Дирижизм это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Интервенционизм является экономической доктриной , которая обозначает чрезмерный интервенционизм из государства в экономической системе в целях модулирования активности рынков . Интервенционизм может признать экономическую полезность этих рынков, но считает важным регулярное вмешательство, чтобы подчинить их политической воле.

Концепция

Контроль - это проявление этатизма , которое отражает недоверие к рыночным механизмам , экономическая полезность которых , тем не менее, признается. Интервенционизм настаивает на необходимости активного вмешательства государства в экономику, что называется волюнтаризмом . Вмешательство позволяет государству дополнять частную инициативу. Вообще говоря, он обеспечивает ориентацию экономической деятельности через контроль за кредитом, валютой, налогообложением и т. Д.

Термин дирижизм появился после 1930-х годов . Иногда это называют плановой экономикой , хотя эти два термина не всегда совпадают. Это может относиться к позиции развивающегося государства, такого как Азия, испытавшего опыт двадцатого века , и чье Министерство экономики было вооруженным крылом стратегии роста, предполагающей тесное сотрудничество между государственными органами и частным сектором. Так было , например, в Южной Корее до ее неолиберального поворота в конце 20 века.

Принцип Д. противоположен принципу саморегулирования экономики в результате действия рыночного механизма, конкуренции. Он лишает, пусть даже частично, рыночную экономику ее главного преимущества перед системой централизованного планирования и управления – внутренних стимулов к саморазвитию и высокой эффективности .

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Смотреть что такое "Дирижизм" в других словарях:

Дирижизм — форма государственного регулирования экономики через политику налогов, развития инфраструктуры и т.д. По английски: Dirigism См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

дирижизм — а, м. dirigisme m. Экономическая система, при которой государство выполняет руковдящую и и ориентационную роль. Трудно сказать, говорит ли здесь нередко присущий левой интеллектуальной элите дирижизм и этатизм (уже вышедший за национальные рамки) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Дирижизм — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ в. во Франции. В результате этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф.Перру о принципах индикативного… … Словарь бизнес-терминов

Дирижизм — (фр. dirigism(e)) политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ в. во Франции. В результате этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф.Перру о принципах … Википедия

ДИРИЖИЗМ — (от лат. dirigens, ntis управляющий) англ. dirigism; нем. Dirigismus. Форма госуд. регулирования экономики через политику налогов, развития инфраструктуры и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ДИРИЖИЗМ — (dirigisme) Стремление государства вмешиваться в экономику постоянно или от случая к случаю. Принцип дирижизма противопоставляется принципу свободы предпринимательства, в соответствии с которым государство отдает предпочтение политике… … Экономический словарь

ДИРИЖИЗМ — (dirigisme) Термин произошел от французского слова diriger (управлять) и относится к деятельности государства в области экономики. Государственное регулирование может принимать форму требований, обусловленных законом, финансовых инициатив,… … Политология. Словарь.

дирижизм — (от франц. Dirigisme) Форма проявления экономического активизма (см.), политики активного вмешательства государства в управление экономикой. Возник в середине ХХ в. во Франции. В его основе лежала теория французского экономиста Ф.Перру о… … Справочник технического переводчика

Дирижизм — экономическая политика, придающая государству как гаранту общего интереса ведущую роль в принятии экономических решений … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ДИРИЖИЗМ — политика активного государственного регулирования в послевоенной Франции. Основой Д. стал созданный в 1944 1945 гг. в результате национализации некоторых банков и ряда отраслей промышленности значительный государственный сектор. Теоретическим… … Большой экономический словарь

(dirigisme) Термин произошел от французского слова "diriger" (управлять) и относится к деятельности государства в области экономики. Государственное регулирование может принимать форму требований, обусловленных законом, финансовых инициатив, штрафов, национализации или комплексного экономического планирования при соблюдении уважения к частной собственности. Чаще всего термин используется, когда речь идет о практике французских правительств, как имперских, так и республиканских.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

(dirigisme) Стремление государства вмешиваться в экономику постоянно или от случая к случаю. Принцип дирижизма противопоставляется принципу свободы предпринимательства, в соответствии с которым государство отдает предпочтение политике экономического невмешательства.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ в. во Франции. В результате этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф.Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования в привилегированных точках экономики, был создан в стране большой сектор государственной экономики, включающий в себя ряд отраслей промышленности и кредитно-финансовых учреждений.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

политика активного государственного регулирования в послевоенной Франции. Основой Д. стал созданный в 1944-1945 гг. в результате национализации некоторых банков и ряда отраслей промышленности значительный государственный сектор. Теоретическим обоснованием Д. стали идеи известного французского экономиста Ф.Перру, в частности, разработка принципов индикативного (рекомендательного) государственного планирования, принцип избирательной государственной экономической политики, концепция "привилегированных точек" (отраслей, корпораций) поддержки.

ДИРИЖИЗМ а, м. dirigisme m . Экономическая система, при которой государство выполняет руковдящую и и ориентационную роль. Трудно сказать, говорит ли здесь нередко присущий левой интеллектуальной элите дирижизм и этатизм (уже вышедший за национальные рамки) либо картезианская вера в силу идей и разума. Диалог 1992 2 78. Тормозом <в Европе> служат традиции дирижизма, давление государственной бюрократии. Звезда 2001 1 232.

Вопрос возможности применения дирижизма в России может быть решен только исторически. Любая социально-экономическая и политическая система проявляется наилучшим образом, только оказавшись в нужное время в нужном месте. Поэтому применение иностранного опыта в другой стране без учета историко-национальных особенностей, как правило, либо не дает ожидаемых результатов, либо дает негативные результаты. Следовательно, надо рассмотреть данную проблему в историческом контексте.

Вначале предлагаем посмотреть — в каких исторических условиях сформировались три основные современные концепции государственного регулирования экономики — неолиберализм, кейнсианство и дирижизм. Всем трем указанным концепциям государственного регулирования капиталистической экономики предшествовала концепция экономического либерализма, предполагающая полное невмешательство государства в экономику. Она сформировалась в Западной Европе, в первую очередь в Англии и Франции (бывшими тогда лидерами в мировой экономике), на рубеже XVIII и XIX вв. и господствовала в экономической науке до середины 1930-х гг. Однако на практике государственное регулирование экономики в той или иной степени присутствовало в Европе и США в течение всего указанного периода. Оно касалось отдельных отраслей или секторов народного хозяйства, например, железнодорожного строительства, внешней торговли. Можно выделить также развитие социально- экономической политики с конца XIX в., особенно в Западной Европе.

Первый опыт всестороннего государственного регулирования экономики в новейшей истории был приобретен во время Первой мировой войны. Дело в том, что предшествующие европейские войны продолжались год (максимум два), поэтому у всех участников Первой мировой войны ресурсы были заготовлены на этот срок. По мере исчерпания ресурсов все воюющие страны вынуждены были срочно, не прекращая военных действий, пополнять воинские продовольственные, транспортные ресурсы на фронте и обеспечивать снабжение производства и населения в тылу. Эту срочность не мог обеспечить свободный рынок, и начала формироваться система всестороннего государственного регулирования и регламентирования экономики. Однако после окончания войны эта система прекратила свое существование, так как сочли, что в мирное время необходимости в ней нет.

Наиболее всесторонними и последовательными были во время Великой депрессии антикризисные программы государственного регулирования в США и в Германии. В обоих случаях в них следует различать собственно антикризисные, временные меры и экономические реформы, действия которых продолжилось после окончания кризиса. Например, в Новом курсе Рузвельта собственно антикризисными мерами были компенсации фермерам за сокращение производства, разрешение раздела рынков временно созданным отраслевым союзам производителей, строительством государством дорог и других объектов инфраструктуры, а изменение биржевых правил, ужесточение антимонопольного законодательства, расширение прав профсоюзов относились уже к экономическим реформам. Экономические кризисы всегда являются стимулом к обновлению капиталистической экономики — технологическому, организационному и институциональному.

Хотя антикризисное государственное регулирование экономики в 1930-х гг. было временным явлением, Великая депрессия произвела такое впечатление на экономистов-теоретиков, что у них возникла идея необходимости постоянного всестороннего государственного регулирования экономики, а не только во время войн и кризисов. В результате в середине 1930-х гг. в экономической науке появились две основные концепции государственного регулирования капиталистической экономики — кейнсианство и неолиберализм, которые существуют и до настоящего времени.

По мнению же неолибералов, государство должно только вернуть утраченный из-за монополизации экономики механизм ее саморегулирования, который заключается в том, что свободные конкурентные цены отражали соотношение спроса и предложения в отдельных отраслях народного хозяйства и стимулировали его выравнивание. Если спрос выше предложения, цены растут и дают сигнал производителям увеличивать производство, если же спрос ниже предложения, действует обратный механизм. В условиях монопольных цен этот механизм саморегулирования не работает, так как цены негибкие и не отражают реального соотношения спроса и предложения, поэтому государство должно вернуть свободную конкуренцию и свободные цены и следить за их сохранностью. Неолибералы сравнивали роль государства в экономике с судьей на футбольном поле. Другими словами, само государство не является хозяйствующим субъектом, но обеспечивает частному бизнесу комфортные институциональные условия предпринимательской деятельности.

Однако экономический цикл, независимо от желаний теоретиков и политиков, сменяет периоды подъема на периоды спада — наступила очередная фаза спада большого цикла (2005—2025), в который вошли кризисы среднего цикла (2008/09, 2015, 2021/22). Одним из отличий этой фазы спада от предыдущей было то, что с ее началом не произошел резкий поворот в экономической теории и политике, какой наблюдался в 1970-е гг. Тогда кейнсианство после кризиса 1968/69 гг. сменилось на неолиберализм, теперь, после кризиса 2008/09 гг., кейнсианцы захотели взять реванш. Однако борьба неолибералов и оживившихся кейнсианцев, начавшаяся после кризиса 2008/09 гг., идет до сегодняшнего дня без явного преимущества одной из сторон.

Обратимся, наконец, к современной России. Как уже отмечалось выше, сейчас у нас экономической блок правительства опирается в основном на неолиберальную концепцию, хотя и подвергается растущей критике государственников. Дискуссия на эти темы в мировой экономической науке не дает пока преимущества ни одной из сторон. Поэтому можно просто порассуждать о проблеме государственного регулирования экономики, опираясь на историю.

Другой фактор, который необходимо учитывать при сравнительном анализе разных вариантов государственного регулирования экономики, — это политические, о которых говорилось выше, и национальные особенности развития капитализма. Например, если сравнить социально-экономическую политику таких развитых регионов мировой экономики, как США, Западная Европа и Япония, то в США государственная поддержка населения представлена в наименьшей степени, в Японии она осуществляется преимущественно не на уровне государства, а на уровне фирм и корпораций, а в наибольшей степени социально-экономическая политика развита в Западной Европе. Не вдаваясь в подробные объяснения, можно утверждать, что это связано с историческими и национальными традициями.

Что же мы имеем в России? У нас капитализм еще очень молод (для истории 25 лет не срок, а традиции российского капитализма конца XIX — начала XX в. прочно забыты и остались только в книгах), а молодому, несформировавшемуся окончательно организму требуется помощь. Кроме того, в России с конца XV в., когда была создана Московская Русь, и до конца XX в. было централизованное государство, традиции которого во многом сформировали менталитет русского народа — и это тоже надо учитывать при формировании институциональной среды, в том числе в сфере экономики.

Поэтому мы склоняемся к мысли, что на данном историческом этапе развития России ее экономике больше соответствуют значительное государственное регулирование и стимулирование, предположительно на основе концепции дирижизма.

Читайте также: