Цицерон о дивинации кратко
Обновлено: 05.07.2024
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .
Смотреть что такое "Дивинация" в других словарях:
дивинация — и, ж. divination f. Гадание, прорицание. На вопрос о том, как отношусь к дивинации, отвечаю, что считаю уместным для работающих у меня. проверять в жизни данные френологического, физиогномического характера. 28. 4. 1926. Показания мартиниста Г. О … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей
Дивинация — основана на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесен. в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон). Уже в антич. времена Д … Древний мир. Энциклопедический словарь
Дивинация — (лат. предсказание). Д. основаны на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесенных в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон) … Словарь античности
МАГИЯ — • Magia, magica ars, чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек… … Реальный словарь классических древностей
Детство и молодость Цицерона — Детство и молодость Цицерона первая из цикла статей о жизни и деятельности Марка Туллия Цицерона. Содержание 1 Цицерон в Арпине 1.1 Малая родина 1.2 Семья Цицерона … Википедия
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАДАНИЕ — [лат. divinatio; греч. μαντεία, ἡ μαντηκὴ τέχνη], искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа), о причинах возникновения к. л. жизненной ситуации (болезнь, кража… … Православная энциклопедия
Оккультизм — А. Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Статья посвящена анализу отношения Цицерона к divinatio, способности предсказывать будущее, которая получена людьми от богов. Цицерон выделяет два вида дивинации — искусственный (ауспиции, гаруспиции, гадание по молнии, звездам и другим знакам природы, заклинания) и естественный (предсказания во сне, в состоянии исступления, перед смертью). Вслед за академиками Цицерон пользуется методом рассмотрения противоположных точек зрения на дивинацию (ее признание и отрицание), что порождает у исследователей двойственный подход к цицероновскому отношению к дивинации. Автор статьи делает вывод о том, что двойственная трактовка отношения Цицерона к дивинации связана с многоаспектностью его воззрений: как философ он может и признавать, и отрицать истинность толкований различных знамений, но в то же время как римский гражданин и политик он выступает за дивинацию как важный инструмент римских религиозных обрядов.
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, divinatio, предвидение, божественный разум, ауспиции, гаруспиции.
Arina Bragova (Nizhny Novgorod State University of Linguistics). Cicero on the Concept of ‘Divinatio’
The article is devoted to the analysis of Cicero’s attitude to ‘divinatio’, a capacity of predicting the future, which is obtained from gods. Cicero distinguishes between two types of divination — artistic (auspices, haruspices, divination by lightning, stars and other signs of nature) and natural (predictions in a dream, in a state of ecstasy, before dying). Following Academics, Cicero uses the method of considering opposing points of view on divination (its acceptance and denial), which gives rise to a dual approach of researchers towards Cicero’s attitude to divination. The author of the article concludes that the dual interpretation of Cicero’s attitude to divination has something to do with multi-dimensionality of his beliefs: as a philosopher, he can either acknowledge or deny the truth of the interpretations of different divinations, while, being a Roman citizen or a politician, he stands for divination as an important instrument of the Roman religious rituals.
Keywords: Cicero, Ancient Rome, divinatio, divination, divine reason, auspices, haruspices.
Статья посвящена рассмотрению отношения Цицерона к понятию divinatio. Данный вопрос анализируется в ряде исследовательских работ [1, с. 34–39; 2, с. 13; 3, с. 195; 4, с. 316; 5, с. 157–167; 6, с. 33–46; 1, с. 47–65; 8, с. 42–51; 9, с. 121; 10, с. 220–221; 11, с. 122–123, 149–150, 161, 184–185, 189–197; 12, с. 389; 13, с. 12–13, 22–23, 32–33, 68–69], однако до сих пор является спорным и потому по-прежнему вызывает интерес исследователей.
Таким образом, двойственная трактовка отношения Цицерона к дивинации связана с многоаспектностью его воззрений: как философ он может и признавать, и отрицать истинность толкований различных знамений, но как римский гражданин и политик он выступает за дивинацию как важный инструмент римских религиозных обрядов.
Литература
1. Майоров Цицерон как философ // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. С. 5–59.
3. Hammond M. City-State and World State in Greek and Roman Political Theory until Augustus. Cambridge (Mass.), 1966.
4. Goar Cicero and the State Religion. Diss. // Harvard Studies in Classical Philology. Vol. 73. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press; London: Oxford University Press, 1969.
5. Schaublin C. Cicero, ‘De divinatione’ und Poseidonios // Museum Helveticum. 1985. Vol. 42. No. 2. P. 157–167.
6. Beard M. Cicero and Divination: The Formation of a Latin Discourse // The Journal of Roman Studies. 1986. Vol. 76. P. 33–46.
7. Schofield M. Cicero for and against Divination // The Journal of Roman Studies. 1986. Vol. 76. P. 47–65.
8. Schaublin C. Weitere Bemerkungen zu Cicero, De divinatione // Museum Helveticum. 1989. Vol. 46. No. 1. P. 42–51.
9. Colish From Antiquity To The Early Middle Ages: Stoicism in Classical Latin Literature. Leiden, New York, Kobenhavn, Koeln, Brill, 1990. 471 p.
10. Ferguson E. Backgrounds of Early Christianity. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 2003. 672 p.
11. Rasmussen Public Portents in Republican Rome. Rome: “L’Erma” di Bretschneider, 2003. 296 p.
12. Religions of the Ancient World: A Guide, ed. by Johnston. Cambridge, Massachusetts; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2004. 736 p.
13. Santangelo F. Divination, Prediction and the End of the Roman Republic. Cambridge, New York, Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, Sao Paolo, Delphi, Mexico City: Cambridge University Press, 2013. 370 p.
(110) Другой вид дивинации, как я уже сказал, это естественная. Она должна быть, принимая в расчёт её физическую тонкость, связана с природой богов, от которых, по мнению ученейших и мудрейших людей, почерпнуты и заимствованы наши души. И так как все заполнено и связано с вечным духом и божественным разумом, то общение божественных духов с человеческими душами необходимо должно оказывать возбуждающее влияние на последние. Но в бодрствующем состоянии наши души обслуживают житейские потребности, и, связанные узами плоти, отстраняются от общения с божественным.
(112) По-видимому, его ученость подсказала ему, что будет превосходный урожай оливок. И он же первый, как говорят, предсказал солнечное затмение, которое произошло в царствование Астиага.
L. Врачи, кормчие, даже земледельцы многое предвидят, но я ничего из этого не назову дивинацией, так же как предвидение физика Анаксимандра, который убедил лакедемонян покинуть свой город и жилища и ночевать в поле в полном вооружении, так как произойдет землетрясение. И оно действительно произошло, причем весь город был разрушен, а вершина горы Тайгет сорвалась, точно корма, оторвавшаяся от корпуса корабля. Так же и Ферекида, известного учителя Пифагора, который, увидев, что в неиссякаемом дотоле колодце вдруг иссякла вода, предсказал, что произойдёт землетрясение, я скорее назову физиком, чем провидцем.
(113) Душа человека может быть способной к естественной дивинации только в том случае, если она настолько свободна, что у нее уже совсем нет ничего [общего] с телом, что и происходит с прорицателями или спящими. Эти два вида дивинации признает Дикеарх и, как я уже сказал, наш друг Кратипп. Если названные философы ставят эти виды дивинации на первое место на том основании, что они естественного происхождения, - пусть так! Лишь бы они не отрицали существование других видов. Но если они не ставят ни во что наблюдения, то они отрицают многое такое, чем поддерживается упорядоченность жизни. И всё же раз они чем-то поступились - немалая уступка, - то нам нет никакой нужды вести с ними жестокую войну, в особенности когда есть такие, которые совсем не признают дивинаций.
(114) Итак, те, чьи души, презрев тела свои, вылетают из них наружу, воспламененные неким жаром и вдохновлённые, действительно видят то, о чём, прорицая, возвещают. И от многих обстоятельств воспламеняются такие души, которые уже не соприкасаются со своими телами. Одни вдохновляются от некоего тона голосов и фригийской музыки, многие - в пещерах, в лесах, многие - на берегах рек и морей. И их дух в состоянии исступления задолго провидит будущее, вроде того, как это было с Кассандрой. […]
LI. Вот на чём основаны такие прорицания, и, конечно, нечто подобное происходит и во сне. Ибо то, что прорицатели испытывают в бодрствующем состоянии, то же происходит с нами во сне. Во время сна наша душа бодрствует, избавленная от внешних впечатлений и свободная от забот и помех, в то время, как тело лежит точно мёртвое. И так как душа наша существовала извечно и пребывала в общении с бесчисленными душами, то она видит всё в мире, если только умеренность в еде и питье позволяют душе бодрствовать, когда тело спит. Так обстоит дело с дивинацией во сне. […]
Статья посвящена анализу отношения Цицерона к divinatio, способности предсказывать будущее, которая получена людьми от богов. Цицерон выделяет два вида дивинации - искусственный (ауспиции, гаруспиции, гадание по молнии, звездам и другим знакам природы, заклинания) и естественный (предсказания во сне, в состоянии исступления, перед смертью). Вслед за академиками Цицерон пользуется методом рассмотрения противоположных точек зрения на дивинацию (ее признание и отрицание), что порождает у исследователей двойственный подход к цицероновскому отношению к дивинации. Автор статьи делает вывод о том, что двойственная трактовка отношения Цицерона к дивинации связана с многоаспектностью его воззрений: как философ, он может и признавать, и отрицать истинность толкований различных знамений, но в то же время, как римский гражданин и политик, он выступает за дивинацию как важный инструмент римских религиозных обрядов.
Цицерон , древний рим , предвидение , божественный разум , ауспиции , гаруспиции
Читайте также: