Доходная часть это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Доходная часть местных бюджетов — в РФ собственные доходы и поступления от регулирующих доходов. Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам. См. также: Бюджеты муниципальных образований Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Доходная часть местных бюджетов — состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам … Официальная терминология

Доходная часть местных бюджетов — состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам … Словарь юридических понятий

часть — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? части, чему? части, (вижу) что? часть, чем? частью, о чём? о части; мн. что? части, (нет) чего? частей, чему? частям, (вижу) что? части, чем? частями, о чём? о частях 1. Частью называется… … Толковый словарь Дмитриева

ДОХОДНАЯ ОБЛИГАЦИЯ — облигация, по которой процент выплачивается только в случае получения ее эмитентам дохода. Иногда процент по Д.о. является кумулятивными подлежит выплате в момент погашения облигации, если же процент не выплачивается, то он добавляется к… … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЛИГАЦИЯ, ДОХОДНАЯ — облигация, по которой процент не выплачивается, если не заработан доход. Иногда процент по Д.о. является куммулятивным и если не выплачивается, добавляется к претензии держателя на часть имущества в случае ликвидации компании. В настоящее время Д … Большой экономический словарь

Государственный бюджет — (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Личные расходы — (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора

Экономика Южной Осетии — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. Экономика Южной О … Википедия

Домохозяйство — (Household) Домохозяйство это обособленная ячейка общества, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги Определение домохозяйство, классификация, типы и виды, финансовые отношения домохозяйств и их роль в развитии… … Энциклопедия инвестора

Раздел II. ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТОВ

Статья 8. Состав доходной части бюджетов

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Статья 9. Уровень закрепленных доходов бюджета

Уровень закрепленных доходов бюджета (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего национально - государственного или административно - территориального образования, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования Верховный Совет Российской Федерации, иные вышестоящие представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля (в процентах) подлежит соответствующей корректировке в сторону увеличения.

Статья 10. Предоставление и использование дотаций и субвенций

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

Статья 11. Принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих доходов

Верховный Совет Российской Федерации, иные вышестоящие представительные органы власти в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов нижестоящего территориального уровня дифференцированные или единые (для всех или соответствующих групп национально - государственных и административно - территориальных образований) нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.

Фактическое увеличение уровня закрепленных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово - хозяйственной деятельности на территории данного национально - государственного или административно - территориального образования, а также явившееся следствием введения в установленном порядке представительным органом власти административно - территориального образования местных налогов и сборов, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год. В этих случаях такое снижение нормативов отчислений от регулирующих доходов может быть произведено только с согласия соответствующего представительного органа власти, если иное не установлено законами Российской Федерации.

Статья 12. Заемные средства бюджетов

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Исполнительный орган власти вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению представительного органа власти, в котором определяются приемлемые условия заключения соглашения исполнительного органа власти с банком о предоставлении и погашении кредита.

Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации. Вышестоящие органы власти не отвечают по долговым обязательствам нижестоящего органа власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Статья 13. Доходы республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, краевых бюджетов краев, областных бюджетов областей, городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга

В доходы республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, краевых бюджетов краев, областных бюджетов областей, городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга в случаях, в порядке и на условиях, установленных законами Российской Федерации, зачисляются:

подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);

подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);

налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей - полностью или частично);

часть платежей за землю;

50 процентов налога на имущество предприятий;

налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично Верховным Советом Российской Федерации за соответствующими бюджетами в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

часть доходов от государственных займов и государственной денежно - вещевой лотереи;

доходы от займов и денежно - вещевых лотерей, организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти;

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей государственной собственности (в том числе городов Москвы и Санкт - Петербурга), в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета;

часть доходов от приватизации государственного имущества (в том числе городов Москвы и Санкт - Петербурга);

При этом порядок распределения платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и лесного дохода между соответствующими бюджетами определяется представительными органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, а государственных пошлин, гербового сбора, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, доходов от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества, местных налогов и сборов в городах Москве и Санкт - Петербурге - представительными органами власти в этих городах.

Статья 14. Доходы районных бюджетов районов, городских бюджетов городов (кроме городов Москвы и Санкт - Петербурга)

В доходы районных бюджетов районов, городских бюджетов городов (кроме городов Москвы и Санкт - Петербурга) в случаях, в порядке и на условиях, установленных законами Российской Федерации, зачисляются:

подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);

подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);

налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей - полностью или частично);

платежи за землю (полностью или частично);

50 процентов налога на имущество предприятий;

местные налоги и сборы, в том числе в соответствии с решениями представительных органов власти об их введении, принятыми в пределах их компетенции;

налоги, полностью или частично закрепленные вышестоящим представительным органом власти за соответствующими бюджетами в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

часть доходов от государственных займов и государственной денежно - вещевой лотереи;

доходы от местных займов и местных денежно - вещевых лотерей, организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти;

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета;

часть доходов от приватизации государственного и муниципального имущества;

При этом порядок распределения государственных пошлин, гербового сбора, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, доходов от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества, соответствующих местных налогов и сборов между соответствующими бюджетами определяется районными и городскими Советами народных депутатов (кроме городских Советов народных депутатов районных городов). Порядок распределения 50 процентов налога на имущество предприятий между районным бюджетом района и городским бюджетом районного города определяется районным Советом народных депутатов.

Статья 15. Доходы районных бюджетов районов в городах

В доходы районных бюджетов районов в городах могут зачисляться:

подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);

подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);

местные налоги и сборы;

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности районов в городе, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета;

Виды налогов и других платежей, которые подлежат зачислению в районный бюджет района в городе полностью или частично, определяются городским Советом народных депутатов в соответствии с законами Российской Федерации, законодательством республики в составе Российской Федерации и решениями вышестоящих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

Статья 16. Доходы бюджетов поселков, сельсоветов

В доходы бюджетов поселков, сельсоветов в случаях, в порядке и на условиях, установленных законами Российской Федерации, зачисляются:

подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);

подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);

платежи за землю;

налоги и другие платежи, полностью или частично закрепленные вышестоящим представительным органом власти за соответствующими бюджетами в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

местные налоги и сборы, в том числе введенные в соответствии с решениями собраний (сходов) жителей;

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из бюджета;


Большое значение для государства имеют налоговые поступления, которые являются главным источником формирования доходной части бюджета.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней.

В XVII в. определяется роль налогов в качестве основного источника доходной части бюджета многих государств.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова карбон (существительное):

Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счётная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

На самом деле это части одного целого, так как налоги, как уже говорилось, являются важной составляющей доходной части госбюджета.

А проценты с небольших сумм совсем не радуют душу и никак не окажут существенного влияния на доходную часть семейного бюджета.

В этом случае доходная часть сметы представляет собой сумму коммунальных платежей и стоимости содержания и технического ремонта помещения, а также утверждённые специальные взносы и доход от других источников.

Для потенциального займодателя рассчитывается второй сценарий, в котором целенаправленно занижается доходная часть и увеличивается расходная.

Да и то лишь в той бывшей доходной части дома, где в советское время располагались квартиры и мастерские художников.

Однако снижать количество сотрудников, непосредственно влияющих на доходную часть можно только после проведения процедуры комплексной оценки.

Это происходит не только с людьми, чьи расходы равны доходной части или превышают её, но и с теми, кто зарабатывает достаточно, но не способен управлять своим бюджетом.

Бизнес-план должен содержать сведения не только о целях и направлениях использования средств инвестиционного фонда, но и источники финансирования развития территории со стороны частного сектора, описание в данном направлении опыта работы, а также расчёт всех показателей эффективности, включая увеличение доходной части бюджета.

В доходной части платёжного календаря основным источником является выручка от реализации продукции (размер выручки определяется исходя из графика отгрузки продукции и сданных работ).

В доходной части книги отражают выручку за реализованную продукцию (работы, услуги), а также другие доходы, не связанные с реализацией (от ценных бумаг, проценты банка).

В финансовом плане в доходную часть переносятся остатки денежных средств из прошлого периода (+, -) и суммируется общий результат, а в расходной части полученная условная прибыль распределяется по образованным фондам и уточняются затраты на конкретные работы.

Так как налогообложение обусловливает доходную часть бюджетов всех уровней, то в учебном пособии уделено большое внимание государственным финансам, в том числе денежному обращению, финансовой политике государства, финансовому контролю, финансовым институтам, бюджетам, внебюджетным фондам.

Американская помощь составляла половину доходной части бюджета, причём ассигнования на оборону на 70 % состояли из этой помощи.

Уже с первых этапов формирования рынка государство столкнулось с проблемой массового уклонения налогоплательщиков от налогообложения и, как следствие, со значительными потерями доходной части бюджета.

В то же время объём и направления движения финансовых потоков для наполнения доходной части бюджетов органам местного самоуправления оказались неподконтрольны.

Разработка научно обоснованного методологического подхода к оценке налогового потенциала территории с целью прогнозирования доходной части местных бюджетов и выработка предложений в области бюджетного регулирования через оценку соответствия доходных источников расходным полномочиям в условиях реформы местного самоуправления являются основным направлением данного исследования.

Научная новизназаключается в оптимизации структуры доходной части федерального бюджета, основанной на увеличении объёмов переработки сырьевых ресурсов отечественными предприятиями за счёт сокращения экспорта сырья и на более широком использовании стратегии импортозамещения.

Закручивается экономическая спираль: сокращение бюджетных расходов с целью снижения темпов инфляции ведёт к спаду производства, спад производства сокращает налоговую базу бюджета, уменьшение доходной части бюджета не позволяет проводить активную политику реструктуризации экономики, приводит к сокращению финансирования образования, здравоохранения, социальных программ поддержки малообеспеченных слоёв населения.

Понятия налогового и финансового потенциала различаются также и как составляющие доходной части бюджетной системы.

Они отражают изменения в объёме и составе доходной части бюджетов, в направлениях и размерах бюджетных расходов, во взаимоотношениях вышестоящих бюджетов с нижестоящими.

Налоговая политика государства, будучи основным политическим фактором в области налоговых отношений, определила формирование налогового администрирования не только как средства, обеспечивающего доходную часть бюджета, но и как элемента системы государственного воздействия на процесс воспроизводства.

Реальность бюджета любого уровня во многом зависит от точности прогноза доходной части бюджета, главным образом налоговых доходов, поскольку именно они занимают наибольший удельный вес в общей структуре бюджета.

Определены требования к источникам входной информации при формировании информационной базы прогнозирования и планирования налоговых доходов, позволяющие повысить качество и достоверность прогнозных показателей доходной части бюджета.

Конкретизация этих видов доходных источников связана с детерминированием их состава, унификацией понятийного аппарата, характеризующего доходную часть бюджета с позиции правового статуса бюджетных средств.

Для того чтобы использовать доходную часть бюджета как инструмент обеспечения долгосрочной сбалансированности, необходимо рассмотреть зарубежный опыт управления структурой доходов и интерпретировать его под российскую экономику.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, формирующие доходную часть федерального бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе в соответствии с бюджетным законодательством, и выраженные в форме налоговых и неналоговых поступлений, направляемых в распоряжение органов государственной власти.

Решать эти вопросы будет сложнее сейчас, в условиях экономического кризиса и резкого сокращения доходной части бюджета.

Читайте также: