Должностные обязанности аудитора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции аудитора, образец 2022 года. Должностная инструкция аудитора должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности аудитора, права аудитора, ответственность аудитора.

Должностная инструкция аудитора относится к разделу "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях".

В должностной инструкции аудитора должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности аудитора

1) Должностные обязанности. Оказывает бухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса. Проводит анализ финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия независимо от форм собственности. Осуществляет ревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивает ее достоверность, а также внутренний и внешний контроль законности совершаемых финансовых операций, соответствия их законодательным и нормативным правовым актам, соблюдения установленного порядка налогообложения. Дает необходимые рекомендации с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию предприятия, учреждения, организации. Консультирует юридические и физические лица по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, проблемам налогообложения, действующего порядка оспаривания незаконно предъявленных исков и другим вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражных судах. Следит за изменениями и дополнениями в нормативных правовых документах, принимает меры по согласованию интересов государства и клиентов.

Аудитор должен знать

2) Аудитор при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся производственной и хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации; рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики; трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство; порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; методы анализа хозяйственно - финансовой деятельности предприятия, учреждения, организации; правила проведения проверок и документальных ревизий; денежное обращение, кредит, порядок ценообразования; условия налогообложения юридических и физических лиц; правила организации и ведения бизнеса; этику делового общения; экономику, организацию производства, труда и управления; порядок оформления финансовых операций и организацию документооборота; действующие формы учета и отчетности; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации аудитора

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое) образование и дополнительная специальная подготовка, стаж бухгалтерской работы не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое) образование и дополнительная специальная подготовка, стаж бухгалтерской работы не менее 5 лет.

1. Общие положения

1. Аудитор относится к категории специалистов.

2. Аудитором принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и дополнительная специальная подготовка, стаж бухгалтерской работы не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое) образование и дополнительная специальная подготовка, стаж бухгалтерской работы не менее 5 лет.

3. Аудитор принимается на должность и освобождается от должности ______ (директором, руководителем) организации по представлению ______ (должность) .

4. Аудитор должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся производственной и хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации;
  • рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
  • трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
  • порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учреждения, организации;
  • правила проведения проверок и документальных ревизий;
  • денежное обращение, кредит, порядок ценообразования;
  • условия налогообложения юридических и физических лиц;
  • правила организации и ведения бизнеса;
  • этику делового общения;
  • экономику, организацию производства, труда и управления;
  • порядок оформления финансовых операций и организацию документооборота;
  • действующие формы учета и отчетности;
  • правила и нормы охраны труда.

5. В своей деятельности аудитор руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации,
  • Уставом (положением) организации,
  • приказами и распоряжениями ______ (генерального директора, директора, руководителя) организации,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Аудитор подчиняется непосредственно: ______ (должность) .

7. На время отсутствия аудитора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное ______ (должность) организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности аудитора

1. Оказывает бухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса.

2. Проводит анализ финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия независимо от форм собственности.

3. Осуществляет ревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивает ее достоверность, а также внутренний и внешний контроль законности совершаемых финансовых операций, соответствия их законодательным и нормативным правовым актам, соблюдения установленного порядка налогообложения.

4. Дает необходимые рекомендации с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию предприятия, учреждения, организации.

5. Консультирует юридические и физические лица по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, проблемам налогообложения, действующего порядка оспаривания незаконно предъявленных исков и другим вопросам, входящим в его компетенцию.

6. Участвует в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражных судах.

7. Следит за изменениями и дополнениями в нормативных правовых документах, принимает меры по согласованию интересов государства и клиентов.

3. Права аудитора

Аудитор имеет право:

1. Вносить на рассмотрение руководства предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность аудитора

Аудитор несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция аудитора - образец 2022 года. Должностные обязанности аудитора, права аудитора, ответственность аудитора.

В должностной инструкции аудитора содержатся сведения по задачам, за которые отвечает специалист, его права и другие базовые аспекты профессии. Поскольку она обладает правовой силой и может использоваться как в суде, так и в административных разбирательствах в трудовой сфере, то необходимо тщательно подходить к качеству создания этого документа.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции аудитора

1. Основные положения

  1. Аудитор принимается на позицию и освобождается от неё указом руководителя компании.
  2. Аудитор подчиняется главе компании.
  3. При временном отсутствии специалиста (заболевание, повышение квалификации и пр.) его обязанности выполняет другой специалист, назначенный главой компании.
  4. Аудитор обязан подходить под следующие требования:
    • высшее экономическое образование;
    • успешно пройденный квалификационный экзамен (по ст. 11 307-ФЗ);
    • опыт работы в бухгалтерской сфере от 3-х лет.
  5. От аудитора требуется знать:
    • законодательство и нормативные акты, регулирующие сферу аудита и финансовой отчётности;
    • особенности отчетности по МСФО и РСБУ;
    • параметры проведения анализа достоверности и качества внутренней и внешней отчетности юридических лиц, а также их подразделений;
    • отраслевые и организационно-правовые особенности ведения отчётности;
    • методы проведения проверок и инвентаризации;
    • основные приемы обнаружения скрытия и мошенничества в области бухгалтерской отчётности;
    • основные принципы финансово-экономических расчетов;
    • разрешенные методы налоговой оптимизации;
    • особенности деятельности проверяемых организаций;
    • теорию финансового менеджмента, налогообложения, экономики, управления рисками;
    • передовой опыт в сфере проведения аудита и анализа отчетности;
    • параметры ведения соответствующего документооборота;
    • принципы взаимодействия с другими аудиторами, а также с бухгалтерами и юристами;
    • обязательные к применению стандарты компании-работодателя;
    • основы работы с профильными Интернет-ресурсами, прессой и справочно-правовыми системами;
    • правила эксплуатации оргтехники и специальных компьютерных программ.
  6. Аудитор руководствуется:
    • положениями законодательства;
    • отраслевыми правилами;
    • документами компании;
    • данной инструкцией.

2. Функции

Аудитор отвечает за следующие вопросы:

  1. Проведение аудита экономической деятельности юридического лица и его подразделений.
  2. Анализ корректности документов и показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Рассмотрение и учет факторов, влияющих на анализируемые финансовые показатели.
  4. Взаимодействие с другими специалистами в ходе проведения аудита.
  5. Написание итоговых отчетов по результатам аудита.
  6. Подготовка рекомендаций по устранению и профилактике ошибок в сфере бухгалтерской отчетности.
  7. Экспертиза аудиторских заключений, выполненных третьими лицами.
  8. Участие в подготовке профильной документации для юридических процессов.
  9. Отслеживание нормативной активности, могущей повлиять на сферу профессиональной деятельности.
  10. Ведение необходимой профильной документации.
  11. Поддержание стандартов компании в части обеспечения порядка, своего внешнего вида и пр.
  12. Участие в обучении лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, а также в проверке их квалификации.

3. Ответственность

Аудитор отвечает за:

  1. Ущерб, полученный компанией-работодателем из-за его непрофессиональных действий, — в соответствии с положениями актуального законодательства.
  2. Разглашение или передачу третьим лицам конфиденциальной информации — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве.
  4. Нарушения действующих законов — в соответствии с принципами трудового, административного или уголовного права.

4. Права

Аудитор имеет следующие возможности:

  1. Вносить предложения по усовершенствованиям в сфере своей профессиональной ответственности.
  2. Принимать участие в предварительном обсуждении заданий по аудиту.
  3. Требовать от служащих доступа к необходимой в своей работе информации.
  4. Участвовать в совещаниях сотрудников, на которых затрагиваются вопросы его компетенции.
  5. Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для качественного ведения своей профессиональной деятельности.
  6. Повышать квалификацию за счет организации не реже чем раз в два года на условиях, оговоренных в соответствующей внутренней документации.

Параметры должностной инструкции

Наниматели придерживаются определенных принципов составления должностной инструкции. В первую очередь это относится к структуре документа. В нем обязательно должны присутствовать следующие части:

  • Общий раздел.
  • Профессиональные функции.
  • Должностные возможности.
  • Потенциальная ответственность.

Эти обязательные разделы можно дополнить ещё несколькими, в зависимости от пожеланий работодателя. Часто добавляют:

  • Параметры изменений инструкции.
  • Должностные взаимоотношения.
  • Условия работы.
  • Оценку результативности сотрудника (KPI).

Внимание! Должностная инструкция может писаться в расчете на ценного специалиста, с учетом его пожеланий. Другой вариант — типовая инструкция, пригодная для любого работника на конкретной позиции.

Общий раздел

В этом начальном разделе указаны базовые аспекты должности:

  • Порядок руководства и подчинения.
  • Основы кадровых перемещений (наём, увольнение, замена).
  • Список положений, на которые опирается специалист.
  • Квалификационные стандарты, которым он обязан соответствовать.
  • Иные параметры общего характера.

Для аудитора, в связи со спецификой различных работодателей, квалификационные стандарты также могут отличаться. Так, при работе в международных аудиторских компаниях обязательно знание делового английского, а также тонкостей МСФО.

Внимание! Для создания этого раздела может использоваться профстандарт аудитора 08.023, утвержденный в 2015 году. Также нужно учитывать и применять положения ФЗ-307, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

Функции

Помимо прямых обязанностей, продиктованных профессией, в разделе могут быть записаны и некоторые дополнительные. Обычно к ним относятся функции по ведению документооборота, работе с компьютерными программами, поддержанию стандартов компании по внешнему виду, безопасности и пр.

Внимание! В работе аудитора различается внешний и внутренний аудит. В первом случае аудитор трудится в специализированной организации и отвечает за проверку других бизнесов. Во втором случае он работает в составе отдела внутреннего контроля в крупной компании, отвечая за отслеживание корректности её финансовой отчетности. Различие функций по этим направлениям должно быть отражено в разделе.

Ответственность

В этой части инструкции не прописывают конкретные меры наказания для сотрудника за его проступки. Речь идет про общее описание нарушений и их последствий для работника. Причина — наказание сотрудника определяется на основе действующих норм и законов, сложность и объем которых не позволяют поместить их в инструкцию.

Внимание! Для некоторых должностей этот раздел дополняется пунктом про ответственность за передачу внутренней информации третьим лицам.

Права

Эта часть посвящена возможностям, которые даны сотруднику его работодателям. Они дополняют права, гарантированные статьей 21 ТК. Чем значительнее задачи, поставленные перед сотрудником, тем больше у него должно присутствовать прав, достаточных для их решения.

Дополнительно в этой части можно документировать льготы, предоставленные специалисту: право на компенсацию каких-то рабочих расходов или на повышение квалификации за счет нанимателя.

Аудитор играет ключевую роль в проверке достоверности финансовых данных компании. Поэтому его должностная инструкция создается с учётом:

  • отраслевых профессиональных стандартов;
  • положений ФЗ-307 и нормативных актов по аудиторской деятельности;
  • внутренних правил компании-работодателя;
  • общих принципов делопроизводства.

Для проверки на соответствие всем этим положениям инструкция должна быть согласована с:

  • Главным бухгалтером.
  • Специалистом по делопроизводству.
  • Юристом, разбирающимся в кадровых вопросах.
  • Главой отдела персонала.

Только после учета в тексте документа полученных от них замечаний можно создавать чистовик инструкции. Этот чистовик должен быть заверен подписями ответственных лиц, принимавших участие в его создании. На заключительном этапе инструкцию подписывают глава компании и сам аудитор. Печатью можно пренебречь.

1.2. На должность аудитора принимается лицо, имеющее:

1) высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях);

2) стаж работы не менее 3 лет работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, из которых не менее 2 лет работы в аудиторской организации;

3) квалификационный аттестат аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

1.3. Аудитор должен знать:

1) законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, информационные технологии и компьютерные системы в аудиторской деятельности;

2) Кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;

3) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, международные стандарты финансовой отчетности, информационные технологии и компьютерные системы в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

4) гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о социальном страховании и обеспечении, корпоративном управлении;

5) налоговое законодательство Российской Федерации;

6) финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента;

7) управление рисками хозяйственной деятельности организации;

8) организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита;

9) практику применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, о бухгалтерском учете, о социальном страховании и обеспечении и корпоративном управлении, налогового, гражданского, трудового законодательства Российской Федерации;

10) методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации;

11) основы этики делового общения, коммуникаций и корпоративной этики, включая методы разрешения конфликтов;

12) основы делопроизводства;

13) основы технологии управления персоналом;

14) передовой российский и зарубежный опыт в области аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказания сопутствующих аудиту услуг, включая международные стандарты аудита, в области бухгалтерского учета и отчетности, включая международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от специализации, направлений деятельности), прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, а также в области противодействия коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

15) основы безопасной работы с компьютерной техникой и информационно-коммуникационными сетями в целях защиты информации;

16) внутренние организационно-распорядительные документы аудиторской организации, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации;

17) Правила внутреннего трудового распорядка;

18) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

19) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.4. Аудитор должен уметь:

1) собирать информацию из различных источников;

2) систематизировать различные виды информации;

3) анализировать полученную информацию и формулировать выводы по итогам ее анализа;

4) выявлять и оценивать факторы, которые могут повлиять:

- на выполнение аудиторского задания или оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в части, относящейся к своей работе;

- на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица и выполнение аудиторского задания;

5) применять на практике нормативные правовые акты в соответствующих областях знаний;

6) применять на практике различные методики, способы и подходы к выполнению своей работы;

7) делегировать различные виды задач участникам аудиторской группы, мотивировать их, согласовывать их работу;

8) планировать и проводить процедуры оценки эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления;

9) применять на практике методы отбора элементов для проведения аудиторских или иных процедур, экстраполировать результаты аудиторской выборки на генеральную совокупность;

10) обосновывать свое мнение ссылками на нормативные правовые акты;

11) наблюдать за работой участников аудиторской группы и своевременно решать возникающие у группы в ходе выполнения аудиторского задания вопросы;

12) анализировать и оценивать работу участников аудиторской группы и их профессиональные качества;

13) подбирать и организовывать выполнение аудиторских или иных процедур, наилучшим образом соответствующих целям выполнения аудиторского задания для различных областей отчетности и ситуаций;

14) изучать и описывать бизнес-процессы организации;

15) выбирать и назначать приоритеты при выполнении своей работы в условиях ограниченных ресурсов;

16) поддерживать деловые и этичные взаимоотношения с представителями аудируемого лица (лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью) и с работниками аудиторской организации;

17) подготавливать и оформлять рабочие документы;

18) контролировать архивирование документов;

19) работать с компьютером и офисной оргтехникой; с компьютерными программами, применяемыми в бухгалтерском учете и аудите, со справочными правовыми системами;

20) ……… (другие навыки и умения)

1.5. Аудитор в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", международными стандартами аудита, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, стандартами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, Кодексом профессиональной этики аудиторов;

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.6. Аудитор подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.7. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью:

1) выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

2) организация работы и надзор за участниками аудиторской группы.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Аудитор исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью:

1) изучает и анализирует деятельность аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля;

2) планирует свою работу в рамках общего плана и программы аудита;

3) осуществляет анализ рисков в объеме, необходимом для выполнения аудиторского задания в части, относящейся к своей работе;

4) проводит отбор элементов для проведения аудиторских процедур (аудиторской выборки) и анализ его результатов;

5) выполняет аудиторские процедуры (действия);

6) проводит оценку полученных аудиторских доказательств и иной информации;

7) осуществляет изучение и анализ задания и особенностей его выполнения при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

8) планирует свою работу при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

9) осуществляет анализ рисков при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

10) выполняет операции при оказании сопутствующих аудиту услуг;

11) выполняет операции при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

12) формирует выводы в соответствии с целями выполнения аудиторского задания или оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в части, относящейся к своей работе;

13) осуществляет документирование в части, относящейся к своей работе.

3.1.2. В рамках трудовой функции организация работы и надзор за участниками аудиторской группы:

1) изучает и анализирует деятельность аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля;

2) осуществляет подготовку плана и программы аудита;

3) проводит анализ рисков в части, относящейся к своей работе и работе участников аудиторской группы;

4) осуществляет поручение, разъяснение и координацию работы участников аудиторской группы;

5) решает организационные вопросы в отношении работы участников аудиторской группы;

6) проводит инструктаж участников аудиторской группы перед выполнением аудиторского задания, оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

7) осуществляет выбор аудиторских процедур и действий, уместных для выполнения конкретного аудиторского задания;

8) определяет подход к выбору методов отбора элементов, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств;

9) проводит обучение лиц, осуществляющих вспомогательные функции, в процессе выполнения аудиторского задания, оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

10) ведет наблюдение за ходом выполнения участниками аудиторской группы аудиторского задания, оказанием ими прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

11) решает вопросы участников аудиторской группы, связанные с выполнением аудиторского задания, оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в пределах своей компетенции;

12) выявляет в ходе выполнения аудиторского задания, оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, вопросы, требующие рассмотрения руководителем аудиторского задания;

13) осуществляет оценку навыков и профессиональной компетенции каждого участника аудиторской группы;

14) проводит анализ соответствия выполненной участниками аудиторской группы работы запланированному подходу к выполнению аудиторского задания, оценку качества выполнения работы и ее документирования;

15) взаимодействует с руководителем аудиторского задания по вопросам его выполнения и контроля.

3.1.3. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.4. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей аудитор соблюдает правила

независимости аудиторов и аудиторских организаций.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Аудитор имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов аудиторских заданий, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Аудитор привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об аудиторской деятельности;

- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Аудитор", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.10.2015 N 728н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

Как построить полноценную функцию с нуля в условиях жестких ограничений ресурсов? Возможно ли это? Сложно, но можно.

Опыт показывает, что полноценная функция внутреннего аудита в компании формируется в течение 3-х лет. Начиная с 4-го года идет оптимизация и повышение эффективности.

Итак, с чего начинать, куда и как двигаться, если вам необходимо создать подразделение численностью в одного работника.

Алгоритм действий первого года включает в себя:

1. Определение требований

2. Подбор сотрудника

3. Регламентация деятельности

4. Планирование деятельности и планирование проведения проверок

5. Выполнение планов

7. План-фактный анализ результатов

8. Внесение корректировок.

1. Определение требований к функции внутреннего аудита и места внутреннего аудита в структуре компании

Ответственный и достаточно сложный момент. Это фундамент выстраивания функции. Именно на этом этапе определятся (должны определиться):

место внутреннего аудита в организационно-штатной структуре;

Ошибочно полагать, что все руководители и акционеры достаточно хорошо знают и понимают, что такое внутренний аудит, каким должен быть внутренний продукт и что с этим продуктом потом делать. А если внутренний аудит — это не осознанная потребность бизнеса, а изменение требований регулятора, то в этом случае заказ от бизнеса вообще не определен.

При определении требований к внутреннему аудиту в целом, определяется требование к профилю должности, требования к кандидату на должность и стоимость услуг внутреннего аудитора.

Формируется бюджет на организацию внутреннего аудита.

неверно сформирована штатная структура: внутренний аудитор находится в административном и функциональном подчинении у одного из топ-менеджеров (нарушение принципа независимости);

неверно определены требования к профилю должности (нарушение принципа профессионализма);

занижена стоимость услуг внутреннего аудитора: затягивается процесс поиска сотрудника или вакансия закрывается тем, кто подходит по цене (нарушение принципа профессионализма);

в бюджете учтены только расходы на оплату труда.

Сформировали требования, определили место в структуре компании, настало время подбора нужного сотрудника.

2. Подбор сотрудника

Так кто же он такой – внутренний аудитор в единственном лице?

А. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта в составе группы;

B. Проведение внутренней аудиторской проверки и/ или выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы;

C. Методическое сопровождение деятельности службы внутреннего аудита;

D. Руководство выполнением плана работы службы внутреннего аудита;

E. Управление (руководство) службой внутреннего аудита.

Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (МПСВА) определены требования к профессионализму (Стандарт 1210):

Внутренние аудиторы должны обладать знаниями, навыками и другими компетенциями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей. Для выполнения стоящих перед подразделением внутреннего аудита задач, сотрудники подразделения должны коллективно(!) обладать необходимыми знаниями, навыками и другими компетенциями или получить их.

При подборе работника возможны два варианта развития событий:

1) работника находят на внешнем рынке труда (открывается вакансия);

2) работника находят на внутреннем рынке (работник назначается из числа уже имеющихся: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, ревизор, юрист, работник СБ, пр.).

Как определиться с кандидатурой на закрытие вакансии?

Плюсы закрытия вакансии внешним работником с опытом работы заключаются в том, что не надо тратить время и деньги на обучение на этапе становления функции. Работник знает, что, как, в какой последовательности надо делать.

Минусы — работник не знает бизнеса (вообще новая отрасль, особенности ведения бизнеса, особенности имеющихся коммуникаций, особенности корпоративной культуры); стоит гораздо дороже, чем заложили в бюджете.

Если на вакансию внутреннего аудитора переводят уже имеющегося работника, то в этом случае наилучшим решением будет работник, который хорошо знает организацию и экономику бизнеса и при этом сталкивался хоть в какой-то мере с учетом (бухгалтерский, управленческий).

Дополнительно на первом этапе для собственного работника будет необходимо сформировать долгосрочную программу обучения, не менее, чем на 2 года. Но здесь компания опять сталкивается с проблемой — нет компетентных сотрудников, которые знают в каком направлении, в какой последовательности и чему обучать новоиспеченного внутреннего аудитора.

В обоих случаях – будет ли вакансия закрыта внешним или внутренним кандидатом – возникнут сложности, связанные с коммуникацией.

Внешнему кандидату надо будет доказать свой профессионализм: тут и проверка на удар, и проверка на выдержку, и проверка на глубину знаний. Только пройдя все эти этапы, внутренний аудитор выходит на уровень партнерства и доверия.

У внутреннего кандидата свои этапы становления и выхода на уровень партнерства и доверия. Работник знает бизнес (по крайней мере, с точки зрения подразделения, в котором ранее работал), но не в полной мере знает и/или понимает логику взаимосвязи сквозных бизнес-процессов. У работника появляются сложности в коммуникациях (психологический барьер при проверке топ-персонала высшего звена работником среднего звена или бывшим рядовым работником). Возможен конфликт интересов в случае, когда вакансия закрыта бывшим топ-руководителем (например, главный бухгалтер назначен на должность внутреннего аудитора).

Кроме профессиональных требований есть еще один нюанс, который необходимо учитывать при подборе работника. И это нюанс – личность кандидата. Чтобы как Федор Конюхов в одиночку плыть через океан, надо быть зрелой и сильной личностью. И зрелость личности не всегда завязана только на возраст.

заложена база для конфликта интересов (работник не вправе в течение 1 года проверять те направления, в которых работал ранее);

обученный работник, соответствующий требованиям рынка, может уйти (и уйдет!) из организации в случае, если его мотивация не будет меняться вместе с уровнем его компетенции и профессиональных навыков (пактически не сталкивалась с ситуацией, когда комитет по аудиту или совет директоров делал запрос на соответствие уровня оплаты внутреннего аудитора уровню рынка труда).

На этапе трудоустройства может возникнуть проблема, связанная с согласованием кандидата на замещение вакансии. Необходимо делать допуск на тот факт, что подразделение, отвечающее за управление персоналом, может об этом просто не знать. До момента подписания трудового договора необходимо ознакомиться с документами, в которых может быть оговорено это условие (Положение о совете директоров, Положение о комитете по аудиту, Положение/ регламент взаимодействия с подразделением внутреннего аудита материнской компании, пр.). Не создайте почву для трудового спора в случае, когда трудовой договор заключен, а кандидатура не согласована или согласована с оговорками!

3. Регламентация деятельности

Базовый набор документов, которые необходимо разработать, утвердить и ввести в действие в течение первого года:

Положение об организации внутреннего аудита в компании

базовые стандарты внутреннего аудита (5 базовых стандартов: общие требования и положения; планирование; организация и проведение; отчетность; мониторинг)

Программа обеспечения и повышения качества (+ Методика оценки качества).

В Положении об организации внутреннего аудита в компании определяются цели, задачи, функции, статус, порядок организации, полномочия, ответственность, лица (работники, подразделения), на которых распространяется действие документа, подчиненность, подотчетность, правила приема и увольнения, правила взаимодействия с генеральным директором, комитетом по аудиту и советом директоров, правила урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций.

Есть два момента, которые нужно иметь в виду, регламентируя деятельность. Первое: вполне возможен вариант, когда в организации нет комитета по аудиту и совета директоров. Просто учредитель в единственном лице, он же и генеральный директор, принял решение о необходимости формирования современной системы контроля. Второе: обращаю внимание на то, что положение о подразделении не создается. Все, что определяет этот документ, в нашем случае (аудитор в единственном лице) закладывается в должностную инструкцию.

В случае, если внутренний аудитор в единственном лице принят на работу в дочернее зависимое общество (в компаниях с холдинговой структурой), то необходимо через корпоративного секретаря получить все корпоративные нормативные документы и решения совета директоров (выкопировки из протоколов заседаний в отношении каждого документа), касающиеся внутреннего аудита.

Здесь важно учесть некоторые нюансы.

согласованный проект документа рассматривает комитет по аудиту и утверждает совет директоров.

По всем вопросам, связанным с исполнением или адаптацией внутренних нормативных документов, внутренний аудитор должен руководствоваться разъяснениями соответствующего структурного подразделения внутреннего аудита в управляющей компании холдинга.

Обращаю внимание, что период становления внутреннего аудита в компаниях холдингового типа может затянуться не на один год. За это время в ДЗО может поменяться не один корпоративный секретарь. Опыт показывает, что, делая запрос корпоративному секретарю, необходимо указать, что реестры протоколов заседания комитета по аудиту и совета директоров нужно просмотреть как за текущий год, так и за 2-3 предшествующих года. Также следует обратиться к секретарю (офис-менеджер, канцелярия) с просьбой поднять переписку с подразделением внутреннего аудита материнской компании.

Программу стажировки рекомендую утвердить приказом генерального директора и обязательно назначить руководителя стажировки. Программа представляет собой письменную форму договоренности между внутренним аудитором и генеральным директором о том, что и как должно быть сделано в период прохождения испытательного срока. При наличии комитета по аудиту стажировку рекомендую проходить под патронажем комитета.

Программа стажировки формируется на 3 месяца. Если внутренний аудитор уже имеет опыт работы, то программа стажировки — это первая программа первой внутренней аудиторской проверки и эту программу он формирует самостоятельно. Если работник не имеет опыта работы во внутреннем аудите, то программа стажировки должна стать введением в профессию.

У сотрудника без опыта работы во внутреннем аудите до прохождения стажировки должно быть организовано и проведено обучение: Внутренний аудит – 2 модуля, Управление рисками – 2 модуля.

4. Планирование

В первый год работы рекомендую внутреннему аудитору осуществлять свою деятельность на основании следующих базовых планов:

план проведения внутреннего аудита

План деятельности включает в себя план проведения внутреннего аудита. В план деятельности также включают мониторинг, методологическое обеспечение деятельности, повышение квалификации (обучение), взаимодействие с комитетом по аудиту и советом директоров (в том числе по вопросам планирования и отчетности), взаимодействие с внешним аудитором и контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковых), взаимодействие в рамках системы управления рисками и внутреннего контроля, СУРиВК; консультирование. План трудозатрат позволяет распределить задачи в соответствии с имеющейся нормой рабочего времени.

Программа стажировки, о которой упоминалось выше, на этапе становления внутреннего аудита с нуля может послужить базой для формирования этих планов.

Тестовое задание по завершении стажировки – создание пакета согласованных и утвержденных документов:

Модель внутреннего аудита

План деятельности внутреннего аудитора

План проведения внутреннего аудита.

Программа стажировки, о которой пойдет речь ниже, протестирована на трех различных компаниях (фуд-ритейл; оптовые продажи бензомоторной техники; DIY-сеть магазинов строительных материалов) и применялась как на этапе становления внутреннего аудита с нуля, так и при адаптации новых сотрудников подразделения внутреннего аудита. Перед началом необходимо приказом утвердить руководителя стажировки.

1-й месяц:

1. Изучение, анализ документов: учредительные документы; Положения о совете директоров и профильных комитетах; организационно-штатная структура; Кодекс деловой этики; корпоративная культура; положения об отделах; учетная политика; Политики (управление рисками, безопасности, антикоррупционная, пр.).

2. Стажировка по 1-2 дня в каждом отделе (с предварительным изучением должностных инструкций).

3. Изучение и анализ: экономика отрасли; нормативно-законодательная база.

4. Изучение и анализ внутренних нормативных документов: регламенты, стандарты, корпоративные стандарты и регламенты (ДЗО).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. У стажера должно быть сформировано понимание системы организации, управления, регулирования и контроля бизнеса.

2-й месяц:

1. Анализ основных бизнес-процессов (на базе стажировки в отделах и изучения регламентов, стандартов).

2. Изучение карты рисков, анализ СУРиВК.

3. Анализ финансовой отчетности, отчетов ревизионной комиссии и внешнего аудитора (за период от 3 до 5 лет).

4. Анализ актов проверок внешних контролеров за период от 3 до 5 лет (ФНС, трудовая комиссия, Роспотребнадзор, МЧС и пр.).

По завершении этапа руководитель стажировки оценивает результат. На этом этапе должен быть сформирован перечень объектов аудита. Проведено ранжирование объектов аудита. Определены владельцы объектов аудита. У стажера имеется четкое понимание о СУРиВК, имеется понимание основных рисков.

3-й месяц:

1. Сформирована модель внутреннего аудита. Проведено ранжирование объектов.

2. Сформирован план деятельности внутреннего аудита.

3. Сформирован план проведения внутреннего аудита.

4. Сформирован план трудозатрат.

Результат стажировки: планы согласованы и утверждены.

Параллельно с изучением бизнеса и формированием планов должны быть разработаны документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита.

При формировании плана проведения внутреннего аудита в первый год работы необходимо сделать упор на те направления, в которых внутренний аудитор обладает необходимым уровнем компетенции (сделать первый срез).

При формировании плана деятельности и плана трудозатрат внутренний аудитор должен учесть обучение по тем направлениям, в которых у него нет необходимых знаний и навыков, но по которым объект аудита при ранжировании признан высокорискованным (тема и направление обучения на полгода-год должны опережать направление проверки).

При формировании плана трудозатрат внутреннему аудитору необходимо выделить время на внеплановые проверки, административно-хозяйственные операции (учет рабочего времени; организация командировок; организация обучения; обучение и аттестация по охране труда; прочие обучения, аттестации, допуски в соответствии с требованиями отрасли и т.д. и т.п.); взаимодействие с аудитором компании при обязательном или инициативном аудите финансовой отчетности; на взаимодействие с контрольно-ревизионной комиссией (при наличии таковой).

При наличии достаточного финансирования часть объектов аудита, которые при ранжировании признаны наиболее рискованными, стоит передать на аутсорсинг (внешний исполнитель), либо сформировать рабочую группу из числа работников компании для проведения аудита.

Для эффективного управления собственным рабочим временем хорошо зарекомендовала себя практика цветовой визуализации плана трудозатрат на календаре (календарь на планируемый год).

5. План-факт анализ

Это еще один инструмент, позволяющий внутреннему аудитору в единственном лице эффективно выполнять возложенные на него функции. По итогам каждого месяца и каждой внутренней аудиторской проверки необходимо проводить анализ причин отклонений.

Все системные причины, на которые внутренний аудитор не может оказывать влияния, должны быть учтены при планировании на второй год работы. Например, при планировании не были учтены планы внешних проверок: бизнес подлежит системному внешнему контролю, и этот контроль проводится в определенные сроки и в определенный период (технические ревизии и технические аудиты в системе менеджмента безопасности движения); компания включена в план проверок МЧС, Прокуратуры, Роспотребнадзора и т.д.

При формировании плана проверок на первый год работы внутренний аудитор обычно не учитывает время отсутствия руководителя объекта аудита (отпуск, обучение, аттестация и пр.), что впоследствии не позволяет своевременно завершить проверку, либо влечет изменение очередности проверок.

Завершая тему, хочу отметить, что выполнение своей функции внутренним аудитором в единственном лице на должном уровне в соответствии с требованиями профессионального стандарта и МПСВА вполне возможно. Да, надо признать, что на внутреннего аудитора в единственном лице приходится гораздо больше нагрузок, больше стресс-факторов. Он один в поле воин. И этот воин должен быть сильным, смелым и коммуникабельным.

Читайте также: