Добролюбов о романе обломов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сюжет

Гончаров, изображая жизнь, не судит героев своего романа, это должен сделать читатель. В русском обществе отрицательный типаж Обломова очень распространен. В литературе тоже их много: Онегин, Печорин, Рудин. Дела для себя они не находят, работать не хотят, женщин любить не умеют. Мечтатели, болтуны. Обломов среди них еще и апатичен, вял, равнодушен к миру. Обломовщина – символ нашего времени. А вот Штольц – персонаж выдуманный, не из русской жизни. Ольга Ильинская, идеальная девушка, которая жаждет дела, борьбы. Она ненавидит пустую, ленивую, трусливую обломовщину в людях.

Отзыв

Статья, где автор выносит Обломову обвинительный приговор. Добролюбов уверен, что в России многие проблемы как раз из-за Обломовых. Статья учит быть целеустремленным, искать свое место в жизни, не сдаваться, не оправдывать себя, искоренять в себе лень, мечтательность, трусость, жить на пользу людям, стране, стремиться к любви и дружбе, трудиться.

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права. Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так могущественна? Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу © A L L S o c h . r u всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права. И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов. лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? Однако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой. “Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: "Барин!" Да, я барин и делать ничего не умею!” — говорит Обломов. Он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломов-ке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”. Такая жизнь и стала обломовским идеалом. Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “Сон Обломова”. Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве. Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”. Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян. Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”. Мать Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался сон: “. всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”. Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь?” Их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”. Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”. Воспитание, ..

[ссылка появится после проверки модератором]

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права. Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так могущественна? Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права. И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов. лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? Однако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой. “Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: "Барин!" Да, я барин и делать ничего не умею! ” — говорит Обломов. Он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломов-ке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”. Такая жизнь и стала обломовским идеалом. Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “Сон Обломова”. Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве. Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”. Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян. Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”. Мать Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался сон: “. всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”. Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь? ” Их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”. Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и н

Добролюбов об обломовщине

Негативные черты в характере человека формировали стиль жизни русского крепостничества. Произведение И. А. Гончарова трактовалось критиками, давшими рецензию роману.

Бездеятельная жизнь Обломова

  • лень;
  • безразличие;
  • праздность;
  • желание наслаждения;
  • стремление к покою.

 Н. А. Добролюбов

Причина всех бед не в поступках Ильи Ильича, а в обломовщине.

Трактовка романа Н. А. Добролюбовым была принята читателями. И. А. Гончаров отметил, что критик достаточно разобрал тему обломовщины. Цитатный конспект статьи критика распределен на пункты обоснованных им мыслей. С его помощь пишут рефераты, создают таблицы и пишут сочинения.

Гончаров — художник слова

Творчество писателя основано на умении показать явления в обыденной жизни. Он дает право человеку самому рассудить ход событий. Это поможет сопоставить достоверность происходящего в романе с реальностью. Сам Гончаров не делает обобщения произведению. Добролюбов оценил этот подход автора к работе.

Гончаров — художник слова

Писатель сумел создать образ на бумаге, сформировав его прежде мысленно, словно скульптуру. Читавшие роман, удивлялись его растянутости, пытаясь уловить смысл романа. Но писатель не отступает от цели — показать сущность происходящего среди людей, во всех слоях общества. Раскрывая характер ленивого барина, не допускает сюжетам со стороны вторгаться в произведение.

Определение лени и нежелание творить является главной мыслью работы Гончарова. Жизнь не восхищает Обломова и не бьет ключом. Критический отзыв в статье, показывает неотступность писателя, в своем намерении довести дело до победного конца. Он не отступил от того, что его задело за душу и произвело впечатление, не давая покоя. Не оставил волнующую тему, не исследовав ее и, не сделав сравнение.

  • интересуются чтением книг и им скучно;
  • праздно проводят время;
  • ничем не заинтересованы.

Анализ писательских трудов акцентирует, что явление отчаявшихся бездельников распространяется. Люди этого типа не в состоянии оценить свои возможности. Не имея стремления ни к какому делу, устают от самих себя. Есть одно желание, чтобы прихоти исполнялись без сложностей. Мечты не претворяются в жизнь, так как герои романов не знают, каким образом этого достичь.

Родители берегли, на примере Ильи Ильича, детей от труда. Для этого были слуги. Они всегда находились рядом. С раннего детства пресекались любознательность, самостоятельность и желание творить. Со временем порывы к созиданию увядали.

Обломов отчаявшийся бездельник

Писатель знакомит читателя с образами людей, ведущих деятельную жизнь и не отчаивающихся от скуки. Это друг Обломова Штольц и Ольга Ильинская. Грядущие перемены, зовущие к действию, дают автору толчок появлению этих персонажей.

Друг Обломова Штольц и Ольга Ильинская

Штольц является человеком, любящим труд и имеющим активную жизненную позицию. Ему небезразлично, что происходит с обществом, он понимает, что перемены необходимы. Но повлиять на грядущие события не может и не желает, считая, что время еще не пришло.

Являясь другом Обломова, Штольц пытается вразумить его в сложных ситуациях. Предлагает свою помощь, дает советы, старается вывести друга в свет, чтобы вернуть его к жизни. Но все попытки спасти человека от апатии оказываются безрезультатными. Несмотря на хорошее отношение к другу, Илья Ильич не последовал его советам. При отсутствии друга он опять уединялся и вывести его из уныния не могло ничто. Никаких происшествий, оставляющих яркое впечатление, вокруг не происходило. И взгляд Обломова становился потухшим.

Писарев считает, что обломовцы — мученики своего времени. Народ не может решиться перешагнуть в другую жизнь. По его мнению, это является причиной разлада в поколении. Высокие мысли и решение действовать не пересекались. Нравственность и попытка к действию запрятаны за робостью. В романе показано неумение и нежелание персонажей вступить в борьбу с апатией.

Дружинин видит Гончарова как поэта. Потому что писатель сумел показать в романе лирическое мышление и героя романа с негативной стороны.

Обломовщина является социальной проблемой. И. А. Гончаров в своем произведении ставит вопрос о необходимости нужных людей, кто сможет повести народ вперед, к оздоровлению общества.

Критика Добролюбова по роману “Обломов”

Общие сведения

Обломовщина

Характеры персонажей

Н. А. Добролюбов подтверждает негативные стороны Обломова, но он видит истинные причины такого характера: воспитание. Главный герой романа привык получать все, что ему захочется, с самого детства, отсюда и возникла лень, скука и апатия ко всему.

Положительно Н. А. Добролюбов оценивал Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине такого человека, который сможет повести за собой всю Россию, освободив ее от безволия и апатичности Обломовых.

Читайте также: