Договор об антарктике кратко

Обновлено: 05.07.2024

60 лет назад в Вашингтоне был подписан Договор об Антарктике — первый международный нормативный акт по контролю над вооружениями времён холодной войны. Вскоре после завершения Второй мировой войны Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой указывалось, что Советский Союз имеет право участвовать в разработке политического статуса материка, так как он был открыт российскими моряками. Договор 1959 года определил стратегию освоения материка — полную демилитаризацию и свободу научных исследований. По словам экспертов, сегодня Россия является лидером в проводимых в Антарктиде работах, которые имеют огромное значение для всего мира.

1 декабря 1959 года 12 государств подписали в Вашингтоне Договор об Антарктике, поставивший точку в политических баталиях вокруг статуса континента и определивший стратегию его освоения на десятилетия вперёд.

Открытие Антарктиды

Предположения о наличии в районе Южного полюса неизвестного материка учёные высказывали ещё в древности. Однако проверить их долгое время не могли. Голландские, французские и британские мореплаватели, включая знаменитого исследователя Тихого океана Джеймса Кука, предпринимали попытки проникнуть на юг и обнаружить мифическую сушу, но их предприятия не увенчались успехом из-за сурового климата южных морей.

15 июля 1819 года экспедиция Беллинсгаузена покинула Кронштадт. Уточнив по пути месторасположение земель, обнаруженных другими мореплавателями, и открыв ряд новых островов, российские моряки 28 января 1820 года в точке 69° 21' 28" южной широты и 2° 14' 50" западной долготы достигли побережья Антарктиды.

Русские мореплаватели не были до конца уверены, открыли они архипелаг или материк. В феврале они несколько раз приближались к обнаруженной ими земле, а затем отошли на отдых в Полинезию. Проведя почти год в различных уголках Тихого океана, российские Колумбы снова взяли курс на юг. В январе они открыли остров Петра I и Землю Александра I. Стало ясно, что обнаруженная ими территория суши весьма обширна. В августе 1821 года экспедиция вернулась в Россию.

Гонка за Антарктику

Вскоре после россиян к берегам Антарктиды подошла британская экспедиция Эдуарда Брэнсфилда и американский китобойный корабль под руководством Натаниэла Палмера. В середине XIX века английские, французские, американские и норвежские мореплаватели занимались исследованием и нанесением на карту побережья нового материка.

В начале XX столетия был предпринят ряд экспедиций вглубь континента. В 1911 году между британцами и норвежцами началась гонка за право первыми поднять свой флаг на Южном полюсе. Это удалось полярнику из Норвегии Руалю Амундсену.

В первой половине ХХ века Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили объявляли отдельные территории в Антарктиде своими владениями. Серьёзные планы относительно освоения южного континента вынашивало руководство гитлеровской Германии.

Россия (а затем и Советский Союз) на время выпали из антарктической гонки по причинам военно-политического и экономического характера. Однако в 1930-е годы на фоне общего подъёма советской науки и успехов в Арктике в Москве прозвучали предложения по возвращению в южные полярные широты. По техническим причинам сделать это до начала Второй мировой войны не удалось, однако в 1938 году Наркомат иностранных дел СССР выступил с официальной нотой протеста против попыток Норвегии объявить часть Антарктиды своей территорией. Тогда же советское руководство провозгласило идею о принадлежности южного континента всему человечеству, которая была воплощена в жизнь более чем два десятилетия спустя.

Гибель одного из участников экспедиции Скотта. Картина Джона Доллмана

Тайна экспедиции Роберта Скотта: как на самом деле погибли покорители Южного полюса

Исследование учёных из Университета Нового Южного Уэльса проливает свет на детали гибели британской полярной экспедиции Роберта Скотта.

В 1949 году Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой шла речь о том, что Россия является первооткрывателем Антарктиды и поэтому имеет право участвовать в разработке её политического статуса. Начались международные переговоры относительно будущего южного материка.

В 1950-е годы СССР с использованием мощностей китобойной флотилии, полученной от Германии по репарациям, приступил к практическому освоению южных полярных вод.

Договор об Антарктике

15 октября 1959 года в Вашингтоне началась конференция по Антарктиде, в которой принимали участие 12 государств, имевших научные представительства на южном континенте: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз и Япония.

1 декабря 1959 года участники конференции подписали договор, имевший бессрочный характер и состоявший из преамбулы и 14 статей. Ключевой его нормой стала полная демилитаризация Антарктиды: запрет на размещение военных баз и любых видов вооружений, а также на захоронение на территории материка радиоактивных материалов.

Таким образом, договор стал первым международным нормативным актом по ограничению вооружений в годы холодной войны.

Договор также предусматривал свободу научных исследований в Антарктике и подчёркивал важность сотрудничества между учёными из разных стран. Кроме того, в документе были зафиксированы конкретные процедуры, связанные с организацией международного взаимодействия, — в частности, порядок информирования одним государством других подписантов договора о своей деятельности в Антарктике.

В дальнейшем документ подписали ряд новых стран. На сегодняшний день его участниками являются более 50 государств. Представители 29 из них имеют право голоса на проводимых в рамках договора саммитах.

Значение антарктических исследований

Советская экспедиция к Полюсу недоступности

Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их.

По словам учёного, острая международная дискуссия по климатическим проблемам сегодня достаточно политизирована, а антарктические исследования позволяют сделать её более взвешенной и конструктивной.

При этом Александр Клепиков подчёркивает, что получаемые из Антарктиды данные важны не только в контексте палеоклиматических исследований.

Александр Клепиков объяснил, что информация, которую учёные собирают на южном континенте, чрезвычайно актуальна, так как позволяет разрабатывать сценарии будущего, в том числе ближайшего. В частности, она позволяет определить, как будет подниматься уровень океана в связи с таянием антарктических льдов.

Впрочем, по словам Клепикова, антарктические исследования не ограничиваются одним только климатом.

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южно-Африканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

Сознавая,что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;

Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике;

Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;

Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;

Согласились о нижеследующем:

Статья I

1. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.

2. Настоящий Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

Статья II

Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора.

Статья III

1. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике, как это предусмотрено в статье II настоящего Договора, Договаривающиеся Стороны соглашаются, что в максимально возможной и практически осуществимой степени:

а) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;

b) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;

с) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.

2. При выполнении настоящей статьи всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Статья IV

1. Ничто содержащееся в настоящем Договоре не должно толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе.

Статья V

1. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

2. В случае заключения международных соглашений, в которых будут участвовать все Договаривающиеся Стороны, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, относительно использования ядерной энергии, включая ядерные взрывы и удаление радиоактивных отходов, в Антарктике будут применяться правила, установленные такими соглашениями.

Статья VI

Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники, но ничто в настоящем Договоре не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района.

Статья VII

2. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, имеет полную свободу доступа в любое время и в любой или все районы Антарктики.

3. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями, назначенными в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

4. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой Договаривающейся Стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

5. Каждая из Договаривающихся Сторон по вступлении для нее в силу настоящего Договора информирует другие Договаривающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:

а) о всех экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;

b) о всех станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;

с) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления ею в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных в пункте 2 статьи I настоящего Договора.

Статья VIII

1. Для содействия осуществлению ими своих функций на основании настоящего Договора и без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначенные в соответствии с положениями пункта 1 статьи VII, и научный персонал, которым обмениваются согласно подпункту 1 (b) статьи III Договора, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функции.

2. Без ущерба для положений пункта 1 настоящей статьи и до принятия мер в соответствии с положениями подпункта 1 (е) статьи IX заинтересованные Договаривающиеся Стороны в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике немедленно консультируются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Статья IX

1. Представители Договаривающихся сторон, упомянутых в преамбуле настоящего Договора, соберутся в городе Канберре не позднее чем через два месяца по вступлении в силу настоящего Договора и будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно:

а) использования Антарктики только в мирных целях;

b) содействия научным исследованиям в Антарктике;

с) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике;

d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных в статье VII настоящего Договора;

е) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике;

f) охраны и сохранения живых ресурсов в Антарктике.

2. Каждая Договаривающаяся сторона, которая стала участником настоящего Договора путем присоединения в соответствии с положениями статьи XIII, имеет право назначать представителей для участия в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, в течение того времени, пока эта Договаривающаяся Сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции.

3. Доклады наблюдателей, упомянутых в статье VII настоящего Договора, направляются представителям Договаривающихся Сторон, участвующим в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.

4. Меры, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, вступают в силу по утверждении их всеми Договаривающимися Сторонами, представители которых имели право участвовать в совещаниях, созванных для рассмотрения этих мер.

5. Любое или все права, установленные в настоящем Договоре, могут осуществляться со дня вступления в силу Договора независимо от того, были или не были какие-либо меры, содействующие осуществлению таких прав, предложены, рассмотрены или одобрены, как это предусмотрено в настоящей статье.

Статья X

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом Организации Объединенных Наций, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам или целям настоящего Договора.

Статья XI

1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Договора, эти Договаривающиеся Стороны консультируются между собой с целью разрешения спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их собственному выбору.

2. Любой спор такого рода, который не будет разрешен указанным путем, передается, с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, на разрешение в Международный Суд; однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны, участвующие в споре, не освобождаются от обязанности продолжать поиски его разрешения любым из различных мирных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья XII

1. а) Настоящий Договор может быть изменен или в него может быть внесена поправка в любое время по согласию всех Договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX. Любое такое изменение или любая такая поправка вступает в силу по получении правительством - депозитарием от всех таких Договаривающихся Сторон уведомления о ратификации.

b) Такое изменение или такая поправка затем вступает в силу в отношении любой другой Договаривающейся Стороны по получении от нее правительством - депозитарием уведомления о ратификации. Любая такая Договаривающаяся сторона, от которой не получено уведомления о ратификации в течение двух лет со дня вступления в силу изменения или поправки в соответствии с положениями подпункта 1 (а) настоящей статьи, рассматривается как вышедшая из Договора в день истечения этого срока.

2 а) Если по истечении тридцати лет со дня вступления в силу настоящего Договора любая из Договаривающихся Сторон, представители которой имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, того потребует путем обращения, направленного правительству - депозитарию, то будет созвана так скоро, как это практически осуществимо, конференция всех Договаривающихся Сторон для рассмотрения вопроса о том, как действует Договор.

b) Любое изменение настоящего Договора или любая поправка к нему, которые одобрены на указанной конференции большинством представленных на ней Договаривающихся сторон, включая большинство тех Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, доводятся правительством депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон немедленно по окончании конференции и вступают в силу в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

с) Если любое такое изменение или любая такая поправка не вступит в силу в соответствии с положениями подпункта 1 (а) настоящей статьи в течение двух лет со дня уведомления всех Договаривающихся Сторон, любая Договаривающаяся сторона может в любое время по истечении этого срока уведомить правительство депозитария о своем выходе из настоящего Договора; такой выход из Договора приобретает силу по истечении двух лет со дня получения правительством - депозитарием этого уведомления.

Статья XIII

1. Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами. Договор открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех Договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX настоящего Договора.

2. Ратификация настоящего Договора или присоединение к нему осуществляется каждым государством в соответствии с его конституционной процедурой.

3. Ратификационные грамоты и акты о присоединении сдаются на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки, которое является правительством - депозитарием.

4. Правительство - депозитарий уведомляет все государства, подписавшие Договор и присоединившиеся к нему, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или каждого акта о присоединении, а также о дате вступления в силу Договора и любого его изменения или любой поправки к нему.

5. По сдаче на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими Договор государствами настоящий Договор вступит в силу для этих государств и для государств, которые сдали на хранение акты о присоединении. В дальнейшем Договор вступает в силу для любого присоединившегося государства по сдаче им на хранение акта о присоединении.

Статья XIV

Настоящий Договор, составленный на английском, французском, русском и испанском языках, причем каждый из текстов является равно аутентичным, будет сдан на хранение в архив Правительства Соединенных Штатов Америки, которое препровождает должным образом заверенные копии Договора Правительствам подписавших его или присоединившихся к нему государств.

В удостоверение чего Полномочные представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в городе Вашингтоне декабря первого дня тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.

Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 20 октября 1960 года.

Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1963 года.

"Ведомости Верховного Совета СССР", N 31, 1961 год.

Текст документа сверен по:
"Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами",
вып.XXII, М., 1967 год

Международно-правовой режим Антарктики

Антарктидой называется часть света, состоящую из материка Антарктида и прилегающих островов, простирающуюся на юг от 60° ю. ш. Почти вся поверхность Антарктиды покрыта ледяными массами. Достоверно известно, что недра Антарктиды содержит большие запасы природных ресурсов, таких как уголь, нефть, газ и драгоценные металлы. В настоящее время коммерческая эксплуатации подобных ресурсов является не рентабельной, но в отдаленной перспективе многие страны рассматривают Антарктику как новый источник для поставок невозобновляемых полезных ископаемых.

Очевидно, что такая эксплуатация может осуществляться на основе государственного суверенитета. В настоящее время территориальные претензии предъявляют и официально поддерживают семь государств: Великобритания, Аргентина, Чили, Франция, Австралия, Новая Зеландия и Норвегия, хотя территориальные претензии только первых трех пересекаются друг с другом.

Тем не менее, с какой позиции мы не подходили бы к данному вопросу о том, кто имеет право извлекать выгоду из Антарктики, ясно одно – нельзя допустить уничтожение ее уникальной и первозданной природной среды. Если отдельным государства предоставить полную свободу действий, континент безвозвратно утратит свой первозданный вид. Поэтому международное сообщество решило принять надлежащие меры, обеспечивающие создание всеобъемлющей и эффективной системы международного контроля над коммерческой добычей полезных ископаемых, когда такая добыча станет осуществляться.

Именно эти две проблемы – суверенитет и контроль, привели к разработке международного-правового режима Антарктики, регулирующего деятельность в этом регионе.

Договор об Антарктике 1959 года.

В настоящее время в число участников договора входит 53 государства, 29 из которых являются Консультативными сторонами. Консультативные стороны, встречаются раз в два года (или чаще, на специальной сессии) с целью обмена информацией и разработки рекомендаций правительствам своих стран. Эти рекомендации касаются различных вопросов научно-исследовательского, правового и экологического характера и могут быть обязательными для Консультативных сторон.

Таким образом, Договор об Антарктике остается в действии, а с принятием Протокола по охране окружающей среды, приобрел новую жизненную силу.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Международно-правовой режим Антарктики, построенный на основе договора 1959 года, в последующие годы постоянно совершенствовался. В ноябре 1988 года была открыта для подписания ныне прекратившая действовать Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (КРОМРА), устанавливающая правила ведения добычи полезных ископаемых в Антарктике.

Конвенция о минеральных ресурсах на тот момент представлялась лучшем ответом международного сообщества, противостоящего претензиям со стороны отдельных государств на полномасштабный суверенитет. Действительно, некоторые из этих стран (например, Норвегия) дали согласие отказаться от своих притязаний, если в Антарктике будет введен международно-правовой режим. Однако по существу Конвенция о минеральных ресурсах не удовлетворяла актуальным требованиям, касающимся охраны окружающей среды. Очень скоро стало понятно, что многие Консультативные стороны были недовольны возможностью эксплуатации Антарктиды в любой форме.

Протокол по охране окружающей среды существенно снижает вероятность того, что начнется коммерческое освоение полезных ископаемых в Антарктике. В Россия Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 24.05.1997 № 79-ФЗ и вступил в действие 14.01.1998.

Международно-правовой режим Антарктики, усиленный Протоколом, является значительным достижением, хотя с формальной точки зрения никак не влияет на правовые претензии государств, отложенные к рассмотрению договором 1959 года.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

1 декабря 1959 года в Вашингтоне (США) 12 государствами, имевшими в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике. Вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации государствами - первоначальными участниками.

Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 миллионов квадратных километров или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом.

В конце XIX века и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей.

В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности.

В результате многолетних дипломатических консультаций со странами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы - СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике. Он заморозил статус-кво в Антарктике в отношении заявленных территориальных претензий, стал преградой для объявления новых претензий и закрепил баланс геополитического равновесия в огромном регионе планеты.

Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе "холодной войны".

Договором запрещено создание в районе южнее 60-й параллели южной широты военных сооружений, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия, в т. ч. ядерного, размещение радиоактивных отходов. Для обеспечения соблюдения положений договора могут проводиться инспекции в любое время и в любом районе Антарктики. Проверке могут подвергнуться все научные станции, установки, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки.

Договором об Антарктике предотвращено географическое распространение ядерного оружия. На территории вышеупомянутого региона запрещено проведение любых мероприятий военного характера. При этом военный персонал и оборудование могут находиться в пределах региона для проведения необходимых научных исследований и в иных мирных целях.

На всей территории Антарктики объявлена свобода научно-исследовательской деятельности, обмена информацией и сотрудничества (при посредничестве ООН и иных международных организаций).

Согласно положениям договора, все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН. Участники обязались не выдвигать новых территориальных претензий в Антарктике до тех пор, пока договор остается в силе.

В настоящее время в число участников договора входят 50 государств: 29 из них имеют статус консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Япония), а остальные 21 не имеют права голоса при принятии решений на ежегодных саммитах Антарктического договора (Австрия, Белоруссия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Греция, Дания, Канада, Колумбия, КНДР, Куба, Малайзия, Монако, Пакистан, Папуа - Новая Гвинея, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Швейцария, Эстония).

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их "заморозил". Пока договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.

На сегодняшний день территориальные претензии в Антарктике предъявляют семь стран: Аргентина (с 1933 года) – между 25° и 74° западной долготы (Аргентинская Антарктика); Австралия (с 1943 года) – 45°-136° восточной долготы, а также 142°-160° восточной долготы (Австралийская антарктическая территория); Чили (с 1940 года) – 53°-90° западной долготы (Чилийская Антарктика и Магеллания); Франция (с 1924 года) – 136°-142° восточной долготы (Земля Адели); Великобритания (с 1908 года), – 20°-80° западной долготы (Британская антарктическая территория); Новая Зеландия (с 1923 года) – между 160° восточной долготы и 150° западной долготы (Территория Росса); Норвегия (с 1929 года) – между 20° западной долготы и 45° восточной долготы (Земля Королевы Мод), а также на остров Петра I (68°50′ южной широты 90°35′ западной долготы).

Особую позицию занимают США и РФ, не заявлявшие конкретных территориальных претензий на Антарктику, но объявившие ее зоной своих интересов. При этом оба государства не признают претензии других стран, равно как и претензии друг друга.
В 1939-1945 годах фашистская Германия претендовала на территории так называемой "Новой Швабии", расположенные между 10° западной долготы и 20° восточной долготы, где немецкие ученые проводили большое количество научных исследований. В настоящее время Германия не заявляет о претензиях на антарктические территории.

В 1939 году Япония предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором, но, согласно мирному договору 1951 года, она отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.

С 1986 года, вопреки запрету на выдвижение новых территориальных претензий, часть Антарктики была неофициально включена в "зону интересов" Бразилии.

За соблюдением Договора об Антарктике установлен строгий контроль. Каждое государство - участник договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон договора.

Договор об Антарктике является основой ряда смежных соглашений, которые совместно с мерами, принятыми в рамках Договора об Антарктике и смежных соглашений, нередко называются Системой Договора об Антарктике. К числу других соглашений, составляющих эту систему, относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, Испания, 1991), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (КОАТ, Лондон, Великобритания, 1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Канберра, Австралия, 1980). Несмотря на то, что КОАТ и АНТКОМ являются самостоятельными соглашениями, они содержат положения, налагающие на стороны этих соглашений обязательства, изложенные в основных частях Договора об Антарктике.

Ежегодно 12 стран, имеющие статус консультативных сторон, встречаются "с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора".

В сентябре 2004 года был создан секретариат Антарктического договора со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина), который помогает проведению ежегодных консультативных совещаний, содействует в осуществлении обмена информацией между участниками договор.

Читайте также: