Дом лобанова ростовского в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Князь Лобанов-Ростовский - коллекционер из великого рода



Позволить себе построить огромный дом практически в самом центре столицы Российской империи мог человек богатый и неординарный. Таким и был князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский. Наследник солидного состояния своих родителей, князь Лобанов приумножил его, женившись на одной из самых богатых невест России, дочери графа Ильи Андреевича Безбородко — Клеопатре Ильиничне. Князь служил Отечеству, участвовал в нескольких войнах, а после выхода в отставку полностью отдался своему любимому делу – коллекционированию, благодаря чему вошел в историю.
Среди его собраний были две особенные коллекции, посвященные двум великим женщинам: киевской княжне Анне Ярославне и шотландской королеве Марии Стюарт. Он извлёк из архивов и напечатал три тома писем Марии Стюарт, собрал сотни её портретов и коллекцию книг о ней. Позднее портреты и книги были переданы Эрмитажу.
Но как коллекционера князя интересовали не только монаршие особы. Он собирал книги по военному искусству и карты, которые передал в распоряжение Главного штаба. Научную и художественную ценность так же имеет коллекция портретов Павла I и его приближённых, пожертвованная Публичной библиотеке. Князь имел в наличии каталоги всех картинных галерей Европы и большую коллекцию тростей и палок, принадлежавших разным историческим персонажам.
Во времена жизни во Франции, князь Лобанов издал в Париже перевод на русский язык Евангелия от Матфея и молитвы, читаемые при божественной литургии. Под конец его жизни свет увидели два сборника разнообразных меню на французском языке. Он был членом парижского Общества библиофилов и Русского географического общества.
Состояние князя позволяло ему иметь собственные яхты, но в силу своего характера, он не мог быть простым владельцем нескольких яхт. Человек, любящий размах и масштаб в любом деле, он основал и стал первым командором Императорского Российского яхт-клуба.

Львы стерегут город…

Выиграть дом за 1 рубль

фото

В.С.Садовников.
Вид площади между Исаакиевским
собором и Адмиралтейством.
1847 г.

фото

Вид на дворец Лобанова-
Ростовского в Спб XIX в.
(добавил ДиШе)

фото

Фото - С. М. Прокудин-Горский,
нач. XX в.
(добавил Mary)

фото

План.
(добавил Mary)

фото

фото

фото

Здание Военного министерства.
Исаакиевская пл., 2. 1913.
(добавил miraru1)

фото

Фото 1944 г. из "Восстановление
памятников архитектуры
Ленинграда. Стройиздат. 1987 г."
(добавил nikspb)

фото

1947 г. Фото Шиманский С.Г.
(добавил - Данелия)

фото

фото

Фото Л. Зиверта 1950-1951 гг.
(добавил YURIY ALEKSANDROV)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фрагмент парадной
лестницы.

фото

Фрагмент отделки свода.
([93]) (добавил Mary)

фото

Путеводитель по Ленинграду 1929 г.

Парадные помещения расположены во втором этаже. По проекту Монферрана здесь должны были располагаться обширные залы и небольшой театр, но проект не был осуществлен, интерьеры получили более скромную отделку. Сохранилась первоначальная отделка вестибюля и парадной лестницы.

(по материалам [ 93 ], [ 208 ], Mary)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

1830-е - 1917 - Военное министерство

1936-1937 - Общество "Старый Петербург - Новый Ленинград"

В 1920-е гг. в этом здании была размещена теперь всемирно известная 239-я (тогда 57-я) школа. Она находилась в доме со львами и в 1941-1944 гг, будучи одной из 29 школ, работавших всю блокаду. ( ТВЛ )

В 1926-1928 гг. в доме жил биолог, генетик, академик АН СССР Николай Иванович Вавилов (1887-1943). ([ 99 ]. C. )

В этом доме жили:

1926 - 1928 генетик Н. И. Вавилов (ВЛд на 1927. O. XI. C. 66, на 1928. С. 83)

1926 - 1924 ботаник П. М. Жуковский (ВЛд на 1927. O. XI. C. 159, на 1928. С. 197, на 1929. С. 216, на 1930. С. 183,

на 1931. С. 162, ВЛд на 1933. O. XV. C. 145, на 1934. O. XIV. C. 139)

1850-е - 1860-е поэт, переводчик А. Н. Струговщиков

(Путеводитель 60000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчины и прочая. 1854. С-Пб 1-я ч. С. 198;

Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд Всеобщая адресная книга С-Петербурга 1867-1868 O. III. C. 459) (добавил Val 39 )

фото

фото

Фото - Наталия, 01.2014.

фото

Фото - Наталия, 01.2014.

фото

фото

Фото - Наталия, 01.2014

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - люблюпитер, 02.01.2017

фото

1925: Издательство Военно-Политического Института РККА им. Толмачева, пр. Майорова (б. Вознесенский), 1.

(«Весь Ленинград - 1925". С. 158).

В 1926 г. в справочнике это издательство отсутствует

1929: Аэро-музей о-ва Аэрохим (Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1929. С.108 - 109)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

(cкан с фотопленки)

фото

Фото - Lonely Walker, 2004.


Дом в советское время

В советскую эпоху дом сменил множество хозяев. После Октябрьской революции здесь размещались Военно-политическая академия имени Толмачева, затем – Аэромузей и общежитие Восточного института им. А. С. Енукидзе. В 1930-40-х годах в доме одновременно ютились жилые квартиры, общежития Восточного института и Госотделстроя, мастерские Электромеханического завода (радиомастерская, кузница, кладовые, конюшня, гараж, контора) и общеобразовательная школа №239.

В один из последних дней 1941 года снаряд попал в парадное крыльцо и отбил хвосты у знаменитых фигур беломраморных львов работы Паоло Трискорни. Аркада была изрешечена осколками. Но одна из сотрудниц школы сохранила у себя сбитые осколки львов вплоть до реставрации архитектурного памятника в начале 1960-х.

Военно-политическая академия имени Н.Г. Толмачева здесь до 1938 года? До перевода в Москву и присвоения имени В.И. Ленина.


Здание Военного министерства

Сохранившееся в Военно-историческом архиве дело о перестройке дома на Мойке содержит сведения о количестве арендованных помещений, их расположении по этажам и размере залов и "покоев":

"1-е. Под сводами (т.е. в полуподвале) для служителей21 покой2-е. В первом этаже20 покоев3-е. В бельэтаже 39 покоев. В числе коих имеются 4 большие зала, из коих три по 11 саженей (т. е. по 23,5м) длины и 4 сажени 2 аршина (около 10м) ширины, один по 8 саженей (17м) длины; прочие покои по фасадам: Адмиралтейскому и Исаакиевскому имеют глубину покоев 4 сажени 2 аршина (10м).4-е. В третьем этаже 26 покоевПокои по большей части имеют длину от 4-х до 5 саженей и даже 6 саженей (от 8,5 до 10,6м); ширина от 3 саженей и до 4 саженей 2 аршинов (от 6,4 до 10м).5-е. В антресольном этаже (или в самом верхнем), кои могут быть потреблены для служителей". 8 покоевВсего Военное министерство арендовало под свои "присутственные места" 114 комнат и залов, составлявших "почти две третьих части дома".Из источников Военно-исторического архива: "Кроме помещений, занятых учреждениями военного ведомства, в "погребном этаже" дома имеются "три квартиры из 11 жилых покоев и 3 сухих погреба. В первом этаже четыре квартиры из 24 покоев. В бельэтаже одна квартира из 7 покоев. В третьем этаже пять квартир из 23 покоев. Всех же вообще - 65 покоев, с коих получается доходу до 30 000 руб.". Нетрудно подсчитать, что всего в доме было 114 + 65 = 179 "покоев" и три сухих погреба. Действительно, 114 составляет примерно две трети общего числа помещений.

Сверх того в доме были "шесть сараев, конюшни на 30 стойлов, два большие сенные чердаки и две кладовые для овса".

Эдуард Христианович Анерт родился 26 ноября 1790 года. В 1800 году поступил в Академию художеств. В 1815 году получил аттестат на звание художника, спустя десять лет удостоен звания академика архитектуры. С 1817 года Анерт служил в Строительном комитете, а с 1822 работал в качестве помощника К. И. Росси на строительстве Елагина дворца и здания Главного штаба. В Петербурге большинство его построек также связано с Адмиралтейством и Морским ведомством. Из наиболее известных произведений зодчего можно назвать здание Технологического института и Нового Адмиралтейства. Ученик и последователь Росси и Захарова, Эдуард Анерт был приверженцем позднего ампира как в гражданском, так и в военно-промышленном строительстве. Архитектор умер 24 июля 1848 года.

  1. "В служебных помещениях, крайне тесных, занятия происходили с лампами и свечами.
  2. Подвалы при наводнениях затапливались.
  3. В чердачные помещения вела единственная узкая, извилистая лестница старинной конструкции, а самые помещения, в значительной своей части, были полутемными, разделенными дощатыми, окрашенными масляною краскою, перегородками на маленькие каморки. Очаги были общими, в темных помещениях, служившими и для отопления; окна - чрезвычайно малы, потолки очень низки".

То есть всегда, во все времена, помимо учреждений были и жилые квартиры - Ваш Кадет.

Дом Лобанова-Ростовского в Петербурге

Дело в том, что этот дворец еще до появления могучего соседа с куполами выстроил под собственные бытовые нужды князь Лобанов-Ростовский. В честь своего хозяина дом получил и имя, хотя если верить исследованиям историков, то земля принадлежала его жене Клеопатре Ильиничне, в детстве носящей фамилию Безбородко, а муж лишь спонсировал постройку.


2.

Хотя эти юридические тонкости не так важны, мы же с вами сейчас не судьи на бракоразводном процессе. Просто если верить легендам, то когда его благоверная представилась апостолу Петру у райских ворот, наш домовладелец решил ценное имущество продать. Поговаривают, что пошел он на такой шаг не с горя по усопшей, бренно шатаясь по пустому дворцу, а развязавшийся без присмотра князь, вдрызг проигрался в карты. Ну и как любому порядочному человеку тех лет, не желавшему получить на дуэли пулю промеж глаз, долги нужно было отдавать.

Правда желающих расстаться с миллионом рублей в обмен на праздные хоромы в центре столицы не было, а коллекторы того времени уже бегали за ним, угрожая седельными пистолетами. Тогда ему в голову раньше пули пришла интересная мысль, а что если его продать через жилищную лотерею? Выпустить миллион билетов по стоимости в 1 рубль и пообещать устроить розыгрыш после того, как все купончики раскупят.


4.


5.


6.

Ну и дабы не промочить ноги, Яковлев залез на мраморных котят верхом, чтобы переждать стихию. Эта история так зацепила великого автора, что он нашел для нее место в своем культовом произведении, упоминая и царей джунглей.


8.

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.


9.

Конечно же многие историки рассказывают об эффекте обратном, о том, что легенда про Яковлева появилась уже после появления на свет самого произведения и обретала статус культовой, распространяясь вместе с запрещенным в империи произведением.


10.

В конце же хочется сказать, что после революции здание использовалась как школа и проектный институт, а в 2002 году перешло к Управлению делами президента, и те хотели разместить тут конституционный суд, но вскоре от такого решения отказались и отдали здание в аренду на 49 лет под фешенебельный отель. Так в Россию приехал первый в стране Four Seasons.


11.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

7fbb0696595d5538ba386c9052ac610f_i-562 (600x450, 250Kb)

. Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.

o_1249646777319003546 (700x436, 291Kb)

Именно здесь застало наводнение пушкинского Евгения из поэмы «Медный всадник".

Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений.

rV5KVkPE1fo (550x389, 153Kb)


Площадь у Сената, где в 1782 году был открыт памятник Петру I, стала именоваться Петровской, но название это не прижилось. Площадь продолжали называть Сенатской. Пушкин в своей поэме описал наводнение 1824 года, самое страшное петербургское наводнение, когда вода поднялась на 410 сантиметров выше ординара и причинила Петербургу немало бед. В то время дом со львами у строившегося Исаакиевского собора был действительно новым.

Y9jJ_PI1XKI (552x450, 111Kb)

Строил его О. Монферран для богатого сановника князя А. Я. Лобанова-Ростовского. Дом-дворец необычной треугольной формы. На высоком крыльце стояли мраморные сторожевые львы, исполненные П. Трискорни. Вот на одном из этих львов и просидел Евгений до тех пор, пока вода не спала. От этого дома № 12 по Адмиралтейскому проспекту шел дальнейший путь пушкинского героя (к переправе у памятника Петру I и далее по Васильевскому острову до селения Галерной гавани, где жила его возлюбленная) . Селение это находилось у самого залива, на том месте, где Большой проспект Васильевского острова выходит к заливу.
Интересная подробность: на одном из сторожевых львов дома князя Лобанова-Ростовского во время наводнения 1824 года действительно спасался от разбушевавшейся воды один из жителей города.
Дом со львами находился во владении князя недолго. Он продал его казне. В особняке на Адмиралтейском проспекте разместилось Военное министерство Николая I. В 1930-е годы здесь находилась школа планеристов и музей Осоавиахима. Во время блокады Ленинграда в бывшем княжеском особняке размещалась школа № 239, а сейчас его занимают различные учреждения

554545435334534765433675 (350x422, 86Kb)

Дом для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, был построен в 1817-1820 годы по проекту Огюста Рикара де Монферрана - французского архитектора, главным произведением которого в Санкт–Петербурге стал Исаакиевский собор.

2748914 (700x472, 413Kb)


Особняк был построен на ответственном в градообразующем отношении участке, он занимает большой треугольный в плане. Участок расположенный там, где Вознесенский проспект вливается в Адмиралтейскую площадь.

rostovskogo_2 (640x481, 204Kb)


Два фасада, один из которых обращен на север, а другой на запад, к Исаакиевскому собору, Монферран оформил одинаково парадно. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики.

IMG_052778687777 (640x526, 173Kb)

Перед колоннадой, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта - на север, вход в дом стерегут изваяния львов.

IMG_052556756577766 (640x547, 228Kb)

IMG_99667567677 (640x480, 171Kb)

За образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Один из этих львов античный, другой работы Вакка (1600 г.). Трискорни не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.

9caJFT5kuRc (700x443, 431Kb)


Фасад здания, обращенный в сторону Вознесенского проспекта, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем Адмиралтейства.
Парадные помещения размещались на втором этаже. Интерьеры особняка имели богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Дом блестящего вельможи Александровской поры вмещал несколько редкостных коллекций, в том числе и редкое библиотечное собрание.
Дом Лобанова–Ростовского. Дом со львамиПосле смерти супруги князь попытался продать и большой особняк, и бесценную библиотеку, но покупателя не нашлось. Император Николай I выкупил дом и библиотеку. За покупку редкого собрания книг он назначил князю пожизненную пенсию.
Во времена правления Николая I А.Я.Лобанов-Ростовский получил выговор, вышел в отставку, уехал в Париж, где долгое время жил.

Роскошный особняк в Санкт–Петербурге сдавался, а в 1827 году был передан Военному министерству.
Сегодня после перестройки дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса люкс, интерьеры и внутренние флигели здания разрушены, неизменным остался лишь его внешний облик.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 , Нестеров В.В. Львы стерегут город.,Искусство., СПб.,2001,Пыляев М.И.Старый Петербург.Паритет .,СПб.,2008

cq5dam_web__1280_720 (700x393, 328Kb)

© Е. А. Паршина, 2009

Читайте также: