Долговременная память это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. long-term memory) — вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных (см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти, которые по сути своей являются процессами.

Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.

Наиболее разработанная структурная модель Д. п. предложена Р. Аткинсоном (1980). Структурные компоненты этой модели: перцептивное хранилище с временем хранения информации до 1 с; кратковременная память с временем хранения до 30 с; Д. п. с практически неограниченным временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации (кодирование, внимание к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См. Трехкомпонентная модель памяти, Семантические сети. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Часть памяти. связанная с информацией о событиях, случившихся в отдаленном прошлом. Противопоставляется краткосрочной памяти, связанной с информацией о событиях, случившихся в недавнем прошлом. Существует несколько категорий для более узкого определения долговременной памяти: эпизодическая понять (память о личных событиях), семаитическая памятъ (память об усвоенных знаниях), декчаративное знание (память о том, что. ) и процедуриое знание (память о том, как. ). См. также Модель памяти Аткинсона-Шиффрина.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Чтобы начать заботиться о своём мозге, зарегистрируйте далее свой email.

Для моих тренировок

Для работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для работы с учениками

Для проведения научного исследования

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

Для вашего собственного использования (от 16 лет). Дети младше 16 лет могут использовать семейную платформу CogniFit.

Отправьте тесты и тренировки пациентам

Отправьте тесты и тренировки ученикам

Отправьте тесты и тренировки вашим детям и другим родственникам

Отправьте тесты и тренировки участникам исследования

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Долговременная память – понятие многозначное. В разных науках оно означает различные вещи. С ее проявлениями человек сталкивается регулярно, вопрос развития этого умения не теряет актуальности. Причина проста – люди в последнее время стали забывать даже элементарные вещи. Все потому, что они не представляют, как можно улучшить эту когнитивную способность. Поэтому следует детально разобрать долгосрочную память и методики, помогающие ее развить.

Долговременная память человека

Долговременная память человека

Что такое долговременная память

Долгосрочная память – это запоминание, хранение и способность воспроизводить информацию на протяжении длительного времени. Это понятие из области психологии.

Долговременная память – как флешка в мозгу

Долговременная память – как флешка в мозгу

В физиологии определение звучит так: долговременная память – это способность нервных клеток изменять синаптическую пластичность. Простыми словами, в биологии данное понятие рассматривается, как одна из функций нейронов, обуславливающая длительное хранение информации.

Важно! Надо рассматривать оба определения в совокупности, потому что и психология активно использует механистические объяснения психических феноменов. Все зависит от используемого подхода.

За долговременную память отвечает отдел мозга, называемый гиппокампом. Его задача – переводить информацию из кратковременного хранилища в долгосрочное. Также его функция – ориентация в пространстве. Ученые доказали тесную связь между способностью человека запоминать особенности местности и сопоставлять их с картой.

Пространственная память эволюционно наиболее древняя и развитая, на ней базируются некоторые мнемонические приемы, типа метода Цицерона или Чертоги Разума. Нарушение работы гиппокампа приводит к расстройствам пространственной и долговременной памяти. Типичный пример – некоторые пожилые люди забывают то, что ели только что. Все потому, что информация не переводится в долговременную.

Разновидности долгосрочной памяти

Психологи выделяют два вида долговременной памяти:

  1. Имплицитная. Отвечает за неосознанное запоминание, ее особенность – не предполагается вербальное выражение. Она влияет в том числе на принятие решений или действие согласно устоявшимся навыкам. Основа интуиции – имплицитная память. Человеку подсознательно знакома эта ситуация, и он понимает, как действовать в ней сейчас.
  2. Эксплицитная. Сознательная долговременная память. Формируется из данных, которые человек удерживает в памяти, повторяя изученную информацию.

Важно! Имплицитная и эксплицитная память работают в противофазе – невозможно использовать одновременно оба вида. Хрестоматийный пример – вождение машины. Более-менее опытные водители делают это на автомате, благодаря имплицитной памяти. Если они в этот момент подумают о чем-то более важном, могут попасть в аварию, потому что включилась эксплицитная. Важно правильно выбрать тот вид долговременной памяти, который наиболее подходит в настоящий момент.

Развитие долговременной памяти

Во многом способности к запоминанию обусловлены генетически. Это не означает, что невозможно тренировать память. Огромную роль играют условия и образ жизни человека. Важно уметь эффективно использовать эту полезную функцию.

Мозг тренирует память

Мозг тренирует память

Вот несколько простых рекомендаций по развитию долговременной памяти:

Также существует ряд упражнений для тренировки способности долговременного хранения информации. Главный принцип запоминания состоит в простом правиле: хорошая память – это стиль жизни.

Упражнения для улучшения

Долговременная память тесно связана с логической переработкой информации. Причем, согласно пирамиде усвоения знаний, наиболее эффективный способ обучения – практика. Поэтому необходимо найти способ отработать изученную информацию на практике.

Воображение и память тесно связаны

Воображение и память тесно связаны

Один из способов – визуально представить действие в голове. Например, человек прочитал статью про распознавание эмоций по невербальным сигналам. Можно каждый из сигналов прокрутить в голове, представить в деталях: как у человека поднимается уголок рта, когда он злится, потом быстро опускается, когда он пытается подавить гнев. Такие упражнения следует выполнять на распознавание каждого признака.

В методе Цицерона может использоваться комната

В методе Цицерона может использоваться комната

Мнемотехника – прекрасный инструмент для тренировки долговременной памяти. Наиболее эффективная техника запоминания – метод Цицерона, которой уже больше двух тысяч лет. Ее освоить просто: необходимо представить улицу, на объектах которой размещается нужная информация (вернее ее визуальные ассоциации). Например, на крыше дома находится лоток с яйцами, возле входа – картошка. Это означает, что необходимо купить картошку и яйца. Так можно запоминать надолго любой список покупок.

Можно представлять не только улицу, но и комнату. Рекомендуется использовать для запоминания хорошо известные места, в которых человек часто бывает. Во-первых, он эти локации хорошо знает, поэтому запоминание будет более эффективным за счет привязки к хорошо знакомой информации. Во-вторых, когда человек проходит эти места, он может легко повторить изученную информацию.

Вот несколько упражнений по развитию долговременной памяти у ребенка:

  1. Лайт-мнемотехника. Например, из нескольких слов составить историю. Рекомендуется прививать детям способности мнемонического запоминания с самого раннего возраста.
  2. Запомнить ряд слов, потом попросить повторить их через час. Если воспроизведение идет с трудом, все равно пытаться вспомнить. Так тренируются навыки активного запоминания.

Есть еще ряд упражнений, выполненных в виде приложений для мобильных телефонов или книжек, по которым можно заниматься с ребенком.

Примеры долговременной памяти

За примерами долговременной памяти далеко ходить не надо. Информация о том, как открыть дверь, хранится в долговременной имплицитной памяти. Навык вождения автомобиля – также пример долгосрочного запоминания. Человек заключил договоренность с другом и помнит ее даже через неделю – этот пример тоже имеет широкое распространение.

Важно! Без способности надолго запомнить информацию человеческая жизнь была бы попросту невозможной.

Видео



Разновидности долговременной памяти

Психологи выделяют 2 вида долгосрочной памяти — имплицитная и эксплицитная. Первая отвечает за неосознанное запоминание, вторая — формируется из знаний, полученных человеком ранее.

Развитие долговременной памяти

Нельзя молниеносно натренировать память, так как эта функция обусловлена генетическими моментами. Очень сильно влияет на память образ жизни человека. Однако с помощью специальных упражнений можно более рационально использовать функцию запоминания:

  1. Используйте ассоциации к любой информации, чтобы она лучше откладывалась у вас в голове. Лучше придумать сразу несколько ассоциаций. Можно также рисовать у себя в голове картинки.
  2. При запоминании необходимо обязательно концентрироваться на информации, в противном случае она не попадает в мозг, и запоминание становится невозможным.
  3. Основой запоминания является умение большие блоки информации делить на маленькие части. Так у вас будет автоматически возникать ассоциация.
  4. Чтобы память не подводила, необходимо хорошо и полноценно отдыхать. Спать взрослому человеку рекомендуется не менее 6-8 часов в день.
  5. Даже если вы изучили определенную информацию, со временем ее рекомендуется повторить. Таким образом активный метод запоминания поможет вам надолго удержать нужную информацию в голове.

Наилучшим образом новые знания усваиваются, когда изученное применяют на практике. Одним из наиболее популярных способов является представление действия в голове. Подобное упражнение следует применять по отношению к каждому признаку.

Еще одним популярным методом по развитию долговременной памяти является метод Цицерона. В его основе лежит визуальная ассоциация. Так, например, человек может представлять на улице или в квартире определенный предмет. Если вам необходимо купить муку и хлеб, то вы можете представить, как эти продукты лежат на подоконнике или крыше дома.

Развивать долговременную память с помощью упражнений можно и у ребенка. Например, можно предложить ему из нескольких слов составить небольшую историю. Или же можно предоставить чаду набор слов, которые он должен повторить через час. Даже если вспомнить не получается, не стоит относиться к упражнению с пренебрежением, а рекомендуется немного поразмыслить.

В качестве примеров долговременной памяти можно привести умение человека водить автомобиль, открывать дверь или пользоваться плитой на кухне. Чтобы улучшить свою память, необходимо регулярно упражняться. Например, для этого есть когнитивные тренажеры Викиум.

Читайте также: