Доктрина национального единства казахстана кратко

Обновлено: 06.07.2024

Содержание

Предыстория

В составе Российской империи Казахстан отличался значительным числом русскоязычных переселенцев. За период 1897—1917 годов численность русских на территории Казахстана увеличилась с 505 тыс. чел. до 1281 тыс. чел. [7] . При таких обстоятельствах не могло быть и речи о казахизации как кадров, так и образования.

В советский период в 1920-е — 1930-е годы в Казахстане проводилась общесоюзная кампания коренизации. Так как казахи на территории Казахстана были наиболее многочисленным коренным этносом, то применительно к Казахстану коренизация означала казахизацию.

Казахизация в 1920-е — 1930-е годы шла по двум направлениям сразу:

  • Внедрение казахского языка в делопроизводство, в сферу образования (предполагался полный переход на казахский язык делопроизводства при обучении ему неказахов). 22 ноября 1923 года ЦИК Киргизской АССР принял декрет, который предусматривал перевод в период с января по июль 1924 года всего официального делопроизводства в казахских волостях на казахский язык [8] . Была резко увеличена сеть школ с обучением на казахском языке. В 1940—1941 учебном году в советском Казахстане было 7790 школ (4428 — казахских), с контингентом обучающихся 1138 тыс. детей (в том числе 441 тыс. учащихся-казахов) [9] . В 1937 году на территории Казахской ССР было 18 вузов, в которых обучалось (по данным на 1937—1938 учебный год) 1453 казаха-студента [10] . В 1939—1940 учебном году число казахов-студентов в вузах республики составило уже 2675 человек [10] ;
  • Выдвижение этнических казахов на различные должности. Оно предполагало заполнение казахами не только административных, но также партийных постов. Кроме того, кадровое направление включало подготовку из казахов, занятых преимущественно в сельском хозяйстве, кадров для промышленности, строительства. транспорта, связи, учреждений культуры. Были установлены процентные нормы казахизации государственного аппарата. II сессия ЦИК Киргизской АССР потребовала 100 % коренизации штатов в районах проживания казахского населения и 50 % коренизации в районах со смешанным по этническому составу населением [11] . В 1936 году казахи составляли 67 % КазЦИКа, 64 % руководства республиканских наркоматов, 53 % руководящих работников исполкомов, 56 % председателей областных исполкомов, 69 % райисполкомов, 65 % председателей аулсоветов [12] . На 1 января 1937 года казахи составляли 46,8 % численности партийной организации республики [12] .

Коренизация была непоследовательной — периоды ее активности чередовались с отступлениями. К тому же коренизация шла неравномерно в разных сферах. Коренизация начала сворачиваться в конце 1920-х годов.

8 февраля 1927 года Президиум ВЦИК РСФСР уравнял в правах землепользования казахское и русскоязычное население [16] . В феврале 1929 года был снят запрет на переселение в Казахстан крестьян из европейской части СССР [17] .

Большой террор привел к тому, что многие активисты коренизации были репрессированы. Сама коренизация провалилась — перевести делопроизводство на казахских язык не удалось. Однако значительная часть должностей оказалась занята казахами, возник многочисленный казахский рабочий класс.


В 1960-е — 1980-е годах прошла кадровая казахизация высшего образования. Соотношение студентов-казахов и студентов-русских в вузах Казахской ССР в 1959 году составляло 1:1,15, а в 1970 году 1,31:1 [18] . К середине 1980-х годов были в основном казахизированы вузы Алма-Аты. В них этнические казахи преобладали как среди студентов, так и среди преподавателей [19] .

В итоге к середине 1980-х годов этнические казахи доминировали в администрации, высшем образовании, науке и культуре Казахской ССР. Однако власти советского Казахстана (в том числе все более преобладающие там этнические казахи) поддерживали курс на постепенное сокращение применения казахского языка. Историк Саттар Казиев так характеризует политику руководства Казахской ССР во главе Д. Кунаевым: [21] :

Казахстанские руководители исправно выполняли распоряжения союзных властей по внедрению русского языка, закрывали казахские школы и газеты на казахском языке

Делопроизводство велось (по состоянию на 1988 год) исключительно на русском языке в большинстве областей Казахской ССР, во всех республиканских министерствах и ведомствах и в Алма-Ате [22] . В местных органах власти делопроизводство на казахском языке было лишь в немногих областях с преобладанием казахов. В 1988 году делопроизводство на казахском языке велось лишь в 748 (25 %) из 2995 исполкомов Советов разного уровня [22] .

Русскоязычным было высшее образование и значительная часть школьного образования. К середине 1980-х годов в Казахстане сложилась широкая сеть школ и классов с обучением на казахском языке. Большинство детей (в том числе казахов) обучались в русских школах и классах. Это следует из статистических данных. В 1987—1988 учебном году в Казахской ССР было 7900 школ, в которых обучалось 3917 тыс. детей [23] :

  • 4179 школ с обучение на русском языке (2009 тыс. школьников);
  • 2540 школ с обучением на казахском языке (908 тыс. школьников);
  • 1094 школы со смешанным обучением;
  • 73 школы с обучением на узбекском языке (58 тыс. школьников);
  • 11 школ с обучением на уйгурском языке (13 тыс. школьников);
  • 9 школ с обучением на таджикском языке (2 тыс. школьников).

В 1986 году главой Казахстана стал Геннадий Колбин. Он приступил к борьбе с казахским национализмом, сняв с должностей ряд сподвижников Кунаева, среди которых было много этнических казахов. По словам Колбина, с февраля по август 1987 года были сняты с должностей 144 человека, входившие ранее в номенклатуру ЦК Компартии Казахской ССР, из которых 12 были исключены из партии [24] . По сути это была частичная деказахизация, так как вместо снятых с должностей ставились новые кадры, среди которых было много неказахов. Доля казахов в высшем руководстве республиканской Компартии упала ниже 50 %. В конце 1987 года казахами были [24] :

  • 13 из 32 членов Бюро ЦК Компартии Казахстана;
  • 65 из 156 членов ЦК Компартии Казахстана;
  • 7 из 18 первых секретарей обкомов.

На низовом уровне при Колбине имели место борьба с национализмом и переаттестация кадров с увольнением лиц, ее не прошедших [24] . Чистка коснулась также вузы республики, откуда увольняли преподавателей, руководство (в том числе ректоров), а также исключали студентов. Дело дошло до того, что местные органы рекомендовали, чтобы в 1987—1988 учебном году среди зачисленных в Карагандинский медицинский институт было не более 20 % этнических казахов вместо 50 % студентов в предшествующий период [25] .

Первый этап (1991—1995 годы)

В этот период приоритет был у этнонациональной политики, и тогда были приняты концептуальные документы, которые законодательно закрепили только за казахским народом статус государствообразующей нации.

В Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 года закреплено, что казахи являются государствообразующей нацией и составляют этнокультурное ядро казахстанской государственности.

Конституция Казахстана от 28 января 1993 года также уделила особое внимание национальному характеру казахстанской государственности, представив её как форму государственности самоопределившейся казахской нации.

Второй этап (с 1995 года)

Принятие Конституции 1995 года ознаменовало второй этап тем, что закрепило общегражданские принципы характера государственности с переходом к территориальной (гражданской) модели нации. [26]

В Конституции 1995 года отсутствует деление казахстанцев на представителей титульной и нетитульной нации, что стимулировало интеграционные процессы в обществе.

Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

Русский язык и права русскоязычных также защищены конституцией Казахстана:

Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I О культуре — Регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана. [28]

Третий этап (с 1997 года)

Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I

О языках в Республике Казахстан

Статья 6.

Забота государства о языках Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. В местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки.

Переименование названий городов и сёл

После 1991 года в Казахстане началась кампания по переименованию русских названий населённых пунктов которые также изначально имели казахские названия в досоветский период. Переименование производилось указами властей Казахстана, мнение населения насчёт переименования не учитывалось [29] .

Ассамблея народа Казахстана

11 октября 1997 года Президент страны в послании Казахстан 2030 отметил, что шовинизм и национализм ещё не полностью забыты. Но русофобия резко пошла на убыль. А процесс возрождения казахских традиций и языка стал восприниматься как естественный [33] [34] .

На 2001 год, по оценке С. А. Асановой [35] , современный Казахстан переживает период национального возрождения [36] ; в докладе президента Н. А. Назарбаева (за 1997 год) перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности [37] . Так же возрождаются и народные ремёсла [38] , народные обычаи, обряды и национальные виды спорта [39] , религия титульной нации [40] [41] , национальное образование и казахский язык [42] , песенный жанр и стихосложение на казахском языке [43] .

Доктрина национального единства Казахстана представлена Президентом Республики Казахстан на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 года) и одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана [47] .

Государственная служба

По мнению С. Панарина [49] , административно-территориальная реформа в Казахстане (1997) года имела черты этнического джерримендеринга, в ходе которой часть русскоязычных регионов были объединены с преимущественно казахскими и таким образом утратили этнически русское большинство [50] .

По состоянию на 2010 год отмечается диспропорциональность в этническом составе кадров государственного сектора. К примеру, в департаменте госстатистики самой русскоязычной Северо-Казахстанской области, доля работников казахов составляла 50 %, доля русских 35 %, других народов — 15 % [55] . При этом доля этнических русских в населении области составляла 47 %, казахов 35 %, других национальностей 18 %, а среди работоспособного населения области старше 18 лет русские составляли не менее 60 %, казахи только 25 % населения.

В южных областях диспропорции стали ещё более заметны. Так в департаменте госстатистики Алматинской области, обслуживающем как область, так и город Алма-Ата, казахи составляли 85,5 % занятых, русские — всего 8 %, представители других национальностей лишь 5,5 %. При этом в населении региона казахи составляли 57 %, русские 30 %, другие национальности 13 %. При этом Казахстан остается единственной страной в СНГ, где для поступления на государственную службу не требуется знание государственного языка [56] .

Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Языковая политика

Важнейшим направлением деятельности государства в сфере межэтнических отношений стало проведение сбалансированной языковой политики [47] .

Благодаря работе Ассамблеи народов Казахстана, в Казахстане поддерживаются языки и культуры (или по крайней мере не создаются препятствия для их развития), не имеющих статуса государственного. [57]

Программа переселения этнических казахов

Власти Казахстана оказывают существенную поддержку переселению этнических казахов из других стран в Казахстан, так называемых репатриантов оралманов — возвращенцев [61] . Особую обеспокоенность у русскоязычного населения Казахстана вызывает программа казахстанских властей по стимулированию репатриации этнических казахов в Казахстан в условиях продолжающегося сокращения, в том числе как следствие интенсивной эмиграции, русского и другого русскоязычного населения, для стабилизации численности которого по мнению русской общины не предпринимается решительных шагов.

Реакция России

Реакция населения Казахстана

Международная реакция

Инициативы, с которыми выступает правительство в интересах меньшинств, несомненно, способствуют стабильности и уважению многообразия и прав меньшинств. Среди этих инициатив − важные политические меры, направленные на содействие сохранению языков меньшинств, на создание и финансирование культурных ассоциаций в целях поддержания культуры и традиций этнических меньшинств и на учреждение консультативных органов, наиболее важным из которых является Ассамблея народа Казахстана.

1. Что мы понимаем под национальным единством?
2. Почему нам важно укреплять национальное единство?
3. Что является основой национального единства?

При этом Президент сам и ответил на эти свои вопросы. Прежде всего национальное единство он отождествил с сообществом сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, проживающих в Казахстане. Кроме того, с учетом зарубежного опыта, данное единство предполагает совместное созидание общего государства, толерантность, гражданство и обязательное знание государственного языка соответствующей страны. Вместе с тем Глава государства дал понять, что движение казахстанского общества в данном направлении идет и торопиться здесь не следует.

Укрепление национального единства, по мнению Назарбаева, важно с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности Казахстана и, как следствие, поступательного развития страны и поддержания благополучия всех граждан. Наконец, в основу национального единства Президент отнес следующие три фактора:
1) общая для всех казахстанцев история, включая ее драматические страницы;
2) общие для всех этносов республики ценности и традиции, включая почитание старших, уважение к семье, заботу о детях, радушное гостеприимство, добрососедство и т. д.;
3) общее будущее.

Сама Доктрина национального единства Казахстана была доработана и одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В первую очередь этот документ исходит из того, что на современном этапе развития Казахстана достигнутые за годы его независимости общественное согласие и межэтническая толерантность должны перейти на качественно новый уровень — национальное единство, основанное на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. В качестве же таковых принципов доктрина устанавливает следующие.

Республика Казахстан является единственным правовым и историческим наследником многовековой государственности казахского народа и естественным продолжением его политического и государственного устройства. Казахстан принимает все меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

История страны помнит немало драматичных страниц. Было время, когда само существование народа, его языка и культуры стояло перед угрозой исчезновения. Казахский народ, пройдя тяжелые испытания, не только выжил, но и создал свое государство, обрел независимость.

Мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности.

В самые сложные годы становления Независимости, благодаря мудрости Народа и политике Первого Президента страны - Нурсултана Абишевича Назарбаева, в Казахстане удалось избежать столкновений на межэтнической почве и раскола общества. Тогда, в условиях преодоления постсоветского кризиса, выстраивания новых экономических и политических отношений, консолидация общества была достигнута на основе провозглашенного принципа внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия.

В то же время жизнь не стоит на месте. За прошедшие годы многое изменилось. Стали другими мы сами. Наше сознание расстается с остатками тоталитарного прошлого, совершеннолетним стало поколение, рожденное в год обретения Независимости.

Изменилась и ситуация в окружающем мире. Усилилось влияние глобализации. Казахстан стал не только активным членом мирового сообщества, но и объектом различных геополитических интересов. Во втором десятилетии нового века перед страной встали новые социально-экономические задачи по переходу на инновационно- индустриальное развитие.

Все это требует от обновленного общества консолидации нового типа, основанной на осознании своего единства перед лицом изменившегося мира.

Если на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на новом этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение Национального Единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов.

Именно поэтому сейчас жизненно необходимо принятие Доктрины Национального Единства Казахстана, представляющей собой концентрированное выражение всех конструктивных предложений граждан, институтов гражданского общества и государства.

Доктрина Национального Единства - основа для осознания народом необходимости сплотиться перед вызовом времени.
Это - способ понять, что нас сближает и делает единым целым.
Это - импульс к совместному продвижению в будущее.

Ее необходимость рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства - нет Нации. Без Нации - нет государства. Без государства - нет будущего.

Исходя из этого, провозглашаются следующие принципы Национального Единства Казахстана.

Первым основным принципом, на котором основывается национальное единство, является осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины - Республики Казахстан.

Наше национальное единство базируется на высокой степени соотнесения себя, независимо от этнического происхождения, с Казахстаном и его будущим.

Стать гражданином какой-либо страны - судьба каждого человека. Но люди всегда имеют право выбора - и мы свой выбор сделали. Наш выбор глубоко индивидуален и одновременно объективен и именно он делает нас Соотечественниками. Ибо у нас - одно Отечество, одна Родина - Независимый Казахстан. Осознанность этого выбора - главное объединяющее начало для всех.

Невозможно жить в одном государстве, а подчиняться законам другого, иметь все права гражданина и не нести его обязанностей. Это единство прав и обязанностей связывают воедино и нашу судьбу, и наше будущее.

Невозможно жить общей судьбой, не созидая общее будущее. С обретением независимости мы получили исторический шанс вместе строить свою страну. И все мы на протяжении этих лет сообща трудились над созданием сильного, динамичного, современного государства. Благодаря единству, сплоченности и твердости нашего духа мы отстояли суверенитет страны, ее территориальную целостность, добились безопасности, экономического развития, гражданского согласия. Все это - результат нашего совместного труда.

Поэтому каждый из нас должен понимать, что все мы - сыны и дочери одного Отечества, а наша Независимость - воплощенная мечта многих поколений, итог труда, героизма и воли народа. Независимость и развитие государственности, созданной на исконной казахской земле, - наша главная ценность.

В новых исторических условиях перед казахским народом, давшим свое гордое имя стране, стоит новая историческая миссия: стать консолидирующим центром объединения Нации. И это налагает особую ответственность.

Это ответственность перед предками и потомками за судьбу Казахстана.От этого сегодня зависит, пойдем ли мы вперед к процветанию, в сообщество равных и развитых стран, или останемся прозябать на задворках истории, находя утешение в славном прошлом, копя обиды и разочарования.

Наша великая цель - независимо от своего этнического происхождения, сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть - суверенный и независимый Казахстан. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству.

Это означает, что каждый гражданин, общество и государство должны осознать свою ответственность перед народом и будущими поколениями и принять все необходимые действенные меры по обеспечению:

· осознания всеми гражданами страны своего единства и глубинной связи с Родиной - Республикой Казахстан;

· активного противостояния любому влиянию, разъединяющему нас и разъедающему нашу сплоченность;

· незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и унитарного устройства Республики;

· дальнейшего укрепления экономической, политической, безопасности и духовного суверенитета страны, недопущению информационной зависимости Казахстана, информационной экспансии или блокады со стороны других государств;

· дальнейшей консолидации вокруг казахского народа всех граждан республики, направленной на укрепление независимости государства;

· приоритета национальных интересов в сфере международного сотрудничества на основе незыблемости суверенитета страны;

· бережного отношения к нашим главным богатствам - Независимости, земле, единству и духовности;

· оказание содействия со стороны граждан и общества по укреплению государственности, защиты Независимости и территориальной целостности Казахстана.

II. «РАЗНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ -

Вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения.

Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом - этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан.

Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем.

Это создает благоприятные условия для развития самого государства и общества: чем большее количество людей раскроют свои способности и возможности, тем крепче станет государство и сплоченнее общество.

Государство создает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное развитие частной собственности - необходимого условия процветания страны. Жизненно важно для Казахстана, его настоящего и будущего создание экономических и правовых основ для ускоренного формирования среднего класса.

Принцип равенства предполагает равный уровень жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также вновь прибывших соотечественников, адаптацию приехавших в города и управляемость процессов урбанизации.

Равенство возможностей означает, что каждый, независимо от этнического происхождения и вероисповедания, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни.

Наше главное богатство - единство в многообразии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа, как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки призвана выступить Ассамблея народа Казахстана, уникальный институт развития межкультурного диалога.

Мы многого добились, соблюдая принцип равенства возможностей, и добьемся еще большего, если граждане, общество и государство разделят ответственность и примут все необходимые действенные меры по обеспечению:

· равенства прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от его расы, этнического происхождения, языка, вероисповедания, а также принадлежности к социальным группам или общественным организациям и партиям;

· предупреждения и пресечения межэтнической и межконфессиональной розни в обществе;

· законодательного запрещения политических организаций, формируемых по этническому или религиозному принципу;

· объективного освещения в средствах массовой информации вопросов межэтнических отношений, с соблюдением общепринятых этических норм и принципов;

· дальнейшего совершенствования механизмов реализации гражданского равноправия;

· ускоренного формирования среднего класса как социальной базы укрепления национального единства;

· соблюдения гражданских прав каждого и равной ответственности всех граждан перед законом;

· социально-экономического и культурного развития сельских территорий, регулирования процессов миграции и урбанизации.

Третьим основным принципом национального единства является укрепление и развитие Духа Нации, как объединяющего и укрепляющего начала.

Духовное начало - это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это - главный двигатель истории и нашей судьбы. Именно Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Три казахских принципа

Правительство Казахстана 18 мая одобрило, наконец, итоговый вариант доктрины национального единства, появление которой в октябре прошлого года вызвало бурю ожесточенных дискуссий. Недовольство выражали, прежде всего, сторонники националистических партий и движений, по мнению которых принятая в первоначальном проекте доктрины установка на формирование гражданской казахстанской нации ведет к размыванию в ее составе казахского этноса и не отражает его государствообразующей роли.

В итоговом варианте доктрины все острые вопросы оказались обойдены. В результате сам документ оказался больше похож на декларацию о намерениях, главная цель которого – не задеть ни одну из участвовавших в его обсуждении общественных организаций.

Объективно другого выбора у казахстанских властей и не было. Не могли же они, скажем, одновременно признать государствообразующую роль русского этноса, на чем неоднократно настаивали русские организации Казахстана. При том что ключевая роль европейского населения в развитии инфраструктуры, индустриального и агропромышленного секторов казахстанской экономики на протяжении советского периода очевидна. Однако признание государствообразующей роли русских поднимает множество неудобных вопросов, юридически превращая Казахстан в дуалистическое государство наподобие Австро-Венгрии, историческое существование которой оказалось недолгим.

В общей сложности на казахстанской государственной службе в настоящее время заняты около 97 тыс. чел., представляющие 59 этносов. Если сравнить национальный состав населения, выявленный по итогам переписи 2009 г., и процент тех или иных этносов среди чиновников получается следующая картина. На долю казахов приходится 63,1% населения и 84,9% госслужащих, русских соответственно – 23,7 и 10,1%, узбеков – 2,8 и 0,4%, украинцев – 2,1 и 1,5%, уйгур – 1,4 и 0,4%, татар – 1,3 и 0,8%, немцев – 1,1 и 0,5%. Таким образом, казахов среди чиновников в 1,3 раза больше, чем в составе всего населения, тогда как русских – в 2,4, узбеков – в 6,5, уйгур – в 3,6, немцев – в 2,1, татар – в 1,6, а украинцев – в 1,4 раза меньше. Более того, доля казахов среди государственных служащих со временем только увеличивается. Если в марте 2007 г. они составляли 79% чиновников, то сегодня – уже 85%. Если их удельный вес будет возрастать такими же темпами, процент нетитульных этносов среди казахстанских чиновников скоро сократится до минимального уровня.

Основных причин доминирования казахов среди госслужащих две – кланово-родственные связи и необходимость для чиновников знания государственного языка. Поскольку же нетитульные этносы ни тем, ни другим, как правило, не обладают, устроиться на государственную службу для них почти нереально. Незнание казахского языка все чаще приводит к вытеснению славянского населения и из бюджетной сферы, делопроизводство в которой также переводится на казахский. По данным русских организаций Казахстана, в школах отмечены случаи полного перевода на казахский не только делопроизводства, но и общения внутри коллектива, что ставит в крайне сложное положение русскоязычных преподавателей.

В целом же доктрина оставляет стойкое ощущение того, что общих, скрепляющих единство всех народов Казахстана ценностей и идей найти так и не удалось.

В этих условиях окончательный текст доктрины национального единства преследовал, по-видимому, две задачи-минимум: нейтрализовать недовольство национал-патриотических кругов и удержать в стране европейское население, численность которого, несмотря на снижение объемов эмиграции, год от года продолжает сокращаться.

При этом дальнейший отток квалифицированных кадров, на смену которым приходят не обладающие соответствующими профессиональными качествами казахи-репатрианты из Китая, Монголии и Узбекистана, энтузиазма у казахстанских властей не вызывает.

Более того, поток эмигрантов в ближайшее время может заметно возрасти. Министерством регионального развития России подготовлена новая концепция программы по репатриации соотечественников, в которой предлагается отказаться от жесткой привязки переселения к определенным территориям. То есть переселиться и получить гражданство соотечественники смогут в любом регионе России, однако дополнительную финансовую поддержку получат только при переезде в стратегически важные приграничные области. Между тем, именно необходимость селиться на строго определенных территориях до последнего времени сдерживала многих потенциальных переселенцев, которые обладают родственными и дружескими связями, а соответственно – и возможностями адаптации и поиска работы в других российских регионах. И удержать их с помощью деклараций о необходимости национального единства и укрепления суверенитета вряд ли удастся.

Читайте также: