Докритический период канта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Немецкая классическая философия представлена такими философами как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Феербах. Каждый из них создал свое оригинальное философское учение. Многие положения их философии актуальны для нас сегодня.

Он указывал на 3 ступени познания мира человеком:

Кант формулирует следующие антиномии, на которые невозможно дать однозначный утвердительный ответ:

1) Мир не имеет начала во времени и пространстве, и в тоже время имеет такое начало (о нем говорится в религиозных учениях).

2) Мир бесконечно делим и неделим.

3) В мире госопдствует необходимость, но возможны поступки и действия людей, совершаемые свободно, по их воле.

Немецкая классическая философия представлена такими философами как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Феербах. Каждый из них создал свое оригинальное философское учение. Многие положения их философии актуальны для нас сегодня.




Он указывал на 3 ступени познания мира человеком:

Кант формулирует следующие антиномии, на которые невозможно дать однозначный утвердительный ответ:

1) Мир не имеет начала во времени и пространстве, и в тоже время имеет такое начало (о нем говорится в религиозных учениях).

2) Мир бесконечно делим и неделим.

3) В мире госопдствует необходимость, но возможны поступки и действия людей, совершаемые свободно, по их воле.

Иммануил Кант (1724-1804) считается основателем немецкой классической философии, которая была грандиозным этапом в истории мировой философии. Охватывает более века духовного развития — интенсивного, очень поразительного по своим результатам и важного по своему влиянию на интеллектуальную историю человечества. По правде говоря, она связана с великими именами: помимо Канта, это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) — все весьма оригинальные мыслители.

Кант, Фихте, Гегель отстаивали философию, поскольку рассматривали ее как строгую и систематическую науку, как науку, специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли состоит в том, что перед ней стояла задача придать философии вид широко развитой и гораздо более дифференцированной, чем прежде, специальной системы дисциплин, идей и понятий, сложной системы, отдельные звенья которой связаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкие классики, несмотря на трудности их ассимиляции, смогли оказать огромное влияние не только на культуру, но и на общественную деятельность.

Поэтому третьей отличительной особенностью этой философии было то, что она проложила путь новому, по сравнению с метафизикой, методу мышления и познания — методу диалектики, который разработал целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, применимую к изучению всех сфер человеческой жизни. Диалектические идеи пронизывают всю немецкую классическую философию, обогащая и развивая от одной философской доктрины к другой.

Наконец, последнее, что объединяет немецкую классическую философию в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко центрируется вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.

Проблемы докритического периода

Философскую деятельность Канта во второй половине XVIII века можно разделить на два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался в основном вопросами естествознания и натурфилософии.

Кант попытался изложить в систематической форме учение о человеке, антропологию, которую философ разделил на физиологическую и прагматическую. В чем он видел их различие? Физиологическая антропология изучает, что природа сделала из человека, как он был создан и как он развивается. Прагматическая антропология (изучение человека) рассматривает человека как свободно действующее существо и стремится понять, каким он может стать в результате собственных усилий.

Физиологический гуманизм имеет свои ограничения. Например, Декарт пытался понять основу памяти. На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны. Например, когда исследователь думает о том, что затрудняет или облегчает запоминание, пытается расширить его или сделать более гибким, он неизбежно вступает в сферу прагматической антропологии.

Одной из важнейших задач философии Кант считал разработку проблем морали, которая определяет поведение человека. Он писал: «Две вещи всегда наполняют душу новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и дольше мы их созерцаем, — это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня.

Кант советует человеку быть строгим и категоричным в отношении максим своего поведения. При этом следует соотносить свои субъективные правила с общечеловеческой моралью. Человека и человечество нужно избегать, чтобы не стать для других средством достижения собственных целей. Истинная мораль может рассматриваться только в такой ситуации, когда человек и человечество являются абсолютными целями. Согласно Канту, свобода и мораль не могут быть установлены в мире без свободного морального выбора и действий.

Содержание категорического императива раскрывается через определенную систему категорий. Категории, используемые Кантом, можно рассматривать как этапы движения от объекта этической теории к ее предмету.

Этика Канта ограничена рамками воли и ее детерминантами, т.е. внутренними детерминантами.

Воззрения критического периода

Юм в принципе отвергал доэкспериментальное, то есть априорное, знание, которое в его время называли чистым, и противопоставлял его эмпирическому опытному знанию. На вопрос о возможности метафизики, то есть учения о неэкспериментальном бытии, сведения о котором якобы поступают непосредственно от разума, Юм ответил отрицательно с помощью анализа понятий.

Радикальные суждения Юма показались Канту слишком простыми, и он решил еще раз вернуться к проблеме так называемого чистого знания.

По мнению Канта, главная проблема человечества — это реализация гражданского общества, основанного на верховенстве закона. Идеалом государственного устройства он считал республиканский строй.

Концепция воли и морали у Канта

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения человека во всех сферах общественной жизни: в быту, на работе, в личных отношениях. Он имел всеобщее значение, был распространен на всех членов коллектива и закреплял в себе все общее, что составляло основу ценности в обществе, что формировало отношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни и формы общения.

Это набор норм и правил поведения, выработанных обществом. Нравственные нормы были обязательны для всех, не допускали исключений ни для кого, потому что отражали существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

Мораль отражает отношения человека с обществом, отношения человека с человеком и требования общества к человеку. Она представляет собой правила поведения людей, определяющие их обязанности по отношению друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы человеческой деятельности. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и семейную мораль.

Иммануил Кант считал, что у человека есть врожденное понятие добра и зла, то есть внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Как еще можно объяснить тот факт, что моральные нормы людей разных национальностей и религий иногда сильно отличаются? Ребенок рождается без каких-либо моральных и нравственных принципов и приобретает их только в процессе воспитания. Поэтому нравственности нужно учить детей так же, как мы учим их всему остальному — науке, музыке. И это учение о нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Кант понимает мораль как закон абсолютной необходимости. Это только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуального ответственного поведения совпадает с автономией воли, с универсальным, общезначимым законом, который рациональная воля устанавливает для себя сама.

Существует только один нравственный закон. Все остальные правила приобретают моральное качество лишь постольку, поскольку они не противоречат ему; за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно, существует только один моральный мотив — долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и проявляется в подчеркнутом противостоянии им. Это означает, что не существует поступков, которые были бы совершены только из мотива долга, т.е. нравственных поступков самих по себе. Если для Аристотеля добродетельные поступки являются единственной формой бытия морали, которая, таким образом, предстает как конкретные обязанности по отношению к конкретным людям в конкретных отношениях, то для Канта мораль никогда не может быть воплощена в материи живых поступков и является долгом по отношению к человечеству (долг человечности).

И Аристотель, и Кант предполагают единство человека и общества. Разница между ними в том, что первая рассматривает общество как развернутую, экстернализованную сущность человека, а вторая — как чистое воплощение природной сущности общества.

Главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума

И. Кант совершает своеобразный переворот в философии и закладывает основу для понимания философии как науки особого рода. Пытаясь создать новую теорию познания, он критикует предыдущие эмпирические теории XVII-XVIII веков. века, которые рассматривают познание как копию существования. Кант вводит новое измерение проблемы и, по сути, задает эпистемологическое направление в философии, рассматривающее процесс познания как субъектно-объектное отношение.

Познающий субъект — это не конкретный индивид, а некое абстрактное представление, в котором сосредоточены только познавательные способности человека и источники его знаний. Совокупность этих способностей, присутствующих в сознании человека, помогает ему упорядочить окружающий мир с помощью априорных форм ощущения и разума. Это не значит, что у человека нет индивидуальных, личностных качеств, но они не должны играть ведущую роль в процессе познания.

Субъект чувственно воспринимает воздействие на него вещи, предмета или явления. Это порождает множество ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Затем в дело вступает рассуждение, которое облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть выявляет в них нечто общее. Поэтому, в конечном счете, только познающий субъект, объединяя восприятие и разум, создает единство, которое можно считать знанием.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Рассматривая процесс развития жизни и живых систем, Э. Кант подчеркивал невозможность объяснения посредством принципа механицизма происхождения жизни и ее строения. Правда, ставя вопрос об ограниченности механицизма, Э. Кант не дает обоснования других принципов объяснения и понимания возникновения жизни.

Критический период

1. Что я могут знать? – ответ нужно искать в теоретической философии.

2. Что я должен делать? – ответ дает практическая философия.

3. На что я могут надеяться? – ответ дает философия религии.

1) учение о началах (что является началом познания);

Всякое познание начинается с опыта, во времени он предшествует самому акту познания. Под опытом он понимает чувственность, чувственный опыт.

Знание, основанное на опыте, эмпирическое знание, по мнению Э. Канта, никогда не обладает истинной и строгой всеобщностью. Оно, так или иначе, зависит от конкретных условий от конкретных обстоятельств. Подлинное, истинное знание, обладающее необходимой всеобщностью, может быть только априорным. Априорное знание основывается на априорных понятиях, которые не выводятся из опыта, а уже даны человеческому разуму.

Познавательная деятельность субъекта в философии Э. Канта представлена в виде деятельности рассудка и разума. Под рассудком Э. Кант понимает способность человека в процессе мышления оперировать априорными понятиями. Так, рассудок становится всеобщим законодателем. Рассудок в своей деятельности стремится выйти за границы любого опыта, стремясь к самодостаточности. Деятельность рассудка приобретает форму игры воображения. В этой игре он имеет дело лишь с явлениями вещей, как предметом опыта, а не с их сущностью. Рассудок как бы покидает чувственно воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку. Такова уже, по мнению Э. Канта, судьба человеческого разума.

Чистый рассудок, имея дело с множеством явлений, о которых он судит на основе априори, не может найти в себе основы для единства. Он скорее анализирует, чем синтезирует. Эту роль выполняет теоретический разум, который вносит в чистый рассудок основополагающие идеи, которые придают результатам деятельности рассудка целостность и всестороннее единство. Благодаря разуму познание приобретает упорядоченный, организованный и целенаправленный характер.

А познание становится абсолютно безусловным, независимым от внешних условий, автономным. Познание становится подлинно творческим процессом.

Э. Кант подчеркивает противоречивый процесс познавательной деятельности человека. До Э. Канта считалось, что бытие свободно от противоречий. А поскольку познание лишь воспроизводит бытие, то в самом мышлении не может быть противоречий. Или если оно все же есть, то это результат ошибок. Своего рода недоразумение как следствие только заблуждения. Э. Кант считает, что противоречивость мышления вытекает из природы мышления. Это открытие было сформулировано Э. Кантом в учении об антиномиях разума. Он выделяет четыре пары антиномий чистого разума:

1. Мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечен);

2. Мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;

3. В мире существует свобода, и в мире нет свободы, а есть необходимость;

4. В мире есть универсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальной причины, все случайно.

Э. Кант считает, что человек как разумное и духовное существо, выдвигает понятие, идею добра, в соответствии с представлениями, о которых он действует и действует его воля. Но при этом нужно представить добро как таковое, как определенную духовную реальность. Ее, по Канту, и учреждает наш разум, узаконивает ее. Она трансцендентна, поскольку выходит за рамки природы и опыта. Руководствуясь доброй волей, человек становится подлинным человеком, возвышающимся над своей животной природой. Содержанием и целью воли становится добро и ничто иное. Ее назначение – достижение добра и блага. Добро и благо есть единственные ценности, которые исключают зло как таковое или ограничивают сферу его действия. Это возможно по Канту, только тогда, когда внутренним мотивом действия для человека становятся его моральные побуждения. Человек постепенно может стать владыкой своих неморальных и эгоистических побуждений, постоянно осаждающих его. Для Канта тождественны понятия разумного и нравственно-доброго. Поэтому внутренним содержанием и мотивом свободной воли становится добро которое учреждается и узаконивается разумом.

Целью практического разума и доброй воли является утверждение добра как высшего блага, которое становится абсолютной ничем не заменимой ценностью.

Эта цель достигается через практические действия, поступки и поведение, которые человек выбирает свободно и добровольно. Нравственный субъект должен всегда стремиться к добру, даже если никто не является добрым. Стремится к добру как таковому, даже если оно труднодостижимо или недостижимо на практике. Только тогда человек может утвердиться как нравственно-ответственное существо. Для Э. Канта долг является центральной категорией. Человек должен быть нравственно-добрым существом. Желать себе и другим людям только добра и блага.

Кант осуждал такие пороки как: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Он считал человеколюбие главной добродетелью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1929-1959.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

6. Мир философии. Книга для чтения. В 2–х частях. – М.: ИПЛ, 1991.

7. Ойзерман, Т.И. Этикотеология и ее современное значение // Вопросы философии. – 1997. – № 3.

8. Росси Ф.Д. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. – 2000.

9. Судаков А.К. Чистая этика как рефлексия доброй воли // Вопросы философии. – 1998.

10. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998.

Читайте также: