Брак в ветхом завете кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеал брака в Ветхом Завете

Несмотря на имевшие место случаи многоженства, в Ветхом Завете нормальным считается именно единобрачие. Только такие браки Библией приводятся в качестве примеров счастливой семейной жизни (Притч. 12:4; 19:4; 31:10 и далее; Пс. 127). Единобрачие считалось наиболее угодным Богу, поэтому ветхозаветному священнику запрещалось брать в жены разведённую или вдову (Лев. 21:7; 21:14).

Единственный и нерасторжимый брак пророки Соломон, Осия, Исаия и Иеремия символически сравнивали с заветом между Богом и ветхозаветной Церковью (Песнь песней, Ис. 62:4-5; Иер. 2:2). Супружескую измену пророк Осия приводит как образ неверности людей Богу (Ос.1:11; 2:1-23).

Расторжение брака в Ветхом Завете

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Учение Исуса Христа о расторжении брака

Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.

Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.

Высокое учение Нового Завета о браке

Отношение к браку в ранней Церкви

Ранняя христианская Церковь против произвольного расторжения брака

Причина расторжения брака в ранней Церкви

Святые Отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния

Очень многие Святые Отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, бл. Августин Иппонийский, бл. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феофилакт Болгарский [21].

Второй брак в ранней Церкви

Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.

Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7:39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.

Со времён Ветхого Завета многое менялось или уходило в прошлое. Так, христиане не носят с собой лопатки, как это велено во Второзаконии, и не приносят в жертву животных.

Брак — одно из Божьих установлений, которое не было отменено в дальнейшем.

Сотворение человека. Фреска

Представления о браке, среди которых моногамия, запрет разводиться и верность во вдовстве взяты именно из Библии. Такие жёсткие требования исходят от Бога. Люди не склонны создавать столь строгие правила, ограничивающие их в жизни. В этом можно убедиться, обратившись к другим религиям, в которых взгляды на брак отличаются большей свободой.

Так, Ламех стал первым упомянутым в Библии двоеженцем. Отступили от моногамии в борьбе за увеличение числа потомства Авраам и Иаков, заплатив за это распрями в семьях.

Авраам. Фреска

Роли мужа и жены.

Согласно Библии брак является неравным союзом, в котором роль руководителя отдаётся мужу. То, что муж – глава семьи неоднократно упоминается и в Ветхом и в Новом Заветах.

В Евангелии брак приравниваются к отношениям Христа и Церкви. Никаким другим формам взаимодействия людей не даётся столь высокая оценка.

Супружеские отношения сравниваются с отношением Христа к Церкви

От супругов требуется взаимная забота друг о друге, но на мужа как на главу семьи возлагается большая ответственность за жену.

Даже первое чудо Христос сотворил на свадьбе: превратил воду в вино на брачном пиру в Кане Галилейской. Этот жест принято расценивать как благословение не только этой конкретной пары, а брака как такового.

А что насчет расторжения брака?

Что принёс Новый Завет.

Если в Ветхозаветное период вступление в брак и рождение детей были обязательны, а бесплодие расценивалось как наказание за грехи, то в Новом Завете кое-что изменилось.

Во времена ожидания Спасителя каждая еврейская женщина желала стать матерью Мессии. Кроме того, в Ветхом Завете дети становились молитвенниками за умерших родителей, ведь даже души праведников попадали в ад.

Когда стало ясно, что Христос уже воплотился, а после Воскресения разрушил врата ада, брак утратил значение как путь к предполагаемому рождению Мессии. Безбрачие перестало быть унизительным, а бесплодие – больше не считалось индикатором греховности.

В седьмой главе Первого Послания к Коринфянам подробно изложены правила поведения супругов, и того, как поступать вдовцам и безбрачным. Апостол призывает сохранять последних их положение.

Браку в Библии отдаётся значительная роль. Его нельзя расторгать; прелюбодеяние – равный грех для обоих супругов, а второбрачие после смерти одного из них нежелательно. Важно, что брак не заканчивается земной жизнью. Любовь преодолевает смерть.

Ни в одной из религий невозможно найти такого высокого отношения к союзу мужчины и женщины.

1. Происхождение.
Институт семьи был установлен Богом как постоянный (а не временный) союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и взаимопомощи (Бытие 2:18). Библия описывает брак как физическую и духовную общность мужчины и женщины, созданных друг для друга (Бытие 2:24, Матфея 19:5).

Теперь давайте последовательно рассмотрим Божий план для семьи:

II. СУПРУГИ

1. МУЖ

Социальные обязанности: к ним относится защита членов семьи. Отец является защитником домочадцев. К самым несчастным людям в Израильском обществе относились вдовы и сироты, которые считались самыми беззащитными людьми. Четыре основные социальные обязанности главы семьи по отношению к сыновьям заключались в следующем (в соответствии с еврейской традицией): обрезание сына, передача наследства первенцу, поиск жены для сына, обучение сына ремеслу.

2. ЖЕНА

III. НОВОЗАВЕТНОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ И СЕМЬЕ.

1. Жениться или не жениться?

2. Христианский брак:

Библия запрещает верующим вступать в брак с неверующими:

3. Взаимоотношения между супругами:

Каково учение Библии о семье, исходя из приведённых выше стихов?
Давайте обобщим только что прочитанное:
1) Человек может не вступать в брак.
2) Однако, для того, чтобы не впасть в грех, Бог рекомендует каждому иметь жену/мужа.
3) Если человек вступил в брак, он связан семейными узами до тех пор, пока оба супруга живы.
4) Библия позволяет развод в двух случаях: Во-первых, в случае прелюбодеяния одного из супругов. Во-вторых, если один из супругов уверовал в Господа Иисуса Христа, а второй не хочет с ним жить.
5) В случае развода у супругов есть только два выбора: либо примириться и вернуться друг к другу, либо оставаться безбрачными до конца жизни.
6) В случае смерти одного из супругов, второй супруг, согласно Библии, имеет право жениться или выйти повторно замуж, но обязательно в Господе, то есть супруг должен быть верующим человеком.
7) Если верующий хочет создать семью, он должен жениться или выходить замуж только за верующего человека.

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОГОМ АНАЛОГИИ СЕМЬИ

1. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:

2. В НОВОМ ЗАВЕТЕ:

Обещание Господа, данное в Ветхом Завете, исполнилось в Новом Завете: Новый Завет описывает Иисуса Христа как жениха, а Церковь — Его невесту, которую Он выкупил, очистил и омыл Своею кровью.

V. СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ НА ЗЕМЛЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТОТИПОМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИИСУСА ХРИСТА И ЦЕРКВИ:

е) Однако, нужно не забывать, что неверность — вторая причина, которая может разлучить супругов. В данном случае, применяя это к нашим взаимоотношениям с Богом, можно сказать, что наша духовная измена (духовное прелюбодеяние) может привести нас к полному отречению от нашего Творца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Иисус описывал Небесное Царство как брачный пир:

А теперь ответьте на вопрос: «Принял ли я приглашение Небесного Отца на брачный пир или ещё нет? «.

Если нет, то чего вы ждёте и почему медлите?
Примите Иисуса Христа своим Господом и спасителем сегодня,
пока двери спасения ещё открыты!


Обязанности мужа

Обязанности жены

Признаки успешного брака

Православная семья

Что из себя представляет православная семья? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к исходному положению и поговорить о трех главных составных частях истинной любви. Наша вера учит нас, что любовь состоит из трех частей, притом неравной значимости: 1. Физическая 2. Душевная 3. Духовная Физическая часть ясна: юноша естественно привлекается к девушке физически. Это та часть любви, которая в начале взаимоотношений обычно является доминирующей. Но для того, чтобы брак был успешен, между мужчиной и женщиной также должно быть взаимное душевное притяжение: это значит, что у них должно быть много интересных тем, о которых они могли бы говорить, что они должны наслаждаться обществом друг друга, что они должны иметь интерес к целой личности друг друга. Это та часть любви, которая должна длиться на всем протяжении брака, до самой смерти. К сожалению, это и есть та часть любви, которая первая отмирает; отмирает просто потому, что она не возделывалась обоими супругами. И в-третьих, любовь состоит из духовного притяжения – когда юноша с девушкой могут говорить о Боге и соглашаться друг с другом. Они также должны быть согласны в отношении целей жизни, не имея никаких преград между собой в этой области. Иными словами, у них должны быть общие цели. Если у них не будет общих целей, если они верят о Боге различно, то как они смогут идти по жизненному пути вместе? Таким образом, самой главной составной частью истинной любви является духовное единство. Однако, вот что получается чаще всего: вступая в брак, молодые люди полностью игнорируют духовное единство. Они лишь испытывают физическое и душевное притяжение, и на этом основании женятся. Никогда не имев дело с духовном аспектом, этот аспект в их браке не существует, и вскоре, ввиду невозделывания душевного аспекта, и первоначально существовавший душевный аспект также блекнет и, наконец, отмирает. После этого они остаются с одним лишь физическим притяжением. А если брак не основан ни на чем более существенном, чем физическое притяжение, то как только появляется третье лицо, к которому один из супругов начинает испытывать сильное влечение, брак распадается, и совершается трагедия прелюбодеяния со стороны одного из супругов и, в конечном счете, развод. Наше общество полностью игнорирует духовную сторону любви, и даже относится враждебно к необходимости душевной совместимости мужчины и женщины, а вот что касается физической, сексуальной стороны – тут уже совсем другое дело: это тот аспект любви, который наше общество превозносит выше всех остальных. Это легко увидеть, зайдя в книжный магазин и подсчитав количество находящихся в нем руководств по сексу. Православие, с другой стороны, старается держать все три составные части в состоянии гармонии, отдавая господствующее положение духовному аспекту. Если мы будем помнить, что главная цель брака является та же, что и цель существования Церкви – т.е. достижение вечного спасения, то мы легко поймем, почему духовный аспект брака не только должен господствовать над физическим и душевным, но должен быть лелеян и возделован.

Читайте также: