Догмат о пресвятой троице кратко

Обновлено: 05.07.2024

Догмат о Святой Троице — основной догмат христианства и камень преткновения для человеческого разума, находящегося во тьме неверия. Часто этот догмат ставят в укор христианам, чтобы указать на туманность и противоречивость их понятий о Боге. Даже среди тех, для кого авторитет Священного Писания непреложен, находятся подвергающие критике или сомнениям учение древней Церкви Христовой о Боге едином в Троице.

Что смущает — понятно: один не равно трём, три не могут быть одним. С чего же начать попытки понять догмат о Святой Троице? Давайте разбираться.

Как не нужно думать о троичности Бога?

Желающий говорить о природе Божества должен понять, что ступает на почву, по которой ходить без благоговения, значит, подвергнуть опасности свою душу. Не нужно думать, что догмат о Святой Троице так уж прост для объяснения.

Троичное богословие лежит в основе учения Церкви о Боге и формировалось на протяжении нескольких веков. Богословы и учёные мужи многих поколений ломали головы, чтобы выразить в словах Откровение о Единстве Божества в Троице и Его Троичности в Единстве. Это было нелегко, породило несколько еретических учений и урегулировалось Вселенскими соборами.

Необходимо бережно и благоговейно стараться подбирать слова в попытке объяснить учение о Святой Троице другим.

Что должно знать о Святой Троице?

Мы веруем, что наш Господь — Троица единосущная и нераздельная. По природе Он Единый Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая ипостась – Бог, но Они являются не тремя богами, а единым Божеством. Каждое из Лиц Святой Троицы обладает особенными, ипостасными свойствами. Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит. Сын – предвечно рождается от Отца. Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Современная богословская наука придерживается одновременно двух подходов в богопознании катафатического и апофатического.

Катафатический, утверждающий подход на примере Священного Писания, учения Святых Отцов и Учителей Церкви говорит о Едином Божестве Отца, о Едином Божестве Сына, от Отца предвечно рождающегося, Едином Божестве Духа Святого от Отца исходящего. Цитаты из Священного Писания говорят нам о Божестве Сына и Духа Святого. Поучения Святых отцов Церкви и постановления Вселенских соборов изъясняют православное учение о Святой Троице.

Апофатический подход говорит о том, что учение о Триединстве Божества невозможно до конца объять человеческим разумом. Ведение о Троице открывается чистому сердцу христианского аскета после долгих лет молитв и духовных подвигов.

Христианину надлежит одновременно учитывать оба подхода, балансируя в своём понимании о троичности Божества.

Простые аналогии

У христианских миссионеров всегда находились некие аналогии, помогающие приблизится к великой богооткровенной тайне Троицы.

Солнце

Догмат о Святой Троице объяснение простым языком

Говоря о единстве в троичности, указывают на солнце, которое имеет форму шара, рождает свет, источает тепло. Действительно, человеком солнце воспринимается и тройственно: как шар, как источник света, как источник тепла, и едино – как звезда.

Человек

Вторая аналогия – трехсоставность человека. В трихотомии человека некоторые богословы видят образ и подобие Божие. Человек, единый по своей природе имеет телесную составляющую, чувственную составляющую и духовную составляющую.

Глиняный кирпич

Святитель Спиридон Тримифунтский свидетельствовал перед участниками Первого Вселенского собора Троичность Божества, сжав в руке глиняный кирпич. Когда из кирпича вспыхнул огонь, вытекла вода и высыпался песок, Святитель указал на трехсоставность кирпича и его единство одновременно.

Трилистник клевера

Святой Патрик, говоря о Святой Троице, показывал трилистник клевера. Трехсоставное строение листка на одном стебельке помогало понять принцип единства трёх.

Заключение

Конечно, данные аналогии очень далеки от сути Троичности Бога. Тем не менее они дают возможность понять принцип троичности в единстве. Их можно использовать для того, чтобы донести желающим основы понимания этого важного богословского понятия.

Церковь устами своих Святых учит, что только учение о Святой Троице способно помочь нам понять вопросы Искупления и Спасения человечества Сыном Божиим. С его помощью можно объяснить как человек освящается и преображается благодатью Духа Святого. Это учение основа миропонимания христианина.

Следует помнить, что пути истинного богопознания идут через пребывание в Его Церкви. В многолетнем духовном подвиге и молитвенной жизни рождаются настоящие богословы, созерцающие Святую Троицу.

Что нужно знать о Святой Троице. 10 тезисов митрополита Илариона.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.


Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Вы прочитали статью Святая Троица — учение Православной Церкви, обратите внимание на другие материалы:

Церковь выстрадала и отстояла Троичный догмат в упорной борьбе с ересями, низводившими Сына Божия или Святого Духа в разряд тварных существ или же лишавшими Их достоинства самостоятельных Ипостасей. Непоколебимость стояния Православной Церкви за этот догмат обусловливалась ее стремлением сохранить для верующих свободным путь ко спасению. Действительно, если Христос — не Бог, то в Нем не было подлинного соединения Божества и человечества, а значит, и теперь наше единение с Богом невозможно. Если Святой Дух — тварь, то невозможно освящение, обожение человека. Только Сын, единосущный Отцу, мог Своим Воплощением, смертью и воскресением оживотворить и спасти человека, и только Дух, единосущный Отцу и Сыну, может освящать и соединять нас с Богом, — учит святитель Афанасий Великий.

В истории троичного догмата различают два периода. 1-й период простирается от появления первых ересей до возникновения арианства и характеризуется тем, что в это время Церковь боролась с монархианством и раскрывала преимущественно учение об Ипостасности Лиц Святой Троицы при единстве Божества, 2-й период — время борьбы с арианством и духоборчеством, когда по преимуществу раскрывалось учение о Единосущии Божественных Лиц.

§12. Учение церкви и краткая история догмата.

§12. Учение церкви и краткая история догмата. Вслед за словом: “верую,” указывающим на догмат о непостижимости Божией, мы произносим в символе веры слова: “во единого Бога,” и таким образом исповедуем другой догмат Церкви, — догмат о единстве Божием. Этот догмат считался

§16. Краткая история догмата , учение о нем Церкви и состав этого учения.

§16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. Вопрос о том, что такое Бог в существе (. . essentia, substantia, natura) своем, еще с первых веков христианства сделался предметом особенного внимания учителей Церкви, с одной стороны, как вопрос и сам по себе

§ 24. Особенная важность и непостижимость догмата о Пресвятой Троице, учение о нем Церкви и состав этого учения.

§ 24. Особенная важность и непостижимость догмата о Пресвятой Троице, учение о нем Церкви и состав этого учения. Истины о Боге, едином по существу, и Его существенных свойствах, доселе нами изложенные, не объемлют собой всего Христианского учения о Боге. Признавая только,

§ 25. Краткая история догмата и смысл церковного о нем учения.

§ 25. Краткая история догмата и смысл церковного о нем учения. Что Бог, единый по существу, троичен в Лицах, это всегда и неизменно исповедывала Святая Церковь с самого начала, как свидетельствуют ее символы и другие неопровержимые доказательства.[395] Но образ выражения сей

§ 31. Связь с предыдущим, краткая история догмата и смысл церковного о нем учения.

§ 31. Связь с предыдущим, краткая история догмата и смысл церковного о нем учения. Догмат о равенстве и единосущии Божеских Лиц сам со­бой вытекает из догмата, только что нами рассмотренного. Если в Боге, действительно, три отдельные и самостоятельные Лица, Отец, Сын и

§ 38. Связь с предыдущим, краткая история догмата и учение о нем Церкви.

§ 38. Связь с предыдущим, краткая история догмата и учение о нем Церкви. Мысль о равенстве и единосущии Отца и Сына и Святого Духа есть лишь одна из мыслей, вытекающих из Христианского учения о трех Лицах в Боге при единстве существа, — и рас­крыв ее с подробностях, мы узнали

§ 53. Понятие о творении Божием и краткая история догмата.

§ 53. Понятие о творении Божием и краткая история догмата. Под именем творения, в строгом смысле, разумеется про­изведение чего либо из ничего. И потому, когда мы говорим, что Бог сотворил мир, то выражаем мысль, что все, суще­ствующее вне Бога, произведено Им из ничтожества,

§ 132. Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нам Церкви и состав учения.

§ 132. Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нам Церкви и состав учения. Учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа составляет один из важнейших и непостижимейших догматов Христианства. Важность этого догмата понятна из того, что Господь Иисус

§ 22. Богооткровенность догмата ο Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость.

§ 22. Богооткровенность догмата ? Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость. Понятиями ? совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни

§ 23. История догмата ο Св. Троице

§ 23. История догмата ? Св. Троице Такую раздельность и отчетливость, с какою церковь преподает своим членам учение откровения ? Св. Троице, оно получило в церкви постепенно, в связи с возникавшими ложными ? нем учениями. В истории постепенного раскрытия ею догмата ? Св.

§ 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата ο воплощении Сына Божия. Краткая история догмата.

§ 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата ? воплощении Сына Божия. Краткая история догмата. I. Обетованный Искупитель мира, Господь наш И. Христос, по Своей природе и достоинству есть воплотившийся единородный Сын Божий, т. е. есть

Молитва краткая ко Пресвятой Троице

Молитва краткая ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи помилуй (трижды).Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

3.1.3.1. Краткая история догмата

3.1.3.1. Краткая история догмата Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный человек, реально различая во Христе две совершенные природы. Но в то же время Церковь исповедовала, что Христос объективно есть единое

VI. Краткая история догмата о Пресвятой Троице

VI. Краткая история догмата о Пресвятой Троице Церковь выстрадала и отстояла Троичный догмат в упорной борьбе с ересями, низводившими Сына Божия или Святого Духа в разряд тварных существ или же лишавшими Их достоинства самостоятельных Ипостасей. Непоколебимость стояния

3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице

Человек не может постичь догмат о Пресвятой Троице своим разумом, используя только рационалистический подход. Эта величайшая Тайна приоткрывается лишь в откровениях подвижнической духовной жизни. Святитель Афанасий Великий в Послании к епископу Тмуисскому Серапиону пишет, что Святая Троица познаётся

День Святой Троицы (Пятидесятница) — великий двунадесятый Праздник. В этот день вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов, когда стала очевидной троическая природа Бога. День Святой Троицы не имеет закрепленной даты в православном церковном календаре. Дата привязана к Пасхе и отмечается на 50-ый день после Воскресения Христова.

Святая Троица

Ветхозаветная Троица (Три Ангела) — аллегорическое изображение Святой Троицы

Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух

Согласно учению о Пресвятой Троице, в Боге три Личности, но одна природа: Отец, Сын, Святой Дух. Каждый из них есть Бог. Однако это не три отдельных Бога, а триединый Бог в разных Своих самостоятельных Ипостасях. Каждое Лицо при этом имеет собственное ипостасное свойство.

Так, Бог Отец является Источником предвечного бытия Бога Сына и Бога Святого Духа, а также Источником воли и действия Святой Троицы. Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит. От Него предвечно рождается Бог Сын, через Которого совершается воля Святой Троицы, и предвечно исходит Бог Святой Дух, через Которого действует Бог Сын. Все три Божественные Ипостаси, несмотря на единоначалие, не подчиняются друг другу. Они пребывают в единстве и взаимной любви, у Них одна воля, сила и власть.

Святая Троица невидима и непостижима, поэтому в Православии допускается лишь символическое Её изображение. Образцовой считается известная икона Святой Троицы Андрея Рублёва, написанная в 15 веке. На ней Личности Бога представлены в виде трёх ангелов. На иконе подчёркивается и равенство, единство всех трёх Лиц Троицы. Но вместе с тем и Их самостоятельность, у ангелов разные лики и одежды.

Святая Троица и аналоги троичности в природе

Тайна Святой Троицы в полной мере недоступна не только для людей, но и для ангелов. Чтобы хоть немного приблизить учение о Троице к человеческому восприятию, Святые Отцы приводили в пример аналоги троичности в природе. Например, Троицу сравнивали с солнцем и исходящими из него теплом и светом. Также использовались сравнения с источником воды и вытекающим из него ключом, которые вместе образуют реку.

Известны и аналогии, основанные на человеческой психологии. Лица Троицы сравниваются с памятью, мышлением и волей, которыми обладает личность. Существует также сравнение Троицы с радугой, то есть со светом, неизмеримым и непрерывным в самом себе, но многоцветным. При этом все цвета в совокупности образуют один белый цвет. Однако, осознавая относительность и несовершенство этих аналогий, Святые Отцы подчеркивали, что с помощью примеров из материального мира постичь Тайну Троицы в полной мере невозможно.

Свидетельства о Троице в Ветхом и Новом Заветах

В Новом Завете откровениями о Святой Троице являются описания Крещения Иисуса Христа и Его Преображения. Эти священные события сопровождались голосом Бога Отца и зримым присутствием Святого Духа. Во время Крещения – в виде голубя, а во время Преображения – в виде сияющего облака, которое осенило апостолов. Лица Троицы упоминаются также в данной апостолам заповеди Господа учить и крестить народы. Кроме того, в Посланиях апостола Павла и во многих других местах Нового Завета.

Учение о Троице и его история

Первым принятым Церковью догматом было именно учение о Святой Троице. Уже на заре христианства начали возникать многочисленные ереси (отклонения от верного религиозного учения), которые искажали или же вообще не признавали концепцию Триединства Бога. Например, монархиане практически не разделяли Ипостаси Святой Троицы и воспринимали Её как Единицу. Ариане же, напротив, считали Лица Троицы неравными, то есть разрушали Её Единство. Поэтому важной задачей Церкви было сформулировать истинное и единое учение о Святой Троице. Происходило это постепенно.

Разделяют два периода истории формирования догмата. Первый включает в себя борьбу Церкви с ранними ересями. Например, с монархианством, и отстаивание учения о различности ипостасей Лиц Святой Троицы. Продолжалось это вплоть до зарождения арианства в 4 веке. Второй период включает защиту Церковью учения о единстве и равенстве Лиц Троицы и, соответственно, борьбу с арианством и духоборчеством.

Для обсуждения богословских вопросов были проведены Вселенские соборы – собрания христианских иерархов со всего православного мира. На Первом соборе в Никее в 325 году признали еретическим арианское учение. Также на этом соборе составили Никейский Символ веры, который посвящён, в основном, Иисусу Христу, Его единородности и единосущности Отцу. Второй собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нём осудили еретические учения о Святом Духе и дополнили Символ веры. На этом соборе Церковью был окончательно установлен догмат о Пресвятой Троице.

Читайте также: