Договор о взаимопомощи между ссср и францией кратко

Обновлено: 05.07.2024

В итоге договор о взаимопомощи не являлся военным союзом, а в реальности для Франции только способом давления на Германию. Процесс ратификации договора затянулся во Франции до 27 февраля 1936 года. 16 мая 1935 г. такой же договор был подписан между СССР и Чехословакией. Этот договор обусловил представление помощи Чехословакии, если эту помощь также окажет Франция. Для СССР это было важно, чтобы не втянуться в войну в одиночку, а также сознанием того, что между СССР и Чехословакией отсутствуют общие границы. СССР, подключившись союзами к Чехословакии и Франции, косвенно оказался вовлеченным в механизм международно-правовых гарантий европейской стабильности, но без взаимного доверия держав-участниц все это было лишь декларацией. Франция в своей системе безопасности против Германии ориентировалась на Англию и на Польшу, даже несмотря на германо-польский договор, и даже не надеялась на советскую помощь главным образом по техническим причинам – отсутствовала советско-германская граница. Мешали и идеологические препоны – теперь Франция не желала принимать большевиков, так же как в свое время Императорская Россия скептически относилась к республиканской Франции. Малые государства Восточной и Центральной Европы относились к СССР с осторожностью, некоторые – с враждебностью. Поэтому требовать от Польши или Прибалтики допустить на свою территорию советские войска было практически невозможно. С другой стороны Польша и Румыния имели тесные связи с Францией и в случае ее волевой жесткой позиции, они не смогли бы отказать в пропуске РККА через свою территорию. Во время чехословацкого кризиса в 1938 г. Франция этого так и не сделала. В итоге вполне естественный союз СССР, малых стран Центральной и Восточной Европы с Францией так и не состоялся. Восточный Пакт свелся к урезанным договорам о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, но и эти договоры не сработали. Подписание договоров между Францией, Чехословакией и СССР не изменили расстановку сил в Европе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

Читайте и смотрите наши материалы про историю революции и советскую историю:

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте комментируйте, конструктивная критика принимается.

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик и президент Французской Республики, воодушевленные желанием укрепить мир в Европе и гарантировать его благо для своих стран, обеспечив более полным образом точное применение положений устава Лиги наций, направленных к поддержанию национальной безопасности, территориальной целостности и политической независимости государств, решив посвятить свои усилия подготовке к заключению европейского соглашения, преследующего эту цель, и, впредь до этого, способствовать насколько это от них зависит эффективному применению положений устава Лиги Наций, решили заключить договор с этой целью и назначили своими уполномоченными:

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик:

г. Владимира Потемкина, Члена Центрального Исполнительного Комитета, Чрезвычайного и Полномочного Посла при Президенте Французской Республики,

Президент Французской Республики:

г. Пьера Лаваля, Сенатора, Министра Иностранных Дел,

которые после обмена своими полномочиями, признанными находящимися в должной форме и надлежащем порядке, условились о следующих постановлениях:

В случае, если СССР или Франция явилась бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 статута Лиги Наций.

В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7 статута Лиги Наций, СССР или Франция явилась бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13, или 15 статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются в случае, если одна из них явится, в этих условиях, и, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 статута.

То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явится предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 статута Лиги наций.

Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон, как Членов Лиги Наций, то ничто в настоящем Договоре не будет толковаться, как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из статута Лиги Наций.

Он вступит в силу с момента обмена ратификациями и будет оставаться в силе в течение пяти лет. Если он не будет денонсирован одной из Высоких Договаривающихся Сторон с предупреждением по крайней мере за один год до истечения этого периода, то он остается в силе без ограничения срока, при чем каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет иметь возможность прекратить его действие путем заявления об этом с предупреждением за один год.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Совершено в Париже, в двух экземплярах.

2 Мая 1935 года.

В момент подписания советско-французского Договора взаимной помощи от сего числа, Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.

Установлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленную помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 статута. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, что Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет, по той или иной причине, никакой рекомендации, и если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не нарушать, настоящим Договором, обязательств, принятых ранее СССР и Францией по отношению к третьим государствам, в силу опубликованных договоров, то условлено, что постановления упомянутого Договора не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера.

Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности договаривающихся государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность в соответствующем случае участвовать, с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей, в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собой те, которые вытекают из настоящего Договора.

Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трех государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, но тем не менее обязательства, изложенные в советско-французском Договоре о помощи, должны пониматься, как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении. Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего

Договора, напоминается вместе с тем, что согласно советско-французскому пакту о ненападении от 29-го ноября 1932 года и при том без ущерба для универсальности обязательств этого пакта, в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет воздерживаться в течение конфликта от прямой или косвенной помощи или поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с этим обязательством.

Франко-советский пакт о взаимопомощи — соглашение о военной помощи между Францией и СССР, заключённое 2 мая 1935 года. Договор знаменовал существенный сдвиг в советской политике от позиции противодействия Версальскому договору к более прозападной политике, связанной с именем Литвинова. Ратификация договора французским парламентом была использована Гитлером как предлог для ремилитаризации Рейнской области, которая была категорически запрещена Версальским договором.

Содержание

Предпосылки

Переговоры

Полпред СССР во Франции В. П. Потемкин получил из Наркоминдела инструкции на проведение переговоров 10 апреля 1935 года. В инструкциях указывалось, что проект договора должен включать оказание военной помощи при агрессии до решения Лиги Наций и использовать советское расширенное определение агрессии, включавшее, кроме объявления войны, необъявленное нападение, артиллерийский обстрел и авиационные бомбардировки другого государства, высадку десантов, морскую блокаду. [1] .

Франция настаивала на получении согласия Лиги Наций до оказания помощи стороне, подвергшейся агрессии. В итоге точка зрения СССР была отражена в Статье 3 договора.

Содержание договора и протокола

Протокол подписания договора от 2 мая 1935 года уточнял, что решения Лиги Наций не требуется:

Договор в системе международных отношений

Подписание договора

Судьба договора

Дополнительное соглашение, которое должно было определить практические аспекты сотрудничества, не было заключено вначале из-за нежелания П.Лаваля (ратификация договора произошла только после его ухода в отставку). Практические меры по отражению агрессии обсуждались на Московских переговорах 1939 года, которые не привели к соглашению. Договор после этого потерял значение [2] .


Советско-французский договор о взаимопомощи 1935 — договор между СССР и Францией о взаимной помощи; подписан 2 мая 1935 в Париже. В обстановке растущей герм. агрессии, а также под давлением народных масс правящие круги Франции решили пойти на заключение с Советским Союзом договора о взаимной помощи. Этот договор предусматривал консультацию обеих сторон в случае угрозы нападения на Одну из них к.-л. европейского государства (ст. 1-я). Если одна из сторон явилась бы предметом невызванного нападения со стороны к.-л. европейского государства, то другая сторона должна была оказать ей немедленную помощь и поддержку (ст. 2-я). Договор заключался сроком на 5 лет (ст. 5-я). Одновременно с договором был подписан протокол, в к-ром давалось толкование отдельных его статей.

Договор мог бы стать одной из основ поддержания мира в Европе, гарантией безопасности Франции от герм. агрессии. Советское правительство неукоснительно соблюдало обязательства, вытекающие из договора. Переговоры между СССР, Францией и Англией в 1939 о практич. мерах по оказанию взаимной помощи оказались безрезультатными не по вине Советского Союза.

Советско-французский договор 1935 О взаимной помощи — подписан 2 мая в Париже полпредом СССР во Франции В. П. Потемкиным и мин. иностр. дел Франции П. Лавалем сроком на 5 лет. Пр-ва СССР и Франции обязывались при угрозе нападения на одну из сторон к.-л. ев-роп. гос-ва приступить к немедленным консультациям. В случае невызванного нападения на СССР или Францию со стороны третьей европ. державы оба гос-ва обязывались немедленно оказать друг другу помощь и поддержку. Обе стороны заявляли о соответствии договора Уставу Лиги наций. В протоколе, подписанном одновременно с договором, уточнялся порядок оказания взаимной помощи. В протоколе указывалось, что СССР и Франция сохраняют в силе все обязательства, взятые на себя ранее обеими странами, и считают желательным заключение Восточного регионального соглашения о взаимной помощи, к-рое могло бы заменить договор 1935. В то время как Сов. пр-во неоднократно подтверждало свою верность взятым на себя обязательствам, франц. пр-во более чем на 10 мес. затянуло ратификацию договора. Только после оккупации Чехословакии фаш. Германией весной 1939 франц. пр-во приступило к переговорам с СССР. После срыва франко-англо-сов. воен. переговоров в Москве в августе 1939 (см. Московские переговоры 1939) договор 1935 фактически потерял значение.

Советско-французский договор 1935 о взаимной помощи — подписан 2 мая полпредом СССР В. П. Потемкиным и Лавалем в Париже.

Ввиду неудачи проекта Восточного регионального пакта и в обстановке растущей угрозы германской агрессии (16 марта 1935 гитлеровское правительство издало приказ о введении всеобщей воинской повинности) СССР и Франция решили заключить двусторонний договор о взаимной помощи.

Лаваль пошел на подписание С.-ф. Д. под давлением демократической общественности Франции, а также части господствующих кругов, обеспокоенных прогрессирующим ослаблением позиций Франции в Европе, и исходя из внешнеполитических расчетов, в к-рых главную роль играло стремление усилить позиции Франции во время будущих переговоров с Германией.

Ст. I С.-ф. д. устанавливала, что в случае угрозы нападения какого-либо европейского государства на одну из договаривающихся сторон Франция и СССР приступят к немедленной консультации. Важнейшей статьей договора была ст. II, обязывавшая обе стороны оказать немедленною помощь и поддержку той из них, к-рая явится объектом невызванного нападения третьей европейской державы. Ст. III и IV устанавливали, что С.-ф. д. соответствует Уставу Лиги наций, а ст. V определяла порядок ратификации и продления С.-ф. д., к-рый был заключен на пять лет. Одновременно с С.-ф. д. был подписан протокол, уточнявший положения договора, порядок-оказания взаимной помощи (отсутствие рекомендации Лиги наций не должно было служить препятствием для выполнения условий договора), и предусматривалось сохранение в силе обязательств, ранее принятых на себя обеими странами. В протоколе указывалось также, что оба правительства считают желательным заключение регионального соглашения о взаимной помощи, к-рое должно заменить собой С.-ф. д.

Советское правительство считало, что С.-ф. д. способствует укреплению мира в Европе, и неоднократно подтверждало свою верность обязательствам. вытекающим из договора.

Французская прогрессивная общественность и национальные круги страны высоко оценивали значение С.-ф. д. Однако Лаваль и поддерживавшие его реакционные элементы затягивали ратификацию С.-ф. д. и препятствовали переговорам советского и французского генеральных штабов. Французский посол в Берлине Франсуа-Понсэ по поручению Лаваля заверил Гитлера, что Франция готова пожертвовать С.-ф. д., если это понадобится для соглашения с Германией.

Ратификация С.-ф. д. палатой депутатов Франции состоялась лишь 27 февраля 1936 (сенатом— 12 марта). после ухода Лаваля в отставку. Только весной 1939, после оккупации Чехословакии германскими войсками, французское правительство согласилось начать переговоры о практических мерах по оказанию взаимной помощи в случае войны. В переговорах приняло участие и английское правительство. Однако стоявшие у власти во Франции и в Англии реакционные круги не желали действенного соглашения с Советским Союзом и сорвали переговоры (см. Московские переговоры).

Читайте также: