Цицерон о дивинации кратко

Обновлено: 05.07.2024

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Дивинация" в других словарях:

дивинация — и, ж. divination f. Гадание, прорицание. На вопрос о том, как отношусь к дивинации, отвечаю, что считаю уместным для работающих у меня. проверять в жизни данные френологического, физиогномического характера. 28. 4. 1926. Показания мартиниста Г. О … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей

Дивинация — основана на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесен. в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон). Уже в антич. времена Д … Древний мир. Энциклопедический словарь

Дивинация — (лат. предсказание). Д. основаны на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесенных в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон) … Словарь античности

МАГИЯ — • Magia, magica ars, чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек… … Реальный словарь классических древностей

Детство и молодость Цицерона — Детство и молодость Цицерона первая из цикла статей о жизни и деятельности Марка Туллия Цицерона. Содержание 1 Цицерон в Арпине 1.1 Малая родина 1.2 Семья Цицерона … Википедия

ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей

ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей

ГАДАНИЕ — [лат. divinatio; греч. μαντεία, ἡ μαντηκὴ τέχνη], искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа), о причинах возникновения к. л. жизненной ситуации (болезнь, кража… … Православная энциклопедия

Оккультизм — А. Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ста­тья посвя­ще­на ана­ли­зу отно­ше­ния Цице­ро­на к di­vi­na­tio, спо­соб­но­сти пред­ска­зы­вать буду­щее, кото­рая полу­че­на людь­ми от богов. Цице­рон выде­ля­ет два вида диви­на­ции — искус­ст­вен­ный (ауспи­ции, гаруспи­ции, гада­ние по мол­нии, звездам и дру­гим зна­кам при­ро­ды, закли­на­ния) и есте­ствен­ный (пред­ска­за­ния во сне, в состо­я­нии исступ­ле­ния, перед смер­тью). Вслед за ака­де­ми­ка­ми Цице­рон поль­зу­ет­ся мето­дом рас­смот­ре­ния про­ти­во­по­лож­ных точек зре­ния на диви­на­цию (ее при­зна­ние и отри­ца­ние), что порож­да­ет у иссле­до­ва­те­лей двой­ст­вен­ный под­ход к цице­ро­нов­ско­му отно­ше­нию к диви­на­ции. Автор ста­тьи дела­ет вывод о том, что двой­ст­вен­ная трак­тов­ка отно­ше­ния Цице­ро­на к диви­на­ции свя­за­на с мно­го­ас­пект­но­стью его воз­зре­ний: как фило­соф он может и при­зна­вать, и отри­цать истин­ность тол­ко­ва­ний раз­лич­ных зна­ме­ний, но в то же вре­мя как рим­ский граж­да­нин и поли­тик он высту­па­ет за диви­на­цию как важ­ный инстру­мент рим­ских рели­ги­оз­ных обрядов.

Клю­че­вые сло­ва: Цице­рон, Древ­ний Рим, di­vi­na­tio, пред­виде­ние, боже­ст­вен­ный разум, ауспи­ции, гаруспи­ции.

Ari­na Bra­go­va (Nizhny Nov­go­rod Sta­te Uni­ver­si­ty of Lin­guis­tics). Ci­ce­ro on the Con­cept of ‘Di­vi­na­tio’

The ar­tic­le is de­vo­ted to the ana­ly­sis of Ci­ce­ro’s at­ti­tu­de to ‘di­vi­na­tio’, a ca­pa­ci­ty of pre­dic­ting the fu­tu­re, which is ob­tai­ned from gods. Ci­ce­ro dis­tin­guis­hes between two ty­pes of di­vi­na­tion — ar­tis­tic (aus­pi­ces, ha­rus­pi­ces, di­vi­na­tion by lightning, stars and ot­her signs of na­tu­re) and na­tu­ral (pre­dic­tions in a dream, in a sta­te of ecsta­sy, be­fo­re dying). Fol­lowing Aca­de­mics, Ci­ce­ro uses the me­thod of con­si­de­ring op­po­sing points of view on di­vi­na­tion (its ac­cep­tan­ce and de­nial), which gi­ves ri­se to a dual approach of re­sear­chers towards Ci­ce­ro’s at­ti­tu­de to di­vi­na­tion. The aut­hor of the ar­tic­le conclu­des that the dual in­terpre­ta­tion of Ci­ce­ro’s at­ti­tu­de to di­vi­na­tion has so­me­thing to do with mul­ti-di­men­sio­na­li­ty of his be­liefs: as a phi­lo­sop­her, he can eit­her ack­nowled­ge or de­ny the truth of the in­terpre­ta­tions of dif­fe­rent di­vi­na­tions, whi­le, being a Ro­man ci­ti­zen or a po­li­ti­cian, he stands for di­vi­na­tion as an im­por­tant instru­ment of the Ro­man re­li­gio­us ri­tuals.

Keywords: Ci­ce­ro, An­cient Ro­me, di­vi­na­tio, di­vi­na­tion, di­vi­ne rea­son, aus­pi­ces, ha­rus­pi­ces.

Ста­тья посвя­ще­на рас­смот­ре­нию отно­ше­ния Цице­ро­на к поня­тию di­vi­na­tio. Дан­ный вопрос ана­ли­зи­ру­ет­ся в ряде иссле­до­ва­тель­ских работ [1, с. 34–39; 2, с. 13; 3, с. 195; 4, с. 316; 5, с. 157–167; 6, с. 33–46; 1, с. 47–65; 8, с. 42–51; 9, с. 121; 10, с. 220–221; 11, с. 122–123, 149–150, 161, 184–185, 189–197; 12, с. 389; 13, с. 12–13, 22–23, 32–33, 68–69], одна­ко до сих пор явля­ет­ся спор­ным и пото­му по-преж­не­му вызы­ва­ет инте­рес иссле­до­ва­те­лей.

Таким обра­зом, двой­ст­вен­ная трак­тов­ка отно­ше­ния Цице­ро­на к диви­на­ции свя­за­на с мно­го­ас­пект­но­стью его воз­зре­ний: как фило­соф он может и при­зна­вать, и отри­цать истин­ность тол­ко­ва­ний раз­лич­ных зна­ме­ний, но как рим­ский граж­да­нин и поли­тик он высту­па­ет за диви­на­цию как важ­ный инстру­мент рим­ских рели­ги­оз­ных обрядов.

Лите­ра­ту­ра

1. Май­о­ров Цице­рон как фило­соф // Марк Тул­лий Цице­рон. Фило­соф­ские трак­та­ты. М.: Нау­ка, 1985. С. 5–59.

3. Ham­mond M. Ci­ty-Sta­te and World Sta­te in Greek and Ro­man Po­li­ti­cal Theo­ry un­til Augus­tus. Cambrid­ge (Mass.), 1966.

4. Goar Ci­ce­ro and the Sta­te Re­li­gion. Diss. // Har­vard Stu­dies in Clas­si­cal Phi­lo­lo­gy. Vol. 73. Cambrid­ge, Mas­sa­chu­setts: Har­vard Uni­ver­si­ty Press; Lon­don: Ox­ford Uni­ver­si­ty Press, 1969.

5. Schaub­lin C. Ci­ce­ro, ‘De di­vi­na­tio­ne’ und Po­sei­do­nios // Mu­seum Hel­ve­ti­cum. 1985. Vol. 42. No. 2. P. 157–167.

6. Beard M. Ci­ce­ro and Di­vi­na­tion: The For­ma­tion of a La­tin Dis­cour­se // The Jour­nal of Ro­man Stu­dies. 1986. Vol. 76. P. 33–46.

7. Scho­field M. Ci­ce­ro for and against Di­vi­na­tion // The Jour­nal of Ro­man Stu­dies. 1986. Vol. 76. P. 47–65.

8. Schaub­lin C. Wei­te­re Be­mer­kun­gen zu Ci­ce­ro, De di­vi­na­tio­ne // Mu­seum Hel­ve­ti­cum. 1989. Vol. 46. No. 1. P. 42–51.

9. Co­lish From An­ti­qui­ty To The Ear­ly Middle Ages: Stoi­cism in Clas­si­cal La­tin Li­te­ra­tu­re. Lei­den, New York, Ko­ben­havn, Koeln, Brill, 1990. 471 p.

10. Fer­gu­son E. Backgrounds of Ear­ly Chris­tia­ni­ty. Grand Ra­pids, Mi­chi­gan: Wil­liam B. Eerdmans Pub­lis­hing Com­pa­ny, 2003. 672 p.

11. Ras­mus­sen Pub­lic Por­tents in Re­pub­li­can Ro­me. Ro­me: “L’Er­ma” di Bretschnei­der, 2003. 296 p.

12. Re­li­gions of the An­cient World: A Gui­de, ed. by Johnston. Cambrid­ge, Mas­sa­chu­setts; Lon­don: The Belknap Press of Har­vard Uni­ver­si­ty Press, 2004. 736 p.

13. San­tan­ge­lo F. Di­vi­na­tion, Pre­dic­tion and the End of the Ro­man Re­pub­lic. Cambrid­ge, New York, Mel­bour­ne, Mad­rid, Ca­pe Town, Sin­ga­po­re, Sao Pao­lo, Del­phi, Me­xi­co Ci­ty: Cambrid­ge Uni­ver­si­ty Press, 2013. 370 p.

(110) Другой вид дивинации, как я уже сказал, это естественная. Она должна быть, принимая в расчёт её физическую тонкость, связана с природой богов, от которых, по мнению ученейших и мудрейших людей, почерпнуты и заимствованы наши души. И так как все заполнено и связано с вечным духом и божественным разумом, то общение божественных духов с человеческими душами необходимо должно оказывать возбуждающее влияние на последние. Но в бодрствующем состоянии наши души обслуживают житейские потребности, и, связанные узами плоти, отстраняются от общения с божественным.

(112) По-видимому, его ученость подсказала ему, что будет превосходный урожай оливок. И он же первый, как говорят, предсказал солнечное затмение, которое произошло в царствование Астиага.

L. Врачи, кормчие, даже земледельцы многое предвидят, но я ничего из этого не назову дивинацией, так же как предвидение физика Анаксимандра, который убедил лакедемонян покинуть свой город и жилища и ночевать в поле в полном вооружении, так как произойдет землетрясение. И оно действительно произошло, причем весь город был разрушен, а вершина горы Тайгет сорвалась, точно корма, оторвавшаяся от корпуса корабля. Так же и Ферекида, известного учителя Пифагора, который, увидев, что в неиссякаемом дотоле колодце вдруг иссякла вода, предсказал, что произойдёт землетрясение, я скорее назову физиком, чем провидцем.

(113) Душа человека может быть способной к естественной дивинации только в том случае, если она настолько свободна, что у нее уже совсем нет ничего [общего] с телом, что и происходит с прорицателями или спящими. Эти два вида дивинации признает Дикеарх и, как я уже сказал, наш друг Кратипп. Если названные философы ставят эти виды дивинации на первое место на том основании, что они естественного происхождения, - пусть так! Лишь бы они не отрицали существование других видов. Но если они не ставят ни во что наблюдения, то они отрицают многое такое, чем поддерживается упорядоченность жизни. И всё же раз они чем-то поступились - немалая уступка, - то нам нет никакой нужды вести с ними жестокую войну, в особенности когда есть такие, которые совсем не признают дивинаций.

(114) Итак, те, чьи души, презрев тела свои, вылетают из них наружу, воспламененные неким жаром и вдохновлённые, действительно видят то, о чём, прорицая, возвещают. И от многих обстоятельств воспламеняются такие души, которые уже не соприкасаются со своими телами. Одни вдохновляются от некоего тона голосов и фригийской музыки, многие - в пещерах, в лесах, многие - на берегах рек и морей. И их дух в состоянии исступления задолго провидит будущее, вроде того, как это было с Кассандрой. […]

LI. Вот на чём основаны такие прорицания, и, конечно, нечто подобное происходит и во сне. Ибо то, что прорицатели испытывают в бодрствующем состоянии, то же происходит с нами во сне. Во время сна наша душа бодрствует, избавленная от внешних впечатлений и свободная от забот и помех, в то время, как тело лежит точно мёртвое. И так как душа наша существовала извечно и пребывала в общении с бесчисленными душами, то она видит всё в мире, если только умеренность в еде и питье позволяют душе бодрствовать, когда тело спит. Так обстоит дело с дивинацией во сне. […]

Цицерон о понятии Divinatio

Статья посвящена анализу отношения Цицерона к divinatio, способности предсказывать будущее, которая получена людьми от богов. Цицерон выделяет два вида дивинации - искусственный (ауспиции, гаруспиции, гадание по молнии, звездам и другим знакам природы, заклинания) и естественный (предсказания во сне, в состоянии исступления, перед смертью). Вслед за академиками Цицерон пользуется методом рассмотрения противоположных точек зрения на дивинацию (ее признание и отрицание), что порождает у исследователей двойственный подход к цицероновскому отношению к дивинации. Автор статьи делает вывод о том, что двойственная трактовка отношения Цицерона к дивинации связана с многоаспектностью его воззрений: как философ, он может и признавать, и отрицать истинность толкований различных знамений, но в то же время, как римский гражданин и политик, он выступает за дивинацию как важный инструмент римских религиозных обрядов.

Цицерон , древний рим , предвидение , божественный разум , ауспиции , гаруспиции

Читайте также: