Дирижизм во франции кратко

Обновлено: 07.07.2024

В начале 1940-х гг. кейнсианство проникло во французскую экономическую мысль, причем некоторые экономисты (Г. Ардан, П. Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без каких-либо поправок. Другие (Ф. Перру), одобрив идею государственного вмешательства в экономику, критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса.

Они выступили против регулирования ссудного процента, считая метод неэффективным. Вместо этого французские экономисты предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только соответствующие темпы развития, но и изменение структуры.

Схему взаимодействий и взаимосвязей фирм Ф. Перру считает универсальной, так как она описывает отношения между монополиями и аутсайдерами, холдинг-компаниями и дочерними, в ЕЭС – между более развитыми странами и периферией. По этой схеме Перру интерпретирует и современную французскую экономику, где нет свободной конкуренции.

Третья экономика называется Ф. Перру глобальной. Он говорит здесь о необходимости гармонизации социальных отношений. Глобальный конфликт современного общества он видит между теми, кто получает доход от труда, и теми, кто получает доход от капитала, от собственности. Для разрешения конфликтов Перру предлагает капиталистов сделать наемными работниками, чтобы доход собственников капитала стал бы доходом от общественной деятельности.

Дирижизм (фр. dirigism(e) ) — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ в. во Франции. В результате этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф.Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования в привилегированных точках экономики, был создан в стране большой сектор государственной экономики, включающий в себя ряд отраслей промышленности и кредитно-финансовых учреждений.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дирижизм" в других словарях:

Дирижизм — форма государственного регулирования экономики через политику налогов, развития инфраструктуры и т.д. По английски: Dirigism См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

дирижизм — а, м. dirigisme m. Экономическая система, при которой государство выполняет руковдящую и и ориентационную роль. Трудно сказать, говорит ли здесь нередко присущий левой интеллектуальной элите дирижизм и этатизм (уже вышедший за национальные рамки) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Дирижизм — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ в. во Франции. В результате этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф.Перру о принципах индикативного… … Словарь бизнес-терминов

ДИРИЖИЗМ — (от лат. dirigens, ntis управляющий) англ. dirigism; нем. Dirigismus. Форма госуд. регулирования экономики через политику налогов, развития инфраструктуры и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ДИРИЖИЗМ — (dirigisme) Стремление государства вмешиваться в экономику постоянно или от случая к случаю. Принцип дирижизма противопоставляется принципу свободы предпринимательства, в соответствии с которым государство отдает предпочтение политике… … Экономический словарь

ДИРИЖИЗМ — (dirigisme) Термин произошел от французского слова diriger (управлять) и относится к деятельности государства в области экономики. Государственное регулирование может принимать форму требований, обусловленных законом, финансовых инициатив,… … Политология. Словарь.

Дирижизм — (dirigism) — от франц. Dirigisme форма проявления экономического активизма (см.), политики активного вмешательства государства в управление экономикой. Возник в середине ХХ в. во Франции. В его основе лежала теория французского… … Экономико-математический словарь

дирижизм — (от франц. Dirigisme) Форма проявления экономического активизма (см.), политики активного вмешательства государства в управление экономикой. Возник в середине ХХ в. во Франции. В его основе лежала теория французского экономиста Ф.Перру о… … Справочник технического переводчика

Дирижизм — экономическая политика, придающая государству как гаранту общего интереса ведущую роль в принятии экономических решений … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ДИРИЖИЗМ — политика активного государственного регулирования в послевоенной Франции. Основой Д. стал созданный в 1944 1945 гг. в результате национализации некоторых банков и ряда отраслей промышленности значительный государственный сектор. Теоретическим… … Большой экономический словарь

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Интервенционизм является экономической доктриной , которая обозначает чрезмерный интервенционизм из государства в экономической системе в целях модулирования активности рынков . Интервенционизм может признать экономическую полезность этих рынков, но считает важным регулярное вмешательство, чтобы подчинить их политической воле.

Концепция

Контроль - это проявление этатизма , которое отражает недоверие к рыночным механизмам , экономическая полезность которых , тем не менее, признается. Интервенционизм настаивает на необходимости активного вмешательства государства в экономику, что называется волюнтаризмом . Вмешательство позволяет государству дополнять частную инициативу. Вообще говоря, он обеспечивает ориентацию экономической деятельности через контроль за кредитом, валютой, налогообложением и т. Д.

Термин дирижизм появился после 1930-х годов . Иногда это называют плановой экономикой , хотя эти два термина не всегда совпадают. Это может относиться к позиции развивающегося государства, такого как Азия, испытавшего опыт двадцатого века , и чье Министерство экономики было вооруженным крылом стратегии роста, предполагающей тесное сотрудничество между государственными органами и частным сектором. Так было , например, в Южной Корее до ее неолиберального поворота в конце 20 века.

В начале 40-х годов кейнсианство проникло во французскую экономическую мысль. Причем некоторые экономисты (Г.Ардан, П.Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без каких-либо поправок. Другие (Ф.Перру), одобрив идею государственного вмешательства в экономику, критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента, считая метод неэффективным. Вместо этого французские экономисты предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только соответствующие темпы развития, но и изменение структуры.

Ф.Перру пытается сочетать государственное регулирование с частными интересами монополистического капитала. Он выдвинул концепцию "трех экономик". Ф.Перру вступил в полемику с неоклассиками, которые считают современную экономику свободной, рыночной. По его мнению, место свободного рыночного соревнования (конкуренции) заняли отношения господства или доминирования. Поэтому Ф.Перру современную экономику называет "доминирующей силы". Допустим, есть четыре фирмы. Между ними существует взаимосвязь и взаимозависимость. Но одна фирма свободна в максимальной степени по отношению к другим, и способна навязывать им свои решения. Таким образом, первая фирма выступает по отношению к другим в качестве доминирующей силы и никакого свободного предпринимательства здесь нет.

Схему взаимодействий и взаимосвязей фирм Ф.Перру считает универсальной, так как она описывает отношения между монополиями и аутсайдерами, холдинг-компаниями и дочерними, в ЕЭС - между более развитыми странами и периферией. По этой схеме Перру интерпретирует и современную французскую экономику, где нет свободной конкуренции.

В данном случае речь идет о буржуазной концепции империализма. Перру справедливо критикует тех экономистов, которые представляют современную капиталистическую экономику как свободно-конкурентную. Однако если Р.Люксембург, Р.Гильфердинг, В.И.Ленин главное противоречие рассматривали, как классовое, то для Перру это противоречие между периферией и центром. Этот конфликт менее глубокий, а потому его можно разрешить путем регулирования. Если первая экономика - "доминирующей силы" - не гармонизирована (каждый составной блок тянет одеяло на себя), то вторую экономику Перру называет гармонизированной. Это поляризованная система, где каждая составная единица, осуществляет свою политику, между ними нет единства и отсюда возникает неустойчивость. Предложения Ф.Перру- нужно создать глобальную доминирующую силу, которая стимулировала бы рост. Этой силой является государство. Для этого нужно вводить индикативное планирование экономики. Во Франции с 1946 года разрабатываются пятилетние планы. Первые пятилетние планы для государственного сектора носили директивный характер. Затем к концу 50-х годов все субъекты планирования выступают как самостоятельные. В планах предусматривается широкая программа стимулирования (льготные кредиты, льготные цены на электроэнергию, гарантированный рынок сбыта и др.).

Послевоенная французкая экономика развивалась высокими темпами (даже выше, чем в ФРГ) особенно в 60-е годы. Кризис 1973-74 гг. приостановил темпы роста. И с конца 60-х годов планы носят все более ориентировочный характер.

Третья экономика называется Ф.Перру "глобальной". Он говорит здесь о необходимости гармонизации социальных отношений. Глобальный конфликт современного общества он видит между теми, кто получает доход от труда, и теми кто получает доход от капитала, от собственности. Практика народных акций по Ф.Перру полезна, но ограничена. Для разрешения конфликтов Перру предлагает капиталистов сделать наемными работниками, чтобы доход собственников капитала стал бы доходом от общественной деятельности. Перру осуждает буржуазию, которая предпочитает проводить жизнь в праздности. Противоречие нужно разрешать уже на предприятии. Все доходы слить в один котел и распределять их по функциональному признаку. На случай конфликта создать эксплуатационные комитеты, Госсовет. Верховным органом страны должен стать Совет Мудрецов из числа наиболее уважаемых в обществе лиц (американский социолог Д.Белл аналогичную структуру назвал меритократией - правители по праву заслуг перед нацией).

Переход к этому новому обществу должен осуществляться плавно, без социальных революций. Это реформистский вариант трансформации общества с помощью регулирования государства. Заметим, что во Франции сильны позиции коммунистической партии это не могло не сказаться на позитивности взглядов Ф.Перру. Однако многие, и марксисты и немарксисты, упрекали автора "трех экономик" в нереальности его проекта, утопизме.

Тем не менее разработка долгосрочных прогнозов и планов развития ведется теперь не только во Франции, но и в других капиталистических странах. Они отражают потребность в планировании по своему характеру производства.

Читайте также: