Дисциплинарная ответственность государственных служащих кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это применение различных взысканий к служащим, нанесшим вред органу государственной власти своими действиями или бездействием. Вид взыскания зависит от тяжести совершенного проступка и личности госслужащего.

Виды взысканий

Ранее также применялось освобождение от занимаемой должности, но в настоящее время данный вид взыскания устранен.

Основания и условия применения

Взыскания, кроме увольнения, применяются при наличии следующих оснований:

  • опоздание;
  • несоблюдение должностной инструкции;
  • ошибки в расчетах;
  • неверное истолкование и применение законодательных регламентов;
  • грубость и хамское отношение к гражданским посетителям.

Взыскание за ошибки в расчетах применяются к служащим, занятым разработкой методик расчета зарплат бюджетникам и другими заданиями, связанными с вычислениями. При первом незначительном проступке обычно выносится замечание, при повторном (если замечание ещё не снято) делается выговор, при систематических небольших проступках или одном значительном делается предупреждение о неполном соответствии.

Увольнение, как самое строгое взыскание, производится по следующим основаниям:

  • прогул;
  • появление на службе в нетрезвом состоянии или под действием наркотических средств; и иной служебной информации;
  • кража или сознательная порча имущества на рабочем месте;
  • наличие большого числа проступков при уже наложенном взыскании;
  • вскрытие факта предоставления заведомо ложных сведений при трудоустройстве или предоставления подложных документов.

К госслужащим, занимающим руководящие должности, взыскание может применяться при принятии непродуманного решения, нанесшего вред государственной власти.

Заведение против госслужащего уголовного дела из-за превышения полномочий или получения взятки является основанием для увольнения по причине утраты доверия.

Условиями применения дисциплинарного взыскания к госслужащему являются:

  • наличие события проступка;
  • доказанность вины госслужащего;
  • отсутствие непреодолимых обстоятельств.

К непреодолимым относятся обстоятельства, при которых госслужащий не мог избежать совершения проступка по независящим от него причинам, включая психологическое и физическое принуждение, шантаж и т. д.

Взыскание применяется вне зависимости от наличия злого умысла, но отсутствие противоправных намерений при нетяжких проступках могут смягчить налагаемое взыскание.

Порядок привлечения к ответственности

Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:

  1. По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
  2. С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
  3. Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
  4. По результатам проверки выносится заключение.
  5. Составляется акт о применении взыскания.
  6. Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.

При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:

Важно учесть, что запрещено допускать к проверке лиц, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. К таким лицам могут относиться родственники, многолетние сослуживцы обвиняемых, а также служащие, находящиеся в непосредственном подчинении у обвиняемого.

В ходе служебной проверки необходимо установить:

  • факт совершения проступка;
  • наличие вины госслужащего;
  • причины и мотивы проступка;
  • степень ущерба или вреда, причиненного проступком.

Обвиняемые служащие в ходе проверки имеют право давать объяснения подавать заявления, жалобы и апелляции, знакомиться с результатами экспертных оценок.

Для отдельных федеральных учреждений разработаны и приняты детальные инструкции по проведению служебных проверок. В частности, порядок проведения проверок в Министерстве образования утвержден Приказом Минобрнауки №796.

Взыскание назначается с учетом тяжести проступка, степени вины, конкретных обстоятельств и прошлых заслуг обвиняемого. Как правило, госслужащему, находящемуся на хорошем счету и имеющему государственные награды, взыскание за незначительный однократный проступок (например, опоздание до 1 часа) может не назначаться при условии, что проступок носит субординационный характер и не причинил реального вреда.

Госслужащий, к которому применено взыскание, может обжаловать его в течение 10 дней, подав жалобу на имя вышестоящего руководства с просьбой провести повторную служебную проверку. При этом важно учитывать, что для повторной проверки должны быть подтвержденные доказательствами основания (например, факт допущения до проверки заинтересованных лиц).

При отсутствии таких оснований обжаловать дисциплинарное взыскание госслужащий может только путем обращения в суд общей юрисдикции.

Сроки применения и снятия взыскания

Взыскание должно быть назначено в течение месяца с момента обнаружения проступка без учета периодов:

  • служебной проверки;
  • нахождения на больничном;
  • нахождения в отпуске;
  • отсутствия обвиняемого на службе по иным уважительным причинам.

Применение взыскания должно осуществиться в течение полугода с момента обнаружения проступка, в противном случае, взыскание не применяется с сохранением записи в личном деле. Если проступок выявлен в ходе аудиторской проверки, то применение взыскания должно осуществиться в течение двух лет за вычетом времени производства по уголовной составляющей дела (при наличии).

Снятие взыскания (кроме увольнения) происходит через год при отсутствии новых проступков, но руководитель подразделения вправе снять взыскание раньше по собственной инициативе или просьбе госслужащего.

Дисциплинарное взыскание применяется к госслужащим не только при типичных проступках для наемных сотрудников, но и также при утрате доверия или принятии необдуманных решений. При проведении служебной проверки действует принцип невиновности, то есть обвиняемый не обязан доказывать невиновность, а отсутствие улик толкуется в его пользу.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности и ее сущность

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это категория административного права, один из способов принуждения, который может применяться только уполномоченными на то должностными лицами (или органами) к нарушителям за дисциплинарные проступки.

Служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. Дисциплинарные проступки гражданских служащих оказывают негативное влияние не только на дисциплину в конкретном государственном органе, но прямо или опосредованно затрагивают интересы всей службы в государственных органах в целом. При назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях. Назначать дисциплинарные взыскания может только государство в лице его представителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности – совершение служащим дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение или неисполнение по вине гражданского служащего должностных обязанностей. При этом законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков. Законодательно можно закрепить только проступки, которые направлены на публичные интересы. К таким проступкам применяются более строгие меры дисциплинарной ответственности.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.

Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:

  1. Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
  2. Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
  3. Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
  4. Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Все меры юридической ответственности, которые применяются к гражданским служащим представляют собой определенные виды санкций, предусмотренные законодательством.

В отличие от других категорий работников дисциплинарная ответственность государственных служащих носит государственно-принудительный характер. Такие меры ответственности носят исключительно императивный характер. Не допускаются изменения при заключении контракта, не учитывается мнение сторон, которые поступают на государственную службу (это одно из условий поступления на такую службу).

Через правовые нормы устанавливаются определенные взыскания, относящиеся к мерам правового принуждения. При реализации дисциплинарной власти должностные лица осуществляют государственное принуждение, так как выступают от имени государства.

Меры дисциплинарной ответственности преследуют важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы.

Трудовой кодекс содержит следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Закон о государственной службе предусматривает дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего. В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимают меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

К вышеперечисленным взысканиям также относятся предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение с гражданской службы.

Предупреждение о неполном служебном соответствии представляет собой взыскание, которое носит воспитательный характер. Его цель – исправление поведения госслужащего, изменение его отношения к правонарушению. Этот вид взыскания предупреждает о том, что в качестве наказания к госслужащему могут быть применены более серьезные взыскания в виде понижения в должности или увольнения.

Государственные служащие несут повышенную ответственность за свою работу, поскольку являются представителями органов государственной власти. При совершении проступков госслужащими могут нарушаться интересы граждан или юридических лиц. Поэтому для них предусмотрен специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Разберем особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения госслужащего к ответственности и основания для отмены взыскания. Также рассмотрим специфику дисциплинарной ответственности государственных служащих при конфликте интересов и утрате доверия.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственные служащие – это граждане, работающие на должностях в органах государственной власти. Например, в администрациях, правительствах, судах, внебюджетных фондах, органах Роспотребнадзора, Росреестра и иных подразделениях исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Трудовые отношения госслужащих регламентируются специальным нормативным актом – Законом о государственной гражданской службе, который устанавливает в том числе виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает за нарушение должностного регламента, условий контракта, нормативных актов, регламентирующих их деятельность согласно занимаемой должности.

Какие виды дисциплинарной ответственности применяют к госслужащим?

В отличие от дисциплинарной ответственности других категорий работников дисциплинарная ответственность госслужащих характеризуется государственно-принудительным характером. При наложении дисциплинарных взысканий применяется статья 57 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая четыре вида наказаний:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии.
  4. Увольнение с гражданской службы.

Рассмотрим каждый вид наказаний с примерами из судебной практики.

Замечание

Замечания является самым мягким видом наказания и назначается за незначительные, единичные проступки, не повлекшие причинение ущерба работе государственного органа. Например, при опоздании на службу, несоответствии одежды принятой форма.

Выговор

В случае совершения серьезного проступка на госслужащего налагается дисциплинарное взыскание в виде выговора. Например, при нарушении сроков сдачи отчета, агрессивном поведении с руководством или коллегами.

Предупреждение о неполном должностном соответствии

При систематических нарушениях должностного регламента, совершении серьезных дисциплинарных проступков госслужащему грозит наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Например, при несоблюдении административного регламента или порядка проведения расследования в процессе проверки юридических лиц. По сути после наложения названного дисциплинарного взыскания он включается в список кандидатов на увольнение.

Увольнение с гражданской службы

При совершении проступка, влекущего серьезные последствия для государственного органа, неэффективности ранее назначенных дисциплинарных наказаний госслужащего увольняют с государственной службы по статье. Например, в случае разглашения служебной тайны, нанесения ущерба имуществу государственного органа.

Пример из судебной практики 4. Жуков А.А. проходил государственную гражданскую службу в Брянской таможне. В период выполнения своих должностных обязанностей он появился на службе в состоянии алкогольного опьянения. В целях прохождения медицинского освидетельствования госслужащего направили в больницу, где факт алкогольного опьянения подтвердился. В отношении Жукова А.А. проведена служебная проверка. Проступок был признан грубым, в связи с чем госслужащего уволили по статье. Он обратился в суд с иском восстановлении на работу, однако, получил отказ (Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 года по делу № 33-2852(2014).

Приказ о дисциплинарном взыскании (в виде замечания)

Приказ о дисциплинарном взыскании в виде замечания

Материальная ответственность сторон трудового договора

Материальная ответственность сторон трудового договора по ТК РФ

Наказание за прогул

Наказание за прогул

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности закреплен в статье 58 Закона о государственной гражданской службе.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Непосредственный руководитель госслужащего фиксирует факт совершения дисциплинарного проступка и пишет докладную на имя руководителя государственного органа или ведомства. Также может быть составлен акт, подписанные минимум двумя сотрудниками. Бывает, что в государственный орган поступает обращения граждан и юридических лиц, представление прокурора.
  2. Госслужащему предлагается дать письменные пояснения по поводу случившегося. Уведомление о необходимости предоставить объяснение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением. Ответ должен быть предоставлен в течение двух дней. Если письменное пояснение от госслужащего не поступило, составляется акт.
  3. Назначается и проводится служебная проверка, в процессе которой устанавливается факт дисциплинарного проступка, вина госслужащего, характер вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействий, причины случившегося. По результатам составляется письменное заключение.
  4. Выбирается конкретная мера наказания и выносится приказ о дисциплинарном взыскании и составляется акт. Копия акта о дисциплинарном взыскании вручается госслужащему под роспись в течение пяти дней со дня составления.

Дисциплинарное наказание должно быть наложено в течение месяца со дня обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка. В этот период не включаются дни, в течение которых гражданин находился на больничном или в отпуске. Наказание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Когда дисциплинарное взыскание может быть отменено?

Если в течение года госслужащий не совершил нового дисциплинарного взыскания и новое наказание не назначалось, он считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности. Наказание снимается автоматически по истечении годичного срока.

Дисциплинарное взыскание может быть отменено до истечения года на основании заявления госслужащего или ходатайства его непосредственного руководителя Основанием для отмены может послужить добросовестное выполнение должностного регламента, отсутствие повторных взысканий, высокие результаты работы.

Для досрочного снятия взыскания руководитель государственного органа или ведомства выносит приказ, с которым госслужащего знакомят под роспись.

Дисциплинарная ответственность госслужащего при конфликте интересов

На практике часто встречаются ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение должностных обязанностей. Если госслужащий нарушил требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, на него могут наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии.

Дисциплинарная ответственность при утрате доверия к государственному служащему

Утрата доверия – еще одно основание для привлечения гражданина к дисциплинарной ответственности. При возникновении такой ситуации госслужащего увольняют.

В перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия входят:

  • непринятие действий по предотвращению конфликта интересов;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах и имуществе;
  • трудоустройство по совместительству в коммерческой организации;
  • регистрация в качестве ИП и осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления организаций;
  • открытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

В случае увольнения госслужащего по причине утраты доверия сведения об этом факте вносятся в специальный реестр.

Заключение эксперта

  1. Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает на основании Закона о государственной гражданской службы при нарушении должностного регламента, административных регламентов, требований нормативных актов, регламентирующих деятельность госслужащего.
  2. В случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка на него может быть наложено одно из четырех видов наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.
  3. Для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности пишется докладная записка и проводится служебное расследование. Далее ему предлагают дать письменные объяснения по поводу причин случившегося. Если факт дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение, назначается наказание.
  4. Через год после привлечения госслужащего к ответственности за совершение дисциплинарного проступка наказание автоматически отменяется. Если госслужащий намерен снять дисциплинарное взыскание раньше этого срока, ему необходимо обратиться к руководителю государственного органа. При наличии основания для отмены наказания будет вынесен приказ.
  5. Не всегда госслужащие выполняет свои обязанности беспристрастно, надлежаще и объективно. Если возник конфликт интересов, например, предоставлены неполные сведения о доходах, и госслужащий не предпринял меры по урегулированию конфликта, ему назначается административное наказание.
  6. Многие госслужащие совершают коррупционные правонарушения, например, берут взятки. По выявлении таких фактов госслужащего могут уволить по причине утраты доверия.

Если гражданин в процессе прохождения гражданской государственной службы был неправомерно привлечен к дисциплинарной ответственности, следует привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать госслужащих и работодателей по вопросам, касающимся правомерности применения дисциплинарной ответственности. Оставьте заявку и получите консультацию.

Приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора за прогул

Приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора – оформление и последствия

Дисциплинарное взыскание

Дисциплинарное взыскание – виды и порядок применения по ТК РФ

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

Читайте также: