Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое регулярные и чартерные рейсы и методы их регулирования

Национальное законодательство о МЧП содержит прямую отсылку к нормам Чикагской конвенции.

Международными воздушными перевозками грузов считаются те перевозки, места назначения и отправления которых располагаются на территориях разных государств. Также к таким перевозкам относятся те, точки назначения/отправления которых территориально располагаются на территории одного государства, однако маршрут доставки предусматривает остановки на территории стороннего государства.

Воздушные перевозки грузов подразделяются на следующие формы:

  • смешанные грузовые — когда одновременно осуществляется перевозка как грузов, так и пассажиров;
  • специальные грузовые — это отдельные перевозки, рассчитанные на перемещение только грузов.

В свою очередь, смешанные перевозки подразделяются на перевозки грузов, располагающихся в специально отведенных для них отсеках на пассажирском воздушном судне и в конвертируемых самолетах грузопассажирского класса. Грузовые отсеки пассажирских самолетов предназначаются для особо ценных и срочных отправок. Перевозки в конвертируемом транспорте предполагают использование самолетов с салоном, приспособленным как для перевозки людей, так и для перемещения грузов. Такой салон может быть переоборудован в полной мере — для исключительно грузовых перевозок, либо быть переделанным частично — в этом случае половина салона предназначается пассажирам, другая используется под грузы.

Грузы, располагающиеся в оборудованных под них самолетах, перевозятся регулярными и чартерными рейсами.

К регулярным рейсам относятся перевозки, которые осуществляются по договорным авиалиниям согласно опубликованного расписания.

  1. Право осуществления транзитного пролета без выполнения посадки на территории государства, которое предоставляет данное право.
  2. Право выполнять пролет на территории иностранного государства с осуществлением посадки, носящей некоммерческие цели (например, дозаправка топливом, техобслуживание, ремонтные работы и тому подобное), при этом право на выгрузку или посадку/размещение грузов и пассажиров, а также почты не предоставляется.
  3. Право высадки на территории иностранного государства пассажиров, а также выгрузки грузов и почты, которые были взяты на борт воздушного транспорта на территории того государства, чью национальную принадлежность имеет этот транспорт.
  4. Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию государства, к которому обозначенное судно имеет принадлежность, право распространяется также на грузы и почтовые отправления.
  5. Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию любого третьего государства, а также грузов и почты, которые адресованы туда же, а также право высадки пассажиров и выгрузки грузов и почтовых отправлений, которые были посажены/размещены на любой подобной территории.
  6. Право осуществлять перевозку пассажиров/грузов/почты между третьими государствами через территорию государства, к которому относится транспорт.
  7. Право выполнения перевозок пассажиров/грузов/почты между территориями третьих государств без захода на территорию государства, к которому воздушный транспорт имеет национальную принадлежность.

Чартерными рейсами называют рейсы, которые выполняются на основании специального договора, который был заключен между перевозчиком и заказчиком.

Любой чартерный рейс осуществляется согласно особому разрешению властей соответствующего государства, компетентных в этой сфере. Чартерные рейсы воздушным транспортом стали практиковаться с 60-х годов прошлого века.

Основное содержание конвенций, регулирующих работу воздушного транспорта

Для обеспечения прав лиц/организаций, которые предоставляют кредит на приобретение воздушного транспорта используется Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (действует с 1948 года). Основная информация, содержащаяся в ней — описание норм о признании залоговых прав на воздушный транспорт, о порядке его продажи в процессе исполнения судебного решения, направленного на удовлетворение прав кредитора.

Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (действует с 1933 года) относит к мерам, направленным на задержку воздушного транспорта, судебные решения, а также решения, принятые органом госуправления — они действуют в тех случаях, когда решение о применении подобной меры было вынесено, минуя порядок общего судопроизводства.

Римской конвенцией о возмещении вреда, который был причинен иностранному воздушному транспорту третьими лицами на поверхности земли (действует с 1952 года), установлено, что ответственность за подобное наступает независимо от вины владельца данного транспорта. К условиям, которые освобождают от подобной ответственности, относят:

  • вред был нанесен в результате вооруженного конфликта/гражданских беспорядков;
  • владелец транспорта не воспользовался им по причине акта публичной власти;
  • имеется установленная вина потерпевшего.

Варшавская конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок (действующая с 1929 года) является основой правовой регламентации международных перевозок воздушным транспортом. К соглашениям, которые служат дополнением к ней относят:

  • Гаагский протокол (действует с 1955 года, является неотъемлемой частью этой конвенции);
  • Гватемальский протокол, касающийся внесения изменений в конвенцию (действует с 1971 года);
  • Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил для международных перевозок по воздуху (действует с 1961 года);
  • Монреальские протоколы (в действии с 1975 года);
  • Монреальское временное соглашение авиакомпаний (действительно с 1966 года);
  • Мальтийское временное соглашение авиакомпаний (действует с 1974 года).

Все указанные документы входят в состав Варшавской воздушной договорной системы.

Согласно Варшавской конвенции международная воздушная перевозка — это перевозка, маршрут которой содержит хотя бы один посадочный пункт, размещенный на территории другого государства.

В сферу применения этой конвенции входят пассажирские и грузовые перевозки, а также транспортировка багажа. Также в нее входят комбинированные перевозки. Действие конвенции не распространяется на перевозки по воздуху между государствами, которые являются ее участниками и теми, которые в ней не участвуют. Также она не применима к транспортировке почты. Документом, который удостоверяет заключение договора на перевозку является авиационная накладная, которая была введена Варшавской конвенцией.

Эта конвенция действует в следующих случаях:

  • места отправления/назначения располагаются на территории государств, являющихся участниками конвенции (независимо от остановок);
  • места отправления/назначения располагаются на территории одного государства, являющегося участником конвенции, но маршрут перевозки предполагает наличие остановок на территории другого государства, которое может и не являться участником этой конвенции.

Международные авиационные перевозки могут выполняться в последовательном алгоритме несколькими перевозчиками. Варшавская конвенция рассматривает подобное как единую перевозку вне зависимости от количества договоров, которыми она оформлена. При смешанных перевозках конвенция распространяется только на воздушные участки транспортировки. Однако по соглашению сторон в документ на перевозку могут быть включены условия, распространяющиеся и на другие виды перевозок.

Нормы ответственности перевозчика

Варшавской конвенцией устанавливается правило множественности юрисдикции (оно является альтернативой международной подсудности). Согласно ему иск по выбору истца может подаваться в компетентный суд любого государства, которое является участником конвенции. Также такой иск может подаваться по месту жительства перевозчика или по месту нахождения управления этого воздушно-транспортного предприятия или конторы, которой был заключен договор на перевозку, а также в суд, расположенный в месте назначения. Такая норма отличается императивным характером — то есть все соглашения, которые изменяют правила о подсудности, установленные конвенцией, являются недействительными.
Исключениями из этого являются:

  • специальное соглашение между перевозчиком и пассажиром, предполагающее повышение предельного размера ответственности перевозчика;
  • на перевозку грузов может распространяться арбитражное соглашение в пределах территориальной компетенции судов, которая была установлена Варшавской конвенцией.

Помимо этого правила подсудности для пассажирского воздушного транспорта дополняются Гватемальским протоколом (действует с 1971 года), согласно которому иск можно предъявлять по месту жительства пассажира, если на этой территории располагается учреждение перевозчика.

Основой Варшавской конвенции являются унифицированные материальные нормы, носящие императивный характер. В этом документе присутствует лишь незначительное количество коллизионных норм, относящихся к частным вопросам.

Положения Варшавской конвенции, касающиеся ответственности перевозчика, которые были сформированы в начальный период гражданской авиации, являются устаревшими, поэтому большая часть более новых соглашений Варшавской договорной системы направлена на увеличение ее пределов. Первое такое увеличение было закреплено в Гаагском договоре 1955 года — предел стал в 2 раза выше. Далее в 1966 году было подписано Монреальское соглашение (при участии ведущих перевозчиков), в котором указывалось повышение пределов ответственности при перевозках в/из и через территорию США. Это соглашение сподвигло подписание Мальтийского соглашения при участии ведущих европейских перевозчиков в 1974 году. Согласно ему предел ответственности повышался до 100000 СДР. Подобными соглашениями был заменен принцип ответственности за вину объективной ответственностью. Исходя из этого перевозчик не имеет права ссылаться на условия, которые служат основанием для его освобождения от ответственности согласно Варшавской конвенции.

В соотвествии с Гватемальским протоколом (действует с 1971 года) на перевозчика накладывается ответственность вне зависимости от его вины (исключением является только нанесение вреда по вине пассажира, включая вред, связанный с состоянием его здоровья). Этот протокол повысил предел ответственности перевозчика в 6 раз в сравнении с Гаагским протоколом. Национальное законодательство может вносить дополнительные меры возмещения пассажирам в связи с нанесением вреда их здоровью. Помимо этого Гватемальский протокол внес изменения в Варшавскую конвенцию, касающиеся пассажирского билета и условий багажной перевозки.

В 1999 году была принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок по воздуху. Эта конвенция применяется при любых пассажирских перевозках международного значения, а также для транспортировки багажа/грузов, которые осуществляются за вознаграждение.

Международной воздушной перевозкой в рамках Монреальской конвенции считается перевозка, места отправления/назначения которой располагаются на территории разных государств-участников или располагаются на территории одного государства, но их маршрут предусматривает остановку на территории другого государства, которое может не являться участником данной конвенции.

Эта конвенция распространяется на любые воздушные перевозки, которые совершаются государством и юрлицами публичного права.

  • военными действиями;
  • конфликтами с применением оружия;
  • актами государственных органов власти;
  • неправильной упаковкой груза;
  • дефектами качества, которые были присущи грузу.

Если перевозчик докажет, что причинение вреда пассажирам, порча/утрата багажа либо груза является следствием неправильных или небрежных действий лица, которое требует возмещения, либо же его бездействием, то ответственность с него будет снята.

Монреальской конвенцией предусмотрена множественность юрисдикции (то есть конкурентная юрисдикция) по искам к перевозчикам, которые предъявляются в государственные суды. Ею установлен претензионный порядок урегулирования разногласий между получателем и перевозчиком, носящий обязательный характер. Согласно ему срок исковой давности составляет 2 года с момента прибытия воздушного транспорта в пункт назначения.

Эта конвенция предусматривает возможность передачи спора на разрешения в арбитражный суд согласно арбитражному соглашению, заключенному сторонами. Но эта возможность допускается только для договоров по перевозке грузов.

  • воздушная перевозка грузов связана с территорией государства, которое не является участником ни Варшавской, ни Монреальской конвенции;
  • вопросы не урегулированы ни одной из этих двух конвенций;
  • условия перевозки авиакомпании не соответствуют национальному праву.

Закон места заключения договора — это право государства, в котором находится первый (начальный) участок полета.

Помимо этого, в отдельных национальных кодификациях МЧП было закреплено особое коллизионное регулирование статуса воздушного транспорта, вещных прав на него и договоров перевозки по воздуху (например, статьи 139-144 Закона о МЧП Румынии). Положения национального закона, которые касаются маршрутов воздушных перевозок, включая их безопасность в воздушном пространстве конкретного государства, применяются к любому воздушному транспорту вне зависимости от его регистрационного статуса, а также к его экипажу и перевозимым пассажирам.

Законом государства места регистрации воздушного транспорта регулируются:

  • полномочия/компетенции/обязанности командира данного транспорта;
  • договор найма экипажа (если сторонами не выбран иной закон);
  • ответственность предприятия данного транспорта за действия командира и экипажа.

Вещные и обеспечительные права на транспорт, а также формы регистрации актов, на которых эти права основываются, могут быть переданы или же прекращены.

Ущерб, который был причинен воздушным транспортом на поверхности земли, регулируется законом государства, на территории которого этот ущерб был нанесен. Ответственность за столкновение в открытом море или в границах пространства, не подпадающего под чей-либо суверенитет регулируется согласно закону, являющемуся общим для воздушного транспорта, при наличии различной национальной принадлежности — законом поврежденного транспорта.

В нормах Воздушного кодекса Российской Федерации учитываются основные положения Варшавской конвенции. В нем определены:

  • понятие международной воздушной перевозки;
  • права, обязанности и ответственность перевозчика;
  • ответственность владельца воздушного транспорта;
  • страхование обязательного характера перед третьими лицами;
  • размеры страховых сумм.

Помимо этого в нем идет подробное перечисление оснований, согласно которым договор перевозки пассажиров и грузов по воздуху может быть прекращен по инициативе перевозчика.

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

Глава 41 ГК РФ и ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" не содержат каких-либо специальных правил заключения договора транспортной экспедиции. Заключение договора транспортной экспедиции подчиняется общим правилам главы 28 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, что соответствует общему правилу п. 1 ст. 161 ГК РФ.

Противоправное поведение авиаперевозчика по смыслу Варшавской и Монреальской конвенций заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора международной воздушной авиаперевозки, повлекшем несохранность груза, багажа, задержку при авиаперевозке, причинение вреда жизни или здоровью пассажиров. Перечисленные виды нарушений договорных обязательств различны по своей природе и правовым последствиям.

Положения Варшавской и Монреальской конвенций об условиях выполнения международных перевозок довольно кратки и относятся в основном к перевозкам грузов.
Прежде всего гл. II Варшавской конвенции содержит целый ряд постановлений в отношении содержания авиагрузовой накладной, которые практически все сохранены в тексте гл. II Монреальской конвенции.

Массовый характер авиаавиаперевозок, значительные расходы, связанные с их оформлением, глобальная кооперация авиаавиаперевозчиков в рамках международных альянсов потребовали использования компьютерной техники, применения высоких технологий организации и оформления авиаперевозочного процесса. Поэтому в отличие от Варшавской конвенции Монреальская конвенция допускает возможность при оформлении договора авиаперевозки вместо авиабилета (авиаперевозочного документа) и авиагрузовой накладной использовать любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей авиаперевозке.

Порядку заключения и оформления договора перевозки, содержанию транспортной документации и условиям договора международной воздушной перевозки посвящена гл. II Варшавской и Монреальской конвенций. Договор воздушной перевозки груза оформляется составлением авиагрузовой накладной (Air waybill) или, по терминологии Варшавской конвенции, воздушно-перевозочного документа (Air consignment note) при предъявлении груза к перевозке.

Международных соглашений, регулирующих отношения сторон договора воздушного чартера, не существует. Нет их и на морском и внутреннем водном транспорте. Условия договора фрахтования содержатся в типовых проформах, разрабатываемых авиакомпаниями, однако в отличие от условий текстов перевозочных документов они являются предметом обсуждения и согласования сторон чартера: фрахтовщика (транспортной организации) и фрахтователя.

На регулярных линиях, согласно Условиям авиаперевозок ИАТА, российским Общим правилам авиаперевозок, обязательным является закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости на определенный рейс и дату (бронирование) с отражением его в системе автоматизированного бронирования авиаперевозчика.

Заключению договора авиаперевозки предшествуют бронирование мест, тоннажа (объема) воздушного судна, его фрахтование либо иная форма организации авиаперевозки. Ни Варшавская, ни Монреальская конвенции не содержат положений, касающихся организации воздушной авиаперевозки.

В новых Правилах объединено регулирование перевозок международных и внутренних. В них отражены некоторые новые вопросы регулирования, например, предусмотрена возможность электронного оформления договора воздушной перевозки пассажиров. Однако теперь они во многом отступают от международных стандартов, в них, в частности, отсутствуют разделы об ответственности перевозчика за нарушение условий договора воздушной перевозки, о порядке предъявления претензий и целый ряд других важных положений прежних Правил перевозок.

Читайте также: