Дом собакевича в поэме мертвые души кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель Гоголя была показать одну из сторон российской действительности, которая представлена провинциальными землевладельцами. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя Павел Иванович Чичиков озаботился нажить состояние скупкой мертвых душ. С этой целью он отправляется в провинциальные деревни, где встречается с помещиками. Внешность, жилище и характер героев читатель видит глазами автора, Чичикова и самих помещиков.

Собакевич – один из тех помещиков, к кому Чичиков обратился с просьбой продать ему мертвых крестьян. Сама фамилия персонажа уже предполагает связь с животным миром. Продолжая в этом направлении, Гоголь обращается к внешности героя, которая также является не совсем обычной. Собакевич крупный и неповоротливый человек. Павел Иванович обнаружил в нем удивительное сходство с медведем. Помещика зовут Михаил Семенович, имя персонажа выбрано неслучайно. В русских народных сказках медведя обычно называют Миша, Михаил. Одежда его состояла из коричневого фрака и длинных панталон, что довершало сходство с медведем. Весь он был крепким, основательным. Говоря о внешности персонажа, Гоголь также замечает, что природа недолго трудилась, создавая его. Она словно сделала все необходимое для жизни, не заботясь о красоте и изяществе.

Было похоже, что архитектор и хозяин никак не могли прийти к согласию. Зодчий стремился внести в постройку симметрию, изящество и красоту, хозяин отдавал предпочтение удобству. Окна с одной стороны дома отсутствовали, на их месте осталось одно небольшое отверстие. Вместо четырех колонн, которые были в проекте, осталось только три, что лишало дом симметрии, дом словно припадал на бок. Это создавало ощущение той же неуклюжести, что отличало самого Собакевича. Становится понятно, что для хозяина красота не имеет значения. Для него важно удобство, прочность постройки. О доме так же, как о самом Собакевиче, можно сказать, что в нем было все необходимое для жизни, точнее сказать для физического существования.

Стены были украшены картинами, на которых были изображены сильные, крепкие люди, греческие полководцы во весь рост. В их фигурах обращали на себя толстые ляжки, под носом красовались неслыханные усы. Греческая богиня Бобелина также отличалась крупными формами. Среди греков как-то затесался тощий, маленький Багратион. Видимо, помещик где-то прослышал о военных подвигах генерала, и это добавило ему веса. Хозяин словно специально украсил комнату крепкими и пышущими здоровьем людьми под стать себе. Это подтверждает мысль о том, что эстетический вкус Собакевича оставляет желать лучшего. Картины подбирались также не с точки зрения красоты или их искусствоведческой ценности. Собакевич чужд искусства, но к портретам Гоголь еще вернется в сцене торга. Помещик обратит к ним взгляд, как бы призывая в свидетели.

Жилище Собакевича отражает внутреннюю сущность владельца. Есть версия, что каждый из помещиков символизирует очередной круг ада. Порок Собакевича состоит в его привязанности к деньгам, к материальной стороне жизни. Привязанность к материальному ведет к омертвению души помещика. Гоголь так и говорит, что у Собакевича совсем не было души, а если и была, то где-то очень далеко, как у Кощея.

Добротный дом говорит о том, что помещик знает цену деньгам. Собакевичу нельзя отказать в уме, но, почти безвыездно находясь в своей берлоге, он превратился в туповатого, косного человека. Деньги ему нужны для утоления потребностей его богатырского тела. Без духовной пищи человек утрачивает человеческий облик. Это происходит и с Собакевичем.

Угрюмый, тяжеловесный, закосневший характер Собакевича нашел отражение в его доме. Описание здания подчеркивает мысль о мертвой душе помещика.

Помещик Собакевич - хороший хозяин своей усадьбы. Он предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Все это отражается на внешнем виде его дома и на интерьере комнат.


Грубый деревянный дом Собакевича является отражением его грубого характера:

". Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. "

". посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. "

Архитектор хотел сделать этот дом аккуратным, изящным и красивым. Но для Собакевича удобство - это самое главное, поэтому он "переделал" дом на свой вкус:

". Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. "

". Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три. "

Дом Собакевича: описание интерьера

Жилище Собакевича оформлено внутри все в том же "медвежьем", грубом стиле. Интерьер дома выглядит так же масштабно и неуклюже, как и сам хозяин.

Гостиная Собакевича

В гостиной Собакевича даже мебель выглядит как-то "по-медвежьи":

". Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома;

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. "

". Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. "

". Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки. "

Столовая Собакевича

О столовой известно лишь то, что стол у Собакевича - небольшой:

Но на обеде у Собакевича на этом небольшом столе подаются очень большие блюда, огромные ватрушки и т.д.


Это было описание господского дома Собакевича в поэме "Мертвые души" Гоголя, описание интерьера комнат в цитатах.

Помещик с грубым характером кулака создает дом по своему подобию. Дом Собакевича – это его крепость. Он совсем непривлекателен, но удобен и прочен.

Описание дома

Дом с мезонином и дикими стенами привлекал взгляд своей не нарядностью, грубостью и простотой.

Архитектурные особенности строения

Гоголь описывая дом помещика, подчеркивает главную особенность: план архитектурной направленности явно подчинялся заказчику, во всем чувствовался хозяин. Какие противоречия хозяина и зодчего отмечает автор поэмы?

  • Мастер стремится к симметрии.
  • Хозяин – к удобству.

На одной стороне дома окна оказались заколоченными, вместо них появилось одно маленькое отверстие, подходящее только для чулана. Автор не называет отверстие окном. Ближе другие слова – дыра, отверстие. Окно было не прорублено, а проверчено.

Зодчий планировал поставить дом на четыре колонны, хозяин оставил только три. Боковую колонну выкинули из строения. Из-за этого фронтон сдвинулся в сторону, изменив внешний вид господского дома. Собакевич любит строить на века, но подходит к этому по-своему, с позиции удобства для себя и экономии средств.

Биографические данные

Пейзажные картины основаны на детских воспоминаниях. Клумбы, леса, кусты и деревья искренне близки писателю. Они, как живые персонажи, проникают в текст, делая его красочным. Так рождается образ птицы с разными крыльями для сравнения природы вокруг поместья Собакевича.

Дорожные впечатления классика, перенесшиеся на бумагу, помогают читателю понять смысл каждого эпитета. Возвышенность пейзажа контрастна с мертвой душой циничного жадного помещика.

Дом – крепость

Другой признак военных поселений – их разбросанность. Дом стоит упористо, но в неуклюжем порядке. Что это за характеристика? Нет логики и последовательности в действиях помещика. Занятый одной целью – выжать побольше денег, он делает дом уродливым. Чувствуется сарказм:

Другое сходство дома, на которое указывает автор, – дом для немецких колонистов. Еще больше мыслей возникает на этих словах. Крепкий хозяин – колонист, русский богатырь – немецкий завоеватель. Что хотел сказать классик этим сравнением?

Сам Собакевич отзывается о немцах нелестно. Даже их желудок не может сравниться с русским, не то что дома.

Такими сравнениями подрывается крепость дома, зато больше данных появляется о низменности души.

2 вариант

Например, в усадьбе Манилова отсутствовала мебель, ремонт сломанных вещей откладывался на долгое время. Это позволяет сделать вывод о легкомысленном и безответственном поведении хозяина, одухотворенности натуры.

Обстановка дома Плюшкина, известного в миру ключника и патологического накопителя, состояла из всевозможного старья, которое он тащил в свой дом со всех дворов.

Но из всех описанных в книге героев наибольшей широтой русской души обладал помещик Собакевич. Деревня, которой он по родовому праву владел, показалась Чичикову большой и богатой. Деревня была всесторонне окружена березовым и сосновым лесом, из которого в основном и создавались все строения помещика. Конюшни, кузница, амбары все было создано из толстых брёвен, без затесей и узоров, что с одной стороны поразило Чичикова своей самобытностью, а с другой серостью и типичностью архитектурного стиля.

Дом помещика был добротный, монументальный с крышей из мезонина, грубо обтёсанный, который мог выстоять любые стихии. Такие постройки обычно возводятся для военных поселений и колоний. Везде чувствовалась твёрдая рука русского мужика.

На этом описание интерьера дома Собакевича писатель заканчивает, однако, его основная мысль была понятна читателю.

Перед нами возникает прообраз Александра III с типично русским характером, когда качество преобладает над внешней мишурой.

Также читают:

Картинка к сочинению Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

На свои именины Сережа получил много разных подарков, но особым оказался подарок дяди – сетка, чтобы птиц ловить. Мама мальчика была против, не хотела, чтобы Сережа таким занимался; спрашивала, зачем ему мучить птичек.

Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат главной героини Веры Николаевны. Он - холостяк живёт в одном доме с сестрой и её мужем. Николай Николаевич занимает ответственный пост помощника прокурора

Читайте также: