Дом мудрости это история 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

В исламе подчёркивается необходимость получения верующими знаний как в религиозных, так и в светских вопросах. Мусульманские правители первых веков распространения ислама, прекрасно это понимая, предпринимали усилия для развития науки и образования в государстве.

Одним из наиболее прогрессивных правителей в истории исламского мира является халиф Абдулла ибн Харун аль-Мамун, который руководил государством на протяжении 20 лет (813-833 годы по Милади). Он известен своими симпатиями к движению мутазилитов. Однако гораздо более примечательными фактами из его биографии являются те, которые связаны непосредственно с государственным управлением и развитием науки.

Как появился Дом мудрости?

Дом мудрости состоял из нескольких отделений. Центральное место в его структуре занимала богатейшая библиотека, которая постоянно пополнялась новыми книгами. Ответственность за это лежала на переводческом отделении, занимавшемся тщательным изучением трудов философов и учёных античности. Также в составе Дома мудрости было множество астрологических обсерваторий, которые в ту эпоху выполняли большую практическую роль, связанную с определением времени совершения молитвы и навигацией путешественников.

Чем там занимались?

Переводческий отдел уделял большое внимание работам древнегреческих авторов. Акцент делался на научных и философских работах, однако при этом в стороне оставалась поэзия, драматургия и история. Сам процесс перевода носил любопытный характер. Интересующие сотрудников Дома мудрости труды сначала переводились с греческого на сирийский (арамейский) язык, и только потом – на арабский с возможными пояснениями. Такой, казалось бы, излишне нагромождённый процесс объяснялся очень просто. В Доме мудрости работали как мусульманские, так и христианские учёные, которых свозили едва ли не со всех концов халифата. Христиане, которые использовали в общении арамейский язык, также хорошо понимали греческий и могли работать с античными текстами без особых проблем. Мусульманские учёные, в свою очередь, отдавали предпочтение арамейскому языку, поскольку он имел общие корни с арабским. Подобным образом была налажена кооперация разных участников процесса, выстроен механизм для перевода наследия древних греков. При этом халиф Аль-Мамун для расширения библиотечной базы активно пользовался дипломатическими каналами. В частности, он отправлял специальных послов в Константинополь, чтобы византийские правители предоставили мусульманам доступ к научным и философским трактатам.

Примечательно, что руководство Домом мудрости было возложено на христианина по имени Хунайн ибн Исхак. Он специализировался на медицинской науке и прекрасно владел греческим языком. Специалисты это своеобразной академии не только занимались переводом ранее неизвестных работ, но и проводили активную ревизию уже имеющихся трудов.

В течение нескольких столетий Дом мудрости наращивал свой интеллектуальный багаж, переходя и на другое творческое наследие, в частности, индийское. Накопление знаний позволило мусульманам осмыслить роль науки в своей жизни, поднять уровень критически важных для любого общества дискуссий на новый уровень. То мощное интеллектуальное движение, которое исходило из Дома мудрости в Багдаде, захлестнуло другие части халифата – Испанию, Среднюю Азию.

Общение с прочими народами позволило распространить античное наследие не только на территории самого государства, но и выйти за его пределы. Вскоре труды с арабского стали переводиться на латинский и немецкий языки. Тем самым Западный мир стал открывать для себя Платона, Аристотеля, Гераклита, Пифагора и многих других мыслителей. Конечно, Европе понадобилось ещё несколько веков, чтобы дать старт мощному гуманистическому движению эпохи Возрождения, однако роль исламской цивилизации в этом процессе нельзя недооценивать.

В этом контексте важно понимать, что исламские учёные хоть и выступали в какой-то степени учениками древних греков, однако подходили к их наследию с изрядной долей критицизма. Они сами выступали специалистами во многих областях и старались пропускать новое для себя знание через собственный опыт. Такой сплав хорошей практики и фундаментальной науки и философии был впоследствии перенесён на западную почву. Однако вызывает сожаление тот факт, что мусульмане в какой-то момент перестали стремиться к интеллектуальному и духовному развитию, тем самым поспособствовав откату собственной цивилизации далеко назад. Выйти из этой непростой ситуации не удаётся до сих пор.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Дом Мудрости (араб. يت الحكمة ‎‎, Бейт ал-Хикма) — исламская академия, основанная в 20-е годы VIII века халифом ал-Мамуном в Багдаде. Ал-Мамун симпатизировал учению мутазилитов, и по замыслу халифа Дом Мудрости должен был обеспечить сторонников этого учения богатым фактическим материалом, полезным при ведении теологических споров, в первую очередь трудами по философии. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, многие из которых являлись уроженцами Средней Азии и Ирана. Возглавлял Дом Мудрости Сахль ибн Харун.

12 февраля 1258 года после вступления в Багдад войска монгольского хана Хулагу Дом Мудрости был разрушен, а хранившиеся в нём книги были сброшены в реку Тигр.

Литература

  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент: Фан, 1967.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дом мудрости" в других словарях:

Дом Мудрости — (араб. بيت الحكمة‎‎ Бэйт аль Хикма) исламская академия, основанная в 20 е годы IX века халифом ал Мамуном в Багдаде. Ал Мамун симпатизировал учению мутазилитов, и по замыслу халифа Дом Мудрости должен был обеспечить сторонников этого учения … Википедия

дом — жилое строение, населенное семейной группой и отождествляемое с ней, а также более широкий комплекс вещей и понятий, характеризующий собственную жизнь семейной группы, «основополагающая социальная структура всех крестьянских и крестьянско … Словарь средневековой культуры

Семь столпов мудрости — Seven Pillars of Wisdom … Википедия

самохо́дом — нареч. 1. тех. Механически (о подаче резца или детали в станках). Сергей Лавров первым начал работать на трех универсально фрезерных станках: два идут самоходом, на третьем ручная подача. Л. Линьков, Горькая правда. 2. тех. и разг. С помощью… … Малый академический словарь

Мудрость — Джордж Уитер. Эмблема мудрости. 1635. Мудрость имеет несколько близких, но отличающихся значений: свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний … Википедия

Битва за Багдад (1258) — У этого термина существуют и другие значения, см. Битва за Багдад (значения). Битва за Багдад (1258) Ближневосточный поход монголов (Монгольские завоевания) … Википедия

Важнейшие открытия в физике — История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… … Википедия

Что есть самая главная ценность в нашем мире? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Но никто не может оспорить то, что знания являются тем движителем, которые позволяют человечеству нестись сквозь перипетии времени и достигать новых высот. Речь пойдёт о Доме Мудрости - библиотеке, стоявшей наравне с Александрийской, и одном из главных сокровищ Аббасидского халифата.

История возникновения

В 750 году династия Аббасидов сменила Омейядов в качестве правящей династии Исламской империи, а в 762 году халиф аль-Мансур построил Багдад и сделал его своей столицей вместо Дамаска. Расположение Багдада и космополитическое население сделали его идеальным местом для стабильного коммерческого и интеллектуального центра. Династия Аббасидов имела сильные персидские наклонности и переняла многие практики из Сасанидской империи , в том числе практику перевода иностранных произведений, за исключением того, что теперь тексты переводились на арабский язык. С этой целью аль-Мансур основал дворцовую библиотеку по образцу Сасанидской Императорской библиотеки и оказал экономическую и политическую поддержку интеллектуалам, работавшим там. Он также пригласил делегации ученых из Индии и других мест, чтобы поделиться своими знаниями математики и астрономии с новым двором Аббасидов.

В Империи Аббасидов многие иностранные работы были переведены на Арабский из греческий , китайский , санскрит , персидский и сирийский . Движение переводов получило большой импульс во время правления халифа ар-Рашида , который лично интересовался наукой и поэзией. Первоначально тексты касались в основном медицины, математики и астрономии; но вскоре последовали и другие дисциплины, особенно философия.

Научная деятельность

Движение переводов началось в этом Доме Мудрости и длилось более двух столетий. Более полутора столетий, в основном сирийские христианские ученые ближневосточного востока переводили все научные и философские греческие тексты на арабский язык в Доме мудрости. Движение переводов в Доме Мудрости было положено переводом Аристотеля Темы . Ко времени Аль-Мамуна переводчики вышли за рамки греческих астрологических текстов, и греческие произведения уже находились в их третьем переводе. Среди переведенных авторов: Пифагор , Платон , Аристотель , Гиппократ , Евклид , Плотин , Гален , Сушрута , Чарака , Арьябхата и Брахмагупта .

Дом мудрости включал в себя общество ученых и академиков, отдел переводов и библиотеку, в которой хранились знания, накопленные Аббасидами на протяжении веков. Они также исследовали и изучали алхимию, которая позже была использована для создания структуры современной химии. Кроме того, с ним были также связаны астрономические обсерватории и другие крупные экспериментальные предприятия. Учрежденная Аль-Мамуном, академия поощряла транскрипцию греческих философских и научных работ. Кроме того, он импортировал в библиотеку рукописи важных текстов, недоступных для исламских стран, из Византии. Дом Мудрости был намного больше, чем библиотека, и значительное количество оригинальных научных и философских работ было создано учеными и представителями интеллигенции, связанными с ним. Это позволило мусульманским ученым проверить астрономическую информацию, полученную от прошлых ученых.

Кроме того, новые открытия послужили поводом для пересмотра переводов и комментариев, исправляющих или добавляющих работы древних авторов. В большинстве случаев имена и терминология были изменены. Ярким примером этого является название Альмагеста Птолемея , которое является арабской модификацией оригинального названия произведения: Megale Syntaxis.

В медицине Хунайн написал важный трактат по офтальмологии. Другие ученые также писали об оспе, инфекциях и хирургии. Обратите внимание, что эти работы позже станут стандартными учебниками медицины во время европейского Возрождения.

Под руководством Аль-Мамуна наука впервые увидела масштабные исследовательские проекты с участием больших групп ученых. Чтобы проверить наблюдения Птолемея, калиф приказал построить первую астрономическую обсерваторию в Багдаде (см. раздел Обсерватории ниже). Данные, предоставленные Птолемеем, были тщательно проверены и исправлены группой высококвалифицированных географов, математиков и астрономов. Аль-Мамун также организовал исследование окружности Земли и заказал географический проект, результатом которого стала одна из самых подробных карт мира того времени. Некоторые считают эти усилия первыми примерами крупных исследовательских проектов, финансируемых государством.

Трагический конец

Согласно современным источникам, во время осады Багдада монгольские солдаты разграбили, а затем разрушили мечети, дворцы, библиотеки и больницы. Дом мудрости ), содержащий бесчисленное количество ценных исторических документов и книг по самым разным предметам, от медицины до астрономии, был разрушен.

К счастью, Насир ад-Дин ат-Туси спас около 400 000 рукописей, которые он отнес в Мараге перед осадой. Но это лишь малая крупица уничтоженного сокровища.

Вот так, в одночасье, работа, над которой корпели тысячи умов в течение пятисот лет, обратилась прахом. Кто знает, по какому пути стало развиваться человечество, сохранись эти знания до наших дней. Но история не знает сослагательного наклонения.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Мари Умняшка

Ответ. Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения. Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного. Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Ответ. Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

Ответ. Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Читайте также: