Дом маргариты черновой в ростове на дону история кратко

Обновлено: 05.07.2024

К сожалению, и в наши дни авторы краеведческих бестселлеров разных изданий без ссылок на документальные источники тиражируют набившую оскомину легенду, возведенную напраслину.

Дом в конце 19 – начале 20 столетия славился приемами, балами, на которые приглашались заезжие знаменитости – музыканты, певцы, поэты. В доме находился зал для приемов и домашних концертов. В угловой части зала устроили сцену, а вдоль коридорной стены – балкон с балюстрадой для музыкантов. В 1903 году в доме Черновой пел Федор Шаляпин, здесь же выступала труппа режиссера Юрия Завадского, летом 1920 года Николай Гумилев читал стихи…

В конце улицы Большой Садовой, на углу переулка Халтуринского, стоит большой красивый двухэтажный дом под номером 27/47. Когда-то он принадлежал ростовской актрисе Маргарите Черновой, а сегодня здесь располагается Банк Москвы. Появилось это здание в Ростове больше ста лет назад благодаря любви. Любви богатого купца к красивой и талантливой женщине.

Особняк в центре Ростова и сейчас напоминает о поздней любви купца к актрисе

Большая Садовая - Халтуринский. Фото Хлыстун Светлана.

Поздние чувства

О Маргарите Черновой в то время говорил весь ростовский свет: талантливая, умная, хорошо воспитанная и, что немаловажно, очень прагматичная женщина. Она умела поддержать беседу и обладала удивительным природным магнетизмом, который сразил богатого ростовского купца XIX века Елпидифора Парамонова наповал.

К тому времени, когда Парамонов встретил Маргариту Чернову, он уже был вдовцом. С момента смерти жены прошло около десяти лет, и новая любовь накрыла купца с головой. В расчет не шли ни зрелый возраст (Парамонову было уже 55 лет), ни слухи, которые плелись за спиной. Талантливый предприниматель засыпал служительницу муз цветами, дежурил у ее гримерки, присылал драгоценности и пылкие письма.

Но Маргарита оказалась женщиной неглупой — бросаться в объятья богатому воздыхателю она не спешила. Но и в надежде на ответные чувства не отказывала, поэтому все желания капризной фаворитки исполнялись. Звезда пленительного счастья

Нужно сказать, что актриса Чернова — яркий пример того, что характер делает судьбу. Сегодня трудно объективно оценить ее профессиональные достижения, ведь главной точкой отсчета в восторженных воспоминаниях современников была красота Черновой и умение себя, как сегодня говорят, продать.

Режиссером театра состоял известный российский театральный деятель Николай Синельников (у него были роли в театрах Харькова, Ставрополя, Владикавказа, Житомира, Николаева, Казани), впоследствии ставший заслуженным деятелем искусств СССР. Он разглядел молодую актрису и начал давать ей главные роли.

Елпидифор Трофимович Парамонов слыл заядлым театралом. И вот в одной из постановок он и заметил восходящую звезду труппы Синельникова. Ухаживания набирали обороты, и когда от купца последовало предложение выстроить для Черновой дом, барышня сдалась.

Особый подход архитектора

Место выбрали красивое и безопасное. Дело в том, что в конце позапрошлого века нынешний спуск к Железнодорожному вокзалу и его окрестности были плотно засажены городскими садами (именно так родилось название — Большая Садовая). Это была окраина города, и Парамонов, который не особенно хотел афишировать свои отношения с актрисой, мог приезжать сюда, прячась за деревьями.

Автором проекта рачительный купец выбрал Николая Дорошенко. С 1887 года тот был старшим архитектором Ростова и по заказу городского головы Байкова выстроил множество сооружений в стиле кирпичной эклектики и в русском стиле (Дом Врангеля, пер. Газетный, 8; дом Петрова, ул. Пушкинская, 115; особняк Великановой, ул. Серафимовича, 15). Однако к этому проекту Парамонов попросил Дорошенко отнестись с особой тщательностью. В доме Черновой должна была поселиться любовь. И это накладывало на архитектора особые обязательства.

Главным критиком и идейным вдохновителем проекта особняка была, естественно, сама Маргарита Никитична. Как пишут исследователи, она лично выбирала, каким будет внешний облик дома, и настояла на архитектурных изысках в стиле барокко: богатой лепнине в виде гирлянд, масок, медальонов, атлантов с кариатидами, поддерживающих кронштейны здания.

На втором этаже находились жилые помещения. На Большую Садовую улицу выходили окна зала приемов. Среди других помещений зал выделялся более высокими потолками и роскошным декором интерьеров. Сцена располагалась в углу зала. Из коридора можно было выйти на балкон с балюстрадой. Вдоль фасада по Халтуринскому переулку располагались столовая, гостиная, спальня и другие помещения. Каждая из комнат была декорирована лепниной, расписанной масляными красками.

Венчала здание грациозная башенка, а на фасаде разместились мощные атланты и элегантные вазоны.

При всем творческом подходе Маргарита Никитична понимала, что любовь купеческая не может быть вечной и нужно бы сделать инвестиции в будущее, поэтому сдала первый этаж своего нового владения аптекарю Абраму Шамковичу. Бизнес набирал обороты, и если бы не революция (к которой, кстати, приложил руку и младший сын купца Парамонова Николай, о чем позже глубоко сожалел), все бы было у предприимчивых ростовцев хорошо.

Как Шаляпин обиделся на ростовцев

Но тогда, в 1899 году, ни Чернова, ни ее воздыхатели и гости об этом не знали. Дом с атлантами стал городским салоном. Главной частью его был зал, окна которого выходили на тенистую Большую Садовую улицу. Именно здесь хозяйка устраивала приемы, спектакли и концерты. По воспоминаниям, здесь даже была небольшая сцена, где блистала Маргарита Никитична. Парамонов гордился своим приобретением в лице Черновой, а также домом, который они построили. Поэтому часто возил сюда важных гостей. В 1903 году здесь пел Федор Шаляпин. Он прибыл по приглашению ростовцев и дал единственный концерт в театре купчихи Машонкиной.

Федор Иванович на жителей Дона обиделся и не дал на благотворительность (тогда это было традицией) ни копейки.

Но в доме Маргариты Черновой его встретили с полным почтением, Федор Иванович много пел, его высокий бас лился из раскрытых окон особняка.

Судьба дома после революции

Есть у дома Маргариты Черновой еще одна легенда, очень похожая на правду: старожилы рассказывали, что подо всем двором располагался огромный подвал, из которого можно было попасть в подземный ход, ведущий к реке Темерник. Говорят, даже были здесь лабиринты подземных катакомб греческого поселения. Пользовались ли первые хозяева тайными ходами, доподлинно не известно.

Но, наверное, если бы они знали, как повернется их судьба, предприняли бы попытку взять из существующих возможностей по максимуму.

Счастливая жизнь в доме на Большой Садовой заканчивается в 1920 году. Елпидифору Трофимовичу увидеть все ужасы революции, к счастью, не довелось. Он умер спустя 10 лет после окончания строительства особняка Черновой. 12 декабря 1909 года в здании ростовской биржи, во время работы, у него остановилось сердце.

Спустя пятнадцать лет в здании размещался партийный архив Ростовской области, а после распада Советского Союза — Государственный архив Ростовской области. К началу 2000-х годов здание находилось в аварийном состоянии. В 2001 году была проведена реконструкция — дом был разобран и вновь воссоздан. При восстановлении использовались оригинальные элементы декора. В настоящее время в здании размещается отделение Банка Москвы.

Когда деревья на Садовой были

Что же касается самой Маргариты Черновой, то, ее имя растворилось в буре революции. Говорят, что после того, как у нее отняли дом, она сильно сдала — сказались и постоянные хождения по инстанциям с просьбой вернуть ей хотя бы часть жилья, и возраст.

Но у ростовчан остался большой красивый особняк, который напоминает о поздней любви купца к актрисе и том беззаботном времени, когда деревьев на Большой Садовой еще было много…

Когда – нибудь владельцы этого здания возродят давнюю, забытую традицию выступления музыкантов на балконе с балюстрадой и вернут зданию утраченное музыкальное завершение его архитектуры.

Это дом по Большой Садовой, 57, в перекрестье с ул. Халтуринской, бывшей Никольской. Из справочника за 1914 год следует, что владельцем этого дома была Маргарита Никитична Чернова. Уже много лет в краеведческих изданиях о Ростове оживают рассказы об удивительной красоте этой женщины, ее прекрасном воспитании и романе Маргариты Черновой с одним из представителей знаменитого ростовского купеческого рода Парамоновых, который и построил этот особняк для нее.


Дом Маргариты Черновой

столетия славился приемами, балами, на которые приглашались заезжие знаменитости – музыканты, певцы, поэты. Особняк М.Н. Черновой был построен в 1899 г., предположительно по проекту архитектора Н.А. Дорошенко.

Окна первого этажа просты, просторны, функциональны – понятно, это торговые витрины. Над входом по обе стороны фасада – окна второго этажа с полукруглыми арками, с наличниками в форме полуколонн ионического ордера с маскаронами. Их подоконный орнаментальный пояс из балясин совпадает ритмом и формой с балюстрадой балкона, и вместе с нишами в которых стоят декоративные вазы с зооморфными ручками придают входу торжественную праздничность и парадность.

Выразительный архитектурный декор здания – атланты и кариатиды на фасаде со стороны Большой Садовой, поддерживающие кронштейны с медальонами, и фриз составленный из гирлянд оливковых ветвей перевязанных лентами. Облачение кариатид тонкая туника, верхний край которой наброшен наголову; атланты подпоясаны львиной шкурой – символом силы.З а этими скульптурами тысячелетние архитектурные традиции: – кариатиды – женские статуи, они как и атланты поддерживают, символически конечно, вместо колонн или другой вертикальной опоры балочные перекрытия.Так как они в нашем путешествии по Большой Садовой встречаются намногих зданиях города, расскажем об истоках этих образов.

Кора – в переводе с греческого – девушка. Впервые скульптурные образы появились в памятниках древнегреческой архитектуры.

Пеплос, вытканный девушками-горожанками (они начинали работу за 9 месяцев до Панафиней), надевали на старинную священную деревянную статую Афины, стоявшую вхраме Эрехтейон на склоне холма чуть ниже Парфенона.На шафранном поле ткани изображалась битва с гигантами, где Афинаявлялась победительницей диких враждебных сил, а также главные деяния самих афинян в истории города. Пеплос развешивался в виде паруса на модели корабля и провозился по улицам города к святилищу богини. Жрецы вели разукрашенных цветочными гирляндами жертвенных животных – быков, овец; служительницы культа Афины – юные девушки – несли в корзинах священные предметы, цветы и плоды, и в амфорах оливковое масло. За ними старейшины в белых одеждах, увенчанные венками, всадники с копьями и щитами, победители в предшествовавших состязаниях… Именно эта процессия девушек – афинянок и воплотилась в фигурах кариатид портика маленького шедевра – храма Эрехтейон на Акрополе.Процессию можно увидеть и на мраморном фризе храма Парфенон, обходящем все здание. Финал шествия представлен на восточной стороне фриза:сидят спокойно беседующие друг с другом олимпийские боги, как бы незримо присутствующие на празднике.В центре фриза между ними изображен торжественный момент передачи верховному жрецу пеплоса богини Афины… Так девушки – кариатиды три тысячелетия трансформируясь в разных стилях архитектуры, остаются в облике европейских городов, в том числе и нашего города.

Это имя одного из титанов – греческих божеств, детей Урана и Геи (Неба и Земли). В мифах они – олицетворение необузданных стихий, образов божеств более древних, чем боги Олимпа. Но для людей они сделали немало, в частности титан Прометей без разрешения свыше, принес людям огонь, научил ремеслам и вообще открыл для них многие тайны, которые считались привилегией богов.


Атлант за участие в борьбе титанов против олимпийских богов в наказание должен был держать на западной окраине земли небо. Работа тяжкая, но под силу, правда ненадолго, оказалась и человеку: в одном из подвигов Геракл взваливает вместо Атланта небо на свои плечи, пока титан добывал для него золотыеяблоки из сада своих дочерей Гесперид. Происходило это где-то внаших краях, так как по географии мифов небо ближе всего к земле было за рекой Танаис, да и сад с яблоками бессмертия то же рос где-то неподалеку…

Объяснение не только в том, что колонисты перевозили с собой на новые места и весь олимпийский пантеон; это и воспоминание о том, что под другими именами солнечный бог когда-то уже обитал на этих землях: северо-восточный исток пути Аполлона в Грецию несомненен.
И уже в Греции, возможно, в гомеровский период (VIII в. до н.э.) Аполлон надел лавровый венок. Вместе с лирой и колчаном со стрелами он – атрибут бога, священные лавровые рощи окружали его храмы. У Каллимаха, поэта и ученого эллинистического времени, встречаются такие строки:

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,

Жизни красивых, успешных женщин непременно полны тайн. Об их любви слагались легенды, основанные на реальных фактах. Кому не известны имена юной Джульетты, влиятельной Клеопатры, очаровательной Елены Троянской, нимфы Эвридики, видной Жозефины, английской королевы Виктории, оплакивающей своего супруга на протяжении 40 лет. Однако не многим знакома история Маргариты Черновой. Русская красавицы была достаточно известной особой. Об этом знает каждый ростовчанин и может поведать гостям города удивительную историю не только о жизни самой актрисы, но и ее окружения. Все тайны хранит Дом Черновой в Ростове-на-Дону. Такой же красивый, как и его хозяйка, столь же величественный, светлый и притягательный.

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,

Связь Маргариты Черновой и купца Парамонова

Во всем Ростове знали красавицу-актрису Чернову. Многие почитали ее талант, однако привлекала она и своим женским началом. Степенная, мудрая, с легкостью поддерживала беседы, никогда не взрывалась, не кичилась. Однако к себе требовала уважения и вольностей не допускала. С надеждой и восхищением посматривали на нее знатные мужчины, тянувшиеся к ее обаянию, словно к магниту. Больше других воспылал чувствами к знатной даме Елпидифор Парамонов. Он тоже был не так прост: богатый купец, представительный джентльмен, судовладелец. В светских кругах о нем ходили разные слухи. Одни утверждали, что старый купец был распутником, другие доказывали, что его казацкое происхождение и религиозность сделали его благочестивым, трудолюбивым.

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,

После смерти жены стал приглядываться Елпидифор Парамонов к красавице Маргарите. Влюбился без ума. В 55 лет почувствовал себя мальчишкой. Встречал обворожительницу букетами цветов, преподносил роскошные подарки. Желая окончательно доказать большую любовь, решил выстроить для нее шикарный особняк. Мудрая актриса, отличавшаяся расчетливым нравом, не смогла отказаться от заманчивого предложения.

Строительство Дома Черновой

Место для строительства роскошного особняка выбиралось купцом не случайно. Он не желал, чтобы его походы к актрисе стали достоянием гласности, поэтому решил возводить строение на окраине. В то время на месте нынешней Большой Садовой росли пышные сады, давшие улице впоследствии название.
Автором многочисленных построек в Ростове был архитектор Николай Дорошенко. Ему Парамонов решил поручить проект дома для возлюбленной. Маргарита сама утверждала все чертежи, вносила в них коррективы. Это по ее настоянию было добавлено в отделку множество роскошных элементов. Закончено строительство особняка было в 1899 году.

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,

Особенности оформления особняка

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,


• растительные орнаменты;
• кариатиды;
• морские раковины;
• гирлянды;
• утопающие в нишах вазы.
Внутреннее пространство дома во многом напоминало театр. Первый этаж использовался для служебных помещений, сдавался в аренду. На втором – велись приемы, жила хозяйка. Стены, потолочные перекрытия по требованию Маргариты Никитичны были украшены лепниной. Изяществом отличались залы, оформленные для проведения концертов, театрализованных представлений. Однажды в Доме Черновой по приглашению мецената Парамонова побывал великий Шаляпин.

Тайна Дома Черновой

Не только в самом доме, но и под ним разворачивались страстные события. Знающие люди утверждают, что под особняком расположен огромный подвал на несколько ярусов. Оттуда построен поземный ход, выводящий к реке Темерник. Этим тоннелем не однажды пользовался купец Парамонов.

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,


Рядом с Домом Черновой жил известный коллекционер Новосильцев. Много лет собирал он картины, имевшие мировую ценность. Когда установилась Советская власть, меценат решил спрятать картины в соседском подземелье. В 1919 году к нему с обыском нагрянули воины Красной Армии. У них имелось предписание забрать все произведения искусства для дальнейшего использования в музеях. Однако каково было немое изумление красноармейцев: ни одного полотна в доме не оказалось. Говорят, что картины эти и теперь находятся под землей.

Использование в советское и настоящее время

Россия, Ростов на Дону, Дом Черновой, Маргарита Чернова,


Позже в Доме Черновой располагаются другие организации. Многое видели стены особняка, где когда-то собирался ростовский бомонд:
• детская коммуна №5;
• архив для хранения партийных документов;
• аптека №2;
• школа Донпрофобра, обучающая кройке и шитью;
• коммунальные квартиры.
1986 год стал самым трагическим в жизни строения. Из-за отсутствия ремонта вышла из строя труба, подающая горячую воду. Кипяток затопил помещения. Ремонтировать исторический особняк местные власти не хотели. Предлагалось снести строение. Однако ростовчане отстояли достопримечательность, вокруг которой витает столько легенд. Принялось решение – снести разрушившиеся стены и восстановить здание по сохранившимся чертежам.
Прошло время. Строение практически восстановлено. Оно не совсем то, что было ранее, но его яркий облик украшает город, радует его жителей. Теперь в Доме Черновой находится филиал Банка Москвы.

Расположение особняка

Находится Дом Черновой в городе Ростов-на-Дону. Его адрес известен каждому жителю города: улица Большая Садовая, 27/47. Здесь от нее ответвляется переулок Халтуринского.
Дом с кариатидами пережил многое. Ростовчане гордятся им и верят, что в здании со временем откроют музей, который будет рассказывать многочисленные тайны посетителям.

Читайте также: