архитектурное решение имеет определенную прелесть в сочетании яркого красного цвета стен и умеренного классицистического декора.

Существует много легенд про то, почему здание Двенадцати коллегий выходит боковым фасадом к Неве, тогда как все остальные постройки Петра I ориентированы на Неву. Но на деле так как это здание служило фоном для панорамы Васильевского острова с причала, то его логично развернули лицевым фасадом к прибывающим кораблям.

Захоронения Трезини и Растрелли на Сампсониевском кладбище

Память о Доменико Трезини

Дом Трезини

В 1723 г. началась постройка дома первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Это были не только личные апартаменты зодчего и его семьи, в здании также находились мастерские, где он работал со своими учениками. Дом стал образцом петровского барокко и украсил собой Университетскую набережную. После кончины Доменико Трезини здание перешло во владение его вдовы и детей. В течение 19 и 20 вв. он неоднократно менял владельцев, пока совсем не опустел. Лишь в начале 21 в. дом Трезини отреставрировали и в нем открылся пятизвездочный отель “Дворец Трезини”.

Памятник

Собственный памятник Трезини получил в конце 20 в. совершенно случайно. В 1995 г. молодой скульптор П.П. Игнатьев разработал его в рамках своего учебного задания. Работой скульптора заинтересовались власти и из учебного задания вырос большой проект. Из-за большого количества доработок и нехватки средств процесс создания монумента итальянскому зодчему все время тормозился, пока наконец в 2014 году он не был торжественно открыт в присутствии правительства Санкт-Петербурга и представителей генконсульств Швейцарии и Италии. Архитекторв в бронзе стоит перед собственным домом на площади Трезини. Он одет по моде своего времени, в шубу и парик, в его руках — чертежи и инженерный циркуль.

Площадь Трезини

Площадь была названа в честь первого архитектора Санкт-Петербурга в 1995 г., до этого площадь не имела названия. Сейчас на ней находятся отель “Дом Трезини” и памятник самому архитектору.

Астероид Трезини

13 октября 1990 г. в Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Карачкина и Г. Кастель открыли астероид, который получил имя великого архитектора.

Памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”

17 октября 1995 г. на территории бывшего Сампсониевского кладбища, где был похоронен Трезини и многие другие великие “русские немцы”, открыли памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”, посвященный Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли, А. Шлютеру, Ж.-Б. Леблону и Б. К. Растрелли. Памятник неоднократно подвергался актам вандализма.

Доменико Андреа Трезини (1670, Астано, селение близ Лугано, кантона Тичино, итальянской Швейцарии — 19 февраля 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер.

В 1670 году в обедневшей семье итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико . Семья жила в небольшом городке Астано в Швейцарии , жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень . В детстве Доменико познакомился с этим ремеслом . Но он не собирался провести остаток жизни в горах . Мальчика отправили подмастерьем в мастерскую родственника -дизайнера и архитектора . Эта практика была широко распространена : ребенка отправляли учиться к родственникам , где он постепенно осваивал профессию , шел от подмастерья к мастеру , а затем открывал собственную мастерскую и брал в подмастерья своих двоюродных братьев .

Согласно сохранившимся письменным источникам , Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции , которая в то время была одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе . Но он не остался в Италии и , женившись на Джованне ди Вейтис в своем родном Астано , отправился в Данию в поисках лучшей жизни . Там он устроился фортификатором -инженером оборонительных сооружений -и в конце концов дослужился до архитектора крепостей . Но эта работа не принесла ему ни денег , ни славы . Пока в 1703 году судьба не свела его с Андреем Измайловым . Русский посол при датском дворе Измайлов был осведомлен о планах Петра создать новую столицу Русского государства . И эта столица нуждалась в неприступной крепости .

Ознакомившись с работой Трезини , 1 апреля 1703 года Измайлов подписал с ним договор , по которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тысяч рублей в пересчете на современные деньги ) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя . Конечно , честолюбивый архитектор без колебаний согласился , оставил жену на попечение родителей и уехал в Россию . Он должен был заложить архитектурные основы города на Неве .

Предложенная в то время зарплата выглядела совершенно баснословно. Трезини без колебаний согласился и вскоре оказался в Петербурге.

Одной из первых русских работ архитектора была крепость Кроншлот. Он не сохранился до наших дней, но есть эскизы, которые позволяют восстановить его внешний вид. Оборонительное сооружение представляло собой восьмиугольную башню и напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после завершения строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое "боевое испытание": форт был атакован шведской эскадрой. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

В 1706 году Петр I решил перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную . Работа была масштабной . Необходимо было своевременно подготовить и доставить в крепость огромное количество строительного материала — бруса , кирпича , извести -для того , чтобы найти достаточное количество рабочих . Для управления строительством Петр основал Департамент городских дел . Его начальником был Ульян Сенявин , а главным помощником -Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин ).

Через 2 года было завершено строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и начато строительство солдатских казарм и бастионов . Ворота крепости изначально были деревянными . Однако позже был издан специальный указ царя — "не строить деревянного сооружения на Большой Неве и Больших каналах ", — и ворота были заменены каменными .

К 1716 году крепость была достроена . Доменико Трезини начал строительство Петропавловского собора на его территории . Самой высокой точкой архитектурного ансамбля была Петропавловская колокольня со знаменитым игольчатым шпилем .

Сам Трезини считал строительство крепости своей главной работой и до конца жизни список его проектов начинался фразой "Первая из главных работ — Петербургская фортификация ".

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость была не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда он был завершен, общий архитектурный облик новой столицы был передан Департаменту градостроительства. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра Великого. Резиденция была довольно скромной по тем временам-в точном соответствии со вкусами первого русского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания был украшен аллегорическими барельефами на тему событий Северной войны.

В 1717 году Петр I приказал Доменико Трезини построить "образцовый дом для зажиточных"-городской каменный особняк. Они должны были заменить неприглядные здания, которые изначально строились для жителей молодого города. Архитектор собирался жить в новом доме — красивом и удобном-и подавать пример другим. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, но по неизвестным причинам не жил в особняке, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Дом Трезини в современном Санкт-Петербурге называют еще одним зданием, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом также был спроектирован самим архитектором, а затем он поселился в нем со своей семьей, учениками, личным клерком и слугами.

Еще одно знаменитое петербургское здание Доменико Трезини-Дом Двенадцати коллегий. Он был возведен в 1722-1742 годах. В то время здесь размещались высшие органы государственного управления. После расформирования училищ здание было передано в собственность Главного педагогического института, и сегодня оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Помимо прочего, Доменико Трезини планировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, который сохранился до наших дней: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основателем стиля, который называют Петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге. Его могила не сохранилась до наших дней.

Биография Михаила Лермонтова

Трезини Доменико – итальянский архитектор, ставший знаменитым благодаря работе в России. Доменико Трезини Андреа также известен как педагог многих русских зодчих.

Доменико появился на свет в Италии, но семья его имела швейцарские корни. Обучался в Италии, а затем отправился на службу в Данию. Именно там он был замечен русским послом Измайловым и приглашен на службу во благо России.

Его профессия была фортификатор, и как раз такие специалисты требовались на развитие армии.

Доменико приглашение принял и с 1704 года стал трудиться в Кронштадте, затем перебрался в Нарву. В Росиию Трезини прибыл без жены, оставив ее на родине. Впоследствии он еще дважды женился, и от третьей жены у него осталось пятеро детей.

Приехав в Россию, Доменико немедленно стал одним из помощников Петра I, возглавив строительство заложенного императором Петербурга.

Город обязан архитектору своим обликом, так как трудами архитектора были созданы Петропавловская крепость, несколько дворцов императора, проекты домов города и его общественных зданий, Аничков мост.

В Петербурге зодчий вначале жил на набережной Мойки, и даже стал там старостой. Затем, после окончания планировки Васильевского острова, он там возвел себе дом.

Скончался в 1743 году и похоронен в Сампсониевском соборе Петербурга.

Достижения Доменико Трезини:

• Заложил основы облика города на Неве, спланировав и застроив Васильевский остров и заложив Петропавловскую крепость, Аничков мост и ряд жилых зданий
• Спроектировал как образцы городских зданий для людей разного достатка, так и загородных резиденций
• Создал план Кронштадта

Даты из биографии Доменико Трезини:

• 1670 появился на свет
• 1699 г. начал работу в Дании
• 1708 г. приглашен русским послов на русскую службу
• 1704 г. начал работу в Кронштадте
• 1726 г. стал полковником фортификации
• 1743 г. скончался

Интересные факты Доменико Трезини:

• Творил в стиле барокко
• Оставил после себя четверых сыновей и дочь
• Имеется памятник архитектору, созданный петербуржцами
• Могила зодчего не сохранилась, так как была разрушена при перестройке собора, где он был похоронен
• В честь архитектора назван астероид, обнаруженный в 1983 году

доменико трезини

Детство и семья

О жизни и особенно о детстве Доменико Трезини известно очень мало. Он родился в небольшой швейцарской деревне Астано, неподалеку от Лугано Тессинского кантона в 1670 году, более точная дата неизвестна. Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители проживали в Швейцарии и имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

Образование

Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

петр лопушин и доменико трезини

Приглашение из России

доменико трезини в санкт петербурге

Оборонительные сооружения

архитектор доменико трезини

Петропавловская крепость

доменико трезини достопримечательности

Трезини и Северная столица

мария карлотта жена доменико трезини

Петропавловский собор

В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви. Как и проект каменной крепости, собор стал новым словом в русском зодчестве. На храм возлагались очень серьезные задачи: он должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга. Собор оставался самым высоким зданием исторической части города до 2012 года и до сих пор является основной приметой петербургской перспективы. В архитектурном смысле собор – абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня. Все великолепие находится внутри собора. Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас. Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев. Трезини смог воплотить в камне идею Петра – об устремленности к мощи и высоте духа.

Васильевский остров

Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова. Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним. Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения. Сегодня здание Двенадцати коллегий, построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения. Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.

петропавловская крепость доменико трезини

Собственный дом

Постройки в Санкт-Петербурге

Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня. Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова и в первую очередь его набережной, в Летнем дворце Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры. В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца Императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца. Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.

Влияние Трезини на русское зодчество

На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции. Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.

памятник доменико трезини

Частная жизнь

Трезини был трижды женат. Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял. О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым. Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего. Мария-Карлотта – жена Доменико Трезини, которая прожила с ним до конца его дней, родила архитектору дочь и четверо сыновей.

Наследие и память

Читайте также: