Должностные обязанности проводника пассажирского вагона маршрут проводника кратко

Обновлено: 02.07.2024

У проводника поезда дальнего следования есть должностная инструкция, в которой прописано множество обязанностей. Большая часть касается технического обслуживания вагона, но и касающихся обслуживания пассажиров обязанностей тоже немало.

Проводник встречает пассажиров у входа в вагон и проверяет наличие билетов. Если билет с электронной регистрацией, то предъявлять проводнику распечатанный посадочный талон не нужно. Списки пассажиров, прошедших электронную регистрацию, выдаются проводникам за час до отправления поезда с начальной станции. Это или бумажный список, или электронный девайс. Проводник обязан следить, чтобы до отправления поезда в вагоне не осталось провожающих. После отправления поезда проводник проходит по вагону и собирает корешки бумажных билетов.

Проводник – хозяин вагона. Он обязан следить, чтобы вагон был чистым. Например, убираться в туалетах нужно 4 раза в день, влажную уборку в вагоне делать дважды, пылесосить – по мере необходимости. В туалетах должны быть мыло и бумага, их наличие проводник обязан проверять каждый час. Кстати, если в вагоне туалеты старой системы, то они закрываются за полчаса до прибытия на станцию.

Постельное белье, как правило, уже включено в стоимость билета. Комплекты должны дожидаться пассажира на его месте. Застилать постель тоже обязан проводник, но только по просьба пассажира. Приоритет в этой услуге у инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. Также проводник обязан установить и закрепить ремни безопасности на второй полке по просьбе пассажира. Одеяло можно требовать в любое время года – оно входит в состав комплекта постельного белья. Проводник может заменить вам белье на новый комплект за отдельную плату. Самое удивительное открытие для всех пассажиров плацкартных вагонов – сдавать белье проводнику не нужно! Да, многие проводники за полчаса до прибытия поезда на конечную станцию требуют, чтобы все пассажиры сдали белье. Однако пассажиры не должны этого делать – следить за сохранностью комплектов, а также собирать их и сдавать в прачечную – непосредственная работа проводника.

Титан в поезде должен быть всегда горячим. Кофе, чай и кондитерские изделия проводник должен предлагать 3 раза в день, услуга эта платная. В спальных вагонах и вагонах фирменных поездов чай можно требовать в любое время. Навязывать свои услуги проводник не должен, равно как и требовать купить у него лотерейные билеты. В купе проводников должен находиться швейный набор и аптечка, которыми пассажир может пользоваться бесплатно.

Проводник следит за порядком в вагоне и за соблюдение пассажирами норм поведения. Он имеет право вызвать транспортную полицию, если кто-то из пассажиров ведет себя неадекватно или находится в состоянии алкогольного опьянения.

  • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
  • Выберите подходящий поезд и места.
  • Оплатите билет одним из предложенных способов.
  • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Возврат осуществляется прямо в личном кабинете Туту.ру или в железнодорожных кассах.

Если вы оплатили электронный ж/д билет банковской картой, деньги вернут на ту же карту.

При сдаче купленного билета не возвращаются сервисные сборы и комиссии, дополнительно РЖД взимает рекламационный сбор.

Общие потери при сдаче билета зависят от суммы и способа оплаты. За один сданный билет в среднем удерживается около 500 рублей.

При возврате билета менее чем за 8 часов до отправления поезда штрафы РЖД существенно увеличиваются.

Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

После оплаты для посадки в поезд нужно:

  • либо пройти электронную регистрацию;
  • либо распечатать билет на вокзале.

Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

Самая массовая профессия на железной дороге — проводник пассажирского вагона. Рабочая должность до принятия профстандарта регламентировалась и тарифицировалась ЕТКС. Квалификационный справочник определял обязанности проводника при посадке и высадке пассажиров, по обслуживанию вверенной части состава. Использованная ЕТКС тарификация работ практически полностью перешла в принятый профстандарт 2015 года и сохранилась в новом (17.013 2020 года). Должностные разряды работников при обслуживании пассажирских вагонов различных категорий поездов:

Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути следования и обслуживающий пассажиров. Функциональные обязанности проводника в пути следования пассажирского поезда, при его формировании и сдаче в конце пути, объединены в несколько условных групп:

  1. Поддержание части состава, систем жизнеобеспечения, в эксплуатационном состоянии.
  2. Соблюдение мер транспортной безопасности.
  3. Обслуживание пассажиров в пути следования.

Кратко о том, что входит в обязанности проводника пассажирского вагона по его сопровождению на всех этапах пути:

Что входит в обязанности проводника

Не менее важное значение имеет комфорт следующих составляющих в вверенной части пассажирского состава — основные обязанности проводника перед пассажирами в отдельном списке.

Обязанности проводника перед пассажирами

Работник несет материальную ответственность за сохранность всего имущества пассажирского вагона. Это постельные принадлежности, посуда, рабочий инвентарь и оборудование.

Специфика профессии и ответственность за безопасность пассажиров вагона делают должность одной из самых зарегламентированных на железной дороге. Функционал утверждается в должностной инструкции и полностью детализируется в Папке — специальном сборнике рабочих материалов и правил. Например, внутри единого свода правил утвержденная Федеральной пассажирской компанией Инструкция № 515р от 27 апреля 2015 г. детально описывает обязанности проводника при проверке вагона контролирующими лицами, во время экстренных торможений состава и пр.

Обязанности проводника пассажирского вагона

Профессионально-квалификационные требования

Общие сведения о профессии и одноименной должности содержатся в I разделе профстандарта 17.013.

обязанности проводника пассажирского вагона для резюме

Требования к исполнителю всех разрядов в части образования и условий допуска для работы в пассажирский вагон одинаковы:

  1. Среднее общее.
  2. Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки программы повышения квалификации.
  3. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований).

Сотрудники РЖД выполняют обязанности проводников пассажирского вагона в пути следования 4 и 5 разрядов на следующих поездах:

Для них в стандарте введены дополнительные характеристики.

обязанности проводника при маневровых работах

Краткий перечень знаний и умений выглядит следующим образом.


Должностные обязанности

Профессиональный стандарт 17.013 разработан при непосредственном участии структур РЖД.

Все отраслевые подразделения с конца 2020 года завершили переход к обязательному использованию сборника стандартов. При составлении текста должностной инструкции железнодорожная отрасль использует:

  • положения гл. 43 ТК РФ ;
  • требования профстандарта;
  • устав;
  • многочисленные локальные акты компании, в том числе перечисленные в папке проводника.

Оформляется ДИ согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016.

С работниками работодатель заключает договор о полной материальной ответственности — это во многом определяет обязанности проводника при сдаче вагона, перечень и структуру формируемых отчетных документов. Должность входит в перечень, утв. Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Работник международного вагона 5-го разряда — высший должностной и квалификационный уровень для описываемой профессии. Должностная инструкция такого сотрудника (разделы с трудовыми функциями и должностными обязанностями) выглядит следующим образом.

ДИ проводника

Права и ответственность

Заключительные положения инструкции посвящены правам и ответственности на занимаемой должности в пассажирском вагоне. Все положения прописаны в соответствии с действующим законодательством и ведомственными актами.

Проводник пассажирского вагона 5-го разряда имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности проводника 5-го разряда.

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию проводника пассажирского вагона 5-го разряда.

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

Проводник пассажирского поезда 5-го разряда несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения проводник пассажирского вагона 5-го разряда привлекается в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Принимает вагон согласно существующей описи, расписывается в маршрутном листе, получает постельное белье, чай, реализует все это во время рейса, следит за исправностью технической системы и санитарным состоянием вагона, за посадкой и своевременной высадкой пассажиров.

Должен знать:

Нормативные документы, правила эксплуатации вагонов, основы психологии общения, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Профессионально важные качества:

хорошая зрительная память;

Квалификационные требования:

Медицинские противопоказания:

нервные и психические заболевания;

болезни, связанные с потерей сознания;

нарушение координации движений, зрения, слуха.

По обслуживанию пассажиров:

На двери служебного купе вывешивается табличка с фамилией, именем и отчеством проводника. Проводник собирает документы и гасит их путем надрыва, не нарушая компостера. Не гасятся служебные, транзитные проездные документы и проездные документы пассажиров желающих сделать остановку в пути. Проездные документы пассажиров спальных вагонов хранятся у проводника в папке и проводник несет ответственность за их сохранность. За 30 минут до прибытия проездные документы возвращаются пассажирам. Не допускается передача проездных документов лицам, не совершающим поездку. Не востребованные проездные документы уничтожаются.

Содержать вагон в соответствие с санитарными правилами – два раза в день влажная уборка. Туалеты по мере необходимости, но не менее четырёх раз в день.

Поддерживать наличие в кипятильнике горячей воды, а в водоохладителе охлажденной питьевой. Не менее трёх раз в день поить пассажиров чаем:

В фирменных поездах и спальных вагонах по желанию пассажира в любое время суток.

В вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров спальными принадлежностями на места, в фирменных поездах белье застилать до посадки.

Производить поднятие и опускание верхних полок по просьбе пассажира.

За 30 минут до прибытия пассажира убирать его постельные принадлежности. В фирменных поездах и спальных вагонах постель убирается после высадки пассажира. В случае утери, порчи или загрязнения постели по вине пассажира заявить об этом начальнику поезда, который взыскивает стоимость утраченного имущества согласно расчетной ведомости с выдаче квитанции РС-97.

Распространять среди пассажиров книги и прессу.

Оказывать первую помощь.

При неисправности радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время название остановочных пунктов, границы санитарных зон, продолжительность стоянок. Ночью - по просьбе пассажира.

По безопасности пассажира:

Во время движения поезда торцевые двери по концам состава должны быть закрыты на внутренний запор "секретка", замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые двери не запираются. Боковые двери нерабочего тамбура запираются на секретку, замок под специальный ключ, трехгранник. В рабочем тамбуре на секретку и трехгранник.

Следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны. В вагоне с напряжением 110 вольт при работе кондиционера окна должны быть закрыты.

За 30 минут до прибытия на станцию предупреждать пассажиров выходящих на ней.

Открывать дверь после полной остановки поезда, протереть поручни. При низкой платформе поднять площадку.

При стоянке менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров открыть боковую дверь и находясь в тамбуре рекомендовать пассажирам не выходить из вагона.

На линейных станциях производить посадку пассажиров с билетами на данный поезд не зависимо от того в какие вагоны выданы билеты. Не допускать посадку и высадку на ходу. На станциях при необходимости пропуска через тамбур пассажиров других поездов находящихся на соседних путях к пассажирскому зданию открыть обе двери рабочего тамбура и следить за безопасным переходом пассажиров.

Проводники стоящих на станции пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть двери вагонов и предупредить пассажиров о проследовании такого поезда.




Обязанности проводника по обеспечению безопасности движения и пожарной безопасности:

Проводник пассажирского вагона обязан:

- контролировать выполнение правил пожарной безопасности

- контролировать показания электроизмерительных приборов, СКНБ, устройства пожарной сигнализации

- на стоянках более 10 минут производить осмотр тормозов и подвагонного оборудования.

В случае замыкания на корпус отключить потребители и вызвать поездного электромеханика. В случае экстренного торможения и обнаружения неисправности в вагоне подать сигнал остановки и вызвать начальника поезда. Проводнику запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование. При любой неисправности вызывать поездного электромеханика.

При ревизии:

Обеспечить доступ ревизоров в служебное купе и другие помещения вагона, предъявлять папку с проездными документами, в общем вагоне сопровождать ревизоров при проверке проездных документов.

Предъявлять бланки ЛУ-72, ЛУ-73, а также наличие денег за платные услуги.

Давать необходимые пояснения по возникающим вопросам связанных с обслуживанием пассажиров.

В случае обнаружения в вагоне безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования постельного белья и другого подписать акт и дать письменное объяснение. В случае несогласия с ревизорами проводник подписывает акт и указывает свои возражения на его обратной стороне.

Обязанности проводника пассажирского вагона при возникновении внештатной ситуации:

При срабатывании взрывного устройства:

- вызвать начальника поезда

- оказать помощь пассажирам.

При наружном обстреле пассажирского вагона:

- вызвать начальника поезда

- потребовать пассажиров отойти от окон и лечь на пол.

При стрельбе внутри вагона:

- вызвать начальника поезда

Описание профессии: Проводник пассажирских вагонов .

Содержание труда:

Принимает вагон согласно существующей описи, расписывается в маршрутном листе, получает постельное белье, чай, реализует все это во время рейса, следит за исправностью технической системы и санитарным состоянием вагона, за посадкой и своевременной высадкой пассажиров.

Должен знать:

Нормативные документы, правила эксплуатации вагонов, основы психологии общения, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Профессионально важные качества:

хорошая зрительная память;

Квалификационные требования:

Медицинские противопоказания:

нервные и психические заболевания;

болезни, связанные с потерей сознания;

нарушение координации движений, зрения, слуха.

По обслуживанию пассажиров:

На двери служебного купе вывешивается табличка с фамилией, именем и отчеством проводника. Проводник собирает документы и гасит их путем надрыва, не нарушая компостера. Не гасятся служебные, транзитные проездные документы и проездные документы пассажиров желающих сделать остановку в пути. Проездные документы пассажиров спальных вагонов хранятся у проводника в папке и проводник несет ответственность за их сохранность. За 30 минут до прибытия проездные документы возвращаются пассажирам. Не допускается передача проездных документов лицам, не совершающим поездку. Не востребованные проездные документы уничтожаются.

Содержать вагон в соответствие с санитарными правилами – два раза в день влажная уборка. Туалеты по мере необходимости, но не менее четырёх раз в день.

Поддерживать наличие в кипятильнике горячей воды, а в водоохладителе охлажденной питьевой. Не менее трёх раз в день поить пассажиров чаем:

В фирменных поездах и спальных вагонах по желанию пассажира в любое время суток.

В вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров спальными принадлежностями на места, в фирменных поездах белье застилать до посадки.

Производить поднятие и опускание верхних полок по просьбе пассажира.

За 30 минут до прибытия пассажира убирать его постельные принадлежности. В фирменных поездах и спальных вагонах постель убирается после высадки пассажира. В случае утери, порчи или загрязнения постели по вине пассажира заявить об этом начальнику поезда, который взыскивает стоимость утраченного имущества согласно расчетной ведомости с выдаче квитанции РС-97.

Распространять среди пассажиров книги и прессу.

Оказывать первую помощь.

При неисправности радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время название остановочных пунктов, границы санитарных зон, продолжительность стоянок. Ночью - по просьбе пассажира.

По безопасности пассажира:

Во время движения поезда торцевые двери по концам состава должны быть закрыты на внутренний запор "секретка", замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые двери не запираются. Боковые двери нерабочего тамбура запираются на секретку, замок под специальный ключ, трехгранник. В рабочем тамбуре на секретку и трехгранник.

Следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны. В вагоне с напряжением 110 вольт при работе кондиционера окна должны быть закрыты.

За 30 минут до прибытия на станцию предупреждать пассажиров выходящих на ней.

Открывать дверь после полной остановки поезда, протереть поручни. При низкой платформе поднять площадку.

При стоянке менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров открыть боковую дверь и находясь в тамбуре рекомендовать пассажирам не выходить из вагона.

На линейных станциях производить посадку пассажиров с билетами на данный поезд не зависимо от того в какие вагоны выданы билеты. Не допускать посадку и высадку на ходу. На станциях при необходимости пропуска через тамбур пассажиров других поездов находящихся на соседних путях к пассажирскому зданию открыть обе двери рабочего тамбура и следить за безопасным переходом пассажиров.

Проводники стоящих на станции пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть двери вагонов и предупредить пассажиров о проследовании такого поезда.

Обязанности проводника по обеспечению безопасности движения и пожарной безопасности:

Проводник пассажирского вагона обязан:

- контролировать выполнение правил пожарной безопасности

- контролировать показания электроизмерительных приборов, СКНБ, устройства пожарной сигнализации

- на стоянках более 10 минут производить осмотр тормозов и подвагонного оборудования.

В случае замыкания на корпус отключить потребители и вызвать поездного электромеханика. В случае экстренного торможения и обнаружения неисправности в вагоне подать сигнал остановки и вызвать начальника поезда. Проводнику запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование. При любой неисправности вызывать поездного электромеханика.

При ревизии:

Обеспечить доступ ревизоров в служебное купе и другие помещения вагона, предъявлять папку с проездными документами, в общем вагоне сопровождать ревизоров при проверке проездных документов.

Предъявлять бланки ЛУ-72, ЛУ-73, а также наличие денег за платные услуги.

Давать необходимые пояснения по возникающим вопросам связанных с обслуживанием пассажиров.

В случае обнаружения в вагоне безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования постельного белья и другого подписать акт и дать письменное объяснение. В случае несогласия с ревизорами проводник подписывает акт и указывает свои возражения на его обратной стороне.

Обязанности проводника пассажирского вагона при возникновении внештатной ситуации:

Проводник вагона пассажирского поезда обязан доброжелательно предоставлять услуги пассажирам и оказывать им помощь в течение всего пути следования, уделяя особое внимание пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми.
По просьбе пассажира проводником должны быть представлены бытовые предметы, в том числе щетки для одежды и обуви, настольные игры (шашки, шахматы, домино), а также возможность зарядки мобильного телефона.
В обязанности проводника входит побудка пассажира в назначенное время, приглашение работника вагона-ресторана для принятия заказа на питание.
В вагоне проводником поддерживается общественный порядок, в ночное время (с 23.00 до 6.00) соблюдается тишина, на нештатные ситуации проводник обязан реагировать оперативно.
На протяжении всего пути следования пассажиры должны обеспечиваться горячей водой из кипятильника, а также охлажденной (кипяченой) либо бутилированной питьевой водой.
Услуги чайной торговли (чай, кофе, кондитерские изделия) должны предлагаться пассажирам не менее трех раз в сутки, а также предоставляться по просьбе пассажира в любое время суток.
В случае отказа в предоставлении перечисленных услуг либо их некачественного предоставления, пассажир вправе потребовать книгу отзывов и предложений у проводника и изложить в ней свою жалобу.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура

Западно-Сибирская транспортная прокуратура

10 июня 2020, 14:36

Какие обязанности возлагаются законодательством на проводников пассажирских поездов?

Проводник вагона пассажирского поезда обязан доброжелательно предоставлять услуги пассажирам и оказывать им помощь в течение всего пути следования, уделяя особое внимание пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми.
По просьбе пассажира проводником должны быть представлены бытовые предметы, в том числе щетки для одежды и обуви, настольные игры (шашки, шахматы, домино), а также возможность зарядки мобильного телефона.
В обязанности проводника входит побудка пассажира в назначенное время, приглашение работника вагона-ресторана для принятия заказа на питание.
В вагоне проводником поддерживается общественный порядок, в ночное время (с 23.00 до 6.00) соблюдается тишина, на нештатные ситуации проводник обязан реагировать оперативно.
На протяжении всего пути следования пассажиры должны обеспечиваться горячей водой из кипятильника, а также охлажденной (кипяченой) либо бутилированной питьевой водой.
Услуги чайной торговли (чай, кофе, кондитерские изделия) должны предлагаться пассажирам не менее трех раз в сутки, а также предоставляться по просьбе пассажира в любое время суток.
В случае отказа в предоставлении перечисленных услуг либо их некачественного предоставления, пассажир вправе потребовать книгу отзывов и предложений у проводника и изложить в ней свою жалобу.

Читайте также: