Диспозиция в риторике это кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Введение 3
2. Три подхода к композиции речи 5
3. Принципы выдвижения. Отмечены позиции 7
4. Принципы выдвижения. Схемы выдвижения 13
5. Композиция с точки зрения последовательности доводов 18
6. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 24
7. Заключение 29
8. Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Диспозиция.doc

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Уральская Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра прикладной информатики

По курсу: Русский язык

  1. Введение 3
  2. Три подхода к композиции речи 5
  3. Принципы выдвижения. Отмечены позиции 7
  4. Принципы выдвижения. Схемы выдвижения 13
  5. Композиция с точки зрения последовательности доводов 18
  6. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 24
  7. Заключение 29
  8. Список литературы 31

Изучение ораторского искусства требует равного внимания ко всем стадиям ораторской деятельности: успех ожидает того, кто внимательно готовит каждое своё выступление, кто умеет хорошо держаться перед слушателями, кто тщательно анализирует каждое своё выступление и изучает опыт других ораторов.

Специфика ораторской речи состоит в том, что она может быть максимально подготовлена по сравнению с репликами во время дискуссии или переговоров. Если оратор хорошо подготовился к выступлению, уверен в себе, то успех ему обеспечен.

Этапы подготовки.

Подготовка к выступлению состоит из нескольких этапов. На предварительном этапе необходимо решить: действительно ли вам необходимо это выступление? Действительно ли оно способно принести пользу, повлиять на аудиторию? Если выступление необходимо, то надо определить, где, когда и перед какой аудиторией оно состоится.

Первый этап подготовки в классической риторике называется инвенция (изобретение). На этом этапе необходимо:

– выделить тему речи, определить то, о чём следует сказать; серьёзной риторической ошибкой будет попытка охватить в одном выступлении несколько тем;

– подразделить тему на ряд подтем, обеспечить разностороннее рассмотрение темы;

– выдвинуть основной тезис, главную мысль выступления; неправильно поступают люди, пытающиеся основать в одном выступлении несколько тезисов;

– определить стратегию выступления, то есть выбрать основной путь к успеху.

Второй этап подготовки в классической риторике называется диспозиция (расположение). Он начинается со сбора информации. Узнайте максимум о том, о чём вы собираетесь говорить. Это наиболее важный этап подготовки речи. Плохо подготовленному оратору трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после его выступления.

Три подхода к композиции речи

Теория выдвижения. Теория расположения доводов. Теория частей ораторской речи.

Диспозиция – это учение о композиции речи. В отношении диспозиции речи возможны три подхода.

Речь, во-первых, должна быть выпуклой, правильно структурированной. Главное в ней должно быть подчеркнуто, а не утоплено в общем содержании. Дряблые, аморфные речи плохо воспринимаются. Они лишены главного качества – ясности. Обратим внимание на простую вещь – разбиение печатного текста на абзацы. Сплошной текст всегда воспринимается хуже, читается медленней, чем графически структурированный, например такой, части которого снабжены заголовками. Вспомним, как облегчает восприятие новой информации графическое выделение, подчеркивание, особенно необходимое в учебнике или конспекте. А хорошо ли запоминается монотонная устная речь?

Умению правильно структурировать речь, выделяя в ней главное, посвящена специальная теория – теория выдвижения.

В классической риторике в законченном виде ее не было. Существовали лишь отдельные замечания на этот счет. Теория выдвижения родилась уже в наш век и адекватно отражает законы распределения информации в речи с опорой на нейролингвистическую и теоретико-информационную базу.

Принцип выдвижения. Отмеченные позиции

Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Заголовок. Начало. Финал.

Принцип выдвижения основан на современном представлении об информационной структуре текста.

Аналогичным образом можно подсчитать распределение информации и в отдельном слове, и целом тексте. Суть одна: есть информационные пики и спады, и это совершенно согласуется с устройством внимания человека, которое не может работать на одной монотонной волне напряжения. На пиках мы максимально напрягаемся, на спадах отдыхаем. В русском слоге пик обычно приходится на согласный, в слове - на начало корня и окончание.

Этим свойством распределения информации можно сознательно пользоваться при построении текста. В каждом тексте есть самое главное, суть его содержания, и менее главное. Правильно организованный текст – это текст, в котором информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается предсказуемым, легко расшифровываемым. Тем самым главное в тексте выдвигается на первое место, и текст в целом становится гораздо более понятным.

Теория выдвижения учит нас при выборе композиции особым образом маркировать главные мысли.

Для этого есть две возможности. Во-первых, это отмеченные позиции, те места, которые маркированы априорно, самим положением в тексте, как, например, заглавие. Во-вторых, это позиции, созданные специальными схемами выдвижения, когда дополнительное внимание к определенным фрагментам текста привлекается особым расположением его элементов. Остановимся на первом случае.

В устной речи естественно сильной позицией являются зачин и концовка выступления. Эти элементы маркированы тем, что с одного речь начинается, а другим завершается. В письменной речи графика порождает и другие позиции. Это заглавие, подзаголовок, лид, врезка, плюс те же начало и конец текста.

Диспозиция – второй этап работы над речью. Если на этапе инвенции оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует их, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе задача оратора – расположить собранный материал, четко представить последовательность утверждений и аргументов, в также прочих компонентов речи.

Структура речи

Итак, диспозиция как раздел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Однако здесь возникает вопрос, что считать частью: отдельный аргумент, отдельную фразу, абзац? Как членить речь?

Итак, еще древние риторики выделяли в речи отдельные фиксированные части, вроде вступления, описания, воззвания или заключения, и, следовательно, диспозицию можно представить как последовательное нанизывание этих частей. Для этого были и есть основания, которые современная лингвистика объяснила бы следующим образом.

Всякая речь состоит из отдельных микрожанров, т.е. речевых актов – действий, которые совершает говорящий при помощи слов. Выдающийся филолог ХХ века М.М. Бахтин назвал эти жанры первичными. Их можно назвать также прагматическими, или функциональными, т.е. выделенными на основе цели высказывания. Например, мы что-то обещаем – микрожанр обещания, порицаем – микрожанр порицания и т.п. Все, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-нибудь, вот и предлагается членить речь на такие целевые блоки, которые называются речевые акты, или первичные функциональные жанры. Граница жанров – это граница смены установок говорящего.

Такое деление выглядит вполне здраво и, кроме того, помогает в обучении построению речи, помогает планировать речь.

Отметим, однако, что древние ораторы, хоть и выделяли в речи подобные микрожанры, работали с более крупными речевыми единицами, такими, как: 1) обращение (зачин), 2) именование темы (вступление), 3) повествование (историю вопроса), 4) описание (положение дел на момент речи), 5) доказательство,6)опровержение,7)воззвание (обращение к чувствам слушателей), 8) заключение.

Выводы. Существуют первичные микрожанры (такие, как клятва, уступка и пр.), к их комбинации в конечном счете сводится речь. Существуют более крупные жанры (вступление, заключение и т.д.), и речь может быть рассмотрена как их последовательность. Наконец существуют макрожанры – сами речи (например, обвинительная или защитительная).

Уяснение данной трехступенчатой структуры помогает структурировать речи из отдельных блоков, отдельных частей. Допустим, мы хотим прочесть обвинительную речь (макрожанр). Теоретически она может состоять из всех восьми классических частей. Возможно, какая-то часть будет опущена, возможно, что-то поменяется местами.

Центральными категориями для такого раздела риторики, как диспозиция, являются именно крупные жанры, которые мы рассмотрим ниже. Предварительно нужно заметить, что в риторике прошлого следование жанров считалось практические обязательным. Обратимся к каждому из этих жанров.

Традиционные части речи.

3.1. Обращение.Это жанр, с которого начинается речь. Его основная задача – установить границу между всем, что говорилось до нас, и тем, что будет говориться нами. Обращение можно рассматривать как предложение темы, выделение ее из всего множества тем. Кроме того, обращение предполагает наличие говорящего (того, кто обращается) и аудитории (тех, к кому обращаются). Следовательно, одна из основных функций обращения – установить контакт оратора с аудиторией.

Именно в обращении мы заявляем о себе как об авторе речи, отсюда основная задача обращения состоит в том, чтобы расположить к себе аудиторию, привлечь внимание к собственной персоне.

3.2. Именование темы (вступление).Если в зачинеоратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела: Темой моей лекции будет…. Вступление произносится или читается первым, а сочиняется последним и в этом смысле является самой трудной для оратора частью речи. Вступление должно отражать содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи.

Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи, от состояния оратора. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но оратору помогает здесь знание правил построения вступления.

Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным. Яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору, но если речь начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать в том же духе, на том же эмоциональном уровне: от сильной эмоции аудитория быстро устает, а оратору нужно приберечь пафос к концу речи.

В-третьих, вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи, так как может сложиться впечатление, что оратор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи. Таким образом, вступление должно быть уместным, должно соответствовать предмету речи и быть постепенным – таковы общие правила вступления..

Полезным структурообразующим элементом вступления является перечисление тем с называнием их количества: Представляя вашему вниманию новый учебник, я хотел остановиться на трех моментах…. В данном случае оратор осуществляет деление темы – перечисляет те аспекты темы, которые, по его мнению, позволяют полностью ее раскрыть. Иногда деление темы выделяют в качестве особой, самостоятельной части речи.

В риторике принято выделять несколько видов именования темы.

Именование темы – это составляющая, которая при необходимости (в первую очередь – при очевидности темы) может быть опущена; в еще большей степени это касается деления темы.

3.3. Повествование –это рассказ о фактической стороне дела, в частности это может быть и история разработки данного вопроса. В отличие от описания повествование динамично, оно содержит перечень событий.

Повествование занимает ведущее место в судебных речах, им широко пользовались русские судебные ораторы XIX века, часто – и обвинение, и защита, тогда перед присяжными выстраивались две версии жизни, особенно различались они психологической трактовкой.

Общие свойства повествования в судебных речах – убедительность, модальность, изобразительность, стилистическая индивидуальность.

Убедительность повествования основана на правдоподобии излагаемого материала, таким образом, повествование на деле является таким же аргументом, что и рассуждение

Описания подразделяются по характеру предмета речи на описания вещей, ситуаций, людей, идей и т.д. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные: первые дают образ предмета в ходе его созерцания, вторые – дают аналитический образ строения, назначения, то есть идею предмета.

Описание является сильным аргументом, поскольку в описании данные представляются таким образом, как будто они принадлежат слушающему в той же мере, что и говорящему. Другое дело, что описание – принадлежность главным образом письменной речи, так как в устной объем и смысловая сложность описания ограничены и оратору постоянно приходится перебивать описания более занимательным повествованием, чтобы удержать внимание аудитории. Проще других наглядное естественное описание конкретного предмета. Портрет – это естественное описание одушевленной индивидуальности. Описание идеи – идеография,

3.5. Доказательство.Доказательство сосредотачивает логические аргументы. Здесь используется силлогистика, рассуждения с дефиницией, индукция, топика, т.е. все то, о чем говорилось выше в связи с инвенцией. Соответственно цель доказательства – обосновать основную мысль речи.

Доказательство состоит из обоснования и опровержения.

В этой части используется апофазис – последовательный перебор и опровержение всех инициатив, кроме одной. Сродни апофазису по форме, но противоположен по содержанию другой прием, именуемый диализис – учет всех альтернатив.

3.6. Опровержениепосвящено разбору аргументов противника. Эта часть полезна оратору уже тем, что он сам критически рассматривает собственную аргументацию, ищет и ней уязвимые места и совершает предупредительные действия. Существует два вида опровержения: критика и разоблачение. Цель критики – показать несостоятельность или неприемлемость предложений оппонента и тем самым побудить аудиторию принять другое решение, а оппонента – изменить мнение о предмете обсуждения.

Деструктивной называется критика, направленная на разрушение тезиса, аргументов и демонстрации. Конструктивной критикой будем называть обоснование собственного тезиса с целью опровержения. Для конструктивной критики необходимо следующее:

· Четко и развернуто представит свой тезис.

· Показать, что этот тезис не просто отличается от предлагаемого, а противоречит ему как альтернативный.

Под смешанной подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

Цель разоблачения – показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разрыву с ним. Риторика не рекомендует прибегать к разоблачению, поскольку разоблачение приводит к разрыву общественных связей. Более того, опровержение не является постоянным элементом речи; хороший ритор стремится не прибегать к опровержению, когда у него есть что сказать.

Общее правило опровержения состоит в использовании восходящей или гомерической последовательности в обращенной форме: наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и в конце изложения и разделяются, а сильные доводы располагаются в середине и объединяются.

Одним из ярких приемов, используемых в опровержении, является антистрефон – истолкование аргументов противника в свою пользу.

3.7. Воззвание. Здесь сосредоточены эмоциональные доводы: аудитория уже подготовлена доказательством, ее сомнения рассеяны опровержением, и теперь требуется только эмоциональное закрепление достигнутого. Воззвание содержит два элемента: рекапитуляцию и побуждение.

По мере развертывания аргументации адресат речи обсуждает и критически оценивает доводы и приходит к частичному согласию. Но аргументация остается разрозненной, так как речь часто содержательно сложна и многочастна, а совокупность согласованных сама по себе частей еще не дает целого, с которым предстоит согласиться или не согласиться. Вот это целое, с точки зрения приросшего смысла, оратор и формулирует в рекапитуляции.

Простая капитуляция представляет собой краткий повтор тезиса. Обобщение – это краткое повторение высказывания в рекапитуляции, которая предстает как равнозначная высказыванию. Существуют и более сложные формы обобщений, которые воспроизводят не содержание, а основную аргументацию.

Описания чувств в латинской риторике назывались донизисом, демонстрация восхищения – адмирация, демонстрация отвержения, отвращения – абоминация.

Побуждение – часть построения, означающая окончание речи и непосредственный переход к действию, которое организовано мыслью. Побуждение должно быть эмоционально и энергично.

Допустимый объем завершения речи зависит от объема высказывания. Политическая риторика, как правило, требует кратких завершений, поэтому политические ораторы часто обходятся без рекапитуляций. Судебная риторика, напротив, допускает развернутые рекапитуляции, которые могут воспроизводить важнейшие доводы аргументации или содержать собственные рассуждения. Церковная проповедь обычно избегает развернутых рекапитуляций, а академическая учебная речь их требует – в виде выводов.

Наиболее информативны начало и конец (как слова, так и предложения, так и текста).

Принцип выдвижения, который был выработан стилистикой на материале художественных произведений, заключается в следующем: наиболее содержательные, наиболее важные стороны текста должны быть особым образом помечены для облегчения восприятия. Чем яснее будет высвечена главная мысль, тем эффективнее окажется текст.

Начало, конец, заголовок. Однако этих позиций явно мало. Было сформулировано понятие схемы выдвижения (способы намеренного выделения того или иного компонента речи).

· Графическое выделение в письменном тексте.

· Конвергенция – сосредоточение в одном фрагменте текста ярких выразительных приемов, благодаря чему этот фрагмент выделяется среди других.

· Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях. Если конвергенция выделяет фрагмент на фоне текста, то сцепление выделяет некую цепочку фрагментов.

· Градация – построение высказываний по принципу усиления или ослабления какого-то признака.

Взаимодействие между людьми в сфере бизнеса невозможно без умения убедительно, красиво и ясно излагать свои мысли. Произнесение речи со знанием дела, стройно и изящно – признак образованного человека. Каждому, перед кем встаёт необходимость публичных выступлений, приходит на помощь риторика.

Риторические приёмы, такие как анафора, аналогия, триады, метафоры и сравнения помогут обосновать и защитить собственную точку зрения, мотивируют слушателей.

Что такое риторика

Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.

Конечная цель риторики – воздействие на людей. Здесь особую значимость приобретает выразительность речи и изобразительно-выразительные средства. Создание оратором яркого образа способствует закреплению информации в умах слушателей. Это ещё не означает убедить, но создаёт благоприятные условия для убеждения аудитории.

Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.

  1. Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
  2. Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
  3. Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
  4. Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории. Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.

Оратор

Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.

Жанры красноречия

В ораторском искусстве выделяют следующие риторические жанры:

  • Лекция (публичная, в учебном заведении).
  • Доклад (научный, отчётный).
  • Беседа – свободное обсуждение тем.
  • Диспут – обсуждение вопроса.
  • Дискуссия – обмен мнениями с соблюдением регламента.

Три главных правила риторики

Правила риторики отличаются разнообразием, при этом фундаментальных всего три:

  1. Тезис и лозунг.
  2. Формула Цицерона.
  3. План и эпистема.

Основные правила риторики следует знать и активно использовать в процессе работы над речью.

Этапы работы оратора

Каждый этап ораторской деятельности рассматривает определённые разделы риторики.

Инвенция

Это первый раздел науки красноречия. На этом этапе разрабатывается предмет речи, стратегия, формируется замысел, подбирается материал.

Так как впечатляющая речь основывается на глубокой и яркой мысли, то инвенция представляет собой своеобразный центр риторики. Оратор ничего не изобретает на этом этапе, инвенция предполагает применение правил и приёмов, позволяющих собрать материал для выступления. Инвенция – это поиск и нахождение замысла речи. С одной стороны, инвенция подразумевает поиск способов убедить слушателей. С другой, когда выступление не преследует цель убеждения, оратору нужно говорить по существу, логично излагая мысли. Инвенция даёт шанс подумать, установить связь между мыслями.

При подборе материала используются 4 источника:

  1. Собственный опыт.
  2. Чтение литературы.
  3. Наблюдения и рассуждения.
  4. Опросы и беседы.

Чаще всего материала оказывается больше чем нужно. В этом случае подбор тем, тезисов и цель служат помощниками в отборе главного.

Основы риторики

Инвенция делится на две части: топика и аргументация.

  • Топика. Топы (топосы) – это смысловые модели речи или её общие места, определяющие содержание. Бывают внутренние, которые опираются на предмет, его качества, структуру и внешние, отталкивающиеся от знаний о предмете.
  • Определения. Речевые топосы определения помещаются в начале выступления, обозначают сущность предмета, о котором пойдёт речь. Иногда их называют топы сущности. Определение в риторике отличается от научного, содержит оценку, помогает созданию образа.
  • Рядом с определением стоит топ имени. Имя подталкивает слушателей присмотреться и проанализировать ключевые слова. При этом объект и его имя не одно и то же. Имя важно, потому что наделяет предмет конкретностью, определённостью. Имя заключает в себе понимание и оценку.
  • Отношения. Места, с точки зрения которых, анализируются взаимосвязанные предметы и явления представляют собой топосы отношений.
  • Сравнения. Топы сравнения употребляются в речи как средство описания, повествования или доказательства. Применяются сравнения и противопоставления.
  • Обстоятельственные.Обстоятельственные топы характеризуют возможный или реальный факт, значимы при описании и рассказе. На основании топов обстоятельства строятся речи адвокатов и обвинителей.

Комбинирование смысловых видов, которые совместно выражают слияние и пропорции ценностей определённого мировоззрения или традиций – это внешние топосы. Они бывают:

  • Ссылка на авторитетные источники (цитаты).
  • Ссылка на собственный опыт, свидетельства очевидцев либо на опыт аудитории.
  • Топосы-ссылки на существующие в общественном сознании мнения (поговорки, традиции, пословицы, предрассудки).
  • Слухи – топы, в соответствии с которыми оратор ссылается на сведения из неподтверждённых источников.
  • Свидетельства, полученные под присягой. Это топы, существующие в сфере юриспруденции.
  • Документы. Оратор подтверждает тезисы письменными источниками.
  • Закон – топосы, которые предполагают подтверждение слов ссылкой на законодательство.
  • Прецедент. Топы, в соответствии с которыми оратор подтверждает тезис похожими случаями из прошлого.

Аргументация

Инвенция предполагает обдумывание оратором приводимых в речи аргументов. Предлагаются аргументы, поддерживающие либо опровергающие определённое мнение. Иногда для обоснования представляемых положений выступающий использует другие положения, истинность которых не вызывает сомнений.

Применение аргументов в риторике напоминает логическую аргументацию. Однако логика и риторика не совпадают полностью, их похожесть только внешняя. Логика и риторика имеют следующие различия:

  • Риторика направлена на изменение точки зрения людей, логика – на доказательство положения.
  • Риторика использует вероятные утверждения, значимыми оказываются мнения. Логика служит для получения наукой знаний, потому её утверждения истинны.
  • Использование аргументов в риторике шире, чем в логике, приводятся случаи из жизни, примеры.
  • В логике сначала обоснование, затем вывод. В риторике – наоборот.
  • Риторика доказывает значимые для общественности положения.

Логика и риторика тесно переплетаются: без научно доказанных тезисов невозможно грамотно аргументировать выступление, произвести впечатление, убедить слушателя. Логика и риторика – взаимодополняющие дисциплины.

Инвенция определяет, о чём будет говорить оратор, рассматривает предмет речи, выделяет основные моменты, рассматривает их детально, подбирает доказательства тезисов. Инвенция и диспозиция не имеют отчётливых границ, собирая материал, автор обдумывает структуру его преподнесения и воплощение идеи.

Выступление

Диспозиция

В этом разделе рассматривается структура выступления, композиция речи, собранный материал организовывается, что обеспечивает последовательность изложения.

Диспозиция делит выступление на микрожанры или речевые акты. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя. При этом композиция тесно связана с содержанием – с её помощью автор объединяет или расчленяет речь.

Композиционное построение включает три этапа:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Самыми информативными являются начало и конец предложения или текста. Для лёгкости восприятия диспозиция выделяет важные мысли с помощью схемы выдвижения (намеренного выделения части речи).

Диспозиция как раздел риторики изучает крупные жанры, такие как:

  • Обращение.
  • Именование тем или вступление.
  • Повествование – история вопроса.
  • Описание – как обстоят дела на момент выступления.
  • Доказательство – перечисляются аргументы.
  • Опровержение – приводятся контраргументы.
  • Воззвание к чувствам.
  • Заключение.

Более мелкие жанры, такие как клятва, обещание, угрозы и многие другие комбинируются в речи, именно к подобным сплетениям сводится выступление.

Элокуция

Раздел посвящён выразительности и эффектности выступления. Элокуция подразумевает воплощение замысла, и оформление построенного в определённой последовательности содержания в текст.

Элокуция поддерживает тесную связь с понятием стиля, так как стиль – это специально отобранные речевые средства, отражающие смысловые модели. С помощью стиля происходит создание образа реальности, словами (слогом) формируется образ речи. Слог – часть стиля. Специфичными для риторики качествами являются лёгкость, живость и гармоничность слога.

Воплощая замысел словами, элокуция преследует цели:

  • Уместность употребляемых средств лексики.
  • Грамотная конструкция фразы.
  • Совершенствование мыслей выступления.
  • Построение структуры текста и его частей.

Элокуция при работе над лексикой речи рассматривает языковой статус слов (общелитературная, профессиональная лексика), как употребляется слово в настоящее время, отношения слов в языке по смыслу.

При конструировании фразы элокуция учит оратора преподносить мысли в виде модели, которой последует аудитория или чтобы слушатели сформировали собственные умозаключения на основе этой модели. Элокуция представляет равномерное и неравномерное построение фразы. Равномерность предполагает монотонность, поэтому нужно разнообразить длину фраз. Неравномерное построение создаёт впечатление напряжённости речи, привлекает внимание, но чрезмерное увлечение приёмом утомляет аудиторию.

Выступление перед аудиторией

Элокуция для усиления эффекта использует слитность и прерывность передачи замысла (период), прогрессии, связанность, объёмность речи, моноцентричность и полицентричность фраз.

Для придания выразительности выступлению элокуция предлагает употреблять риторические тропы – переносное значение слов и выражений. При этом в риторике эти слова и выражения сохраняют свою выразительность и образность.

Усилить образность и экспрессивность элокуция рекомендует с помощью риторических фигур прибавления, убавления и размещения.

Риторический вопрос, восклицание или риторическое обращение служат для создания диалога между оратором и слушателем, поэтому они называются фигурами диалогизации.

Мемория

В разделе изложены приёмы запоминания речи.

Акция

Рассматриваются аспекты произнесения речи перед слушателями.

Типы и виды аудиторий

Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.

Однородность и разнородность аудитории

Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.

Значение возраста

Успешное выступление

Доброжелательность аудитории

Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.

Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).

Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.

Подготовленность аудитории

Ригидность слушателей

Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.

Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.

Манипуляция в науке красноречия

В психологии манипуляция – это скрытое влияние на человека с целью побуждения к действиям, не совпадающим с его реальными намерениями. Другими словами, манипуляция – это внушение, так как объект не осознаёт, что на него оказывается влияние.

В психологических и философских изысканиях манипуляция имеет два признака:

  • Скрытое воздействие на человека. При этом объект пребывает в твёрдой уверенности, что решение он принял самостоятельно.
  • Использование недостоверных сведений, обмана, искажения действительности.

Такие речевые воздействия, как манипуляция имеют количественный характер. То есть, влияние производится явно и скрыто, одновременно затрагиваются разные стороны личности объекта. Явное воздействие маскирует скрытое влияние.

Манипуляция представляет собой риторический приём в виде тонкой игры на человеческих слабостях с целью получения выгоды в одностороннем порядке.

Изучением искусства управления поведением человека с помощью слов занимается агональная риторика. Эта область риторики описывает навык встраивания в человеческое сознание и управление им словами (устно или письменно).

Распознать и нейтрализовать манипулирование, психологическое давление поможет жёсткая риторика.

Что такое жёсткая риторика

Конфликтные, грубые, беспардонные, дерзкие модели поведения аудитории способны нейтрализовать специальные приёмы, которые использует жёсткая риторика. В обычной жизни умение управлять конфликтной аудиторией приходит с годами благодаря накопленному опыту. Существует ещё один путь – специальное изучение приёмов на тренингах.

Основы риторики появились в античности и совершенствуются до сих пор. Знание правил и законов, действующих в науке красноречия, этапов работы над выступлением, тонкостей воздействия на умы и чувства слушателей сделает речь оратора убедительной, результативной и впечатляющей аудиторию.

Проведя этап подготовки, оратор в античности должен был начать непосредственно работать над будущим текстом. При этом, выстраивая текст, он должен был:

  1. соотнести свое намерение (то, что он хочет сделать с аудиторией, — пафос) с особенностями аудитории или адресата (то, что реально входит в интересы аудитории, ее особенности, — этос)
  2. и создать текст (логос).

Диспозиция в риторике (работы на текстом)


Диспозиция (построение речи) — это раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции.

Эта работа начинается с составления плана, первых набросков начала и конца текста и т.д.

Границы между первым (инвенция) и вторым разделами риторики несколько размыты по времени, потому что, собирая материал, автор уже может продумывать особенности его воплощения.

Любой материал может быть подан аудитории по-разному. По-разному могут быть расположены части текста. Поэтому, прежде всего, перед автором встает проблема композиционного построения.

С одной стороны,

  • такое строение — это та форма, в которой текст дан читателю или слушателю.
  • оно связано с содержанием текста, именно благодаря композиционному построению автор указывает на объединение или, наоборот, расчленение текста.

Построение текста подчиняется трем основным этапам:

Работа над всем композиционным строением текста начинается с обдумывания и подготовки плана будущей письменной работы или будущего устного выступления.

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Читайте также: