Договор осв 2 кратко

Обновлено: 07.07.2024

этого был объявлен ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан.

В соответствии с Договором, каждая из сторон должна была:

- ограничить стратегические наступательные вооружения в количественном и качественном отношении, проявлять сдержанность в создании новых видов стратегических наступательных вооружений;

- по вступлении Договора в силу ограничить пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, пусковые установки баллистических ракет подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, а также баллистические ракеты воздушного запуска (БРВЗ) суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц, а с 1 января 1981 г. - суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц;

- ограничить пусковые установки МБР и БРПЛ, оснащенные разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), БРВЗ, оснащенные РГЧ ИН, а также тяжелые бомбардировщики, оснащенные для крылатых ракет с дальностью свыше 600 км, суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц; из них ПУ МБР и БРПЛ с РГЧ ИН и БРВЗ с РГЧ ИН не должны превышать 1200 единиц;

- ограничить пусковые установки МБР, оснащенные РГЧ ИН, суммарным количеством, не превышающим 820 единиц.

СНВ, которые были бы сверх указанных суммарных количеств, должны быть демонтированы или уничтожены в установленные сроки в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию в Постоянной консультативной комиссии.

Договор предусматривал также ряд качественных ограничений. Так, стороны обязались не создавать и не развертывать: баллистические ракеты с дальностью свыше 600 км для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также пусковые установки таких средств; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового поражения, включая частично орбитальные ракеты.

139 Стороны обменялись заявлениями о количествах своих стратегических

наступательных вооружений по состоянию на 18 июня 1979 г.(табл. 5.2).

Таблица 5.2 Вид СНВ СССР США

Пусковые установки МБР, 1398 1054

в том числе с РГЧ ИН 608 550

Пусковые установки БРПЛ, 950 656

в том числе с РГЧ ИН 144 496

Тяжёлые бомбардировщики, 156 573

в том числе с КР большой дальности - 3

Неотъемлемой частью Договора ОСВ-2 был Протокол к нему, который должен вступать в силу в день вступления в силу Договора и действовать по 31 декабря 1981г. В нем стороны на временной основе решали ряд вопросов, которые не удалось решить при заключении Договора и в его рамках. Стороны, в частности, обязались: не развертывать мобильные пусковые установки МБР и не проводить летные испытания МБР с таких пусковых установок; не развертывать крылатые ракеты с дальностью свыше 600 км на пусковых установках морского или наземного базирования; не проводить летные испытания крылатых ракет с дальностью свыше 600 км, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, с пусковых установок морского или наземного базирования; не проводить летные испытания БРВЗ и не развертывать такие ракеты.

Хотя Договор не вступил в силу, тем не менее, вплоть до 1986 г. стороны по взаимному согласию придерживались основных его ограничений. В мае 1986 г. США заявили, что дальше не считают себя связанными ограничениями по Договору ОСВ-2. США отказались от соблюдения обязательство по этому Договору, когда в ходе реализации программы развертывания ТБ с КРВБ ими был превышен предел на количество носителей с РГЧ ИН и КР большой дальности.



Договор подписан в Вене 18 июня 1979 г. Срок его действия устанавливался до

31.12.85 г. Однако Договор не вступил в силу. Администрация США отозвала Договор из

138 Сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Формальным поводом для

этого был объявлен ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан.

В соответствии с Договором, каждая из сторон должна была:

- ограничить стратегические наступательные вооружения в количественном и качественном отношении, проявлять сдержанность в создании новых видов стратегических наступательных вооружений;

- по вступлении Договора в силу ограничить пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, пусковые установки баллистических ракет подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, а также баллистические ракеты воздушного запуска (БРВЗ) суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц, а с 1 января 1981 г. - суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц;

- ограничить пусковые установки МБР и БРПЛ, оснащенные разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), БРВЗ, оснащенные РГЧ ИН, а также тяжелые бомбардировщики, оснащенные для крылатых ракет с дальностью свыше 600 км, суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц; из них ПУ МБР и БРПЛ с РГЧ ИН и БРВЗ с РГЧ ИН не должны превышать 1200 единиц;

- ограничить пусковые установки МБР, оснащенные РГЧ ИН, суммарным количеством, не превышающим 820 единиц.

СНВ, которые были бы сверх указанных суммарных количеств, должны быть демонтированы или уничтожены в установленные сроки в соответствии с процедурами, подлежащими согласованию в Постоянной консультативной комиссии.

Договор предусматривал также ряд качественных ограничений. Так, стороны обязались не создавать и не развертывать: баллистические ракеты с дальностью свыше 600 км для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также пусковые установки таких средств; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового поражения, включая частично орбитальные ракеты.

139 Стороны обменялись заявлениями о количествах своих стратегических

наступательных вооружений по состоянию на 18 июня 1979 г.(табл. 5.2).

Таблица 5.2 Вид СНВ СССР США

Пусковые установки МБР, 1398 1054

в том числе с РГЧ ИН 608 550

Пусковые установки БРПЛ, 950 656

в том числе с РГЧ ИН 144 496

Тяжёлые бомбардировщики, 156 573

в том числе с КР большой дальности - 3

Неотъемлемой частью Договора ОСВ-2 был Протокол к нему, который должен вступать в силу в день вступления в силу Договора и действовать по 31 декабря 1981г. В нем стороны на временной основе решали ряд вопросов, которые не удалось решить при заключении Договора и в его рамках. Стороны, в частности, обязались: не развертывать мобильные пусковые установки МБР и не проводить летные испытания МБР с таких пусковых установок; не развертывать крылатые ракеты с дальностью свыше 600 км на пусковых установках морского или наземного базирования; не проводить летные испытания крылатых ракет с дальностью свыше 600 км, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, с пусковых установок морского или наземного базирования; не проводить летные испытания БРВЗ и не развертывать такие ракеты.

Хотя Договор не вступил в силу, тем не менее, вплоть до 1986 г. стороны по взаимному согласию придерживались основных его ограничений. В мае 1986 г. США заявили, что дальше не считают себя связанными ограничениями по Договору ОСВ-2. США отказались от соблюдения обязательство по этому Договору, когда в ходе реализации программы развертывания ТБ с КРВБ ими был превышен предел на количество носителей с РГЧ ИН и КР большой дальности.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (договор ОСВ-2) был подписан 18 июня 1979 г. в Вене на встрече в верхах Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева и президента США Джимми Картера.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (договор ОСВ-2) был подписан 18 июня 1979 г. в Вене на встрече в верхах Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева и президента США Джимми Картера.

Основным положением Договора ОСВ-2 стало ограничение количества стратегических носителей на уровне 2400 единиц. Кроме этого, стороны обязались к 1 января 1981 г. сократить количество носителей до 2150. Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. В число 1320 носителей с РГЧ ИН включались как ракеты наземного и морского базирования, так и тяжелые бомбардировщики, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц. Кроме этого, отдельное ограничение было установлено на оснащенные РГЧ ИН баллистические ракеты наземного базирования, количество которых не могло превышать 820.

В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками. Тяжелые бомбардировщики существующих типов не должны были оснащаться более чем 20 крылатыми ракетами, а с учетом новых бомбардировщиков среднее количество крылатых ракет, приходящихся на бомбардировщик, не должно было превышать 28. Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях.

В части, касавшейся баллистических ракет наземного базирования, был подтвержден запрет на сооружение новых шахтных пусковых установок и на переоборудование шахт легких ракет в шахты тяжелых. Был также установлен запрет на создание ракет более тяжелых (по стартовому и забрасываемому весу), чем существующие. Дополнительным ограничением, касавшимся ракет наземного базирования, стал запрет на орбитальные ракеты. В частности, Советский Союз должен был уничтожить или переоборудовать 18 пусковых установок орбитальных ракет Р-36, расположенных на полигоне Байконур.

В Договоре ОСВ-2 были предусмотрены меры, направленные на сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений. Так, каждая из сторон могла развернуть не более одной новой МБР, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.

Еще одно ограничение, касавшееся баллистических ракет наземного базирования, было включено в Протокол к Договору. Это ограничение заключалось в запрете на развертывание ракет на мобильных пусковых установках и их испытания с мобильных установок. Кроме этого, Советский Союз обязался ликвидировать мобильные ракетные комплексы "Темп-2С", которые к тому времени были развернуты в ограниченном количестве.

Ограничения, накладывавшиеся Договором на морской компонент стратегических сил, были незначительными по сравнению с теми, которые были предусмотрены для наземных ракет или стратегической авиации. В Договоре были несколько изменены правила подсчета пусковых установок баллистических ракет морского базирования, а также был наложен запрет на развертывание БРПЛ, оснащенных более чем 14 боезарядами.

В Протоколе к Договору, наряду с запретом на развертывание мобильных пусковых установок, содержался запрет на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования, а также на испытания и развертывание таких крылатых ракет, оснащенных несколькими боевыми блоками. Кроме этого, стороны согласились в течение срока действия Протокола не испытывать и не развертывать баллистические ракеты воздушного базирования.

Договор ОСВ-2 не был ратифицирован США первоначально под предлогом вступления советских войск в Афганистан. Впоследствии его положения пытались увязать с процессом сокращения ракет средней дальности. Вместе с тем, он явился прологом к заключенному в 1991 году Договору о сокращении и ограничении СНВ (Договор СНВ-1), который существенно сократил объем СНВ по сравнению с контрольными цифрами Договора ОСВ-2.

Брежнев и Картер подписали ОСВ-2

По мере совершенствования оружия, рассчитанного на массовое поражение, росло осознание пагубности гонки вооружений. В достижение договоренностей о разоружении активно включилась Организация Объединенных Наций. 19 декабря 1966 г. был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, а 27 января 1967 г. подписан СССР, Великобританией и США Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Участники договора обязались не размещать в космосе объекты с ядерным или др. видами оружия массового уничтожения. Луна и другие небесные тела могли использоваться только в мирных целях. Предусматривалась ответственность государств за деятельность их граждан в космосе, взаимопомощь космонавтов разных стран, открытость станций и кораблей для посещения. Договор является бессрочным, число его участников приближается к сотне.

1 июля 1968 г. был подписан тремя великими державами также одобренный ООН Договор о нераспространении ядерного оружия. Его участники обязались не передавать другим странам ядерного оружия, не помогать в производстве, а не имеющие его - не принимать его от других. Контроль за нераспространением возлагался на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1971 г. был заключен Договор о запрещении размещения ядерного оружия на морском дне. После длительных переговоров в 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении бактериологического оружия, в 1977 г. - Конвенция о запрещении использования средств воздействия на окружающую среду, в 1981 г. - Конвенция о запрещении или ограничении оружия, наносящего чрезмерные повреждения. Они были вызваны массированным применением США во Вьетнаме дефолиантов (химических веществ, уничтожающих листья), отравлявших не только вьетнамцев, но и американских солдат, а также изощренных видов оружия - кассетных, шариковых, напалмовых бомб, мин-ловушек, замаскированных под игрушки или бытовые предметы. СССР сразу подписал их, однако к последним конвенциям не присоединились США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Израиль и др. западные страны. В 1974 и 1976 гг. СССР и США подписали два договора об ограничении подземных ядерных испытаний, однако США не ратифицировали их до конца 80-х гг.

В 60-70-е гг. произошли первые подвижки в решении проблемы ядерно-ракетного разоружения, были запрещены некоторые виды оружия массового уничтожения. Важнейшее значение имело подписание Договора о нераспространении ядерного оружия. Ведущую роль в начале процесса сокращения гонки вооружений сыграли советско-американские договоренности по ограничению стратегических наступательных вооружений.

Летом 1968 г. было объявлено, что правительства СССР и США договорились начать переговоры о комплексном ограничении и сокращении систем доставки наступательного ядерного оружия и средств обороны от баллистических ракет. Таким образом, с самого начала эти две проблемы - сокращение количества ядерного оружия и средств защиты от него были увязаны.

БЕЗ РАТИФИКАЦИИ

В 2002 г. США, несмотря на возражения России, заявили о своем выходе из договора по ПРО, тем самым значительно дестабилизировав ситуацию в области ядерной безопасности. Договор по ПРО 1972 года означал, что сторона, совершившая ядерное нападение на другую ядерную державу, получит гарантированный уничтожающий ответ. Ядерное нападение, равно как и дальнейшее накапливание атомных боеприпасов становилось бессмысленным, поскольку не давало никакого преимущества. Потери с обеих сторон все равно были бы неприемлемы. Выход США из договора ПРО и развертывание собственной системы противоракетной обороны в перспективе предоставляет им не только защиту от возможного нападения со стороны ядерных террористов, но и побуждает думать о достижении победы против другой ядерной державы.

Одновременно во время визита Никсона в Москву в 1972 г. было подписано Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (сокращенно - договор ОСВ-1). По нему стороны обязались не увеличивать количества пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало переоборудование существующих шахтных пусковых установок. В результате этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок. Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам, построенным после 1964 г.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ БРЕЖНЕВА НА ХХV СЪЕЗДЕ КПСС (1976 Г.)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ГРОМЫКО

. 18 июня 1979 года. Дворец Хофбург. Обстановка торжественная. Залы блестят. Они не раз становились свидетелями важных встреч, результаты которых накладывали определенный отпечаток на европейскую историю.

Приближается момент подписания договора. Юристы уже не раз проверили точки и запятые в документе. Упаси боже, чтобы какой-либо неположенный прыжок одной или другой из них исказил смысл важного документа. Ведь его ожидает весь мир.

Церемония происходит в Редутном зале дворца. Оба руководителя делегаций берут ручки, присаживаются поудобнее и ставят свои подписи.

Не успели они еще привстать, как я задаю министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову — мы стоим чуть сбоку — вопрос:

— Как думаешь, расцелуются или нет?

— Нет,— слышу в ответ,— незачем целоваться.

— Не уверен,— ответил я.— Хотя согласен, необязательно прибегать к этому жесту.

Но нас обоих в общем приятно удивила инициатива, которую проявил Картер. Договор скрепился поцелуем — в зале раздались аплодисменты.

Всегда события такого масштаба невольно вызывают исторические ассоциации. На церемонии подписания Договора ОСВ-2 на ум приходила, например, следующая параллель: здесь же, в Вене, в 1814—1815 годах состоялся конгресс европейских монархов, который завершил подведение итогов войны коалиции европейских держав против Наполеона. При всей важности того события в истории оно по своему значению никак не могло идти в сравнение с достигнутой между СССР и США договоренностью об ограничении стратегических ядерных вооружений, которая открывала возможность для снижения опасности, угрожающей самому существованию всего человечества.

Подписанный договор шел значительно дальше предшествовавшего ему временного соглашения (ОСВ-1), охватывая весь комплекс стратегических наступательных вооружений и перебрасывая мост к дальнейшему ограничению и сокращению ядерного оружия, что, как предполагали, в ближайшей перспективе будет предметом следующего этапа переговоров. Договор явился убедительной демонстрацией того, что при готовности учитывать законные интересы друг друга можно в конечном счете добиться договоренности по самым трудным вопросам. Вместе с тем этот договор заключал в себе и большой потенциал благоприятного воздействия на другие шаги по обузданию гонки вооружений и разоружению.

Во время пребывания в Вене между главами делегаций имел место обмен мнениями и по другим проблемам международной обстановки. В общем плане они подтвердили готовность продолжить переговоры по вопросам, которые оставались еще открытыми. В пользу этого в беседе со мной высказывался Сайрус Вэнс, не скрывавший своего большого удовлетворениях подписанием Договора ОСВ-2. Примерно то же говорил Д. Ф. Устинову министр обороны США Гарольд Браун и председатель объединенного комитета начальников штабов США Дэвис Джоун. Однако заявления американской стороны, сделанные в значительной мере под влиянием эмоций, не давали еще оснований строить надежные прогнозы относительно будущих переговоров по ядерному оружию.

Последовавшие затем действия администрации Картера в области советско-американских отношений, да и в международных делах в целом, способствовали укреплению в США позиций противников подписанного договора. Администрация фактически пошла на поводу у тех, кто стремился во что бы то ни стало помешать его вступлению в силу.

В этих условиях вялые призывы Картера к сенату ратифицировать Договор ОСВ-2 выглядели конъюнктурным политическим приемом, направленным на поддержание скорее видимости того, что президент верен ранее взятым на себя обязательствам. В январе 1980 года Картер объявил о своем решении вообще отложить на неопределенное время рассмотрение этого вопроса.

Стало ясно, что администрация Картера вела дело к тому, чтобы сорвать ратификацию договора. Как известно, это довершила администрация Рейгана. Такие действия — без преувеличения — стали позором Америки. К этому выводу пришли объективно мыслящие люди, в том числе и в США.

18 июня 1979 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джимми Картер на встрече в Вене подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений – ОСВ-2, ставший одним из важнейших результатов разрядки. Процедуру следует рассматривать в качестве прямого продолжения переговоров по ОСВ-1, которые завершились подписанием договора в 1972 году.

В совместном Заявлении намечался круг проблем для обсуждения на следующем, третьем этапе переговоров, которые, как предполагалось, должны были вылиться в подписание Договора ОСВ-3.

Основную работу на переговорах проделали государственный секретарь США Сайрус Вэнс, который считался сторонником решения конфликтов путем обсуждения, и посол СССР в Вашингтоне Анатолий Добрынин, однако ключевая роль с советской стороны отводилась главе МИД Андрею Громыко, который подключался к процессу в самые сложные моменты.

В результате затяжных переговоров на трех уровнях к лету 1979 года был достигнут взаимоприемлемый компромисс, фундаментом для которого послужили 25 прошедших с января по май встреч. США пришлось пойти на сохранение преимущества СССР по тяжелым МБР и на включение в суммарный потолок по ПУ тяжелых бомбардировщиков с крылатыми ракетами большой дальности. В свою очередь, Москва согласилась на снижение количества стратегических носителей до 2250 единиц к 1981 году, а также на некоторые дополнительные ограничения.

Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц.

В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками. Тяжелые бомбардировщики существующих типов не должны были оснащаться более чем 20 крылатыми ракетами, а с учетом новых бомбардировщиков среднее количество крылатых ракет, приходящихся на такой самолет, не должно было превышать 28.

Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях.

В части, касавшейся баллистических ракет наземного базирования, подтверждался запрет на сооружение новых шахтных пусковых установок и на переоборудование шахт легких ракет в шахты тяжелых. Был также установлен запрет на создание более тяжелых ракет, чем существующие. Дополнительным ограничением, касавшимся ракет наземного базирования, стал запрет на орбитальные ракеты. В частности, Советский Союз должен был уничтожить или переоборудовать 18 ПУ орбитальных ракет Р-36, расположенных на полигоне Байконур.

В протоколе к договору наряду с запретом на развертывание мобильных пусковых установок содержался запрет на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования, а также на испытания и развертывание КР, оснащенных несколькими боевыми блоками. Стороны согласились в течение срока действия протокола не испытывать и не развертывать баллистические ракеты воздушного базирования.

Впервые в истории устанавливались ограничения на замену и модернизацию стратегических ядерных вооружений, вводился детальный режим проверки выполнения соглашений.

В то же время Договор ОСВ-2 стал заложником других проблем, осложнявших советско-американские отношения в конце 1970-х годов. Ударом по разрядке международной напряженности явились события в Афганистане: из-за введения советских войск на территорию этой страны США отказались ратифицировать договор. Тем не менее, его положения соблюдались обеими сторонами.

Факт остается фактом – большинство военных программ США, легализованных при Рональде Рейгане, зачиналось в президентство Картера.

Читайте также: