Добро и зло в исламе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. " Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.

- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду - бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истинности.

Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "намаз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблюдение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов[3].




Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. " Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.

- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду - бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истинности.

Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "намаз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблюдение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов[3].


Ислам - это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Всевышний в ниспосланном Им Священном Коране призывает верующих развивать в себе самые светлые качества души, что были дарованы Богом каждому от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение.

По своей сути, религия не является системой, которая может быть принята или навязана силой. Вера - это вопрос только совести и сердца. Никакое насилие не может повлиять на них. Человек может уверовать, только если пожелает этого сам, и если его сердце способно верить. Именно в этом смысле в религии нет принуждения.

Аллах повелевает мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь. Нравственные принципы Ислама не могут быть источником какой-либо формы насилия, ибо Создатель ниспослал вероучение Ислама, призывая людей стать на путь истины, мира и справедливости. Основы морали Ислама - это милосердие, щедрость, благонамеренность и уважение к людям, прощение и мир. В Коране Аллах повелевает мусульманам относиться ко всем людям с добром и справедливостью. Мусульмане ответственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

Кровопролитие, убийства невинных людей, разжигание войн и конфликтов - величайший грех, проклинаемый Всевышним. Величайшая ценность человеческой жизни и уважение к инакомыслию, упомянутые в Священном Коране, почитались на протяжении всей истории существования Ислама. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) всеми силами оберегал жизни невинных мирных людей, он никогда не начинал войны, только в случае необходимости защиты своего народа от агрессии и нападений. Если же оборонительная война была неизбежна, то войскам направлялся строжайший приказ не наносить ни малейшего вреда мирным жителям и невинным людям, ни в коем случае не разграблять их жилища, не рубить деревья, чтить святые места, христианские храмы и иудейские синагоги. Принципы справедливости и веротерпимости были примером для всего человечества на протяжении всей истории Ислама. Христиане и евреи, изгнанные во времена мрачного средневековья из Европы находили теплый приём и почитание на землях Ислама. Ислам - религия мира и благоденствия, обязанность каждого мусульманина относиться ко всем людям с добром и справедливостью, бороться со злом и несправедливостью.

Последователи двух вероисповеданий в одном храме.

Оглядываясь на прошлое, мы ясно видим, что среди мусуль¬ман всегда жили иудеи и христиане. У них были свои школы, они сохраняли все свои культурные и религиозные особенности. В Османском Халифате в колоссальном географическом ареале проживали люди и общины различных вероисповеданий, более всего было иудеев и христиан. Ислам никогда не признавал каких-либо форм принуждения иноверцев к принятию своей веры, с особым усердием оберегались церкви и синагоги. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к иноверцам. В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн и варварства. В те времена это было нормальным явлением для западного мира. Мусульмане же, как повелевалось им в Коране, всегда были веротерпимы и милосердны по отношению к людям Писания. Подтверждением тому можно было привести церковь святого Иоанна в Сирии. Мусульмане, завоевавшие этот регион, не имели ещё мечетей и начали совершать пятничный намаз в этой церкви, причём церковь продолжала считаться христианской. Христиане же совершали свои верослужения в ней по воскресным дням. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии для служения Богу использовали один и тот же храм.

Высочайшая культура, чувство красоты и гармонии, глубокий ум и мудрость, которую даровал верующим Аллах, озаряли собой всё человечество. Мусульмане несли веротерпимость, справедливость, науку и просвещение, эстетику, чистоту жизни и процветание. Европа была окутана во мрак религиозного фанатизма и варварства, в то время как Исламский мир был без преувеличения самой высокоразвитой и процветающей цивилизацией мира. Ислам - это свет, озаряющий людям благородный путь истины и красоты.

Если коснуться сегодняшних реалий, то мы видим очень много попыток дестабилизировать обстановку в России и особенно на Северном Кавказе. Теракты, провокации, пропаганда антикавказских настроений, обилие негативной информации об Исламе и мусульманах в СМИ, когда Ислам преподносится как первопричина терроризма. Вдобавок ко всему экономическая нестабильность, социальная и нравственная деградация, демографический кризис, ухудшение качества образования и многое другое. Настораживает не совсем понятная внешняя политика по отношению к России, некоторых государств, которым США оказывает большую финансовую поддержку.

Чтобы преодолеть и не допустить расширения этой негативной тенденции, правительство страны должно обратить особое внимание на эти и другие проблемы, угрожающие стабильности и безопасности страны. Нужны совместные усилия государственных структур и религиозных и общественных объединений в этом деле. В современную эпоху является особо важным проведение политики, направленную на укрепление межнационального и межрелигиозного диалога и формирование единой российской нации, становление единого и сплочённого народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные ценности.

Развитие отношений России с исламским миром остаётся одним из главных приоритетов российской внешней политики. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "И в наших внутренних делах, и на международной арене мы уделяем приоритетное влияние мусульманскому фактору", - сказал министр. Лавров напомнил слова Владимира Путина, который отмечал огромную позитивную роль последователей Ислама в развитии России. "В рамках многовекторной внешней политики России мы тесно взаимодействуем с исламским миром, и в наших двусторонних отношениях нет ни идеологических, ни политических противоречий", - сказал Лавров, отметив, что свидетельством этому служат визиты Владимира Путина в Иорданию, ОАЭ, Катар, Индонезию. Мы заинтересованы в дальнейшем укреплении торгово-экономических связей и расширении сотрудничества с этими странами. Глава МИД РФ отметил также, что Россия и страны исламского мира являются партнерами по антитеррористической коалиции.

Нужно отметить значительную роль России в решении на международной арене вопросов, касающихся мусульманского мира.

Исламский фактор в России.

Если коснуться внутренних российских вопросов, связанных с исламским фактором, то нельзя принижать роль духовенства в достижении в обществе стабильности и прочного этноконфессионального мира. И мы сегодня видим, что увеличивается всеобщий интерес к религии и растёт авторитет мусульманского духовенства. И это, несомненно, должно благотворно повлиять на межконфессиональный диалог и укрепление добрососедских отношений в духе веротерпимости. Поскольку Ислам, как и все мировые религии, уделяет терпимости очень большое значение и призывает к этому.

Нужно отметить усилия традиционного исламского духовенства, уделить больше внимания и подержать его в этой нелёгкой работе на благо и процветание нашего общества. Авторитет и праведное слово алимов твёрдо противостоят попыткам навязать народам Кавказа чуждые экстремистские идеи, идеи, замешанные на попытках извратить Ислам, использовать его в корыстных, агрессивных целях, в целях наживы. Дагестанские учёные-богословы были и остаются фундаментом стабильности и конструктивного межэтнического, межнационального диалога.

Терроризм это не есть Ислам.

Ислам - это религия, обращённая на все времена, религия современная, просвещённая и прогрессивная. Истинный мусульманин, прежде всего, активно участвует в жизни своей страны, уважителен и полон душевной щедрости по отношению к окружающим его людям, высокообразован, честен и добродетелен.

Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несёт людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать себе, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живёт, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным.

Из всего вышесказанного следует, что Ислам учит миру, уважению и справедливости. Варварство, которое сейчас в мире называют "исламским терроризмом", не имеет никакого отношения к Исламу. Это дело рук изуверов, нелюдей, которые прикрываются именем Ислама, оскверняя Божественные заповеди. Ислам, нравственные законы, которые предписывает людям Коран, не могут призывать верующих к террору и насилию, а, напротив, повелевают оберегать и защищать человечество от этого зла.

Нет принуждения в религии.

В многоконфессиональной России немаловажным фактором сохранения взаимопонимания и веротерпимости является взаимодействие конфессий. В нашей стране Русская Православная церковь не просто сосуществует с Исламом вместе тысячу лет, эти религии находятся в контакте друг с другом. Это уникальный пример взаимодействия между конфессиями, который мы имеем в России и ничего необычного в этом нет.

По исламскому праву личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите. Во времена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мединские евреи имели свою синагогу, в договоре с христианами Йемена Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) дал гарантию безопасности личности и имущества жителей, и оставил право назначения епископов и священников за самой христианской общиной.

В 1187 году, когда Салахуддин Айюби и его войско вошли, как победители в Иерусалим, он на своём примере показал, каким должен быть настоящий мусульманин. Как и повелевается в Коране, он не стал ни к кому применять насилие, не стал мстить за невинно убиенных единоверцев, истреблённых в городе крестоносцами, начиная с 1099 года. Ни один христианин не был казнён, ни один не был притеснён. Салахуддин, как и обещал православным христианам, не стал вершить расправу, казни и убийства, жители города жили в полном мире и согласии. Он установил в городе высокие принципы исламской справедливости.

Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в имамате Шамиля. Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом. В столице имамата жили русские, поляки, грузины и другие, и все они жили наравне с горцами и при своей вере [2].

Не желай другому того, что не желаешь себе.

Противоправными и недопустимыми являются любые оскорбления чувств верующих. В этих крайне чувствительных вопросах нужно быть предельно внимательными, надо уметь заранее прогнозировать, к каким тяжёлым последствиям могут привести даже непродуманные слова. Мусульмане во всех делах, особенно в общении с людьми, всегда возвращаются к основам Ислама, которые основаны на добре и принципе: не желай другому того, что не желаешь себе. Мусульманам России всегда были присущи такие качества, как добрососедство, веротерпимость, миролюбие и забота о ближнем. Последователи истинного Ислама в немалой степени способствовали упрочению в нашей стране гражданского мира, согласия и межрелигиозного сотрудничества. Это особенно важно сегодня, когда перед и обществом стоят серьезные задачи по противодействию любым проявлениям национального и религиозного экстремизма. Терроризм - самый опасный фактор, призванный разрушить мир и спокойствие страны, угрожающий национальной безопасности и который порождает межэтническую и межконфессиональную рознь. Идеологи ваххабизма несут страшное зло, прикрываясь всевозможными религиозными и другими лозунгами с оружием в руках, чтобы дискредитировать своей деятельностью мировую и основанную на гуманистических идеалах религию Ислам. Но им не удастся сделать это, потому что Ислам не имеет ничего общего с терроризмом, Ислам проклинает террор. Пора уже понять, что терроризм не имеет ни религиозной, ни национальной принадлежности.


Как известно, центральной точкой в исламе является вера в единого Бога. Эта нетривиальная (после языческого многобожия) идея происходит из иудаизма и частично зороастризма, затем она воспринята христианством и уже потом исламом. Во всех монотеистических религиях ясно проводится грань между Добром и Злом. Последние определяются по соответствию данных Богом Заветам, что соответствует им - Добро, что противоречит - Зло. Т.е. задан ясный алгоритм, ключ, для распознания Добра и Зла.
В исламе нет никаких заветов, есть созданный Аллахом (Богом) специально для арабов Коран. Этот текст был продиктован ангелом Джебраилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду и таким образом попал к людям. Ислам принципиально не различает Добро и Зло и не дает никаких критериев того и другого. Добро и Зло различаются исключительно по мнению Аллаха, причем утверждается, что Аллах может изменить свое мнение и тогда Добро и Зло поменяются местами.
Славно устроились ребята, правда? Нет Добра и Зла как таковых, есть некое мнение, которое доносится до людей через посредников. Какое поле для всевозможных манипуляций! Интересно и то, что посредниками между Богом и людьми являются исключительно пророки. По мнению ислама их было около 200, но есть 6 главных из них. Из известных вам личностей упомяну Авраама, Моисея, Христа и Мухаммеда. Последний, как опытный интриган, объявил себя ПОСЛЕДНИМ из пророков и захлопнул дверь. Поэтому волю и мнение бога вот уже 1500 лет доносят богословы и толкователи Корана, весьма близкие к текущим экономическим политическим и религиозным нужда.
Поэтому не стоит удивляться, когда шахиды взрывают автобусы или отрезают головы пленным под улюлюкание толпы. Это не убийцы и изуверы, перед нами последовательные (ортодоксальные) исламисты. Ислам это ИГИЛ, все остальные ренегаты и предатели великого исламского дела.

Упд. Я атеист, но стараюсь бережно относиться к верующим людям. Поэтому важные, сакральные для них слова пишу с большой буквы.

Упд. Ислам временами веселит меня чисто восточными попытками, мелкими попытками возвеличить себя.
Например, Джабраил-Гавриил встречался со всеми пророками, но разное количесто раз. С Моисеем 400 раз, с Христом 10 (. ), с Мухаммедом 24 000 раз. Намек поняли, кто самый любимый (или самый тупой, не про нас будь сказано). Но тут они переборщили. Джабраил приходил в Мухаммеду во время сна и во время эпилептических припадков последнего ( да, да он был эпилептик), До 40 лет Мухаммед был язычником, умер в 63, значит был пророком 63/3*1000 = 7000 дней. По всему выходит, что Джабраил имел по 3 беседы с Мухаммедом в день, т.е. Мухаммед постоянно либо спал либо был в припадке.
Второй пример, романтический. По преданию отец Мухаммеда был редкостно красивым мужчиной. В день его свадьбы с будущей матерью Мухаммеда 200 девушек покончили жизнь самоубийством из-за невыносимого горя. Во как, пожалуй превзошел артиста Тихонова и Алена Делона.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.


Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.


Предвидение Аллаха отличается от предопределения. Все добро, которое приходит к человеку и все зло, которое его постигает, происходит по воле Аллаха, то есть всё — от Аллаха. Когда человек использует свою свободную волю и делает неправильный выбор из нескольких доступных вариантов, за этим следует зло. Мы должны помнить, что зло — это отсутствие добра. Таким образом, действительно, зло происходит от человека. Также возможно, что то, что кажется злым, может оказаться благом в итоге. В таких случаях зло есть не что иное, как средство духовного роста человека и не обязательно является злом на самом деле.


На Ваш вопрос ответил шейх Шахуль Хамид:


«Вопрос о судьбе и свободе воли на протяжении веков занимал умы людей, и каждая религия пыталась ответить на него по-своему.


Хозяин или марионетка?


Согласно Корану, человек не является полноправным хозяином своей судьбы, равно как и не является марионеткой в руках слепой судьбы.


Аллах знает обо всем, и ни что не выходит за рамки Его осведомленности, и все происходит по Его Воле. Все творения подчинены силе и мощи Аллаха. И мы, люди, ничего не можем сделать без воли Аллаха.


Так, Всевышний говорит в Священном Коране:


„Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению“ (54:49).


В этом аяте „предопределение“ означает скрытые возможности вещей. Но это не значит, что Аллах создал Вселенную законченной и полной, связанной железными правилами природы. Напротив, это означает только то, что создание этой Вселенной соответствовало грандиозному плану Творца.


Хорошо спроектированный и хорошо спланированный


В создании Вселенной нет элемента хаоса — все хорошо спланировано и спроектировано. И Аллах предвидел всё, что создал. Впрочем, это не означает, что люди полностью лишены свободы действий. Предвидение Аллаха отличается от предопределения. В противном случае у человека не будет никакой свободы воли или действия; более того, сам Аллах становится неактивным, поскольку все происходит в соответствии с тем, что люди называют предопределением. Однако в Коране ясно говорится, что Аллах постоянно участвует в творении:


„Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает…“ (2:255).


Мы можем понимать знание Аллаха как живую творческую деятельность, которая включает в себя Его предвидение всех будущих событий.


Будущее может быть задумано как открытая возможность для реализации того, что предварительно существует. Это означает, что судьба, как предполагается Исламом, не отрицает нашу свободу выбора и действий.


Из множества неотъемлемых возможностей мы можем свободно выбирать те действия, которые находятся в согласии с волей Аллаха, и если будет так, мы заработаем награду Аллаха. Таким образом, согласно Исламу, человечество является свободным (в ограниченном смысле) для всех практических целей, и у него нет оправдания для неправильного выбора во имя судьбы. То есть люди имеют естественную склонность ко всему, что хорошо, но, поскольку нам предоставлена свобода выбора, мы можем выбирать зло.


О божественном руководстве Аллах говорит следующее:


„Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует… (Коран, 18:29);


„Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе“ (Коран, 10:44);


„Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения…“ (Коран, 2:256);


„…Если их постигает добро, они говорят: „Это — от Аллаха“. Если же их постигает зло, они говорят: „Это — от тебя“. Скажи: „Это — от Аллаха“. Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят? Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого“ (Коран, 4:78‒79).


Добро и зло — по воле Аллаха


Итак, в Коране сказано, что все — от Аллаха, а далее, что хорошие события происходят от Аллаха, а плохие — от людей.


Если мы поищем правильное толкование вышеизложенных аятов, то увидим, что в них нет противоречия. На самом деле Аллах является источником всего, что происходит. Все добро, которое приходит к человеку, и все зло, которое его постигает, происходит по воле Аллаха, то есть все — от Аллаха. Когда человек использует свою свободу и делает неправильный выбор из нескольких доступных вариантов, следует зло.


Мы должны помнить, что зло — это отсутствие добра. Таким образом, действительно, зло происходит от человека. Также возможно, что то, что кажется злым, может оказаться благом в итоге. В таких случаях зло есть не что иное, как средство духовного роста человека и не обязательно является „злом“ на самом деле. И помните, что:


„Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой“ (Коран, 4:40).


Мы также можем рассматривать весь вопрос под другим углом. Все — от Аллаха, и поэтому мы — от Аллаха.


Зло — от нас самих, но поскольку мы — от Аллаха, то зло, исходящее от нас, также может быть отнесено к первоисточнику всего, а именно к Аллаху Всемогущему. Поэтому в аятах, о которых Вы говорили, абсолютно нет противоречий.


Концепция судьбы в Коране включает в себя идеи измерения, пропорции, руководства и завершения творческого процесса. Мы можем сказать, что Закон Аллаха распространяется на все Его творения, включая человека.


В отношении к человеку Божественный Закон включает идею свободной воли.

Читайте также: