Дипломатия это в истории 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Причины международных конфликтов.

Первая причина . Две точки зрения на то, какая должна быть Европа: 1) правившие в Священной Римской империи австрийские Габсбурги считали, что должна существовать единая империя, во главе которой должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (из династии Габсбургов конечно же), 2) Англия и Франция считали, что в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Третья причина. Экономические противоречия — борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях.

Четвертая причина . Отсутствие ясной и постоянной политики некоторых стран. Позиции французских королей менялись в зависимости от интересов внутренней политики, их вероисповедания и личных симпатий, поэтому они выступали то на стороне Англии, то на стороне Испании.

Соперничество между Францией и Испанией за влияние на богатую Италию привело к Итальянским войнам (1494—1559). В этих войнах приняли участие французы, испанцы, итальянцы и немцы. Итогом войны стало фактическое подчинение Италии испанскому королю.

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА . Причины

Первая общеевропейская война. Так историки называют Тридцатилетнюю войну (1618—1648), поскольку она была войной не двух-трёх держав, а почти всех стран Европы, объединённых в две мощные коалиции.

Война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами. На стороне католиков и Габсбургов сражались Австрия, германские католические князья и Испания. Им противостояли германские протестантские князья, протестантские Дания и Швеция, а также католическая Франция, стремившаяся не допустить усиления позиций Габсбургов в пограничных с ней немецких княжествах. Антигабсбургский лагерь с начала конфликта поддерживала и Россия.

Император Священной Римской империи Фердинанд II Габсбург (1619-1637) поставил перед собой задачу искоренить протестантизм и установить контроль империи над всей европейской территорией.

В ходе войны расстановка сил менялась: многие германские князья переходили то на одну, то на другую сторону. Военные действия в основном шли на территории Германии.

Чешский период 30-летней войны .

Поводом к войне послужили события в Чехии, входившей в состав Священной Римской империи. В 1618 г. чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников. Это означало разрыв отношений с Австрией. Чехи под предводительством графа Турна двинулись на Вену и в июне 1619 года завладели её предместьями.

Фердинанд II, ставший в 1619 году императором, отправил против повстанцев большую армию, которая в 1620 г. разбила наголову чешское войско у Белой горы, после чего над восставшими учинили жестокую расправу. Чехия была превращена в австрийскую провинцию Богемию.

Датский период 30-летней войны .

Победа императора вызвала тревогу Дании, имевшей свои территориальные владения в Северной Германии. Дания вступает в коалицию с Англией и Голландией и в 1625 г. начинает военные действия.

Но на помощь католикам приходит талантливый полководец Альбрехт фон Валленштейн (1583—1634), который в отсутствии в казне денег предложил Фердинанду II создать армию в 50 тыс. человек без особых расходов для казны. За это император назначил его имперским главнокомандующим. Военная система Валленштейна состояла в том, что армия должна сама себя содержать путём ограбления населения той местности, где она находится. Император узаконил разбой солдат на покорённых территориях.

В 1626 г. имперские войска разгромили датчан и их немецких протестантских союзников и заняли территорию северогерманских государств. На этих землях было восстановлено господство католической церкви. Потеряв половину армии, датский король бежал, а затем был вынужден заключить мир (1629) и обязался впредь не вмешиваться в дела Германии.

Шведский период 30-летней войны .

Шведский король Густав II Адольф — страстный лютеранин, хотел ослабить позиции католицизма и захватить в свои руки всё Балтийское море, собирать в свою пользу торговые пошлины, превратить королевство в сильную балтийскую империю.

В 1630 г. Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией.

Помощь шведскому королю оказывали Франция и Россия. Франция, желавшая ослабить Габсбургов, помогала деньгами. Россия поставляла Швеции дешёвый хлеб, надеясь при её поддержке вернуть Смоленск, захваченный Польшей.

Шведский король занял земли Южной Германии. В ноябре 1632 г. шведские войска в битве у Лютцена нанесли поражение войскам императора, однако в кавалерийской схватке погиб король Густав II Адольф. После гибели своего полководца шведские войска остались в Германии и превратились в таких же грабителей, как и банды Валленштейна.

Окончание 30-летней войны

В 1634 году сын Фердинанда II, будущий император Фердинанд III, нанёс шведам решительное поражение при Нёрдлингене. Сложившейся ситуацией воспользовалась Франция, заключившая союз с Голландией и Швецией. В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании, а кардинал Ришелье посылает в Германию французские войска.

Вестфальский мир.

Война закончилась в 1648 году Вестфальским миром, заложившим основы новых отношений между государствами в Европе. По условиям мирного договора Франция получила Эльзас. Швеции была выплачена контрибуция, но главное — она получила обширные земли на Балтике, закрепив таким образом свой контроль над устьями важнейших судоходных рек Германии — Одера, Эльбы и Везера. Важнейшие торговые пути Германии оказались в руках шведов. По Вестфальскому миру была признана независимость Голландии (Соединённых провинций) от Испании.

Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Были признаны равноправными католическая и протестантская церкви. Священная Римская империя германской нации фактически распалась, но вопрос создания национальных государств на её территории решён не был. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии.

Равновесие сил в Европе, основанное на Вестфальском мире, держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Война за испанское наследство.

В 1700 г. умер король Испании Карл II Габсбург. По его завещанию корона Испании переходила внуку французского короля Людовика XIV герцогу Филиппу Анжуйскому. Однако ни одна европейская страна не пожелала с этим примириться, боясь ещё большего усиления Франции. Великобритания, Голландия и другие страны начали войну, которая привела Францию к разорению.

По условиям мирного договора 1714 года Филипп Анжуйский отказался от прав на французскую корону. Война ослабила и Бурбонов, и Габсбургов, и в Европе сложился новый баланс сил. Значительно усилилась Англия. Расширились и возможности для английской колонизации Северной Америки.

Другие войны XVIII века.

Северная война (1700—1721). Россия в союзе с Данией воевала против Швеции. В этой войне победу одержала Россия.

Война за австрийское наследство (1740—1748). В 1701 г. император Священной Римской империи разрешил появлению нового государства — королевство Пруссия. В 1740 г. умирает император Карл VI Габсбург, завещая все свои владения дочери — Марии Терезии. С этим решением не согласились европейские монархи. На австрийское наследство предъявил права король Пруссии Фридрих II. В войну против монархии Габсбургов вступили Франция, Испания и часть немецких князей. Марию Терезию поддержали Великобритания, Голландия и Россия.

Но условиям мирного договора Марии Терезии удалось сохранить единство своих территорий. Со времени этой войны между династией прусских и австрийских королей началось острое соперничество за первенство среди германских государств.

Семилетняя война (1756—1763). В ней Пруссия и Англия воевали против Австрии, Франции, Саксонии, России и Швеции. В этой войне проявилась военная мощь России, армия которой нанесла ряд поражений считавшейся непобедимой прусской армии и дошла до Берлина.

В итоге Семилетней войны европейские границы не изменились, а наибольшие выгоды получила Англия, к которой перешли большие французские владения в Индии и Северной Америке (Канада и Луизиана). Англия, оттеснив Францию, стала ведущей колониальной и торговой державой мира.

В результате французских и польских интриг османский султан Мустафа III в 1768 году объявил войну России, воспользовавшись как предлогом действиями русской армии в Речи Посполитой.

В 1774 году Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли земли в Крыму (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже — в 1783 году), а также Азов и Кабарда. Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Россия получила право вести торговлю и обладать военным флотом на Чёрном море.

Конспект урока «Международные отношения в XVI-XVIII веках«.
Следующая тема:


1. Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства.

2. Разг. Тонкий расчет, изворотливость, уклончивость в действиях, направленных к достижению какой-л. цели. — Не утерпел и бухнул про свой ночной поход и про мужчину в шляпе? — Бухнул. — Кол тебе за дипломатию! — подосадовал я. Л. Линьков, Горькая правда.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Диплома́тия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

ДИПЛОМА'ТИЯ, и, мн. нет, ж. [см. дипломат]. 1. Международная политика; сношения правительства с иностранными государствами и способы их ведения (полит.). 2. Ухищрения, тонкость, уклончивость в действиях (разг.). Бросьте вашу дипломатию, говорите прямо.

диплома́тия

1. деятельность государства по осуществлению внешней политики

2. перен. уклончивость в отношениях с другими людьми, избегание прямых столкновений при достижении собственных целей

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова судьбина (существительное):

Ассоциации к слову «дипломатия»

Синонимы к слову «дипломатия»

Предложения со словом «дипломатия»

  • Вообще инструкции послам свидетельствуют о том, что руководители русской дипломатии видели трудности с ратификацией польско-литовской стороной московского договора, хотя и не предполагали безоговорочного отказа.
  • В Варшаве и Дрездене французская дипломатия подготовляла умы к мысли об ожидаемом в России перевороте.

Сочетаемость слова «дипломатия»

Экономическая дипломатия — элемент внешней политики государства; разновидность дипломатии, включающая в себя дипломатические действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне: увеличение экспорта, привлечение иностранных инвестиций, участие в работе международных экономических организаций.

Публи́чная диплома́тия (англ. public diplomacy) — комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. digital diplomacy, e-diplomacy) — использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. В электронной дипломатии принимают участие государственные ведомства, в первую очередь внешнеполитическое, правительственные органы, а также неправительственные организации.

Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.

Краткая история становления и развития международных отношений.

История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale, отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.

В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.

16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:

Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.

Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.

На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.

В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.

Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:

В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.

С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.

Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.

Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.

Заключение.

В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

В поисках баланса сил

1. В XVI в. новый фактор стал определять отношения между странами и народами.

2. В 1494-1559 гг. крупнейшим из франко-испанских конфликтов стали Итальянские войны.

3. В конце XVI-XVII вв. обрела значительное влияние, например, Швеция, подчинившая Норвегию и Финляндию и боровшаяся за датские, польские и прибалтийские земли.

Тридцатилетняя война

2. В 1620 г. чешские протестанты были разгромлены в битве у Белой горы, Фридрих изгнан из своих владений.

3. В 1630 г. в войну вступила Швеция.

4. В 1632 г. недалеко от Лейпцига у городка Лютцен произошла решающая схватка войск Густава Адольфа и Валленштейна.

5. В 1634 г. за попытку примириться с протестантами поплатился жизнью Валленштейн.

Вестфальский мир и новая карта Европы

1. Карта оставалась неизменной.

2. Швеция получила немецкие земли.

3. Франция захватила спорные земли на границе с Германией и закрепила свои права на присоединённую ею раньше Лотарингию.

4. Европейские страны признали независимость республики Соединённых провинций от испанских Габсбургов.

5. Немецкие, австрийские и чешские земли были разорены. Население сократилось в несколько раз. Экономика надолго подорвана.

Вывод: одним из важнейших итогов Тридцатилетней войны стало осознание того, что религиозные споры невозможно решить вооружённым путём.

Тридцатилетняя война

Причины конфликтов:

1. Две разные точки зрения на то, каким должно быть политическое устройство Римской империи.

2. Разногласия между католиками и протестантами.

3. Экономические противоречия – борьба за колонии, рынки, за господство на морских торговых путях.

4. Политическое: Римская империя хотела единое государство.

Участники:

Римская империя, Австрия, Испания, германские католические князья, Нидерланды, Дания, Швеция.

Причины войны:

1. Фердинанд II Габсбург поставил перед собой задачу искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над возможно большей европейской территорией.

2. Война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами.

В ходе войны расстановка сил время от времени менялась: многие германские князья переходили то на одну, то на другую сторону.

Читайте также: